16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "МАНИЯ ГЛУБИНЫ"

Архивная публикация 2010 года: "МАНИЯ ГЛУБИНЫ"

3D-экраны завоевывают гостиные. На что способны новые технологии? Сначала телеэкраны расплывались вширь. Потом становились все более плоскими. Недавно они даже почувствовали тактильный голод. И вот производители электроники представляют новую, весеннюю коллекцию: до сих пор подобная расторопность отличала разве что модельеров. "Гвоздь сезона" - третье измерение: телеэкраны обретают глубину.
Тренд заявил о себе с появлением в прокате трехмерных мультфильмов, таких как "Ледниковый период-3" или "Вверх". И все-таки перелом наступил лишь этой зимой с выходом на киноэкраны "инопланетной" драмы "Аватар": живописные рельефные ландшафты, в реальность которых трудно не поверить, заставляют забыть о плоскости сюжета. Именно благодаря им фильм стал самой успешной картиной в истории кинематографа.
Не прошло и недели после выставки Cebit, как в магазинах появились первые телевизоры нового поколения, по-казывающие трехмерное изображение - при условии, что зрители надели прилагаемые 3D-очки, а видеоплеер проигрывает стереофильм.
Такие концерны, как Panasonic или Samsung, рвутся вперед. К примеру, Samsung уже вывел на рынок домашний стереокинотеатр. Конкуренты, которых столь стремительное развитие событий застало врасплох, делают срочные заявления: Philips обещает летом предложить "апгрейд" ранее проданных телевизоров, который позволит их владельцам приобщиться к объемному ки-но. Sony готовит соответствующее обновление для игровой консоли "Playstation 3".
Искусственное стереовидение на пороге прорыва - правда, эту стратегическую позицию оно удерживает более 170 лет. Еще британский физик Чарльз Уитстон придумал стереоскоп: глаза видят одну и ту же картинку с легким смещением, в результате чего в мозгу создается иллюзия объема. Когда в 1851 году коллега Уитстона Дэвид Брюстер на Всемирной выставке в Лондоне предложил изобретение вниманию общественности, поэт Шарль Бодлер язвительно подметил: "Вскоре тысячи любопытных пар глаз склонились над окулярами стереоскопа, как над мансардными окнами бесконечности".
Попытки перенести третье измерение на экраны кинотеатров и телевизоров предпринимались начиная с 50-х годов прошлого века. Правда, все они оборачивались провалом, обусловленным техническим несовершенством: зрители не получали особого удовольствия, зато нередко жаловались на головокружение.
Теперь, когда объемные ми-ры на экранах рождаются с помощью ультрасовременных компьютерных технологий, прорыв и вправду может состояться. Существует уже с полдесятка конкурирующих 3D-систем со своими достоинствами и своими болезнями детского возраста (см. рисунок).
При показе таких фильмов, как "Аватар", на киноэкране по очереди отображаются две перспективы, каждая из которых создается при помощи по-разному поляризованных лучей. Благодаря поляризационным очкам каждый глаз "видит" только одну перспективу. У данной технологии обнаружился неплохой побочный эффект: с изготовлением "экранок" у пиратов появились проблемы.
3D-телевизоры используют другой принцип работы: кадры, отснятые с двух разных точек, опять-таки отображаются попеременно, однако иллюзию объема на этот раз обеспечивают специальные фотозатворные очки, незаметно для зрителей "затемняющие" на долю секунды то один, то другой глаз.
Профессионалы надеются, что стереокино даст еще один шанс плазменным панелям: благодаря быстрому отклику матрицы они как нельзя лучше подходят для 3D-просмотров. К сожалению, очки с фотозатвором столь же громоздки и тяжелы, как роговые оправы послевоенных лет. К тому же картинка зачастую оказывается темной, как если смотреть телевизор, надев солнечные очки.
Впрочем, можно и вовсе обойтись без очков: высокотехнологичные мониторы обеспечивают эффект трехмерности за счет экспонирования двух изображений под углом друг к другу. Правда, оптимальный результат возможен лишь при условии, что перед "автостереоскопическим" экраном работает один пользователь, который к тому же старается не шевелиться. Цена подобного монитора нередко превышает 10 000 евро. Сегодня такая "спецтехника" используется главным образом врачами и конструкторами.
"Мания глубины" охватывает все новые и новые классы устройств. На позапрошлой неделе Google представил 3D-обновление операционной системы для телефонов Android, фирма Carl Zeiss уже предлагает 3D-очки для мобильников. Более того, существует даже язык для написания 3D-страниц: это XML3D. "Вот только унифицированного стандарта пока нет", - сокрушается Ульрих Лайнер, эксперт по стереовидению из берлинского Института им. Генриха Герца.
Есть и еще один важный момент: не существует стереоконтента. Конечно, американский спортивный канал ESPN обещает запустить трехмерное вещание к чемпионату мира по футболу. Однако футбол с его преобладанием общих планов не позволяет по-настоящему использовать возможности стереоизображения.
Пополнение 3D-арсенала кинопрокатчиков доверили суперкомпьютерам: "тридизация" старых фильмов идет полным ходом. Судя по всему, над приданием "глубины" своей космической сказке "Звездные войны" уже работает режиссер Джордж Лукас.
К сожалению, подобная доработка пока нередко страдает несовершенством. Изображение получается недостаточно объемным и напоминает картонные декорации либо у зрителя начинается своего рода "морская болезнь": появляются головная боль и тошнота.

3D-экраны завоевывают гостиные. На что способны новые технологии? Сначала телеэкраны расплывались вширь. Потом становились все более плоскими. Недавно они даже почувствовали тактильный голод. И вот производители электроники представляют новую, весеннюю коллекцию: до сих пор подобная расторопность отличала разве что модельеров. "Гвоздь сезона" - третье измерение: телеэкраны обретают глубину.
Тренд заявил о себе с появлением в прокате трехмерных мультфильмов, таких как "Ледниковый период-3" или "Вверх". И все-таки перелом наступил лишь этой зимой с выходом на киноэкраны "инопланетной" драмы "Аватар": живописные рельефные ландшафты, в реальность которых трудно не поверить, заставляют забыть о плоскости сюжета. Именно благодаря им фильм стал самой успешной картиной в истории кинематографа.
Не прошло и недели после выставки Cebit, как в магазинах появились первые телевизоры нового поколения, по-казывающие трехмерное изображение - при условии, что зрители надели прилагаемые 3D-очки, а видеоплеер проигрывает стереофильм.
Такие концерны, как Panasonic или Samsung, рвутся вперед. К примеру, Samsung уже вывел на рынок домашний стереокинотеатр. Конкуренты, которых столь стремительное развитие событий застало врасплох, делают срочные заявления: Philips обещает летом предложить "апгрейд" ранее проданных телевизоров, который позволит их владельцам приобщиться к объемному ки-но. Sony готовит соответствующее обновление для игровой консоли "Playstation 3".
Искусственное стереовидение на пороге прорыва - правда, эту стратегическую позицию оно удерживает более 170 лет. Еще британский физик Чарльз Уитстон придумал стереоскоп: глаза видят одну и ту же картинку с легким смещением, в результате чего в мозгу создается иллюзия объема. Когда в 1851 году коллега Уитстона Дэвид Брюстер на Всемирной выставке в Лондоне предложил изобретение вниманию общественности, поэт Шарль Бодлер язвительно подметил: "Вскоре тысячи любопытных пар глаз склонились над окулярами стереоскопа, как над мансардными окнами бесконечности".
Попытки перенести третье измерение на экраны кинотеатров и телевизоров предпринимались начиная с 50-х годов прошлого века. Правда, все они оборачивались провалом, обусловленным техническим несовершенством: зрители не получали особого удовольствия, зато нередко жаловались на головокружение.
Теперь, когда объемные ми-ры на экранах рождаются с помощью ультрасовременных компьютерных технологий, прорыв и вправду может состояться. Существует уже с полдесятка конкурирующих 3D-систем со своими достоинствами и своими болезнями детского возраста (см. рисунок).
При показе таких фильмов, как "Аватар", на киноэкране по очереди отображаются две перспективы, каждая из которых создается при помощи по-разному поляризованных лучей. Благодаря поляризационным очкам каждый глаз "видит" только одну перспективу. У данной технологии обнаружился неплохой побочный эффект: с изготовлением "экранок" у пиратов появились проблемы.
3D-телевизоры используют другой принцип работы: кадры, отснятые с двух разных точек, опять-таки отображаются попеременно, однако иллюзию объема на этот раз обеспечивают специальные фотозатворные очки, незаметно для зрителей "затемняющие" на долю секунды то один, то другой глаз.
Профессионалы надеются, что стереокино даст еще один шанс плазменным панелям: благодаря быстрому отклику матрицы они как нельзя лучше подходят для 3D-просмотров. К сожалению, очки с фотозатвором столь же громоздки и тяжелы, как роговые оправы послевоенных лет. К тому же картинка зачастую оказывается темной, как если смотреть телевизор, надев солнечные очки.
Впрочем, можно и вовсе обойтись без очков: высокотехнологичные мониторы обеспечивают эффект трехмерности за счет экспонирования двух изображений под углом друг к другу. Правда, оптимальный результат возможен лишь при условии, что перед "автостереоскопическим" экраном работает один пользователь, который к тому же старается не шевелиться. Цена подобного монитора нередко превышает 10 000 евро. Сегодня такая "спецтехника" используется главным образом врачами и конструкторами.
"Мания глубины" охватывает все новые и новые классы устройств. На позапрошлой неделе Google представил 3D-обновление операционной системы для телефонов Android, фирма Carl Zeiss уже предлагает 3D-очки для мобильников. Более того, существует даже язык для написания 3D-страниц: это XML3D. "Вот только унифицированного стандарта пока нет", - сокрушается Ульрих Лайнер, эксперт по стереовидению из берлинского Института им. Генриха Герца.
Есть и еще один важный момент: не существует стереоконтента. Конечно, американский спортивный канал ESPN обещает запустить трехмерное вещание к чемпионату мира по футболу. Однако футбол с его преобладанием общих планов не позволяет по-настоящему использовать возможности стереоизображения.
Пополнение 3D-арсенала кинопрокатчиков доверили суперкомпьютерам: "тридизация" старых фильмов идет полным ходом. Судя по всему, над приданием "глубины" своей космической сказке "Звездные войны" уже работает режиссер Джордж Лукас.
К сожалению, подобная доработка пока нередко страдает несовершенством. Изображение получается недостаточно объемным и напоминает картонные декорации либо у зрителя начинается своего рода "морская болезнь": появляются головная боль и тошнота.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».