29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Машины времени"

Архивная публикация 2003 года: "Машины времени"

В октябре старейшей в стране внешнеэкономической компании "Машиноимпорт" исполняется 70 лет. Эта фирма была и остается визитной карточкой нашей страны на мировом рынке техники и высоких технологий. Об истории, сегодняшнем дне компании и ее перспективах рассказала генеральный директор государственного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Машиноимпорт" Ольга ВДОВИЧЕНКО.-- Ольга Михайловна, будьте добры, расскажите немного об истории компании, которой вы руководите. В названии компании есть слово "импорт" -- это основная сфера ее деятельности?
-- Да, когда-то это было именно так. В 1933 году, когда в стране шла индустриализация, возникла потребность создать специальную структуру для импорта высокотехнологичного зарубежного оборудования, столь необходимого нашей экономике. За свою историю "Машиноимпорт" поставил в страну различного оборудования более чем на $ 60 млрд., в том числе на такие стройки века, как Самотлор, газопроводы Уренгой--Помары--Ужгород и Оренбург--Западная граница, на возведение Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Вот эта компания и стала нашим родоначальником.
Однако уже с давних пор мы занимаемся не только импортом оборудования. Еще во времена Советского Союза через нас шли экспортные поставки отечественного оборудования во все страны мира. Идут они и сейчас.
-- В новых экономических условиях, на конкурентном рынке, вашей госструктуре удалось не только выжить, но и добиться значительного прогресса. Другие выжить не сумели и исчезли, причем таких примеров очень много. В чем секрет вашего успеха?
-- У нас было очень много проблем. В начале 90-х экономические сложности чуть было не привели "Машиноимпорт" к банкротству. Но нам вовремя удалось провести реструктуризацию бизнеса. Ставка была сделана на платежеспособных партнеров в развивающихся странах, на наших старых партнеров, привыкших к стабильному качеству продукции из России. И это полностью оправдало себя. Этой же тактике мы придерживаемся и сегодня. Ну и, разумеется, очень много работаем -- ищем новых партнеров, новые рынки сбыта, своевременно и гибко реагируем на изменение рыночной конъюнктуры. Рецепт, в общем-то, простой, никакого секрета тут нет.
-- А какие-то конкретные примеры можете привести?
-- Могу. Например, после смены режима в Ираке мы первыми сумели наладить контакт с новой администрацией этой страны, а до этого компания активно участвовала в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие". "Машиноимпорт" обеспечил поставку на мировой рынок 65 млн. тонн иракской нефти, при этом общий объем контрактов нашей фирмы на поставки в Ирак разных видов промышленных и потребительских товаров достигает $500 млн.
На первом самолете, который приземлился в освобожденном от талибов Кабуле, в Афганистан прилетели представители нашего объединения. Сейчас в Афганистане у нас несколько проектов. В частности, мы реконструируем завод азотных удобрений и два цементных завода. Вскоре начнем и поставки российской автотехники в Афганистан -- туда уже направлено 200 отечественных автомобилей (КамАЗы, УАЗы и ГАЗы), а в ближайшее время отправится еще 400.
-- Вы упомянули слово "объединение". Какова все же структура вашей компании?
-- Действительно, это объединение. В "Машиноимпорт" входит несколько структур, вернее, отраслевых подразделений. Это "Подъемстроймаш", "Энергомаш", "Технонефть", "Газнефтемаш", "Инвестнефть" и "Лесэкспорт". В принципе, из самих названий понятно, кто из них чем занимается.
-- А можно поподробнее о проектах конкретных подразделений?
-- Возьмем, к примеру, "Лесэкспорт". У него деловые контакты более чем с 50 лесоперерабатывающими предприятиями России, есть и собственные производственные мощности на территории Краснодарского края. Основными направлениями деятельности фирмы является экспорт российских пиломатериалов в страны Черноморского и Средиземноморского регионов -- в Италию, Египет, Сирию и т.д. Кстати, и в Ирак мы поставляли лес -- в рамках гуманитарной программы ООН. В 2002 году туда ушло 20 тыс. кубометров пиломатериалов, а с новым правительством на 2003--2004 годы мы подписали контракт на поставку еще 50 тыс. кубометров. Помимо этого прорабатываются и иные рынки сбыта -- Англия, Тунис, Турция, Польша.
"Технонефть" недавно подписала дорогостоящий контракт на поставку оборудования для обезвоживания и обессоливания нефти на месторождении Нахар Бен Умар на юге Ирака.
Фирма "Энергомаш", которая специализируется на оказании услуг по поставке импортного и отечественного оборудования для городского жилищно-коммунального хозяйства, построила все 15 мусоросжигательных заводов, действующих в настоящее время на территории СНГ.
Московским коммунальщикам мы поставляем дорожную технику для уборки улиц, мытья автомобильных тоннелей, ремонта мостов, прочистки канализационных сетей. Но это не самое важное направление нашей деятельности
-- Расскажите, пожалуйста, о самых крупных проектах, реализованных вашей компанией?
-- Сложно определить, какие из них самые масштабные -- таких очень много. На самом деле "Машиноимпорт", уж простите за тавтологию, это не только импорт и экспорт машин, оборудования, технологий и поставка запасных частей. Это прежде всего реализация инвестиционных проектов, реконструкция объектов, выполнение разведочного и эксплуатационного бурения, геофизических работ, обустройство нефтяных и газовых месторождений, строительство нефте-, газо- и продуктопроводов, насосно-компрессорных станций, нефте- и газоперерабатывающих заводов. Список получается внушительный. А если говорить проще -- мы больше строим, ремонтируем, то есть оказываем услуги, чем занимаемся собственно торговлей. В общем, зарабатываем деньги за счет собственных знаний и умений.
Теперь что касается самых крупных, скажем так, громких проектов. Мы построили две системы по транспортировке нефтепродуктопроводов общей протяженностью 905 км с пятью насосными станциями в Нигерии и несколько газопроводов: в Ираке -- протяженностью 350 км, в Ливии -- протяженностью 517 км, в Алжире -- целых два, общей протяженностью 650 км, в Финляндии -- протяженностью 250 км, в Греции -- протяженностью 515 км. Всего "Машиноимпортом" реализовано более 200 проектов в 28 странах мира, а общий объем экспорта российских товаров и технологий составил свыше $7 млрд. Сейчас мы подписали крупный контракт на восстановление нефтеперерабатывающего завода в сербском городе Нови Сад.
-- А что можно сказать про проекты в самой России?
-- Мы участвуем в реконструкции Московской кольцевой автодороги, в работах по прокладке транспортных туннелей в Лефортове и Серебряном Бору. Помимо этого компания поставляет вентиляционное оборудование для различных туннелей, шумопоглощающие ограждения и пожарозащитные системы для Третьего транспортного кольца Москвы. "Машиноимпорт" занимается также восстановлением Останкинской телевизионной башни.
-- Так получилось, что мы больше говорим про экспорт российских товаров, технологий и услуг, чем про импорт. Приятно, что российская компания успешно работает на мировом рынке, но все же хотелось бы узнать и о том, что вы поставляете в Россию. Что, к примеру, сегодня импортирует "Машиноимпорт"?
-- Важнейшим направлением является содействие внедрению наиболее передовых технологий во всех отраслях национальной экономики. То есть импорт и внедрение хай-тека. Собственно с этого компания и начинала в 1933 году. Импортируется самая современная электронно-вычислительная техника -- для научно-исследовательских учреждений страны, для служб метеорологии, для нужд машиностроения. В общем, для всех. И для частных компаний, и для государственных структур. Но мы занимаемся не только техникой, главное -- это технологии.
Например, австралийская компания DataDot Technology совместно с нашим партнером компанией "Техмашимпорт" разработала уникальную технологию маркировки DataDot. Прежде всего данная технология найдет применение в борьбе с угоном автотранспорта: PIN-код каждой машины будет храниться в базе данных и использоваться для идентификации автомобиля. Машину можно будет быстро и со стопроцентной надежностью пробить на угон на любом посту и даже в полевых условиях. Институт криминалистики ФСБ РФ уже дал положительное заключение об эффективности использования этой технологии.
Кстати, этим же способом можно бороться и с подделками, то есть с контрафактной продукцией: если фирма станет маркировать все свои изделия при помощи DataDot, то выявить подделку будет очень легко. И доказать тоже -- по заключениям Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета МВД, маркировка DataDot может являться основанием для оперативной проверки и использования в качестве доказательства при рассмотрении соответствующих дел в суде. Звучит немного казенно, но я вам процитировала это самое заключение.
-- А каков сейчас годовой оборот вашей компании?
-- Более $500 млн. Но в ближайшем будущем мы будем оперировать уже другими цифрами -- миллиардами и десятками миллиардов долларов. Все необходимое для этого у нас есть, и прежде всего -- люди. Профессионализм сотрудников, их азарт в работе позволили компании выдержать серьезную проверку временем. Благодаря этому те цифры, о которых я упомянула, вскоре станут реальными. Точно станут!

В октябре старейшей в стране внешнеэкономической компании "Машиноимпорт" исполняется 70 лет. Эта фирма была и остается визитной карточкой нашей страны на мировом рынке техники и высоких технологий. Об истории, сегодняшнем дне компании и ее перспективах рассказала генеральный директор государственного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Машиноимпорт" Ольга ВДОВИЧЕНКО.-- Ольга Михайловна, будьте добры, расскажите немного об истории компании, которой вы руководите. В названии компании есть слово "импорт" -- это основная сфера ее деятельности?

-- Да, когда-то это было именно так. В 1933 году, когда в стране шла индустриализация, возникла потребность создать специальную структуру для импорта высокотехнологичного зарубежного оборудования, столь необходимого нашей экономике. За свою историю "Машиноимпорт" поставил в страну различного оборудования более чем на $ 60 млрд., в том числе на такие стройки века, как Самотлор, газопроводы Уренгой--Помары--Ужгород и Оренбург--Западная граница, на возведение Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Вот эта компания и стала нашим родоначальником.

Однако уже с давних пор мы занимаемся не только импортом оборудования. Еще во времена Советского Союза через нас шли экспортные поставки отечественного оборудования во все страны мира. Идут они и сейчас.

-- В новых экономических условиях, на конкурентном рынке, вашей госструктуре удалось не только выжить, но и добиться значительного прогресса. Другие выжить не сумели и исчезли, причем таких примеров очень много. В чем секрет вашего успеха?

-- У нас было очень много проблем. В начале 90-х экономические сложности чуть было не привели "Машиноимпорт" к банкротству. Но нам вовремя удалось провести реструктуризацию бизнеса. Ставка была сделана на платежеспособных партнеров в развивающихся странах, на наших старых партнеров, привыкших к стабильному качеству продукции из России. И это полностью оправдало себя. Этой же тактике мы придерживаемся и сегодня. Ну и, разумеется, очень много работаем -- ищем новых партнеров, новые рынки сбыта, своевременно и гибко реагируем на изменение рыночной конъюнктуры. Рецепт, в общем-то, простой, никакого секрета тут нет.

-- А какие-то конкретные примеры можете привести?

-- Могу. Например, после смены режима в Ираке мы первыми сумели наладить контакт с новой администрацией этой страны, а до этого компания активно участвовала в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие". "Машиноимпорт" обеспечил поставку на мировой рынок 65 млн. тонн иракской нефти, при этом общий объем контрактов нашей фирмы на поставки в Ирак разных видов промышленных и потребительских товаров достигает $500 млн.

На первом самолете, который приземлился в освобожденном от талибов Кабуле, в Афганистан прилетели представители нашего объединения. Сейчас в Афганистане у нас несколько проектов. В частности, мы реконструируем завод азотных удобрений и два цементных завода. Вскоре начнем и поставки российской автотехники в Афганистан -- туда уже направлено 200 отечественных автомобилей (КамАЗы, УАЗы и ГАЗы), а в ближайшее время отправится еще 400.

-- Вы упомянули слово "объединение". Какова все же структура вашей компании?

-- Действительно, это объединение. В "Машиноимпорт" входит несколько структур, вернее, отраслевых подразделений. Это "Подъемстроймаш", "Энергомаш", "Технонефть", "Газнефтемаш", "Инвестнефть" и "Лесэкспорт". В принципе, из самих названий понятно, кто из них чем занимается.

-- А можно поподробнее о проектах конкретных подразделений?

-- Возьмем, к примеру, "Лесэкспорт". У него деловые контакты более чем с 50 лесоперерабатывающими предприятиями России, есть и собственные производственные мощности на территории Краснодарского края. Основными направлениями деятельности фирмы является экспорт российских пиломатериалов в страны Черноморского и Средиземноморского регионов -- в Италию, Египет, Сирию и т.д. Кстати, и в Ирак мы поставляли лес -- в рамках гуманитарной программы ООН. В 2002 году туда ушло 20 тыс. кубометров пиломатериалов, а с новым правительством на 2003--2004 годы мы подписали контракт на поставку еще 50 тыс. кубометров. Помимо этого прорабатываются и иные рынки сбыта -- Англия, Тунис, Турция, Польша.

"Технонефть" недавно подписала дорогостоящий контракт на поставку оборудования для обезвоживания и обессоливания нефти на месторождении Нахар Бен Умар на юге Ирака.

Фирма "Энергомаш", которая специализируется на оказании услуг по поставке импортного и отечественного оборудования для городского жилищно-коммунального хозяйства, построила все 15 мусоросжигательных заводов, действующих в настоящее время на территории СНГ.

Московским коммунальщикам мы поставляем дорожную технику для уборки улиц, мытья автомобильных тоннелей, ремонта мостов, прочистки канализационных сетей. Но это не самое важное направление нашей деятельности

-- Расскажите, пожалуйста, о самых крупных проектах, реализованных вашей компанией?

-- Сложно определить, какие из них самые масштабные -- таких очень много. На самом деле "Машиноимпорт", уж простите за тавтологию, это не только импорт и экспорт машин, оборудования, технологий и поставка запасных частей. Это прежде всего реализация инвестиционных проектов, реконструкция объектов, выполнение разведочного и эксплуатационного бурения, геофизических работ, обустройство нефтяных и газовых месторождений, строительство нефте-, газо- и продуктопроводов, насосно-компрессорных станций, нефте- и газоперерабатывающих заводов. Список получается внушительный. А если говорить проще -- мы больше строим, ремонтируем, то есть оказываем услуги, чем занимаемся собственно торговлей. В общем, зарабатываем деньги за счет собственных знаний и умений.

Теперь что касается самых крупных, скажем так, громких проектов. Мы построили две системы по транспортировке нефтепродуктопроводов общей протяженностью 905 км с пятью насосными станциями в Нигерии и несколько газопроводов: в Ираке -- протяженностью 350 км, в Ливии -- протяженностью 517 км, в Алжире -- целых два, общей протяженностью 650 км, в Финляндии -- протяженностью 250 км, в Греции -- протяженностью 515 км. Всего "Машиноимпортом" реализовано более 200 проектов в 28 странах мира, а общий объем экспорта российских товаров и технологий составил свыше $7 млрд. Сейчас мы подписали крупный контракт на восстановление нефтеперерабатывающего завода в сербском городе Нови Сад.

-- А что можно сказать про проекты в самой России?

-- Мы участвуем в реконструкции Московской кольцевой автодороги, в работах по прокладке транспортных туннелей в Лефортове и Серебряном Бору. Помимо этого компания поставляет вентиляционное оборудование для различных туннелей, шумопоглощающие ограждения и пожарозащитные системы для Третьего транспортного кольца Москвы. "Машиноимпорт" занимается также восстановлением Останкинской телевизионной башни.

-- Так получилось, что мы больше говорим про экспорт российских товаров, технологий и услуг, чем про импорт. Приятно, что российская компания успешно работает на мировом рынке, но все же хотелось бы узнать и о том, что вы поставляете в Россию. Что, к примеру, сегодня импортирует "Машиноимпорт"?

-- Важнейшим направлением является содействие внедрению наиболее передовых технологий во всех отраслях национальной экономики. То есть импорт и внедрение хай-тека. Собственно с этого компания и начинала в 1933 году. Импортируется самая современная электронно-вычислительная техника -- для научно-исследовательских учреждений страны, для служб метеорологии, для нужд машиностроения. В общем, для всех. И для частных компаний, и для государственных структур. Но мы занимаемся не только техникой, главное -- это технологии.

Например, австралийская компания DataDot Technology совместно с нашим партнером компанией "Техмашимпорт" разработала уникальную технологию маркировки DataDot. Прежде всего данная технология найдет применение в борьбе с угоном автотранспорта: PIN-код каждой машины будет храниться в базе данных и использоваться для идентификации автомобиля. Машину можно будет быстро и со стопроцентной надежностью пробить на угон на любом посту и даже в полевых условиях. Институт криминалистики ФСБ РФ уже дал положительное заключение об эффективности использования этой технологии.

Кстати, этим же способом можно бороться и с подделками, то есть с контрафактной продукцией: если фирма станет маркировать все свои изделия при помощи DataDot, то выявить подделку будет очень легко. И доказать тоже -- по заключениям Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета МВД, маркировка DataDot может являться основанием для оперативной проверки и использования в качестве доказательства при рассмотрении соответствующих дел в суде. Звучит немного казенно, но я вам процитировала это самое заключение.

-- А каков сейчас годовой оборот вашей компании?

-- Более $500 млн. Но в ближайшем будущем мы будем оперировать уже другими цифрами -- миллиардами и десятками миллиардов долларов. Все необходимое для этого у нас есть, и прежде всего -- люди. Профессионализм сотрудников, их азарт в работе позволили компании выдержать серьезную проверку временем. Благодаря этому те цифры, о которых я упомянула, вскоре станут реальными. Точно станут!

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама