Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Люди в белом"

В УСЗ «Дружба» прошел XII чемпионат России по кудо. Один из многих видов восточных единоборств громко заявил о себе — с помощью элементов шоу-бизнеса и состоятельных покровителей. А вот заработать на чемпионате его организаторам не удалось. Почему? «Героический» период для восточных единоборств в России явно в прошлом. Теперь они не источники волшебного, тайного знания, как в советские времена, а просто спорт. Президент Федерации кудо Роман Анашкин подтверждает: «Наш обыватель уже наелся многочисленными стилями карате, которые отличаются между собой незначительно».
Что такое кудо? В 1981 году японский мастер единоборств Адзума Такаши основал свой стиль — дайдо джуку карате до, — который позже, видимо, для простоты произношения, переименовали в «кудо». «Это новый вид восточных единоборств, — поясняет приехавший сейчас в Москву г-н Такаши. — Известны кик-боксинг и бокс — единоборства, основанные на ударной технике. Существуют также дзюдо и рестлинг — единоборства с бросковой техникой. Мне интересны и бросковая, и ударная техники, потому что противника можно послать ударами в нокаут. Но в дзюдо нокауты запрещены правилами, а в боксе нет бросков. Поэтому мне показалось, что объединение обеих техник может создать новый стиль».

В Россию кудо завезли в 1994 году, сейчас им занимаются около 12 тыс. человек. Борьба привлекает, по мнению президента Федерации кудо Романа Анашкина, в том числе и своей зрелищностью. Адзума Такаши мечтает, что кудо когда-нибудь включат в программу Олимпийских игр. Чемпионат России по кудо проводится уже в 12-й раз, однако федерация единоборства была зарегистрирована только в прошлом году.

«Наша цель — популяризировать кудо. Но прежде, чем выходить на рынок, надо создать продукт,— рассказывает исполнительный директор Федерации кудо России Александр Весельчаков. — Чтобы успешно работать на единоборском рынке, нужно показать что-либо особенное или иметь огромные бюджеты. Мастера должны быть высокого уровня, с определенными достижениями. Мы работали 11 лет, чтобы сегодня наконец что-то представить».

Впрочем, бюджеты все равно нужны. И чтобы иметь возможность проводить соревнования, кудоисты стараются привлечь в свои ряды состоятельных господ. «Наш девиз: «Кудо — это спорт успешных людей», — говорит Весельчаков. — Вся реклама, которой мы завесили город, была для нас бесплатной, ее кто-то из наших знакомых брал на себя. Также мы ничего не платили за радио и телевидение. Один только рекламный бюджет на «Русском радио», по прикидкам Сергея Архипова (президент холдинга «Русская МедиаГруппа», почетный президент Федерации кудо, а также обладатель черного пояса по кудо. — «Профиль»), составил $360 тыс., но мы, разумеется, их не платили. По коммерческим расценкам все мероприятие стоило бы примерно $700 тыс., но для нас почти все оказалось бесплатно, и фактически мы оплатили лишь аренду зала». «В том, что телевидение оказалось рядом с кудо, в первую очередь сказались наши дружеские отношения», — признается гендиректор телеканала «Спорт» Василий Кикнадзе. На «Русском радио» есть специальный зал, где Сергей Архипов с товарищами совершенствуют удары и броски. Совсем недавно изъявил желание заняться кудо глава телекомпании ВИД Александр Любимов.

Но даже дружественные медиа-ресурсы не смогли в одночасье поднять кудо до высот шоу-бизнеса. «В этом году рекламная кампания в три раза больше, чем в прошлом, — говорит Александр Весельчаков. — Прошлый, 11-й чемпионат был первым серьезным мероприятием. Не могу сказать, что этот «блин» получился комом, чемпионат позволил сделать правильные выводы». На самом деле и второй «блин» тоже не получился абсолютно ровным, как татами. По признанию Весельчакова, в коммерческом плане мероприятие фактически провалилось. «Традиционно в подобных мероприятиях акцент делается на спонсоров. Нам говорили, что именно в январе мы сможем взорвать Москву своей рекламой. Мы перенесли свой традиционный апрельский турнир на январь. Но, как выяснилось, в январе «продать» его практически невозможно, поскольку потенциальный рекламодатель отдыхает. Мы забили рекламой всю Москву, но при этом остались без спонсоров». В результате организаторы надеются собрать $20 тыс. на билетах (от 300 до 1000 рублей), чтобы окупить хотя бы аренду зала. «В лучшем случае мы выйдем в ноль, — прикидывает Весельчаков. — А ведь по-хорошему можно было бы собрать дворец спорта «Лужники», который вмещает 13 тыс. человек». Возможно, когда-нибудь мечта осуществится — если состоятельные поклонники кудо не охладеют к нему.

«Единоборства всегда востребованы публикой. Не случайно фильмы с Джеки Чаном и прочие, широко использующие тему восточных единоборств, так популярны, — считает гендиректор компании «Росконцерт» Ксения Богатырева, занимавшаяся организацией чемпионата по кудо. — Но у нас в стране подобные мероприятия, как правило, проходят тихо. На них ходят спортсмены, дети из секций и родственники. Дело в том, что люди, организующие аналогичные состязания, не привыкли выносить их на широкую публику и не думают, что на этом можно зарабатывать деньги».

«Кулачные бои у нас в крови»

Эдуард Бояков, театральный продюсер, режиссер:

«Профиль»: Скажите как продюсер — можно в России заработать на восточных единоборствах?

Эдуард Бояков: Не сомневаюсь, что в этой области есть реальные перспективы. Тем более что у русского человека наблюдение за дракой в крови. Испокон веков на Руси существовали кулачные бои, мужики сходились «стенка на стенку».

«П.»: Говорят, в России спортивные шоу прибыли не приносят еще и потому, что их цель — отмывание денег.

Э.Б.: Полнейший бред. В России есть масса гораздо более легких способов. Пока есть офшоры, никто не будет напрягаться. Другое дело, что далеко не все умеют делать из спорта праздник и привлекать публику. Пожалуй, есть только один пример грамотного промоутера — я говорю о генеральном менеджере баскетбольного клуба ЦСКА Сергее Кущенко. У него самые зрелищные спортивные шоу и, как результат,— стопроцентная наполняемость залов.

«П.»: Говорят, непременным условием развития спорта в России является «покровительство свыше»?

Э.Б.: К моему огромному сожалению, это так. Меня лично это коробит, но такова российская действительность. Алишер Усманов — фехтование, Светлана Батурина — конный спорт, Николай Патрушев — волейбол.

«П.»: Как сделать спортивное шоу прибыльным?

Э.Б.: Нужно понять, что спорт делают не только спортсмены, но и продюсеры. Знаменитый американский промоутер Дон Кинг сделал бокс одним из самых увлекательных и прибыльных шоу в мире. С этой точки зрения театральное шоу ничем не отличается от спортивного. Найдите хорошего продюсера, и он придумает все остальное: рекламу, съемки, расставит камеры и экраны, точно рассчитает, где продавать поп-корн и какой стиль одежды, какая прическа пойдут спортсмену.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK