28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Машины -- со временем"

Архивная публикация 2002 года: "Машины -- со временем"

Полуторагодичный бой автопроизводителей с правительством близится к завершению. Месяц назад премьер Касьянов подписал концепцию развития автопрома. Автопром, со своей стороны, развиваться в заданных параметрах согласился. К середине сентября стороны утрясут оставшиеся спорными вопросы и распишут конкретные шаги по реализации концепции. А к весне потребитель сможет ощутить на себе первые ее плоды.Больно, зато неприятно

Решение о пошлинах принималось мучительно. С середины 2000 года российские олигархи, незадолго до того ставшие собственниками крупнейших предприятий автопрома, пытались убедить правительство защитить их от дешевого импорта. Правительство упиралось. Очевидно, имея на то свои мотивы (народ не поймет, сложные отношения с олигархами и т.д.). Однако сама дискуссия напугала импортеров, и в ожидании непопулярных мер они завалили рынок старыми недорогими машинами. В итоге продажи импортных машин в прошлом году выросли в два раза, российские же производители стали неудержимо терять рынок. Увеличил производство только АвтоВАЗ, прочие же производство сокращали -- к примеру, ГАЗ и УАЗ "ужались" на треть. В денежном выражении половина прошлогодних продаж на автомобильном рынке пришлась на импорт -- показатель для нашей страны рекордный.
Стоны автопромышленников усилились настолько, что были услышаны президентом. Владимир Путин потребовал от Михаила Касьянова мужества в благом деле поддержки российского автопрома, и Касьянов искомое мужество в себе обнаружил. Немного урезав для приличия обнадеженных президентом автозаводчиков (они рассчитывали поднять пошлины почти в четыре раза), премьер дал старт реформе.
Первые ощущения от реализации концепции развития автопрома у автолюбителей будут довольно болезненные. Дело в том, что в качестве ключевой меры по защите родного производителя автотранспортных средств правительство избрало увеличение пошлин на подержанные (старше семи лет) иномарки. Согласно последнему одобренному правительством сценарию физические лица (ввозящие 80% этих машин) будут платить за них таможне в 2,5 раза больше, чем раньше. Пошлины на иномарки с объемом двигателя до 2,5 л составят 2 евро за кубический сантиметр (вместо бывших 0,8 евро), более мощные машины -- 2,3 евро за "кубик". То есть на первом этапе реформы качество российских автомобилей определенно не вырастет, а вот цены на их основных конкурентов -- подержанные иномарки -- существенно вырастут.
Необходимо, но недостаточно

Очевидно, загадочную фразу президента о мужестве следует трактовать следующим образом. Повысить пошлины на подержанные иномарки нужно -- Россия защищает своих производителей хуже всех других стран (см. графики). Однако для того, чтобы заставить российский автопром работать лучше, этого явно недостаточно. Мужество премьера должно было состоять в том, чтобы начать реформу, не вполне еще твердо понимая цели и средства для ее воплощения.
Касьянов все понял правильно. Подписанный им документ действительно не содержит практически никаких реальных мер по улучшению качества российской автопродукции. Ведь, как было сказано выше, сам факт устранения конкурентов никак не способствует повышению качества отечественных машин.
"Для повышения качества производства российских машин прежде всего нужно разработать новые стандарты сертификации, но в концепции речи об этом нет", -- говорит аналитик компании UFG Елена Сахнова.
Предложения по повышению качества местного производства свелись к декларации намерения повысить экологические требования к отечественным автомобилям. Со следующего года российские машины должны будут отказаться от использования экологически вредных двигателей Евро-0 (выброс выхлопных газов в атмосферу 5,96 т в год) и перейти на стандарты Евро-1 (до 2,65 т) и Евро-2 (до 1,83 т). Впрочем, нового в этом намерении немного. Все российские заводы заявили, что готовы перейти на новые стандарты и начать оснащать свои автомобили "политкорректными" двигателями уже с 1 января 2003 года.
"Секонд-хэнд" -- пополам!

Парадокс заключается в том, что более внятные правила улучшения качества автопрома сформулировали сами автопромышленники. Понятно, что их в первую очередь не устраивает ситуация, когда почти половина российского рынка занята импортным секонд-хэндом. Понятно и то, что объявить войну импорту и перейти на "самообеспечение" практически невозможно. На кардинальное переоснащение заводов и разработку принципиально новых моделей не хватит ни денег, ни времени (разработка приблизительно отвечающей европейским требованиям "Калины" заняла у АвтоВАЗа 7 лет и потребовала более $1 млрд.).
"Конечным следствием реформы должно стать замещение старого импорта, который сейчас занимает 30% российского автомобильного рынка, продукцией местного производства, -- считает Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог". -- Думаю, замещение произойдет наполовину за счет российских моделей автомобилей и наполовину -- за счет иномарок, произведенных или собранных здесь".
"Еще год бездействия -- и мы бы не увидели российский автопром даже через лупу, -- считает исполнительный директор подконтрольного Олегу Дерипаске холдинга "Руспромавто" Игорь Калужский. -- В силу целого ряда причин предприятия автопрома в условиях конкурентного рынка стали деградировать, они шли путем антирыночным, обрастали лишними активами и теряли позиции. Приход одного хозяина на предприятия стал первым шагом к спасению заводов. Однако шагом недостаточным: заплатив за активы, хозяева просто получили право заниматься проблемами автопрома. Чтобы решать проблемы, нам необходима поддержка государства. Сейчас наконец-то складывается впечатление, что эту поддержку государство оказать нам готово".
Все иностранцы -- в гости к нам

В распоряжении "Профиля" оказалось письмо на имя вице-премьера Ильи Клебанова за подписью руководителей АвтоВАЗа, КамАЗа, РусПромАвто и СеверСтальАвто. В письме руководители компаний поддерживают принятую правительством концепцию развития автопрома и предлагают свой план первоочередных мероприятий по ее реализации. В том числе -- ряд мер, направленных на привлечение инвестиций.
Во-первых, собственных. В свете этого -- предложение по предоставлению налоговых инвестиционных кредитов предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в автомобильной промышленности. А также снижение таможенных пошлин на импорт непроизводимых в России комплектующих. Это поможет российским заводам быстрее проводить реконструкцию и запускать новые модели.
А во-вторых -- иностранных. Для них предлагается лучше проработать таможенный режим свободного склада (в соответствии с этим режимом импортер получает льготы по налогообложению с обязательством через пять лет половину производства перебазировать в Россию). Это позволит иностранцам в больших масштабах открывать в России "отверточные" производства.
Недостатка в иностранцах не будет. О своем желании работать в России уже заявили восемь крупных западных производителей. Помимо сборочных производств BMW, Hyundai и Citroen в Калининграде и Всеволожске (СП "Автодор" и "Автофрамос") через два года во Всеволожске будут производиться также "Форды" (СП "Форд Всеволожск"), а в Нижнем Новгороде -- "Фиаты" (СП "Нижегород Моторс") и, возможно, "Рено Дача" -- в Москве ("Автофрамос"). Помимо того, АвтоВАЗ создал СП с General Motors, ГАЗ -- с корпорацией Iveco. Обеспечить своим партнерам пристойные условия работы в России было существенной частью задачи, стоявшей перед разработчиками предложений правительству.
Похоже, такое развитие событий действительно вполне устраивает и государство, и олигархов. А вот гражданам, скорее всего, придется свыкнуться с мыслью, что владение автомобилем, который они захотят выбрать себе сами, а не с подсказки отечественного производителя, обойдется им существенно дороже.

Структура российского автомобильного рынка в 2001 году*

Полуторагодичный бой автопроизводителей с правительством близится к завершению. Месяц назад премьер Касьянов подписал концепцию развития автопрома. Автопром, со своей стороны, развиваться в заданных параметрах согласился. К середине сентября стороны утрясут оставшиеся спорными вопросы и распишут конкретные шаги по реализации концепции. А к весне потребитель сможет ощутить на себе первые ее плоды.Больно, зато неприятно


Решение о пошлинах принималось мучительно. С середины 2000 года российские олигархи, незадолго до того ставшие собственниками крупнейших предприятий автопрома, пытались убедить правительство защитить их от дешевого импорта. Правительство упиралось. Очевидно, имея на то свои мотивы (народ не поймет, сложные отношения с олигархами и т.д.). Однако сама дискуссия напугала импортеров, и в ожидании непопулярных мер они завалили рынок старыми недорогими машинами. В итоге продажи импортных машин в прошлом году выросли в два раза, российские же производители стали неудержимо терять рынок. Увеличил производство только АвтоВАЗ, прочие же производство сокращали -- к примеру, ГАЗ и УАЗ "ужались" на треть. В денежном выражении половина прошлогодних продаж на автомобильном рынке пришлась на импорт -- показатель для нашей страны рекордный.

Стоны автопромышленников усилились настолько, что были услышаны президентом. Владимир Путин потребовал от Михаила Касьянова мужества в благом деле поддержки российского автопрома, и Касьянов искомое мужество в себе обнаружил. Немного урезав для приличия обнадеженных президентом автозаводчиков (они рассчитывали поднять пошлины почти в четыре раза), премьер дал старт реформе.

Первые ощущения от реализации концепции развития автопрома у автолюбителей будут довольно болезненные. Дело в том, что в качестве ключевой меры по защите родного производителя автотранспортных средств правительство избрало увеличение пошлин на подержанные (старше семи лет) иномарки. Согласно последнему одобренному правительством сценарию физические лица (ввозящие 80% этих машин) будут платить за них таможне в 2,5 раза больше, чем раньше. Пошлины на иномарки с объемом двигателя до 2,5 л составят 2 евро за кубический сантиметр (вместо бывших 0,8 евро), более мощные машины -- 2,3 евро за "кубик". То есть на первом этапе реформы качество российских автомобилей определенно не вырастет, а вот цены на их основных конкурентов -- подержанные иномарки -- существенно вырастут.

Необходимо, но недостаточно


Очевидно, загадочную фразу президента о мужестве следует трактовать следующим образом. Повысить пошлины на подержанные иномарки нужно -- Россия защищает своих производителей хуже всех других стран (см. графики). Однако для того, чтобы заставить российский автопром работать лучше, этого явно недостаточно. Мужество премьера должно было состоять в том, чтобы начать реформу, не вполне еще твердо понимая цели и средства для ее воплощения.

Касьянов все понял правильно. Подписанный им документ действительно не содержит практически никаких реальных мер по улучшению качества российской автопродукции. Ведь, как было сказано выше, сам факт устранения конкурентов никак не способствует повышению качества отечественных машин.

"Для повышения качества производства российских машин прежде всего нужно разработать новые стандарты сертификации, но в концепции речи об этом нет", -- говорит аналитик компании UFG Елена Сахнова.

Предложения по повышению качества местного производства свелись к декларации намерения повысить экологические требования к отечественным автомобилям. Со следующего года российские машины должны будут отказаться от использования экологически вредных двигателей Евро-0 (выброс выхлопных газов в атмосферу 5,96 т в год) и перейти на стандарты Евро-1 (до 2,65 т) и Евро-2 (до 1,83 т). Впрочем, нового в этом намерении немного. Все российские заводы заявили, что готовы перейти на новые стандарты и начать оснащать свои автомобили "политкорректными" двигателями уже с 1 января 2003 года.

"Секонд-хэнд" -- пополам!


Парадокс заключается в том, что более внятные правила улучшения качества автопрома сформулировали сами автопромышленники. Понятно, что их в первую очередь не устраивает ситуация, когда почти половина российского рынка занята импортным секонд-хэндом. Понятно и то, что объявить войну импорту и перейти на "самообеспечение" практически невозможно. На кардинальное переоснащение заводов и разработку принципиально новых моделей не хватит ни денег, ни времени (разработка приблизительно отвечающей европейским требованиям "Калины" заняла у АвтоВАЗа 7 лет и потребовала более $1 млрд.).

"Конечным следствием реформы должно стать замещение старого импорта, который сейчас занимает 30% российского автомобильного рынка, продукцией местного производства, -- считает Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог". -- Думаю, замещение произойдет наполовину за счет российских моделей автомобилей и наполовину -- за счет иномарок, произведенных или собранных здесь".

"Еще год бездействия -- и мы бы не увидели российский автопром даже через лупу, -- считает исполнительный директор подконтрольного Олегу Дерипаске холдинга "Руспромавто" Игорь Калужский. -- В силу целого ряда причин предприятия автопрома в условиях конкурентного рынка стали деградировать, они шли путем антирыночным, обрастали лишними активами и теряли позиции. Приход одного хозяина на предприятия стал первым шагом к спасению заводов. Однако шагом недостаточным: заплатив за активы, хозяева просто получили право заниматься проблемами автопрома. Чтобы решать проблемы, нам необходима поддержка государства. Сейчас наконец-то складывается впечатление, что эту поддержку государство оказать нам готово".

Все иностранцы -- в гости к нам


В распоряжении "Профиля" оказалось письмо на имя вице-премьера Ильи Клебанова за подписью руководителей АвтоВАЗа, КамАЗа, РусПромАвто и СеверСтальАвто. В письме руководители компаний поддерживают принятую правительством концепцию развития автопрома и предлагают свой план первоочередных мероприятий по ее реализации. В том числе -- ряд мер, направленных на привлечение инвестиций.

Во-первых, собственных. В свете этого -- предложение по предоставлению налоговых инвестиционных кредитов предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в автомобильной промышленности. А также снижение таможенных пошлин на импорт непроизводимых в России комплектующих. Это поможет российским заводам быстрее проводить реконструкцию и запускать новые модели.

А во-вторых -- иностранных. Для них предлагается лучше проработать таможенный режим свободного склада (в соответствии с этим режимом импортер получает льготы по налогообложению с обязательством через пять лет половину производства перебазировать в Россию). Это позволит иностранцам в больших масштабах открывать в России "отверточные" производства.

Недостатка в иностранцах не будет. О своем желании работать в России уже заявили восемь крупных западных производителей. Помимо сборочных производств BMW, Hyundai и Citroen в Калининграде и Всеволожске (СП "Автодор" и "Автофрамос") через два года во Всеволожске будут производиться также "Форды" (СП "Форд Всеволожск"), а в Нижнем Новгороде -- "Фиаты" (СП "Нижегород Моторс") и, возможно, "Рено Дача" -- в Москве ("Автофрамос"). Помимо того, АвтоВАЗ создал СП с General Motors, ГАЗ -- с корпорацией Iveco. Обеспечить своим партнерам пристойные условия работы в России было существенной частью задачи, стоявшей перед разработчиками предложений правительству.

Похоже, такое развитие событий действительно вполне устраивает и государство, и олигархов. А вот гражданам, скорее всего, придется свыкнуться с мыслью, что владение автомобилем, который они захотят выбрать себе сами, а не с подсказки отечественного производителя, обойдется им существенно дороже.


Структура российского автомобильного рынка в 2001 году*

Рынок легковых машин -- $9,3 млн.

АвтоВАЗ34%

ГАЗ4%

УАЗ1%

КамАЗ1%

Другие российские производители5%

Импорт55%

Грузовой транспорт -- $1,9 млн.

ГАЗ22%

КамАЗ19%

УралАЗ10%

ЗИЛ7%

УАЗ3%

Другие российские производители2%

Импорт37%

Рынок автобусов -- $0,8 млн.

УАЗ19%

ГАЗ16%

ПАЗ11%

ЛИАЗ7%

Другие российские производители18%

Импорт39%

* Источник: ИК "Тройка Диалог".

Структура некоторых мировых рынков (импорт и собственное производство)*

СтранаСобственное производствоИмпорт новых автомобилейИмпорт подержанных автомобилей

Россия68%3%29%

Польша22%38%40%

Китай98%2%0%

Таиланд97%3%0%

Бразилия82%18%0%

Индия98%2%0%

Индонезия76%24%0%

* Источник: ИК "Тройка Диалог".


* Источник: ИК "Тройка Диалог".

Эффективная пошлина (таможенная пошлина, акциз, НДС) на импорт автомобилей (% от первоначальной цены)*

Россия45%

Польша100%

Китай75%

Таиланд180%

Бразилия70%

Индия100%

Индонезия150%

* Источник: ИК "Тройка Диалог".


* Источник: ИК "Тройка Диалог".


* Источник: ИК "Тройка Диалог".

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама