Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "МАКСИМ ЕНТЯКОВ: «МЫ НАМЕРЕНЫ УДВОИТЬ СВОЮ ДОЛЮ РЫНКА»"

2 июня «Детскому миру» исполнилось 50 лет. За последний год старейший ритейлер страны сделал мощный рывок: количество магазинов выросло на 80%, выручка — на 60%. В ближайшие два-три года сеть, как прогнозирует генеральный директор ОАО «Детский мир — Центр» Максим Ентяков, будет расти, не сбавляя взятого темпа.

— Максим Вадимович, нынешний стремительный рост, серьезные инвестиции со стороны акционера (100% акций ОАО «Детский мир — Центр», головной компании ГК «Детский мир», принадлежит АФК «Система». — «Профиль») после стольких лет довольно прохладного отношения к своему легендарному активу — все это подготовка к IPO?

— После известного российского кризиса конца 90-х обозначился явный тренд к подъему ритейла. В пилотном режиме была запущена серия магазинов, и опыт оказался очень удачным, выросла национальная сеть.

Что касается IPO, то ведь это лишь один из источников инвестиций. Благодаря поддержке акционера наш бизнес пока не испытывает нехватки средств.

Но в целом вопрос об IPO — целиком и полностью прерогатива акционера.

— Вы не подтверждаете информацию, что вам поставили задачу к 2008 году довести оборот сети до $1 млрд. и вывести ее на IPO?

— Мне поставили задачу сделать современную, более технологичную, транспарентную компанию — лидера рынка.

— Поясните, пожалуйста, что значит «более технологичную»? 

— Мы выходим на качественно новый уровень развития сети. Интенсивный рост — а «Детский мир» растет в 3 раза быстрее рынка — должен сочетаться с совершенствованием всей инфраструктуры.

Мы обновляем все бизнес-процессы. Например, инвестировали порядка $5 млн. в информационную систему управления на основе Oracle Retail. Внедрение началось уже в этом году. Oracle повысит управляемость сетью. При нашем интенсивном росте и географической разветвленности — «Детский мир» присутствует уже в 34 городах — это крайне важно. Новая IT-система сократит время обработки поступающей информации, позволит детально прогнозировать и планировать продажи. Мы работаем в нескольких климатических зонах, в городах с совершенно разным уровнем доходов, даже с разной ментальностью. В Новосибирске спрос на 60—70% отличается от того, что предпочитают покупатели в Ростове. Чтобы быстро реагировать, лучше чувствовать покупателя, нужно постоянно анализировать ситуацию по множеству параметров. Вплоть до демографической ситуации в регионе.

По нашим оценкам, время обработки заказов сократится почти наполовину, сроки поставок — на 30%, уровень товарных запасов — на 20%, затраты на логистику — на 15%. При этом объем реализации вырастет на 10% и, как следствие, оборачиваемость запасов — до 40%.

Кроме того, мы первыми в России в рамках внедрения электронного документооборота с поставщиками разработали Price Сatalogue, полностью соответствующий международным стандартам EDI.

— Для очень многих российских компаний стремительный рост оказался ямой, которую они сами себе с энтузиазмом вырыли. Не боитесь болезни роста?

— Сейчас этого уже гарантированно не произойдет. Мы с каждым днем становимся все более технологичной компанией.

— И все же что самое проблематичное в том темпе, который вы себе наметили?

— Кадры. Это основная беда. Ритейл развивается очень быстро, и за ростом рынка система подготовки специалистов не поспевает. Рост большой, а предложений очень мало. Особенно в регионах. Это привело к тому, что рост стоимости специалистов в ритейле опережает многие другие отрасли.

Стараемся обучать персонал своими силами, но при нашем росте в последние два года не всегда успеваем. Так что нередко приходится ставить сотрудникам задачу повторно. Это, к сожалению, отнимает много времени. И уже напоминает палочную систему. А я руководитель не авторитарного стиля, понимаю и ценю креатив, правда, с учетом реального исполнения задуманного.

— Вы заявляете, что продолжите в ближайшие два-три года расти беспрецедентными темпами. Означает ли это, что возможны сделки по слияниям и поглощениям?

— Мы бы с удовольствием, да поглощать пока некого. В России существуют всего две-три сети, которые отдаленно по формату могли бы нам подойти. Подчеркиваю — отдаленно. Все-таки «Детский мир» — это уникальный проект. Так что будем расти собственными силами.

В этом году наш акционер — АФК «Система» — выделил на развитие $50 млн., на следующий год запланированы инвестиции, которые удовлетворят темпы развития сети. Рассматриваем и другие возможности привлечения средств в зависимости от конъюнктуры рынка.

Вместе с тем в рамках оптимизации долгового портфеля в 2007 году «Детский мир» привлек кредит от группы «Райффайзен» на сумму $65 млн., что позволило снизить среднюю процентную ставку по кредитному портфелю с 10,8% до 8,5%.

— На какую долю рынка детских товаров нацелились?

— На 11—12% в 2009 году с учетом только органического роста…

— А сейчас у вас сколько?

— По разным оценкам, от 5% до 6% рынка детских товаров. Но оценки эти приблизительные, пока серьезных глобальных исследований рынка не проводилось. Мы заказали такое исследование, оно почти готово, у нас появятся реальные и объективные данные.

— Сколько магазинов будет открыто к 2009 году?

— Мы не рассматриваем количество магазинов как основной показатель. Для нас более интересен показатель объема торговой площади и охвата регионов. Можно открыть 8 магазинов по 500 кв. м или 1 магазин площадью 4 тыс. кв. м. И как раз в обновленной стратегии, которая была утверждена на совете директоров, сделан акцент на укрупнение формата.

Теперь приоритетен для нас формат от 2 тыс. до 4 тыс. кв. м. Наша практика открытия таких магазинов почти во всех крупнейших городах России — а мы работаем в 11 из 13 городов-миллионников — показала, что это гораздо интереснее и для нас, и для потребителя.

— Войну за региональные рынки выиграет тот, у кого будет лучшая логистика.

— Безусловно. В этом году реконструируем собственный распределительный центр в Карачарово полезной площадью 30 тыс. кв. м. В планах группы — развитие сети региональных кустовых распредцентров.

— Нашим ритейлерам мало России, все пытаются освоить рынки СНГ. Вы туда собираетесь?

— Конечно, рассматриваем возможности выхода на Украину, в Казахстан и Белоруссию. Рынки довольно емкие, концентрация на них низкая, и главное — ментально они нам близкие. Однако есть один большой минус и в Казахстане, и на Украине — большой дефицит торговых помещений. Мы готовы, но все будет зависеть от предложений по недвижимости.

— Бренд «Детский мир» в постсоветское время активно не продвигался. Вдохнуть в него новую жизнь вы решили радикально — подписав соглашение со всемирно известным британским брендинговым агентством Fitch.

— Все просто: нам нужно радикальное обновление. Жизнь меняется. Потребности растут стремительно, и мы не должны отстать от времени. Новая розничная концепция предусматривает другие принципы зонирования внутренней и внешней визуализации, изменения в подходе к мерчендайзингу.

— На что будет похож «Детский мир» от Fitch?

— Одно из пожеланий в адрес Fitch — революционный подход, сделать проект, не повторяющий прежде растиражированных элементов. Но все изменения делаются с учетом того, что мы работаем на две группы одновременно: на покупателя — взрослого и на потребителя — ребенка. Кошелек и желание сделать покупку находятся в разных руках.

Для детей мы существенно расширим игровые зоны, где они могут испробовать игрушку и убедиться, хочется ли взять ее домой.

Для родителей мы делаем магазин интуитивно более понятным, удобным. Первый обновленный гипермаркет откроем в Москве уже до конца этого года.

— «Детский мир» недавно объявил о запуске программы private label. Когда товары под частной маркой появятся в магазинах?

— Начнем с той группы товаров, в которой чувствуем себя наиболее компетентными, — с игрушек.

Мы отслеживаем категории и позиции, которые пользуются максимальным спросом. Основная задача PL — уникальный ассортимент, дающий неоспоримое конкурентное преимущество. Эти товары станут частью нашей новогодней программы.

Помимо игрушек сделаем первый шаг — небольшую партию одежды для детей от 3 до 9 лет.

— Практически все ваши 70 магазинов — арендованные. Не планируете выкупать площади? Почти все ритейлеры из-за роста арендных ставок на недвижимость стараются иметь магазины в собственности.

— Сегодня гораздо эффективнее вкладывать средства в развитие торговой сети. Но в то же время мы готовы рассматривать лучшие из предложений по покупке площадей.

— Когда-нибудь начнется реконструкция «Детского мира» на Лубянке?

— Проектом реставрации занимается компания «Система Галс», девелоперская структура АФК «Система». В одном могу заверить: на Лубянке обязательно сохранится самый большой «Детский мир» в России. А здание превратится в современный торгово-развлекательный центр. Его полезная площадь вырастет не менее чем на треть, появятся подземная парковка, рестораны, кафе, многозальный кинотеатр и детские игровые зоны.

— А почему вы закрыли магазин на Якиманке?

— Собираемся сделать там первый магазин класса премиум и открыть его в этом году.

Думаю, это один из самых интересных проектов. Если опыт будет удачным, то попробуем его повторить в некоторых городах страны.

— Все-таки почему АФК «Система» решила вплотную заняться «Детским миром» именно сейчас?

— Ритейл — стратегическое направление для наших акционеров.

С ростом экономики возрастают потребности и покупательная способность граждан. Если раньше инвесторов интересовали российские компании, связанные с природными ресурсами, то теперь им на смену приходят несырьевой сектор, современная технологичная розница.

Объем рынка детских товаров — в 2006 году он составил, по разным данным, от $6 млрд. до $7 млрд. — имеет ежегодный прирост в 20%. И наш акционер понимает, что обладает перспективным активом при явном отсутствии серьезной конкуренции.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK