29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Маска, рад?"

Архивная публикация 2000 года: "Маска, рад?"

Еще задолго до 26 марта в Кремле запланировали: 8 апреля состоится инаугурация Владимира Путина, а уже 15-го Госдуме будет предложен нынешний первый вице-премьер Михаил Касьянов в качестве председателя правительства. Дальше начнутся политические торги вокруг утверждения Касьянова, но Путин в них участвовать не будет -- с кремлевской верхотуры он станет наблюдать за копошением политической мелюзги.Узкое место

Если верить Борису Березовскому, что за три месяца он из любого может сделать президента (а избиратель у нас такой, что втереть ему очки лишний раз не грех, он и сам обманываться рад), то воскресное голосование за Владимира Путина лишь зафиксировало неизбежное.
Конечно, Березовский -- махинатор знатный и посадить в Кремль он, похоже, действительно может любого. Вернее не он, а все те же Татьяна Дьяченко с Валентином Юмашевым, которые иногда пользуются его, Березовского, расчетами и услугами. Кстати, следуя именно совету Березовского, влиятельнейший Юмашев в свое время ушел в тень с поста руководителя администрации президента; сменивший его тогда Николай Бордюжа ничего, кроме чувства ответственности, не получил -- рулил всем по-прежнему Юмашев. И продолжает рулить -- по словам собеседника "Профиля" в Кремле, Дьяченко, Юмашев и Путин все последние месяцы встречались и совещались почти ежедневно.
Если так, то замена Путиным ельцинской семьи на другой аналог политбюро ЦК КПСС -- то есть на людей исключительно своего, путинского круга -- пока может существовать только в планах. А значит, и кардинальных перемен в управленческих идеях на высшем уровне (типа "ты мне, я себе") в скором времени не предвидится, разве что круг людей, допущенных к принятию главных решений, сузится до невозможности -- опять же Юмашев с Дьяченко, а остальные побоку.
Но даже если такое сужение произойдет, нынешние "олигархи", по большому счету, никуда не денутся: одно дело -- стратегия узкого-узкого круга, но кому-то же надо таскать туда-сюда одеяло, вырабатывая пар для реальной политики.
Для этой цели вполне подойдут по уши завязшие в публичной политике глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс и политлоббист Борис Березовский, которые сейчас временно помирились на почве продвижения Владимира Путина в президенты. При этом если Борису Березовскому и подконтрольному ему телеканалу ОРТ перед выборами отводилась важная роль пропагандистской крыши Путина, то Чубайс в последние недели был вовсе отодвинут от предвыборных дел. С грехом пополам он выполнил лишь одно поручение -- заставил Координационный совет Союза правых сил объявить о поддержке Владимира Путина. За это он получил обещание, что РАО "ЕЭС России" останется за ним, Чубайсом. Но не исключено, что совсем скоро Чубайс и Березовский снова начнут копать друг под друга, потому что ни тот ни другой не теряют надежду максимально приблизиться к узкому-узкому кругу повелителей всего и вся -- а двоим им там места нет.
Путинский университет миллионов

Однако все эти предполагаемые олимпийские игры гигантов задевают кровные интересы двух-трех десятков акул и пары-тройки тысяч их прилипал. На избирательные же участки приходят миллионы, и у этих миллионов совсем другие проблемы. Например, что будет в Чечне -- не в рассуждении силы или слабости государства российского, а в смысле жизни и смерти подрастающих детей мужского пола, которым вот-вот в армию идти. Другими словами, долго еще воевать будем?
По словам собеседника "Профиля" из администрации президента, Владимир Путин понимает, что замиряться с чеченцами все равно придется. Потому что можно назначить сколько угодно лояльных Москве глав местных администраций, но если не начать договариваться с непримиримыми (или с теми, кто может на них влиять), то стрельба в Чечне не остановится никогда. А значит, и переговоры не за горами, и еще неизвестно с кем -- интересно, почему, например, президент Чечни Аслан Масхадов до сих пор не лишен депутатской неприкосновенности Советом Федерации РФ, членом которого он, кстати, состоит?
Но это лишь один из вариантов. Неважно, с кем будет подписано замирение. Факт, что подписано оно будет, потому как, следуя логике того же Березовского, враг должен быть или мертвым, или другом. Всех чеченцев не умертвишь, кровь пустили, и ладно -- вопрос лишь в том, кого теперь Владимир Путин выберет себе в друзья среди мятежников. Между прочим, Израиль после нескольких десятилетий войны с палестинцами выбрал себе Ясира Арафата, который все эти годы был для израильтян пугалом номер один -- куда там Аслану Масхадову!
Еще одна проблема избирателей -- улучшение качества жизни. При этом жители формулируют эту задачу примерно так же, как и власти: где взять побольше денег? Что касается властей, то разработчики путинских финансово-экономических моделей видят один из вариантов в налоговой реформе, а именно в уменьшении налогового бремени: меньше налоги -- охотнее платят. При этом, как показывает опыт, для того чтобы воспитать в стране подобную налоговую сознательность, нужны годы. Поэтому не исключаются внешние заимствования для латания бюджетных дыр, правда, не такие большие, как прежде. А для того, чтобы к осени, начав реформу налоговой системы, не остаться без мировой финансовой подпитки, планируется до этого времени окончательно урегулировать отношения с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
Один на всех

Возвращаясь к вопросу: "С кем вы, мистер Путин?", следует вспомнить, что Владимир Путин служил во внешней разведке, а значит, у него сложилась выработанная годами психология нелегала -- потому и друзей он будет выбирать более чем осторожно. Отказы же в дружбе будут доброжелательны и не очень болезненны. Как рассказали "Профилю" в столичной мэрии, когда Юрий Лужков пожаловался премьер-министру Путину на то, что Владимирское УФСБ учинило разработку фирмы "Интэко", принадлежащей лужковской жене, Путин очень правдоподобно удивился и, сославшись на свое полное неведение, тут же, при московском мэре, позвонил Николаю Патрушеву. И спросил шефа ФСБ: мол, в чем дело? Патрушев объяснил, что просто проводится проверка. По словам собеседника в мэрии, Лужков все понял, но не обиделся, а наоборот, оценил спектакль, сыгранный лично для него председателем правительства и преемником Бориса Ельцина.
Ясно, что к Путину будут подбираться многие. Например, у бывших "олигархов" есть свой резон быть поближе к Кремлю: они еще не оставили надежды восстановить издержки августа-98 за счет госказны, а также торговли оружием и, например, за счет алюминиевой промышленности.
Кстати, как стало известно "Профилю", разработчики путинских моделей руководства планируют отлучить отраслевых министров от бизнеса, лишив их возможности влиять на продвижение своей продукции на рынок и сделав их работу сугубо канцелярской.
Что касается региональных элит, то с ними Путин дружить точно не хочет, а просто постарается прикрыть территориальную вольницу вплоть до отмены губернаторских выборов и назначения региональных руководителей из Кремля. Получится или нет -- зависит от того, какую силу сможет набрать кремлевский лидер, но пока руководители регионов демонстрируют покорность. Дошло до того, что главный поборник максимальной свободы регионов от центра президент Татарстана Минтимер Шаймиев согласился с Путиным и заявил, что ельцинская формула: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить" себя изжила.
Особая статья -- военные и спецслужбисты. Первые, вдохновленные решимостью Путина довести до конца дело в Чечне, надеются, укрепив через войну позиции генералитета, в дальнейшем участвовать в политических решениях, в том числе в тех, которые касаются бюджетного раздела: Министерство обороны может переварить любые деньги. Вторые желают того же плюс хотят обрести вновь ощутимый контроль над общественной жизнью -- без последнего Лубянка никогда не почувствует себя удовлетворенной. И что особенно важно, оставшиеся ни с чем во время приватизации лубянские тузы не прочь учинить передел собственности, чтобы со временем превратиться в новых "олигархов".
Неизвестно, насколько Путин готов соответствовать перечисленным ожиданиям людей в погонах и в штатском, но то, что одна только отложенная угроза такого соответствия есть сильный пресс для давления на кого угодно, это точно, и, если что, Путин запросто может им воспользоваться.
Так или иначе, если даже у Владимира Путина будет свой собственный ближний круг, это случится не скоро. Пока его окружение слишком пестро и представляет собой булькающую кашу из набравшей силу "Альфа-групп", части администрации президента, питерской команды, Чубайса, Березовского и руководителя думской фракции "Единство" Бориса Грызлова. Как минимум год-полтора Путин вынужден будет работать с этими людьми, пытаясь путем тщательной селекции составить собственную команду. Ковром для борьбы за доступ к Путину станет служба в правительстве или в президентской администрации, поэтому за места в этих институциях пойдет нешуточная борьба. В такой ситуации проблема, будоражащая умы соискателей места рядом с Путиным, выглядит вполне тривиальной: мест мало, а желающих много.

Еще задолго до 26 марта в Кремле запланировали: 8 апреля состоится инаугурация Владимира Путина, а уже 15-го Госдуме будет предложен нынешний первый вице-премьер Михаил Касьянов в качестве председателя правительства. Дальше начнутся политические торги вокруг утверждения Касьянова, но Путин в них участвовать не будет -- с кремлевской верхотуры он станет наблюдать за копошением политической мелюзги.Узкое место


Если верить Борису Березовскому, что за три месяца он из любого может сделать президента (а избиратель у нас такой, что втереть ему очки лишний раз не грех, он и сам обманываться рад), то воскресное голосование за Владимира Путина лишь зафиксировало неизбежное.

Конечно, Березовский -- махинатор знатный и посадить в Кремль он, похоже, действительно может любого. Вернее не он, а все те же Татьяна Дьяченко с Валентином Юмашевым, которые иногда пользуются его, Березовского, расчетами и услугами. Кстати, следуя именно совету Березовского, влиятельнейший Юмашев в свое время ушел в тень с поста руководителя администрации президента; сменивший его тогда Николай Бордюжа ничего, кроме чувства ответственности, не получил -- рулил всем по-прежнему Юмашев. И продолжает рулить -- по словам собеседника "Профиля" в Кремле, Дьяченко, Юмашев и Путин все последние месяцы встречались и совещались почти ежедневно.

Если так, то замена Путиным ельцинской семьи на другой аналог политбюро ЦК КПСС -- то есть на людей исключительно своего, путинского круга -- пока может существовать только в планах. А значит, и кардинальных перемен в управленческих идеях на высшем уровне (типа "ты мне, я себе") в скором времени не предвидится, разве что круг людей, допущенных к принятию главных решений, сузится до невозможности -- опять же Юмашев с Дьяченко, а остальные побоку.

Но даже если такое сужение произойдет, нынешние "олигархи", по большому счету, никуда не денутся: одно дело -- стратегия узкого-узкого круга, но кому-то же надо таскать туда-сюда одеяло, вырабатывая пар для реальной политики.

Для этой цели вполне подойдут по уши завязшие в публичной политике глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс и политлоббист Борис Березовский, которые сейчас временно помирились на почве продвижения Владимира Путина в президенты. При этом если Борису Березовскому и подконтрольному ему телеканалу ОРТ перед выборами отводилась важная роль пропагандистской крыши Путина, то Чубайс в последние недели был вовсе отодвинут от предвыборных дел. С грехом пополам он выполнил лишь одно поручение -- заставил Координационный совет Союза правых сил объявить о поддержке Владимира Путина. За это он получил обещание, что РАО "ЕЭС России" останется за ним, Чубайсом. Но не исключено, что совсем скоро Чубайс и Березовский снова начнут копать друг под друга, потому что ни тот ни другой не теряют надежду максимально приблизиться к узкому-узкому кругу повелителей всего и вся -- а двоим им там места нет.

Путинский университет миллионов


Однако все эти предполагаемые олимпийские игры гигантов задевают кровные интересы двух-трех десятков акул и пары-тройки тысяч их прилипал. На избирательные же участки приходят миллионы, и у этих миллионов совсем другие проблемы. Например, что будет в Чечне -- не в рассуждении силы или слабости государства российского, а в смысле жизни и смерти подрастающих детей мужского пола, которым вот-вот в армию идти. Другими словами, долго еще воевать будем?

По словам собеседника "Профиля" из администрации президента, Владимир Путин понимает, что замиряться с чеченцами все равно придется. Потому что можно назначить сколько угодно лояльных Москве глав местных администраций, но если не начать договариваться с непримиримыми (или с теми, кто может на них влиять), то стрельба в Чечне не остановится никогда. А значит, и переговоры не за горами, и еще неизвестно с кем -- интересно, почему, например, президент Чечни Аслан Масхадов до сих пор не лишен депутатской неприкосновенности Советом Федерации РФ, членом которого он, кстати, состоит?

Но это лишь один из вариантов. Неважно, с кем будет подписано замирение. Факт, что подписано оно будет, потому как, следуя логике того же Березовского, враг должен быть или мертвым, или другом. Всех чеченцев не умертвишь, кровь пустили, и ладно -- вопрос лишь в том, кого теперь Владимир Путин выберет себе в друзья среди мятежников. Между прочим, Израиль после нескольких десятилетий войны с палестинцами выбрал себе Ясира Арафата, который все эти годы был для израильтян пугалом номер один -- куда там Аслану Масхадову!

Еще одна проблема избирателей -- улучшение качества жизни. При этом жители формулируют эту задачу примерно так же, как и власти: где взять побольше денег? Что касается властей, то разработчики путинских финансово-экономических моделей видят один из вариантов в налоговой реформе, а именно в уменьшении налогового бремени: меньше налоги -- охотнее платят. При этом, как показывает опыт, для того чтобы воспитать в стране подобную налоговую сознательность, нужны годы. Поэтому не исключаются внешние заимствования для латания бюджетных дыр, правда, не такие большие, как прежде. А для того, чтобы к осени, начав реформу налоговой системы, не остаться без мировой финансовой подпитки, планируется до этого времени окончательно урегулировать отношения с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Один на всех


Возвращаясь к вопросу: "С кем вы, мистер Путин?", следует вспомнить, что Владимир Путин служил во внешней разведке, а значит, у него сложилась выработанная годами психология нелегала -- потому и друзей он будет выбирать более чем осторожно. Отказы же в дружбе будут доброжелательны и не очень болезненны. Как рассказали "Профилю" в столичной мэрии, когда Юрий Лужков пожаловался премьер-министру Путину на то, что Владимирское УФСБ учинило разработку фирмы "Интэко", принадлежащей лужковской жене, Путин очень правдоподобно удивился и, сославшись на свое полное неведение, тут же, при московском мэре, позвонил Николаю Патрушеву. И спросил шефа ФСБ: мол, в чем дело? Патрушев объяснил, что просто проводится проверка. По словам собеседника в мэрии, Лужков все понял, но не обиделся, а наоборот, оценил спектакль, сыгранный лично для него председателем правительства и преемником Бориса Ельцина.

Ясно, что к Путину будут подбираться многие. Например, у бывших "олигархов" есть свой резон быть поближе к Кремлю: они еще не оставили надежды восстановить издержки августа-98 за счет госказны, а также торговли оружием и, например, за счет алюминиевой промышленности.

Кстати, как стало известно "Профилю", разработчики путинских моделей руководства планируют отлучить отраслевых министров от бизнеса, лишив их возможности влиять на продвижение своей продукции на рынок и сделав их работу сугубо канцелярской.

Что касается региональных элит, то с ними Путин дружить точно не хочет, а просто постарается прикрыть территориальную вольницу вплоть до отмены губернаторских выборов и назначения региональных руководителей из Кремля. Получится или нет -- зависит от того, какую силу сможет набрать кремлевский лидер, но пока руководители регионов демонстрируют покорность. Дошло до того, что главный поборник максимальной свободы регионов от центра президент Татарстана Минтимер Шаймиев согласился с Путиным и заявил, что ельцинская формула: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить" себя изжила.

Особая статья -- военные и спецслужбисты. Первые, вдохновленные решимостью Путина довести до конца дело в Чечне, надеются, укрепив через войну позиции генералитета, в дальнейшем участвовать в политических решениях, в том числе в тех, которые касаются бюджетного раздела: Министерство обороны может переварить любые деньги. Вторые желают того же плюс хотят обрести вновь ощутимый контроль над общественной жизнью -- без последнего Лубянка никогда не почувствует себя удовлетворенной. И что особенно важно, оставшиеся ни с чем во время приватизации лубянские тузы не прочь учинить передел собственности, чтобы со временем превратиться в новых "олигархов".

Неизвестно, насколько Путин готов соответствовать перечисленным ожиданиям людей в погонах и в штатском, но то, что одна только отложенная угроза такого соответствия есть сильный пресс для давления на кого угодно, это точно, и, если что, Путин запросто может им воспользоваться.

Так или иначе, если даже у Владимира Путина будет свой собственный ближний круг, это случится не скоро. Пока его окружение слишком пестро и представляет собой булькающую кашу из набравшей силу "Альфа-групп", части администрации президента, питерской команды, Чубайса, Березовского и руководителя думской фракции "Единство" Бориса Грызлова. Как минимум год-полтора Путин вынужден будет работать с этими людьми, пытаясь путем тщательной селекции составить собственную команду. Ковром для борьбы за доступ к Путину станет служба в правительстве или в президентской администрации, поэтому за места в этих институциях пойдет нешуточная борьба. В такой ситуации проблема, будоражащая умы соискателей места рядом с Путиным, выглядит вполне тривиальной: мест мало, а желающих много.

ИНЕССА СЛАВУТИНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама