25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "МАКСимум почти достигнут"

Архивная публикация 2005 года: "МАКСимум почти достигнут"

Организаторы авиакосмического салона МАКС уже не в первый раз обещают заткнуть за пояс своих зарубежных конкурентов — авиасалоны в Фарнборо и Ле-Бурже — по масштабам действа, количеству участников и уровню организации. Но в очередной раз подтвердить амбициозные лозунги делом российскому салону не удалось.Bсе не задалось с самого начала. С того самого момента, как в пресс-службе салона «что-то произошло» с компьютерной системой и данные на мою аккредитацию были безвозвратно потеряны. Как выяснилось позже, пострадал не только «Профиль» — некоторые корреспонденты довольно известных и авторитетных изданий тоже остались без важного бейджа.

©
Организаторы авиакосмического салона МАКС уже не в первый раз обещают заткнуть за пояс своих зарубежных конкурентов — авиасалоны в Фарнборо и Ле-Бурже — по масштабам действа, количеству участников и уровню организации. Но в очередной раз подтвердить амбициозные лозунги делом российскому салону не удалось.Bсе не задалось с самого начала. С того самого момента, как в пресс-службе салона «что-то произошло» с компьютерной системой и данные на мою аккредитацию были безвозвратно потеряны. Как выяснилось позже, пострадал не только «Профиль» — некоторые корреспонденты довольно известных и авторитетных изданий тоже остались без важного бейджа.

С пригласительными для прессы тоже случилась беда — их оказалось слишком мало (тем не менее на самом салоне можно было наблюдать довольно много праздных зевак, которые эти пригласительные где-то достали). Поэтому одной из моих коллег пришлось купить билет и выложить за него 1200 рублей (именно на такую сумму вам необходимо было раскошелиться, если бы вы решили посетить салон в один из трех первых дней его работы).

Но, видимо, организаторам салона деньги были не особо нужны, потому что еще полчаса ушло на поиски касс: во-первых, мы не обнаружили никаких указателей, а, во-вторых, многочисленные стражи порядка, охранявшие подходы к территории, не признавались, где можно купить билет. В конечном счете оказалось, что касса находится приблизительно в километре от центрального входа. С учетом того, что машины пришлось оставить на подъезде к Жуковскому, расстояние от ворот до касс и обратно преодолевалось пешком.

И все же, несмотря на массу времени, потраченного впустую на разговоры с пресс-службой, поиски касс, нужных входов и процедур досмотра, мы как раз успели на главное, по мнению организаторов салона, действо — открытие салона президентом РФ Владимиром Путиным.

Перед этим президентская служба безопасности и представители ФСО «скомпоновали» «приветствующую президента толпу» из журналистов, людей из авиационного «бомона», региональных политиков и «друзей» организаторов салона. Военный оркестр бодро наигрывал попурри из песен о летчиках советского времени, что, в общем, неплохо развлекало собравшихся. Но перед появлением Путина охрана загнала музыкантов на газон. Больше они уже не играли.

Владимир Владимирович был пунктуален — прибыл на авиасалон не на машине, а на вертолете. Получилось и эффектно, и практично: водители, и без того стоящие в пробках на подъезде к Жуковскому, не знали кого и благодарить за то, что президентский кортеж в этот раз не парализовал трассу на два часа.

Речь Путина чуть не сорвали нацболы. В толпе неожиданно раздались крики и полетели листовки. Это незапланированное шоу, во время которого президент продолжал говорить о российской авиастроительной отрасли, продлилось недолго: многочисленные охранники в штатском быстро повязали пять или шесть бунтарей в майках НБП. И даже оперативно собрали все листовки, поэтому содержание их осталось общественности неизвестным. Как и то, каким образом такому числу активистов НБП удалось незаметно проникнуть на эту строго охраняемую площадку.

После непродолжительного выступления перед гостями салона президент вместе с министром обороны Сергеем Ивановым принял участие в подписании контракта на $300 млн. между «Рособоронэкспортом» и индийской корпорацией Hindustan Aeronautics (HAL) о создании лицензионного производства тысячи двигателей АЛ-55И в Индии. А затем отправился смотреть выступление пилотажных групп. Выезжая с территории салона, бронированный Mercedes президента притормозил у ларька с мороженым, Путин вышел и купил у взволнованной продавщицы два рожка за 500 рублей…

Разговор по делу

Организаторы МАКСа — ОАО «Авиасалон» — не раз позиционировали российский авиасалон как альтернативу салонам-конкурентам в британском Фарнборо и французском Ле-Бурже. Пока «победить» зарубежные выставки получилось только количеством участников: в МАКСе приняли участие 42 государства и 654 авиапредприятия (в первом салоне, прошедшем в 1997 году, были представлены 12 стран и 203 предприятия).

©
Представители постоянных участников и гости МАКСа-2005 в разговорах с корреспондентом «Профиля» отмечали, что заметных изменений в уровне подготовки салона по сравнению с позапрошлым годом не наблюдается. «Изменился подход к оформлению стендов участников — появились плазменные экраны, стало больше интерактивных презентаций, зато инфраструктура салона, к сожалению, осталась прежней — все те же ангары под экспозиции и отсутствие нормальных пешеходных дорожек везде, где это необходимо. Заметных улучшений не произошло, несмотря на то, что это уже седьмой по счету МАКС», — отметил представитель одного из участников салона, пожелавший сохранить анонимность.

Кроме того, организаторы очень странно подошли к планированию событий: когда расписание брифингов, пресс-конференций и подписаний соглашений было составлено, оказалось, что ряд мероприятий проходил одновременно в разных местах. Согласитесь, выбрать, что важнее — пресс-конференция компании Boeing, брифинг правительства Москвы и «Атлант-Союза» о запуске проекта московского аэротакси или летная программа с участием «Стрижей», — дело непростое.

Впрочем, посетителей, пришедших посмотреть на достижения мирового авиапрома и чудеса на виражах, которые творили пилотажные группы, ничуть не затронули проблемы качества организации. Роскошная летная программа с участием российских «Стрижей» и «Витязей», французcкой «Патруль Франции» и итальянской «Трехцветные стрелы» вкупе с чудесной погодой и доступными ценами на пиво и шашлык спасли ситуацию. Этот набор шоу-сюрпризов оказался для посетителей достаточной компенсацией: по крайней мере, они не особо обращали внимания ни на проблемы с парковкой (многие машины, даже имеющие спецпропуска, стояли на газонах), ни на разбитые грунтовые пешеходные дорожки, ни на сильный недостаток посадочных мест.

Контрактники

Увы, с настоящими премьерами, вопреки обещаниям организаторов, была «напряженка». Зрителям впервые показали в действии вертолеты Ми-38 и боевой вариант вертолета АНСАТ, выпущенного Казанским вертолетным заводом, а Украина впервые на российском салоне представила конкурента RRJ «Гражданских самолетов Сухого» – Ан-148.

Остальные «новинки» премьерами в полном смысле этого слова назвать сложно – это либо сильно модернизированные и модифицированные модели уже существующих машин (как, например, МиГ-29 ОВТ или Су-27 СКМ), либо опытные модели в натуральную величину (космический шаттл «Клипер» или модель салона Russian Regional Jet (RRJ).

К сожалению, крупнейшие мировые авиастроители — Boeing и Airbus — не сочли МАКС достаточно серьезной площадкой для демонстрации своих новых самолетов 777-200 Worldliner и А380, которые в июне нынешнего года поразили воображение посетителей салона в Ле-Бурже.

И все же, вопреки отдельным организационным ляпам, впервые МАКСу можно поставить «зачет» по самому главному предмету: российский авиасалон перестал быть просто зрелищем, а превратился в площадку, где подписываются настоящие контракты. По предварительным оценкам, сумма заключенных на МАКСе сделок зашкалила за $1 млрд., а подписанных соглашений и договоренностей о сотрудничестве — вообще не счесть. Это большое, без преувеличения, достижение.

Из самых «громких» сделок стоит отметить уже упоминавшийся выше контракт с индийской HAL на $300 млн. и сделку «Рособоронэкспорта» с Иорданией по поставке двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на сумму более $100 млн. Кроме того, король Иордании Абдалла II сообщил о своем желании купить еще и пять спортивных самолетов Су-31.

Здесь же, на МАКСе, европейский авиаконцерн EADS заключил давно планируемую сделку по покупке 10% акций НПК «Иркут» за 50 млн. евро.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» получила добро от государства на продолжение разработки проекта RRJ. На реализацию проекта Россия в течение трех ближайших лет выделит более $300 млн. Кроме того, ГСС и Финансовая лизинговая компания подписали соглашение о лизинге с 2008 года десяти еще не существующих самолетов RRJ на сумму $262 млн.

ОАО «Ильюшин Финанс Ко» заключило с авиакомпанией «Пулково» соглашение о поставке восемнадцати Ан-148, первые из которых транспортники получат уже в 2007 году.

Вертолетная компания «Камов» подписала контракт с британским Rolls-Royce на поставку 50 двигателей для российских вертолетов Ка в 2006—2007 годах.

Урожайный на контракты МАКС-2005, безусловно, повысил в глазах авиаторов значимость этого салона. Остается лишь надеяться, что в последующие годы эти мероприятия будут организованы действительно с оглядкой на зарубежные примеры, чтобы уже без всяких оговорок соответствовать статусу «главного авиасалона страны».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».