Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Любовь и банки"

Банкинг — явление социальное. Когда примерно полтора года назад в разговоре с автором этих строк президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков высказался в этом духе, многие пожали плечами. Мол, демагогия, общие слова и предвыборные реверансы в сторону простого народа.Трудно сказать, насколько выборная конъюнктура сыграла свою роль, но за последний год «социальность» банковского рынка стала не только очевидной, но и почти осязаемой. Во всяком случае, для тех банков, которые посетили либо представители прокуратуры, либо эмиссары Роспотребнадзора. В конечном итоге вал жалоб заемщиков, захлестнувших госорганы, воплотился в одну, но более чем весомую бумагу: ровно год назад Центробанк порекомендовал банкам раскрывать перед клиентами эффективную процентную ставку, которая часто отличалась от номинальной, как стриптизерша от монашки. В течение года аббревиатура ЭПС заменяла банкирам кариес: при взгляде на нее казалось, что доказать теорему Ферма будет попроще. И наконец, совсем недавно ЦБ придумал новый формат кредитной честности: теперь банкам велено открывать перед заемщиком не ЭПС, а ПСК — полную стоимость кредита, включающую и проценты, и погашение основного долга, и все сопутствующие платежи, включая комиссию, взносы на страховку и пр.
   Впрочем, ЭПС или ПСК — это, скорее, что-то вроде анамнеза, а не лекарство. Взаимоотношения банков и заемщиков по-прежнему остаются больным местом отечественного финансового рынка.

   История болезни

   «На что жалуетесь?» — «На кредиты… Если три-четыре года назад такой диалог в кабинете врача показался бы шуткой, то ныне ситуация в корне изменилась, — говорит Дмитрий Синарев, практикующий психоаналитик. — Еженедельно на прием приходят по нескольку человек, которым можно смело ставить диагноз: нервное расстройство на почве кредитных обязательств. Уже появляются и родственники тех, кто влезает во все новые и новые займы…»
   Сегодня появился специальный термин — кредитомания. «Это совершенно новое для нашего общества явление, — отмечает психолог Майя Шмакова. — Человек, клюнув на рекламные уловки, начинает брать кредиты и не может остановиться, в результате это иногда ставит его в безвыходное положение и, как правило, заканчивается депрессией или даже суицидом. Кредитомания как отклонение еще не изучена, но можно провести аналогию с игроманией».
   По мнению Шмаковой, к идеологии жизни в кредит психологически оказалась приспособлена лишь незначительная часть россиян. Прочим же остается пополнять армию недовольных, раздраженных и негодующих клиентов банков, и напряжение на оси «банк—заемщик» продолжает расти. Символично, что одним из самых посещаемых разделов портала Banki.ru стал так называемый «Народный рейтинг банков», где пользователи высказывают свои претензии к различным сервисам кредитных учреждений. А российский Союз потребителей, в свою очередь, открыл специальную «Жалобную книгу» на портале Pro-Credit.ru.
   По результатам опроса, предпринятого «Профилем» и порталом Banki.ru, почти каждый десятый респондент считает банк источником проблем и раздражения. 7,8% отмечают, что кредиты принесли им только вред, а 27% полагают, что кредитный бум последних лет в той или иной степени наносит вред и развитию всей страны.

   Все на борьбу с безграмотностью?

   Задумавшись над проблемой взаимоотношений населения с кредиторами, власти предержащие рекомендовали свой вариант лечения кредитной болезни — идею повышения финансовой грамотности населения. В итоге сегодня о борьбе с финнеграмотностью не говорит разве что ленивый. Уже «пилятся» какие-то бюджеты, в вузах и PR-агентствах срочно стряпают некие образовательные и пропагандистские программы, надеясь получить под них хоть кусочек финансирования. Словом, процесс пошел, как говаривал первый и последний президент СССР.
   «Виновники торжества» — сами банки — также не остались на обочине и наперегонки запускают те или иные проекты, связанные с просвещением финансово дремучего населения. Банк «Хоум Кредит», например, разместил на своем сайте словарь банковских терминов и принял кодекс ответственного кредитования; ДжиИ Мани Банк открыл специальный интернет-портал, посвященный идее финансового просвещения. Перечень акций не возбраняется продолжать и далее. В целом можно констатировать: дешево и сердито. Даже если воздержаться от ехидных вопросов, означает ли это, что прежде кредитование было безответственным, или банкиры не представляли себе, на что способен Интернет?
   В любом случае «суха теория, а древо жизни пышно зеленеет». Трудно сказать, насколько население, вооруженное словарем и букварем, будет готово ответственно кредитоваться, но пока все типичные проблемные ситуации между кредиторами и заемщиками остаются актуальными. Последние жалуются почти на все, что есть в этих взаимоотношениях. На то, что банковские клерки не раскрывают при подписании договоров весь объем платежей по ссудам. На большие штрафы и пени, начисляемые за просрочку платежа. На грубость коллекторов. На то, что банки «забывают» оформить закрытие пластиковой карты при погашении кредита, а потом требуют оплату за годовое ее обслуживание. И наконец, просто на живучесть «совковых» традиций во взаимоотношениях с клиентами.
   Лишь 31% участников опроса «Профиля» и Banki.ru считают, что сегодняшний банковский сервис характеризуют забота о клиенте, хорошая информированность и компетентность. А более половины (52%) респондентов считают основными его характеристиками безразличие к клиентам, хамство и непрофессионализм банковского персонала.

   Кадры решают все

   Впрочем, не будем ограничиваться общими словами. Ровно два года назад «Профиль» предпринял собственный кредитный эксперимент, целью которого стало выяснение всех реалий банковской розницы. Автор этих строк взял в ряде известных розничных банков десяток потребительских кредитов (см. статью «Как стать миллионером», «Профиль», 19 июня 2006 года). В течение двух лет вокруг этих ссуд разыгрывались разные ситуации. Основной вывод: известное сталинское изречение о кадрах, которые решают все, по-прежнему верно. Причем на разном уровне решают по-разному.
   Для начала — сама процедура выдачи. Из 12 банков, в которых автор пытался взять кредит, 10 его оформили. Причем в самых разных вариациях — за откаты, на подставные документы, через банковский офис и через точки продаж в торговых центрах. Если учесть, что в одном кредитном учреждении заемщик позиционировался как журналист, в другом — как специалист по маркетингу, а в третьем — как завхоз, о качестве банковских проверок судить трудно. «На самом деле большинство банковских служб безопасности проверить информацию о вас могут только по классическим базам данных — ГИБДД, регистрации недвижимости и т.п., — пояснил «Профилю» экс-офицер КГБ, ныне занимающийся вопросами безопасности в одной из коммерческих структур. — Проверить, работает ли человек в той или иной компании, владеет ли он автомобилем или тот только числится на его имя и давно гниет на свалке, действительно ли ему выплачивается заявленная «серая» зарплата, практически нереально».
   Что касается пресловутого скоринга, то автор в рамках эксперимента его тоже проверил на себе, подав заявку в два пункта продаж Альфа-банка в одном и том же торговом центре. Через пять минут в одном из пунктов в кредите отказали, в другом — выписали запрошенную сумму. После чего трудно поверить в сколь-либо обоснованные системы оценки заемщика, на которых зиждется подобный скоринг.
   Схожим образом дело обстоит и с визуальным андеррайтингом, попросту — фейс-контролем, которому банки обучают своих кредитных клерков. А коль скоро речь идет о 20—25-летних юнцах с зарплатой в $700—800, то и фейс-контроль получается адекватный тем представлениям о мироздании, которые способны породить такой возраст и такая зарплата. Посему в «Ренессанс Капитале» причина отказа в кредите была совсем простой: юный клерк не поверил, что заемщик с ежемесячным доходом в $4 тыс. может ходить в кроссовках. Ну не вписывалось это в его представления о столь ослепительном богатстве.

   Картинки с выставки

   Наш эксперимент позволил сделать несколько выводов о состоянии дел на оси «банк—заемщик».
   Вывод первый. Жалуясь на недоверчивость и предвзятость мнений финансово безграмотного населения, банки сами демонстрируют максимальную нервозность.
   Реакция на задержки кредитных платежей практически у всех банков схожая: надо срочно найти клиента и надавить на него.
   «Здравствуйте, вы у нас в списке злостных неплательщиков», — сообщает по телефону сотрудник ДжиИ Мани Банка, в котором была взята одна из экспериментальных ссуд. «Молодой человек, а вы отдаете себе отчет, что слово «неплательщик» образовано от «не платить»?» — «Да, конечно». — «Тогда давайте посчитаем. У вас был взят кредит на сумму 90 тыс. рублей. К сегодняшнему моменту выплачено вместе с процентами 95 тыс. рублей, осталось около 15 тыс. рублей, так?» Клерк подтверждает. «Так объясните, каким образом человек, который уже выплатил больше, чем брал, может считаться неплательщиком? Может, лучше отнести его к категории недисциплинированных плательщиков?» Как следует из объяснения клерка, в банке такой категории не предусмотрено. Заемщики здесь делятся на две категории — черные и белые. И никаких полутонов. Соответственно, вполне ответственные должники, допустившие временный сбой в платежах по каким-то форс-мажорным причинам, автоматически имеют в отношениях с банком проблемы.
   Исключение в рамках нашего эксперимента составил лишь Ситибанк: только тут коллекторская служба прониклась проблемами заемщика, и после личной встречи за чашкой кофе между должником и представителем кредитора было достигнуто полюбовное соглашение о своеобразных каникулах в платежах на время трудностей у клиента. Трудности закончились, накопившаяся просрочка была погашена, и весь кредит продолжал исправно гаситься к вящему удовольствию сторон.
   Вывод второй. Несмотря на разговоры о высоких сервисных технологиях, скорингах и андеррайтингах, при малейшем отклонении от модели идеального заемщика кредиторы применяют самую старую и испытанную технологию — брать на испуг. Клерки банка «Возрождение», например, в этом процессе превзошли даже собственную, весьма корректную с клиентами, службу безопасности. Заместитель заведующего красногорским филиалом «Возрождения», как только по нашему экспериментальному кредиту была допущена просрочка, напомнил заемщику о возможной судебной ответственности. Этого вполне логичного действия ретивому банкиру показалось мало, и он дополнил «работу с должниками» собственным ноу-хау: позвонил по рабочему телефону заемщика и сообщил секретарю учреждения, что такой-то его сотрудник взял кредит и просрочил выплаты по нему. При этом финансиста совершенно не смущает, что за просрочку оплаты ссуды заемщик отвечает по административному кодексу, а вот за раскрытие банковской тайны, к которой относится информация о финансовом положении клиента, банкир отвечает уже по Уголовному кодексу. В сознании армии банковских клерков прочно укоренилась мысль, которую пока не способен одолеть даже г-н Онищенко с его «акульей хваткой» в любом вопросе: банк всегда прав.
   Многие российские коллекторы, несмотря на принятие хартии коллекторов и многочисленные призывы к цивилизованному ведению долгового бизнеса, также остаются по своей сути «человеком с дубьем». И действуют соответственно. Например, в КредитЕвропаБанке девица, ведающая вопросами просроченных займов, безапелляционного заявила заемщику, пытавшемуся переговорить о процедуре погашения долга: «Вы че, еще условия нам будете ставить? В течение трех дней вы должны внести на наш счет 134 тыс. рублей, иначе — ждите, к вам придут…» Чуть позже из разговора с топ-менеджерами банка выяснилось, что на подобный тон сотрудника никто не уполномочивал, банк и хочет, и умеет договариваться со своими должниками, и в данном конкретном случае погасить следует 78 тыс. рублей. Просто рядовой девице из колл-центра корректные разговоры вести лень и проще просто угрожать клиентам: авось кто и испугается. О том, что имидж банка в глазах клиента сформируется скорее благодаря поведению подобного сотрудника, чем декларациям его руководства, вероятно, и говорить не надо.
   Вывод третий. Несмотря на медоточивую рекламу и многочисленные словеса о клиентоориентированности банкинга, клерки по-прежнему уверены, что банк, кредитующий физическое лицо, — это благодетель, а клиент есть тварь дрожащая и никаких прав не имеет. Долг — это все, сервис — ничто.
   Звонок в Ситибанк: «Алло, девушка, на мой мобильный перестали поступать сообщения о транзакциях по пластиковой карте. Проверьте, пожалуйста, может, где-то сбой?» — «Одну минуточку». Телефонисты Ситибанка традиционно безукоризненно корректны. Проходит некоторое время, и девушка все тем же вежливым и мягким тоном сообщает: «Я проверила, все в порядке: у вас задержек по кредиту нет. Банк к вам претензий не имеет…» И дает отбой. Приходится перезванивать: «Девушка, я не спрашивал, имеет ли банк претензии ко мне. Я высказал свою претензию к банку…» Девица в искреннем недоумении: «Но ведь вы же наш заемщик!» — «Да, но при чем тут это? Сейчас я хочу добиться, чтобы нужный мне сервис работал». — «То есть мы вам денег дали, а вы нам еще и претензии предъявляете?» Телефонистка чуть не задохнулась от такой наглости. И невдомек ей, судя по всему, что клиент остается клиентом вне зависимости от того, брал он кредит в банке или нет. Видимо, тут идеология простая: деньги взял — молчи в тряпочку…
   «Это же все частности! — воскликнет какой-нибудь идеолог российского банкинга, читая эти строки. — Какая-то телефонистка, какой-то клерк… Глобальнее надо мыслить». Однако практика показывает, что именно из-за таких мелочей катится вал «народного недовольства» отечественной кредитной системой. И десятки тысяч жалоб в Роспотребнадзор или отзывов на банковских интернет-порталах полны именно таких «мелких» претензий к конкретному клерку, конкретному сервису, конкретному недоразумению.

   Заграница нам поможет?

   На заре кредитного бума у многих, в том числе, признаюсь, и у автора этих строк, бытовало наивное убеждение: вот придут массово на рынок иностранцы, и все будет о’кей: и ставки процентные снизятся, и сервис будет безупречным, и клиента будут обихаживать «по-западному». Не случилось. Оно и понятно: зачем снижать маржу или тратиться на дополнительное качество там, где рынок и без того растет бешеными темпами, а спрос превышает предложение? Иностранные банкиры прежде всего бизнесмены и готовы поступиться уровнем европейской цивилизованности ради уровня российской прибыльности. Так что по-прежнему в цене старая истина: джентльмен к западу от Суэца не может нести ответственность за то, что делает джентльмен к востоку от Суэца.
   В рамках нашего эксперимента наглядной иллюстрацией этого стала история взаимоотношений с тем же Ситибанком.
   Выясняя очередную порцию недоразумений, связанных с интернет-банкингом в этом заведении, автору довелось услышать от раздраженного клерка: «Вы меня учить, что ли, будете, как нам здесь работать? Я здесь вообще-то почти пять лет…» «Безусловно, срок, внушающий уважение, — ответил я. — Вопрос лишь в том, что моя семья является клиентом вашего банка уже 90 лет». Наивное предположение, что стаж обслуживания произведет впечатление на клерка, рассыпалось в прах: девушке было абсолютно безразлично. Более того, как впоследствии выяснилось, в Ситибанке, гордящемся своей давней историей, нет ни одного чиновника и ни одной инстанции, готовой рассмотреть вопрос о возвращении депозита, открытого в 1917 году еще прабабушкой автора в Первом национальном Ситибанке (преемником которого полвека спустя и стала «Ситигруп»). И нет никакого желания этим заниматься. Меня долго футболили от инстанции к инстанции, а в конечном счете пришел ответ от пресс-службы «Сити»: «Никто, абсолютно никто просто не знает, как к этому вообще подступиться можно… ЗАО КБ «Ситибанк» ни юридически, ни исторически вообще не имеет ничего общего с Первым национальным Ситибанком или Международной банковской корпорацией, которые открыли отделения в Москве и Питере в начале прошлого века…»
   С этим ответом вполне можно было бы смириться, если бы не одно маленькое «но». Открываем сайт Ситибанка и вдруг видим там историческую справку о Ситибанке, старинную фотографию и подпись под ней: «Первый Ситибанк в России: отделение банка National City в Петрограде, 1917 год». Тот самый, к которому вроде бы нынешний «Сити» даже «исторически» никакого отношения не имеет. Что тут можно сказать? Вот тебе, прабабушка, и Юрьев день…

   Заклятые друзья

   Взаимоотношения с клиентами в последний год ушли из условного перечня самых горячих тем российского финансового рынка. Это логично: мировой кризис ликвидности затмил популярную прежде тему возможного кризиса невозвратов, которому способствует неотрегулированность отношений. Однако пока гора не идет к Магомету, Магомет постепенно приближается к горе: просроченная задолженность по кредитам по-прежнему растет весьма внушительными темпами. В начале года ее общий объем по России превысил психологически знаковый рубеж в 100 млрд рублей, и ныне, по данным Центробанка России, общий объем просроченной задолженности физических лиц составляет около 113 млрд рублей.
   Далее вполне может сработать кумулятивный эффект. Где легче всего спрятать лист? «В лесу, среди миллиардов других листьев», — отвечал на этот философский вопрос Гилберт Честертон. И кто знает, не последуют ли многие россияне, так или иначе «обиженные» банкингом, этому совету.
   В любом случае приходится констатировать: закончился «медовый месяц» российского банкинга не только в финансировании на западных рынках, но и во взаимоотношениях с клиентами. И банкинг вполне может сказать сейчас о себе словами Цезаря: «Я был хорош, пока взбирался». Теперь же, когда первый подъем закончился, настало время пересматривать сложившуюся систему ценностей.
   Пока четкой идеологии подобной ревизии на рынке, видимо, нет. Буквально на днях по инициативе журнала «Финанс» в московском «Марриотт Роял Аврора Отеле» прошел «круглый стол» на эту тему. Уже само название «стола» — «Розница: Эльдорадо или обуза для банков?» — говорит о том, что игроки рынка пока не знают надежных рецептов, как нам обустроить банковскую Россию.
   Но обустраивать как-то придется.

   Наука разлюбить
   Типичные ошибки банков при контактах с клиентами

   Во взаимоотношениях между банками и их клиентами, в общем-то, действуют те же законы, что и между влюбленными. Хотите сохранить любовь — будьте внимательны и добры друг к другу. Хотите избавиться от бывших возлюбленных — начинайте игнорировать их, грубить, опаздывать на свидания… Результаты не заставят себя долго ждать. Свидетельства посетителей «Народного рейтинга» на портале Banki.ru — прямое тому подтверждение.
   «Народный рейтинг» на портале Banki.ru появился в марте 2005 года. На сегодня посетители оставили на этом популярном интернет-ресурсе уже более 10 тыс. отзывов. Всего в рейтинге участвуют 79 банков. Первое место занимает банк «Авангард», на последнем прочно обосновался Ситибанк. Итак, пять наиболее типичных «любовных ошибок» банков:
   Ошибка первая:
   «Женщина, не хамите!»
   Отпугнуть клиента грубостью и хамством? Нет ничего проще! «Меня возмутило поведение некоторых сотрудников ОТП-Банка на Ленинском проспекте, 22! — эмоционально пишет пользователь под ником Barabasha. — Мне нужно было просто открыть вклад. Мало того, что сотрудники не смогли объяснить мне про новые ставки по вкладам, не обращали на меня внимания, разговаривая о своих каких-то делах, так еще я почему-то должна выслушивать грубость в свой адрес. Мне пришлось пойти в другой банк, где мне все доходчиво объяснили и открыли вклад. Могу сказать одно: в это отделение я больше не пойду!»
   Ошибка вторая:
   «У нас проблема»
   Пользователь Mezhekov попытался снять наличные в двух банкоматах Ситибанка, однако деньги не давались ему в руки. «Банкомат упорно утверждал, то у него нет такой наличности, то «на вашем счете не хватает денег». Звонок в call-центр «Ситифон» результатов не дал: оператор сказал, что деньги на счете есть, но у них «в системе проблема», и ее
   решат через полчаса… Не решили ни через полчаса, ни через полтора. Итог таков: нервный срыв, без денег, опоздал на встречу — потеряна уйма времени и нервов. Вердикт: завтра иду закрывать счета (за обслуживание которых они исправно снимают деньги)! Честно, впервые в жизни почувствовал себя беспомощным. Хорошо, что при таких обстоятельствах, а если что-то серьезное?» —
   возмущается Mezhekov.
   Ошибка третья:
   «Мы передумали»
   Еще одна ошибка банков — невнимательность к клиенту. Пользователь под ником Uzzu13 вместе с супругой хотел взять ипотечный кредит в ДжиИ Мани Банке. После процедур скоринга, утомительного сбора документов и прочей бумажной волокиты супруги нашли квартиру и уже готовились к сделке. Однако усилия пошли прахом: непосредственно перед сделкой сотрудники банка позвонили и сказали, что украинский паспорт продавца квартиры недействителен. «Вопрос к банку: а где вы были две недели назад, когда я вам все копии документов предоставил? В том числе и паспорта продавца?!» — возмущается несостоявшийся заемщик. Кроме того, оценка квартиры обошлась Uzzu13 не в обещанные 4,5 тыс. рублей, а чуть ли не вдвое больше, в 9,5 тыс. «Итог общения с банком: а) месяц потраченных нервов; б) потеря 9,5 тыс. рублей на оценку; в) с огромным трудом возвращенная сумма залога; г) действительно сложные переговоры с продавцом квартиры. Никогда не обратимся в этот банк, да и своим знакомым отсоветуем», — подводит итог «несостоявшейся любви» Uzzu13.
   Ошибка четвертая: «Говорите правду, только правду… но не всю правду»
   Ложь — отличный способ разрушить любовь. Скрытые комиссии и дополнительные платежи, в итоге выливающиеся заемщику в копеечку, — вечно актуальная проблема. «Прислали карточку «Стандарт» домой… Воспользовалась ею благополучно, с полной уверенностью, что условия такие же, как и при выплате потребкредита, но уже через пару месяцев была шокирована.. Кто ей пользовался, меня поймет, — пишет заемщица «Русского стандарта» Tatianako, пострадавшая из-за неразъясненных вовремя условий кредитования. — Посмотрим правде в глаза: репутация банка из-за этих карточек — как у лохотрона… В любом торговом центре обыватели обходят представителей банка стороной, многие — с нецензурной бранью. Слава богу, я с вами, ребята, рассчиталась, но с 200-процентной переплатой. Молодцы, так держать!». Поможет ли взаимной любви банков и заемщиков новоиспеченное требование ЦБ о раскрытии полной стоимости кредита?.. Поживем — увидим.
   Наталья Черкашина,
   редактор портала Banki.ru, —
   специально для «Профиля»

 

Самые надежные из 100 крупнейших российских банков (на 1 мая 2008 года)

МестоМесто по размеру капиталаБанкГородВозраст (лет)Рег. НомерКапитал (тыс. руб.)*Работающие/рисковые активы (тыс. руб.)Ликвидные активы (тыс. руб.)Обязательства до востребования (тыс. руб)Суммарные обязательства (тыс. руб.)Защита капитала (тыс. руб.)Текущий балл надежности
13ГАЗПРОМБАНКМосква17,8354106 893 123819 624 75645 554 727396 318 525785 016 3465 638 85949,31
213МДМ-БАНКМосква14,9236137 313 461240 346 09219 193 73977 537 256235 079 7604 343 39045,09
323«ЗЕНИТ»Москва12,9325519 815 126129 386 77613 921 02748 880 755128 633 915868 39943,96
446БИНБАНКМосква14,525627 369 40554 560 7633 658 74537 804 81252 765 041954 81541,63
530ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»Санкт-Петербург15,9191113 527 274107 335 6697 996 79822 478 160104 280 102480 92740,87
618НОМОС-БАНКМосква15,4220926 621 841198 542 29318 117 58180 786 522198 639 4211 641 40540,66
728ТРАНСКРЕДИТБАНКМосква15,5214215 080 211120 161 81422 030 78350 971 171137 202 3451 372 74240,27
911РОСБАНКМосква15,2227244 484 350318 973 58861 071 463148 566 839360 544 6621 334 47239,03
3914ПРОМСВЯЗЬБАНКМосква13,0325137 264 011287 988 59732 972 544138 012 854308 358 60010 222 52738,96
1017МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙМосква15,6205628 436 353117 663 9409 057 52030 923 309100 061 88524 84838,47
1154«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»Москва5,634216 474 71025 029 0301 366 8553 311 57122 599 13448 81238,43
1288ЧЕЛИНДБАНКЧелябинск17,64853 372 55516 617 8502 648 83015 007 97217 872 0791 675 27537,38
1385«УРАЛСИБ-ЮГ»Краснодар17,64573 446 21221 229 1744 265 68019 466 79823 767 1631 219 53436,22
1455«ЦЕНТРОКРЕДИТ»Москва18,91216 235 43716 728 6393 021 5905 562 73414 553 383653 02935,50
1549МАСТЕР-БАНКМосква15,421766 897 84025 621 4335 453 86917 313 31926 912 6862 064 17835,10
1612«РУССКИЙ СТАНДАРТ»Москва15,1228938 858 980156 492 7425 091 48222 871 238140 959 8774 984 91034,75
17102«СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ»Москва7,133682 880 04113 668 5723 312 6327 950 60915 771 1171 332 03834,61
1819НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙМосква15,4217026 075 20444 550 3692 194 10612 273 19022 797 660241 36734,51
1984НОВИКОМБАНКМосква14,525463 448 08524 787 7332 267 32813 594 58725 683 739172 37433,62
2043МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙМосква17,59127 553 61248 318 2775 610 21239 570 59252 923 2335 542 37033,12
2156ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙМосква11,932916 058 97917 521 0222 568 1837 703 56416 333 998136 67632,07
874МЕТАЛЛИНВЕСТБАНКМосква14,824404 208 64718 767 6212 669 85711 112 57917 869 53267 99131,79
2233«СОЮЗ»Москва15,0230711 818 77295 212 0899 261 75523 441 33598 970 873413 43931,54
2344НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»Москва12,432797 489 06950 354 8028 091 51232 748 64956 706 8532 885 28629,74
2453ТРАНСКАПИТАЛБАНКМосква15,422106 478 90541 027 8835 617 72123 804 61542 881 755367 16629,05
2587ПЕРВЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙСамара2,334613 401 80629 231 6531 602 12811 725 13128 477 257167 12228,65
2663СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНКСургут17,55885 560 97434 815 6374 302 41832 633 49236 716 1721 804 20728,24
2722«ПЕТРОКОММЕРЦ»Москва16,0177620 368 981158 038 17615 199 73272 487 562162 045 3672 667 31828,06
2861«АВАНГАРД»Москва13,928795 719 69533 828 5083 126 07514 894 01032 990 463299 55827,80
2962«ВОСТОЧНЫЙ»Благовещенск17,014605 593 45726 141 4491 735 27114 670 70424 817 2501 083 90127,51
3064РОСЕВРОБАНКМосква13,531375 554 90735 584 6468 966 75426 163 23841 493 2231 198 45527,45
3173ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНКГазопровод12,232844 315 51854 250 91411 076 75041 856 13163 414 408381 67927,30
3283ЛОКО-БАНКМосква14,227073 477 52025 207 8652 048 9538 902 83824 853 21386 16526,92
3393МОСКОВСКИЙ ЗАЛОГОВЫЙМосква14,724753 244 25827 811 3915 988 92317 351 91931 577 231260 61926,74
3448ТАТФОНДБАНККазань13,730587 004 20338 322 5372 371 12215 553 56135 964 030553 43726,70
3559ПРОБИЗНЕСБАНКМосква14,824125 797 76633 620 9264 079 01117 740 54335 681 1272 504 62026,55
3637ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНКМосква14,8240210 187 89942 125 4782 878 67216 447 57438 806 4372 468 51526,41
3731«ГЛОБЭКС»Москва15,8194213 504 42173 686 63012 284 37345 659 30875 460 9241 561 98126,40
3877«РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ»Москва15,023124 111 37917 677 3191 902 69113 560 26416 925 7221 114 90726,28
4032«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»Ханты-Мансийск15,8197112 278 10176 332 6995 861 29437 392 58077 347 1243 639 91926,01
4157«РОССИЯ»Санкт-Петербург17,93285 944 92460 041 0638 599 05335 896 80664 743 117649 77625,92
4216«АК БАРС»Казань14,4259028 879 897165 548 5189 453 48647 620 940159 753 5612 805 44225,44
4372«СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ»Москва13,829994 368 12027 401 5462 080 7529 186 69626 919 541187 84925,28
4427«ВОЗРОЖДЕНИЕ»Москва17,1143915 599 396105 146 52012 357 76378 215 623109 428 6932 881 60925,24
* — в таблицу не вошли некоторые банки по которым нет открытой отчетности на 1 мая 2008 года (в отличии от 1 января 2008 года)

 

Банки, выдавшие больше всего кредитов негосударственным предприятиям(на 1 мая 2008 года)

МестоБанкОбщая сумма кредитов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ3 169 332 950
2ВТБ856 107 825
3ГАЗПРОМБАНК425 078 057
4АЛЬФА-БАНК378 213 198
5БАНК МОСКВЫ287 097 480
6РОССЕЛЬХОЗБАНК258 496 536
7«ЮНИКРЕДИТ»248 181 642
8РАЙФФАЙЗЕНБАНК210 577 970
9ПРОМСВЯЗЬБАНК199 628 907
10«УРАЛСИБ»149 728 496
11НОМОС-БАНК135 363 349
12МДМ-БАНК133 020 494
13«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»132 921 321
14РОСБАНК126 187 523
15«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»112 306 446
16МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ106 374 633
17«ПЕТРОКОММЕРЦ»104 120 814
18«АК БАРС»95 111 814
19СВЯЗЬ-БАНК92 325 321
20«ЗЕНИТ»78 297 716
21АБСОЛЮТ БАНК69 822 778
22«ВОЗРОЖДЕНИЕ»68 907 720
23«ГЛОБЭКС»67 160 321
24ОРГРЭСБАНК60 647 824
25«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»60 126 789
26УРСА БАНК59 398 576
27ТРАНСКРЕДИТБАНК58 792 544
28«ВТБ 24»49 952 865
29ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)47 007 870
30КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)41 373 561

 

Банки с наибольшими остатками денежных средств на счетах корпоративных клиентов(на 1 мая 2008 года)

МестоБанкСредства корпоративных клиентов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 081 632 933
2ВТБ446 133 173
3ГАЗПРОМБАНК427 582 369
4РОСБАНК189 811 275
5«ЮНИКРЕДИТ»184 003 484
6БАНК МОСКВЫ147 372 395
7РАЙФФАЙЗЕНБАНК145 201 423
8АЛЬФА-БАНК144 174 652
9РОССЕЛЬХОЗБАНК129 961 044
10«УРАЛСИБ»119 374 897
11ПРОМСВЯЗЬБАНК113 005 215
12МДМ-БАНК85 157 121
13СИТИБАНК80 023 826
14«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»71 987 235
15МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ71 317 593
16ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»71 034 435
17СВЯЗЬ-БАНК68 043 717
18ТРАНСКРЕДИТБАНК63 950 579
19«ПЕТРОКОММЕРЦ»63 026 634
20«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»62 757 834
21НОМОС-БАНК62 087 495
22УРСА БАНК61 687 081
23«РУССКИЙ СТАНДАРТ»61 158 183
24«АК БАРС»56 450 846
25«РОССИЯ»50 953 783
26ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНК50 164 268
27«ЗЕНИТ»46 380 364
28ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)39 599 040
29«СОЮЗ»37 226 313
30«ВТБ 24»34 745 742

 

Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц(на 1 мая 2008 года)

МестоБанкОбщая сумма депозитов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ2 777 048 585
2«ВТБ 24»203 375 262
3БАНК МОСКВЫ123 740 732
4РАЙФФАЙЗЕНБАНК108 650 789
5ГАЗПРОМБАНК88 546 712
6РОСБАНК70 895 024
7АЛЬФА-БАНК70 429 566
8«УРАЛСИБ»67 923 023
9«ВОЗРОЖДЕНИЕ»50 976 252
10УРСА БАНК39 205 217
11«ПЕТРОКОММЕРЦ»37 937 373
12ПРОМСВЯЗЬБАНК37 180 397
13«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»36 891 021
14СИТИБАНК34 119 482
15«БАНК ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»33 042 713
16РОССЕЛЬХОЗБАНК31 405 993
17«ЮНИКРЕДИТ»31 090 282
18«БАЛТИЙСКИЙ»30 105 758
19«ЮНИАСТРУМ»29 025 180
20БИНБАНК27 738 466
21СОБИНБАНК27 131 385
22«АК БАРС»25 503 504
23«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»25 487 155
24СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК24 756 814
25«ГЛОБЭКС»24 380 903
26НОМОС-БАНК23 486 019
27ВТБ23 016 174
28МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ22 825 860
29НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»22 385 212
30УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ22 174 987

 

Банки, выдавшие больше всего кредитов частным лицам(на 1 мая 2008 года)

МестоБанкОбщая сумма кредитов частным лицам (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 161 687 703
2«ВТБ 24»210 758 173
3«РУССКИЙ СТАНДАРТ»126 139 383
4РОСБАНК110 280 692
5БАНК МОСКВЫ86 141 722
6«УРАЛСИБ»78 922 031
7РАЙФФАЙЗЕНБАНК74 354 973
8РОССЕЛЬХОЗБАНК69 363 642
9УРСА БАНК64 665 986
10ХКФ БАНК58 111 481
11«ЮНИКРЕДИТ»57 653 784
12АЛЬФА-БАНК57 642 352
13«РУСФИНАНС»53 778 642
14ПРОМСВЯЗЬБАНК43 161 341
15МДМ-БАНК40 817 524
16ТРАНСКРЕДИТБАНК39 995 292
17ГАЗПРОМБАНК37 984 216
18ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»36 454 302
19АБСОЛЮТ БАНК34 750 372
20ОТП БАНК33 115 928
21КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК27 311 189
22СИТИБАНК25 147 954
23КМБ-БАНК25 126 811
24«ВОСТОЧНЫЙ»24 378 458
25«АК БАРС»24 223 425
26НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»23 138 168
27«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»22 608 401
28«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»22 034 202
29МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ20 263 091
30ЗАПСИБКОМБАНК19 016 767

 

Самые прибыльные банки(на 1 мая 2008 года)

МестоБанкПрибыль текущего года (тыс. руб)
1СБЕРБАНК РОССИИ62 144 883
2ВТБ9 056 566
3НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ7 559 066
4РАЙФФАЙЗЕНБАНК5 767 384
5ГАЗПРОМБАНК5 278 361
6«РУССКИЙ СТАНДАРТ»4 568 567
7ПРОМСВЯЗЬБАНК4 148 713
8МДМ-БАНК4 145 254
9«ЮНИКРЕДИТ»4 011 786
10АЛЬФА-БАНК3 214 457
11«УРАЛСИБ»2 960 479
12ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)2 815 235
13«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»2 733 727
14БАНК МОСКВЫ2 469 846
15ХКФ БАНК2 358 713
16НОМОС-БАНК2 107 763
17«ВТБ 24»1 779 845
18УРСА БАНК1 631 049
19«ВОЗРОЖДЕНИЕ»1 450 848
20«ПЕТРОКОММЕРЦ»1 375 386
21«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»1 220 684
22ТРАНСКРЕДИТБАНК1 051 459
23«ВОСТОЧНЫЙ»1 035 399
24РОССЕЛЬХОЗБАНК1 025 277
25ОТП БАНК932 819
26СИТИБАНК887 507
27«ЦЕНТРОКРЕДИТ»868 192
28«АК БАРС»865 968
29«ЗЕНИТ»820 985
30РОСБАНК741 497
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK