25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Малые паруса"

Архивная публикация 2003 года: "Малые паруса"

У российского бомонда появилась новая забава -- яхтинг. Забавляются все -- включая президента.Яхта сегодня играет роль входного билета в высшее общество и является убедительным свидетельством финансовой состоятельности своего владельца. Недаром российские банкиры в спешном порядке обзаводятся яхтами. Правда, в основном в складчину -- суда являются собственностью банка, на них проводятся всевозможные презентации и званые обеды.
В политику яхты приплыли год назад, когда на Московском судостроительном заводе специально для президента была построена моторная яхта "Паллада". Утверждают, что стоила она всего $4 млн., что совсем недорого -- стоимость самых роскошных яхт на порядок, а то и на два выше. Правда, яхта эта формально не является собственностью президента. Она, как и президентский лимузин, входит в набор его "регалий".
Судно навынос

Все яхты делятся на два больших класса -- моторные и парусные. Парусные -- эффектнее, зато моторные функциональнее, быстрее и проще в обслуживании. Президентская "Паллада" -- из числа последних. Так что российские яхтсмены и из соображений политкорректности, и просто с точки зрения удобства обречены на моторки. Сегодня они составляют 80% яхт в нашей стране.
По цене яхты делятся на три категории. Высший пилотаж -- яхты класса люкс средней стоимостью $4--8 млн. Сразу скажем, что в отечественных акваториях они не водятся. Российские владельцы предпочитают эксплуатировать их за границей -- там и воды больше, и инфраструктура яхтинга лучше, и отвечать на вопросы типа: "а откуда у вас деньги на такую шхуну?" -- не приходится.
Естественно, что эти яхты не по карману рядовому покупателю. Олигархи -- другое дело. Известно, что Борис Березовский несколько лет назад приобрел не самую дорогую, но ужасно модную моторную яхту более чем за $5 млн. На его судне с говорящим названием Super Toy (суперигрушка), по слухам, успели побывать такие известные личности, как Татьяна Дьяченко, Валентин Юмашев, Олег Дерипаска и пр.
Роман Абрамович также является счастливым обладателем двух моторных яхт подобного класса (и приблизительно схожих по цене).
Собирательный портрет судна класса люкс выглядит примерно так: длина -- не меньше 24 метров, команда -- 10--20 человек. Ну и, естественно, интерьер на уровне европейских пятизвездочных отелей. Здесь приветствуются всевозможные предметы роскоши, такие как джакузи, бассейны, кинотеатры, танц-полы. Известно, например, что для 60-метровой моторной яхты "Медуза" Пола Аллена (корпорация Microsoft) кинотеатр проектировал не кто иной, как Стивен Спилберг.
Алексей Федоров, вице-президент Millennium Travelers Club:
"В яхтостроении большое значение имеет имя дизайнера. Самые престижные яхты -- штучный товар, они разрабатываются такими мастерами, как Тони Кастро (Великобритания), Спаркман и Штефанс (США), Рон Холланд (Ирландия). Эти имена для яхтсменов значат не меньше, чем Гуччи и Версаче для завзятых модников".
В средней ценовой категории "плавают" яхты по цене от $500 тыс. до $1,5 млн. Они меньше по размерам (14--20 метров) и по составу команды (до 10 человек). Как правило, отделка этих яхт более функциональна и не блещет роскошью (разумеется, не в ущерб комфорту). Производители -- лидеры данного сегмента -- компания Princess (Англия), Jeanneau (Франция), Luhrs Marine Group (США). На российском рынке яхты среднего класса представлены довольно широко -- ежегодно продается порядка 10 яхт этого уровня.
Наконец, низший ценовой сегмент представлен небольшими (10--12 метров) яхтами таких фирм, как Bavaria (Германия), Carver (США), Benetti (Италия), Beneteau (Франция) стоимостью $60--200 тыс. В придачу потребуется команда из 2--3 человек, но при желании можно и самостоятельно справиться с управлением и выйти в море без эскорта. Ежегодно в России (в основном в Москве и Петербурге) продается около 30 импортных яхт этого класса. Яхт отечественного производства -- в два раза больше.
Корабельщики в ответ

Яхты российского производства смотрятся вполне достойно на фоне своих зарубежных коллег, а стоят при этом в 2--3 раза дешевле.
Лидер отечественного яхтостроения -- московский судостроительный судоремонтный завод (МССЗ), который полностью переориентировался на строительство моторных яхт от 24 до 50 метров.
Среди заказчиков -- как частные лица, так и государственные и коммерческие организации. Большинство проектов ориентировано на низший ценовой сегмент, однако имеются исключения -- около месяца назад на МССЗ состоялся спуск на воду моторной яхты класса люкс длиной 33 метра и стоимостью $2 млн. Заказчик -- частное лицо, черты которого держатся в строжайшем секрете. Путинская яхта, напомним, делалась здесь же.
Среди других лидеров российского яхтостроения -- петербургская судостроительная фирма "Алмаз", входящая в группу "Уралмаш-Ижора", и Таганрогский металлургический завод. На "Алмазе", в частности, проходила реконструкция первой президентской яхты "Кавказ", которая обошлась казне более чем в $1,5 млн. Мощности "Алмаза" позволяют строить большие океанские яхты длиной 30 метров. Причем цена их -- около $3 млн. -- опять-таки в три раза ниже аналогичной западной продукции.
В последнее время широкое распространение получила практика сотрудничества наших предприятий с ведущими судостроительными компаниями мира. Нередко за рубежом покупается популярный серийный проект стоимостью от $50 тыс. до $200 тыс., затем корпус яхты собирается на наших заводах, а оснащение и отделка заказывается где-нибудь во Франции или Италии. Дело в том, что если ходовые качества наших яхт вполне конкурентоспособны, то умельцев по классной отделке не сыскать днем с огнем. Вот и приходится яхты, качество интерьера которых играет решающую роль для клиента, отправлять на обустройство за границу. Это, с одной стороны, повышает стоимость лодки примерно на 30% по сравнению с отечественными судами, но с другой -- гарантирует качество и престиж.
Вторая производная

Если у вас нет лишнего миллиона долларов, а волны и стонут и плачут, то дорога вам -- на вторичный рынок.
В России он, по сути, только начинает формироваться, и здесь возможны любые неожиданности. С одной стороны, принято считать, что цена яхты падает примерно на 10--15% в год. С другой -- разброс цен на одинаковые по классу и возрасту суда доходит до 200%. Причина в отсутствии каких-либо устоявшихся правил "игры": каждый владелец назначает цену в меру своей испорченности, не оглядываясь на конъюнктуру. Зато можно торговаться не на жизнь, а на смерть.
Количество предложений на вторичном рынке невелико. В основном предлагают 6--12-метровые яхты польского производства 20-летней давности по цене от $7 тыс. Много катеров отечественного производства типа "Ярославец" и "Костромич", которые любители переделывают в моторные яхты.
Встречаются забавные предложения по продаже трехпалубных теплоходов. Цена колеблется в пределах от $120 тыс. до $450 тыс. Любители водных прогулок из уст в уста передают историю о том, что теплоход "Москва" 1991 года постройки в отличном состоянии был продан в частные руки всего-навсего за $20 тыс. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Шхуна на содержании

Яхта -- как белый слон: купил и всю жизнь придется работать, чтобы его прокормить. Даже самый богатый человек планеты Билл Гейтс считает, что содержать собственную яхту слишком накладно -- дешевле арендовать. Как бы ни были богаты зарубежные магнаты, но даже они не гнушаются сдавать свои роскошные яхты в аренду. Среди наших владельцев яхт эта практика пока не прижилась. Поэтому придется тратиться на содержание по полной программе.
Так, стоянка скромной яхты (длиной 10 метров и стоимостью $60 тыс.) в Подмосковье -- в одном из яхт-клубов где-нибудь на Клязьминском или Пироговском водохранилище -- обойдется в $6 тыс. ежегодно. То есть за десять лет парковки придется выложить стоимость самой яхты. Мало того, что обидно, подобные расценки еще и в 2--3 раза выше, чем на комфортабельных яхто-стоянках Эгейского или Средиземного моря. Немудрено, что обслуживать и хранить свои драгоценные шхуны россияне предпочитают за рубежом.
Ремонт яхт также обходится недешево -- примерно $40 в час (и у нас, и на Западе). Учитывая, что на сам ремонт и работы по профилактике уходит не менее трех недель в году, можно представить, что парусные траты могут стать основной расходной статьей бюджета.
Любопытно, но сей факт не смущает некоторых наших сограждан, которые в гонке за престижем ставят новенькие миллионные яхты к частным причалам Пироговского водохранилища. Рассказывают, что один московский богатей регулярно практикует поездки за пивом в ближайший магазин исключительно на собственной яхте. Запустив свой мотор мощностью в 40 лошадиных сил, он вынужден его глушить, не набрав и четверти максимальной скорости -- слишком маленькие расстояния. Но зато явно круче, чем в булочную на такси.
Рассекая волны

Если пять лет назад отдых под парусом считался совершеннейшей экзотикой, то сегодня он очень популярен. По мнению Елены Фельзинг, Marine Travel Company, спрос на аренду яхт сильно вырос за последние два года. Начало туристического сезона 2003 года подтверждает эту тенденцию: число запросов на аренду выросло в 3 раза по сравнению с этим же периодом 2002 года. В большинстве случаев арендаторов интересует заграница -- моря Греции, Италии, Турция, Карибские острова и пр.
Расходы в этом случаи распределяются следующим образом (возьмем самый демократичный вариант): билет и туристическая виза -- от $300, аренда яхты (одна-две каюты, кухня, душ и туалет) в местной чартерной компании -- $150--200 в сутки на человека. Гонорар шкиперу -- $100 в сутки, расходы на топливо -- $500 за неделю, питание -- $100 в сутки. При заключении договора с чартерной компанией необходимо внести страховой депозит (возвратный) в размере $2,5--3 тыс. Таким образом, за $2,5 тыс. на человека вам гарантировано море удовольствий на неделю.
Для особо состоятельных арендаторов можно найти вариант подороже. В этом году впервые на мировом рынке появилась возможность арендовать любимую яхту Онасиса -- "Кристину" (см. вынос). Стоимость аренды этой 99-метровой красавицы с командой -- $70 тыс. в сутки. Говорят, что на яхте успели побывать Олег Дерипаска ("Базовый элемент") и Александр Мамут ("Тройка Диалог").
Арендовать яхту можно и в Подмосковье. Компания Ocean Club, например, предлагает маршруты как на демократичных яхтах от 6,5 метра, так и на шхунах VIP-уровня. Стоимость аренды -- от $150 до $2 тыс. на световой день. Самые раскрученные места для отечественного яхтенного отдыха -- Клязьминское, Химкинское, Пироговское водохранилища, где в последнее время как грибы после дождя появляются яхт-клубы ("Адмирал", "Буревестник" и пр.).

У российского бомонда появилась новая забава -- яхтинг. Забавляются все -- включая президента.Яхта сегодня играет роль входного билета в высшее общество и является убедительным свидетельством финансовой состоятельности своего владельца. Недаром российские банкиры в спешном порядке обзаводятся яхтами. Правда, в основном в складчину -- суда являются собственностью банка, на них проводятся всевозможные презентации и званые обеды.

В политику яхты приплыли год назад, когда на Московском судостроительном заводе специально для президента была построена моторная яхта "Паллада". Утверждают, что стоила она всего $4 млн., что совсем недорого -- стоимость самых роскошных яхт на порядок, а то и на два выше. Правда, яхта эта формально не является собственностью президента. Она, как и президентский лимузин, входит в набор его "регалий".

Судно навынос


Все яхты делятся на два больших класса -- моторные и парусные. Парусные -- эффектнее, зато моторные функциональнее, быстрее и проще в обслуживании. Президентская "Паллада" -- из числа последних. Так что российские яхтсмены и из соображений политкорректности, и просто с точки зрения удобства обречены на моторки. Сегодня они составляют 80% яхт в нашей стране.

По цене яхты делятся на три категории. Высший пилотаж -- яхты класса люкс средней стоимостью $4--8 млн. Сразу скажем, что в отечественных акваториях они не водятся. Российские владельцы предпочитают эксплуатировать их за границей -- там и воды больше, и инфраструктура яхтинга лучше, и отвечать на вопросы типа: "а откуда у вас деньги на такую шхуну?" -- не приходится.

Естественно, что эти яхты не по карману рядовому покупателю. Олигархи -- другое дело. Известно, что Борис Березовский несколько лет назад приобрел не самую дорогую, но ужасно модную моторную яхту более чем за $5 млн. На его судне с говорящим названием Super Toy (суперигрушка), по слухам, успели побывать такие известные личности, как Татьяна Дьяченко, Валентин Юмашев, Олег Дерипаска и пр.

Роман Абрамович также является счастливым обладателем двух моторных яхт подобного класса (и приблизительно схожих по цене).

Собирательный портрет судна класса люкс выглядит примерно так: длина -- не меньше 24 метров, команда -- 10--20 человек. Ну и, естественно, интерьер на уровне европейских пятизвездочных отелей. Здесь приветствуются всевозможные предметы роскоши, такие как джакузи, бассейны, кинотеатры, танц-полы. Известно, например, что для 60-метровой моторной яхты "Медуза" Пола Аллена (корпорация Microsoft) кинотеатр проектировал не кто иной, как Стивен Спилберг.

Алексей Федоров, вице-президент Millennium Travelers Club:

"В яхтостроении большое значение имеет имя дизайнера. Самые престижные яхты -- штучный товар, они разрабатываются такими мастерами, как Тони Кастро (Великобритания), Спаркман и Штефанс (США), Рон Холланд (Ирландия). Эти имена для яхтсменов значат не меньше, чем Гуччи и Версаче для завзятых модников".

В средней ценовой категории "плавают" яхты по цене от $500 тыс. до $1,5 млн. Они меньше по размерам (14--20 метров) и по составу команды (до 10 человек). Как правило, отделка этих яхт более функциональна и не блещет роскошью (разумеется, не в ущерб комфорту). Производители -- лидеры данного сегмента -- компания Princess (Англия), Jeanneau (Франция), Luhrs Marine Group (США). На российском рынке яхты среднего класса представлены довольно широко -- ежегодно продается порядка 10 яхт этого уровня.

Наконец, низший ценовой сегмент представлен небольшими (10--12 метров) яхтами таких фирм, как Bavaria (Германия), Carver (США), Benetti (Италия), Beneteau (Франция) стоимостью $60--200 тыс. В придачу потребуется команда из 2--3 человек, но при желании можно и самостоятельно справиться с управлением и выйти в море без эскорта. Ежегодно в России (в основном в Москве и Петербурге) продается около 30 импортных яхт этого класса. Яхт отечественного производства -- в два раза больше.

Корабельщики в ответ


Яхты российского производства смотрятся вполне достойно на фоне своих зарубежных коллег, а стоят при этом в 2--3 раза дешевле.

Лидер отечественного яхтостроения -- московский судостроительный судоремонтный завод (МССЗ), который полностью переориентировался на строительство моторных яхт от 24 до 50 метров.

Среди заказчиков -- как частные лица, так и государственные и коммерческие организации. Большинство проектов ориентировано на низший ценовой сегмент, однако имеются исключения -- около месяца назад на МССЗ состоялся спуск на воду моторной яхты класса люкс длиной 33 метра и стоимостью $2 млн. Заказчик -- частное лицо, черты которого держатся в строжайшем секрете. Путинская яхта, напомним, делалась здесь же.

Среди других лидеров российского яхтостроения -- петербургская судостроительная фирма "Алмаз", входящая в группу "Уралмаш-Ижора", и Таганрогский металлургический завод. На "Алмазе", в частности, проходила реконструкция первой президентской яхты "Кавказ", которая обошлась казне более чем в $1,5 млн. Мощности "Алмаза" позволяют строить большие океанские яхты длиной 30 метров. Причем цена их -- около $3 млн. -- опять-таки в три раза ниже аналогичной западной продукции.

В последнее время широкое распространение получила практика сотрудничества наших предприятий с ведущими судостроительными компаниями мира. Нередко за рубежом покупается популярный серийный проект стоимостью от $50 тыс. до $200 тыс., затем корпус яхты собирается на наших заводах, а оснащение и отделка заказывается где-нибудь во Франции или Италии. Дело в том, что если ходовые качества наших яхт вполне конкурентоспособны, то умельцев по классной отделке не сыскать днем с огнем. Вот и приходится яхты, качество интерьера которых играет решающую роль для клиента, отправлять на обустройство за границу. Это, с одной стороны, повышает стоимость лодки примерно на 30% по сравнению с отечественными судами, но с другой -- гарантирует качество и престиж.

Вторая производная


Если у вас нет лишнего миллиона долларов, а волны и стонут и плачут, то дорога вам -- на вторичный рынок.

В России он, по сути, только начинает формироваться, и здесь возможны любые неожиданности. С одной стороны, принято считать, что цена яхты падает примерно на 10--15% в год. С другой -- разброс цен на одинаковые по классу и возрасту суда доходит до 200%. Причина в отсутствии каких-либо устоявшихся правил "игры": каждый владелец назначает цену в меру своей испорченности, не оглядываясь на конъюнктуру. Зато можно торговаться не на жизнь, а на смерть.

Количество предложений на вторичном рынке невелико. В основном предлагают 6--12-метровые яхты польского производства 20-летней давности по цене от $7 тыс. Много катеров отечественного производства типа "Ярославец" и "Костромич", которые любители переделывают в моторные яхты.

Встречаются забавные предложения по продаже трехпалубных теплоходов. Цена колеблется в пределах от $120 тыс. до $450 тыс. Любители водных прогулок из уст в уста передают историю о том, что теплоход "Москва" 1991 года постройки в отличном состоянии был продан в частные руки всего-навсего за $20 тыс. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Шхуна на содержании


Яхта -- как белый слон: купил и всю жизнь придется работать, чтобы его прокормить. Даже самый богатый человек планеты Билл Гейтс считает, что содержать собственную яхту слишком накладно -- дешевле арендовать. Как бы ни были богаты зарубежные магнаты, но даже они не гнушаются сдавать свои роскошные яхты в аренду. Среди наших владельцев яхт эта практика пока не прижилась. Поэтому придется тратиться на содержание по полной программе.

Так, стоянка скромной яхты (длиной 10 метров и стоимостью $60 тыс.) в Подмосковье -- в одном из яхт-клубов где-нибудь на Клязьминском или Пироговском водохранилище -- обойдется в $6 тыс. ежегодно. То есть за десять лет парковки придется выложить стоимость самой яхты. Мало того, что обидно, подобные расценки еще и в 2--3 раза выше, чем на комфортабельных яхто-стоянках Эгейского или Средиземного моря. Немудрено, что обслуживать и хранить свои драгоценные шхуны россияне предпочитают за рубежом.

Ремонт яхт также обходится недешево -- примерно $40 в час (и у нас, и на Западе). Учитывая, что на сам ремонт и работы по профилактике уходит не менее трех недель в году, можно представить, что парусные траты могут стать основной расходной статьей бюджета.

Любопытно, но сей факт не смущает некоторых наших сограждан, которые в гонке за престижем ставят новенькие миллионные яхты к частным причалам Пироговского водохранилища. Рассказывают, что один московский богатей регулярно практикует поездки за пивом в ближайший магазин исключительно на собственной яхте. Запустив свой мотор мощностью в 40 лошадиных сил, он вынужден его глушить, не набрав и четверти максимальной скорости -- слишком маленькие расстояния. Но зато явно круче, чем в булочную на такси.

Рассекая волны


Если пять лет назад отдых под парусом считался совершеннейшей экзотикой, то сегодня он очень популярен. По мнению Елены Фельзинг, Marine Travel Company, спрос на аренду яхт сильно вырос за последние два года. Начало туристического сезона 2003 года подтверждает эту тенденцию: число запросов на аренду выросло в 3 раза по сравнению с этим же периодом 2002 года. В большинстве случаев арендаторов интересует заграница -- моря Греции, Италии, Турция, Карибские острова и пр.

Расходы в этом случаи распределяются следующим образом (возьмем самый демократичный вариант): билет и туристическая виза -- от $300, аренда яхты (одна-две каюты, кухня, душ и туалет) в местной чартерной компании -- $150--200 в сутки на человека. Гонорар шкиперу -- $100 в сутки, расходы на топливо -- $500 за неделю, питание -- $100 в сутки. При заключении договора с чартерной компанией необходимо внести страховой депозит (возвратный) в размере $2,5--3 тыс. Таким образом, за $2,5 тыс. на человека вам гарантировано море удовольствий на неделю.

Для особо состоятельных арендаторов можно найти вариант подороже. В этом году впервые на мировом рынке появилась возможность арендовать любимую яхту Онасиса -- "Кристину" (см. вынос). Стоимость аренды этой 99-метровой красавицы с командой -- $70 тыс. в сутки. Говорят, что на яхте успели побывать Олег Дерипаска ("Базовый элемент") и Александр Мамут ("Тройка Диалог").

Арендовать яхту можно и в Подмосковье. Компания Ocean Club, например, предлагает маршруты как на демократичных яхтах от 6,5 метра, так и на шхунах VIP-уровня. Стоимость аренды -- от $150 до $2 тыс. на световой день. Самые раскрученные места для отечественного яхтенного отдыха -- Клязьминское, Химкинское, Пироговское водохранилища, где в последнее время как грибы после дождя появляются яхт-клубы ("Адмирал", "Буревестник" и пр.).

ЕЛЕНА ДАВЫДОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».