Наверх
24 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Люди не местные"

Иностранцы, приезжающие в Россию, предпочитают оформлять SIM-карты для мобильных телефонов не на себя, а на какого-нибудь гражданина РФ. Так хлопот меньше.«Ну все! Хватит, надоело! — Мою давнюю подругу Ирину накануне ее отъезда в командировку просто трясло от возмущения. — Слушай, а ты не могла бы переоформить на себя мою SIM-карту? Или, может, вообще перейти к другому оператору?..»

Пока Ира рассуждала вслух, я пыталась понять, что же произошло. Вообще-то на сложности со своим оператором мобильной связи Ирина — клиент МТС с шестилетним стажем — жаловалась давно. Дело было не в качестве связи или невыгодных тарифах: подруга давно смирилась с мыслью, что тарифы всех операторов примерно одинаковы и кардинально снизить свои телефонные счета ей вряд ли удастся. Ее проблемы были совсем другого свойства: Ирина, приехавшая в Москву из соседней Литвы, — иностранка. Она не может сделать ни одного шага без предъявления не только паспорта, но и полного комплекта миграционных документов. В том числе ни одного шага в офисе своего оператора мобильной связи.

«Понимаешь, оператор оформляет договор роуминга для иностранцев только при предъявлении регистрации в РФ и только на срок действия этой регистрации. Ладно, так было всегда, я с этим смирилась, — рассказывает подруга. — Регистрацию я продлеваю каждый год, и каждый раз, получая новый комплект миграционных документов, я прихожу в офис компании и перезаключаю договор роуминга. Бывало такое, что они, например, заключали со мной этот договор, я выезжала за границу, а потом мне перезванивали и говорили, что имеющиеся у них копии моих документов их чем-то не устраивают и не могла бы я предоставить им другие. Я, естественно, не могла — и роуминг у меня отключали, я оставалась без связи. Но теперь в России вступили в силу новые правила миграционного учета. Регистрация для иностранцев с 15 января стала уведомительной — мы просто отправляем запрос о регистрации по почте, а документом о регистрации иностранца является отрывная часть бланка уведомления о прибытии. Никаких тебе печатей в паспорте, никаких других документов вообще, понимаешь?.. Я принесла этот бланк в офис МТС, а мне говорят, что для них этот документ не является свидетельством моей регистрации в стране! Прошло три месяца с момента введения новых правил миграционного учета, а в компании об этом до сих пор не знают! Они потребовали от меня предъявления других документов, которых у меня априори не может быть! Ну и оставили меня без роуминга, разумеется».

Большие числа

По данным Росстата, только в 2006 году в Россию по туристическим визам въехали 24,3 млн. иностранцев. И это без учета мигрантов, приехавших на заработки по другим визам или вообще полулегально. Солидная группа, не правда ли?

В России им, естественно, гораздо дешевле пользоваться услугами местных операторов мобильной связи, чем своими иностранными номерами. Неплохой приток клиентов для операторов сотовой связи? Особенно учитывая, что сегодня, когда рынок насыщен, они борются буквально за каждого абонента.

По данным J’son & Partners, к марту 2007 года уровень проникновения сотовой связи в России составил 108%, а количество выданных операторами SIM-карт — 155 млн. штук — уже превысило численность населения страны. В московском регионе ситуация еще более драматичная. Здесь уровень проникновения и вовсе составляет 160%. Так как возможности российских сотовых операторов по выходу на крупные международные рынки ограничены высокой конкуренцией со стороны западных сотовиков, отечественные компании пытаются выжать все соки из домашнего рынка.

Во многих странах мира SIM-карты местных операторов мобильной связи можно купить, например, в табачных киосках, в супермаркетах, установочные комплекты можно найти даже в коробках с печеньем — чего только не придумают зарубежные маркетологи. У меня дома хранится целый комплект SIM-карт из Европы: голландская, французская, латвийская и парочка литовских. Когда я их покупала, у меня не попросили ни единого документа. Да и зачем, собственно? Проговаривать я могла только ту сумму, которая была у меня на счете, телефонный разговор мог оборваться на полуслове, как только на моем счету заканчивались деньги: не важно при этом, куда я звонила — по стране или за границу. Логично предположить, что и у туристов, приезжающих в Россию, есть такая возможность. Вернее — должна быть...

Спецоперация

Для того чтобы это проверить, корреспондент «Профиля» отправилась по офисам московских операторов сотовой связи.

Как настоящая шпионка, я работала по легенде: иностранка, приехала в Москву на две недели, только сегодня пересекла границу РФ, регистрации пока нет (по закону человек может зарегистрироваться в течение трех дней, а вот номер для оперативной телефонной связи мне необходимо получить как можно скорее), могу предъявить только паспорт и миграционную карту.

Приобрести SIM-карту без предъявления документов, как это привычно делают туристы в Европе, мне не удалось. Мало того, паспорта для обретения номера тоже оказалось недостаточно. В офисах МТС и «МегаФона» на мои вопросы отвечали быстро и уверенно — видимо, к иностранцам здесь привыкли. Правда, выдать SIM-карту отказались, попросив прийти, как только будет оформлена регистрация в РФ. Молоденькая девушка в офисе «Билайна» (торговая марка ОАО «ВымпелКом») честно призналась, что с просьбой продать SIM-карту по иностранному паспорту сталкивается впервые. «А вы пойдите в палатку, оформите у них SIM-карту на чужое имя, все ведь так делают!» — посоветовала мне девушка. Поскольку оформлять SIM-карту на чужое имя я отказалась, девушка после долгих консультаций по телефону пообещала продать мне ее по предъявлении паспорта и миграционной карты с настоятельной рекомендацией позже, как только они будут оформлены, предъявить и документы о регистрации. «Если не принесете регистрацию, будут другие последствия… взаимодействия с юридическими структурами, — смущаясь, объясняла девушка. — Отключать мы вас, конечно, не будем. Но вы все-таки лучше принесите». Что касается подключения роуминга (вдруг иностранцу захочется сохранить свой российский номер за пределами России?), то, как мне объяснили в «МегаФоне» и «Билайне», процесс ничем не отличается для иностранцев и граждан РФ. В МТС, как я знала по опыту своей подруги, договор роуминга заключают на основании все той же регистрации.

Получается, что операторы сотовой связи не заинтересованы в привлечении иностранных туристов в качестве абонентов: иначе к чему вводить для них дополнительные ограничения? У всех операторов есть специальные тарифы для «гостей столицы» (у МТС, например, это тариф «Гостевой», у «Билайна» — «Добро пожаловать»), но что толку, если для подключения к ним необходимо большое количество документов?

Отчаявшись получить вожделенную SIM-карту без предъявления регистрации в офисах операторов, я отправилась к дилерам. «В вашем случае вы можете подключиться только к МТС, — уверенно заявили мне в «Евросети» (к слову, по совпадению этот офис располагается в том же здании, что и офис «Билайна»). — Ни один другой оператор без регистрации вас точно не подключит». На мои просьбы подключить меня все-таки к «Билайну» (ведь обещала же девушка за соседней дверью продать «симку» без регистрации!), мне отвечали жестким отказом: «Вам поможет только МТС».

Слишком ответственные?

«Мы удивлены этой ситуацией, — поясняет Евгения Демина, представитель пресс-службы «ВымпелКома», куда «Профиль» обратился за комментарием. — Известно, что дилеры сквозь пальцы смотрят на требования операторов о каких-либо документах, им лишь бы больше подключать абонентов. Вообще, для дилеров у нас точно такие же требования, как и для собственных офисов, — то есть предъявление паспорта».

«Отличия в правилах заключения договора с МТС для граждан России и иностранцев, законно находящихся на территории РФ, отсутствуют. Для получения SIM-карты необходимо заключение договора возмездного оказания услуг связи; для заключения договора в соответствии с законодательством о связи гражданину необходимо лично предъявить документ, удостоверяющий личность», — сообщили в пресс-службе МТС.

Это не ошибка: просто паспорт, ни слова о миграционных картах или регистрации. Дело в том, что российские операторы сотовой связи работают в соответствии с «Правилами оказания услуг подвижной связи» №328, утвержденными правительством РФ. Правила, в частности, предусматривают, что для заключения договора об оказании услуг сотовой связи абонент предоставляет только документ, удостоверяющий личность, в котором должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, место жительства. Строгость регулятора оправданна: несколько лет назад «МегаФон» продавал свои SIM-карты в супермаркетах, как это делается в Европе, — в итоге анонимные абоненты уходили в минус, приносили компании убытки. Теперь такая практика прекратилась.

По мнению экспертов, требование документов при подключении к сотовому оператору связано с особенностями страны. «Ситуация, когда для приобретения SIM-карты необходимо предъявлять паспорт, — это российская специфика, — считает Сергей Потресов из Mobile Research Group. — Административные органы хотят иметь полную информацию. В свете того, как у нас сейчас развиваются события, вряд ли от этого будут отказываться».

Так что SIM-карт в свободной продаже, как в той же Европе, нам, по всей видимости, еще долго не видать.

Как бы то ни было, если требование предъявлять паспорт операторы могут объяснить существующими для них правилами, то об отдельных требованиях к иностранным абонентам в тех же «Правилах оказания услуг…» ничего не сказано! Тем не менее пресс-службы всех московских операторов сотовой связи, отвечая на вопросы «Профиля» о правилах заключения договоров с иностранцами, ссылались на вышеупомянутые «Правила» и заверяли, что не требуют иных документов, кроме «удостоверяющих личность». То, что в офисах у корреспондента «Профиля» все-таки требовали предъявить регистрацию и миграционную карту, пресс-службы объясняли «недостаточной квалифицированностью» и даже «избыточной ответственностью» своих сотрудников. Правда, последовательное требование таких документов в нескольких офисах наводит на мысль, что официальные представители компаний все-таки лукавят: не могут же сотрудники всех офисов, которые посетили мы и наши иностранные знакомые, быть настолько ответственными или некомпетентными?..

Эксперты отмечают, что такая ситуация не может не сказываться на бизнесе операторов. «Людям, которые приезжают в Москву из Молдавии, Таджикистана и других подобных мест, нужна связь, — продолжает Сергей Потресов из Mobile Research Group. — Вопросы приобретения SIM-карт поставлены на широкую ногу, комплекты закупаются десятками на одного и того же человека и потом распространяются. Это лишние усложнения, что не очень хорошо для бизнеса операторов».

Впрочем, операторы уверяют, что теряют они немного. «Здесь мы вообще не можем говорить о потере выручки, так как наши затраты на привлечение абонента, использующего SIM-карту всего несколько дней, часто могут быть выше, чем доход от этого абонента (речь идет о затратах на изготовление SIM-карт и сопутствующих материалов, дилерском вознаграждении, рекламной поддержке продаж. — «Профиль»), — говорит Демина из «ВымпелКома». — Также не нужно забывать о доходе компании по роуминговым соглашениям». Это значит, что ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.

Вместо послесловия

Я с радостью рассказала своей подруге, что, как показало наше расследование, предъявлять регистрацию, в том числе для оформления договора роуминга, иностранцы все-таки не обязаны. «А мне уже все равно, — ответила она. — я оформила SIM-карту на российского гражданина»...

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
24.10.2021
23.10.2021