Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Мастер прогнозов"

Если внимательно присмотреться к приоритетам бюджетного планирования, можно не только понять, что будет с ценами и рублем, но и представить, в каком государстве мы будем жить в ближайшие годы.   Цифры убеждают лучше слов. Об этом уместно напомнить именно сейчас, в сезон предвыборных обещаний. Обратимся к цифрам трехлетнего бюджета 2012-2014 годов — он лучше, а главное, честнее любого политика расскажет, куда на самом деле идет российское государство. Гражданам об этом знать бывает полезно. Причем самое любопытное заключается не в статичных показателях, которые могут вызвать зевоту, а в динамике, в тех тенденциях, которые заложены в бюджете, а они зевать точно не дадут. То, на что рассчитывают российские власти в части доходов, хорошо видно из приведенных ниже графиков. Россия надеется на возобновление роста цен на нефть после 2013 года и соответственно на уменьшение дефицита бюджета. Здесь нет ничего принципиально нового: будут нефтедоллары — будет и песня! Интереснее, что будет происходит с расходами.


   Возьмем двух главных адресатов расходной части бюджета: социальный и силовой блоки. И посмотрим, как они выглядят в динамике, в чем нам помогут расчеты, предпринятые компанией ФБК.
   В 2012 году на социальный блок выделено 30,8% расходов. Это на 2,4 процентного пункта больше, чем в нынешнем году. Но в последующие годы доля социальных расходов будет снижаться, и уже к 2014 году они снова опустятся до нынешнего уровня.
   С силовым блоком совсем другая картина. В 2012 году на военно-полицейские цели пойдет 28,6% бюджетных расходов, что на 1,1 процентного пункта больше чем в текущем году. А в 2014 году уровень расходов по этим строкам бюджета достигнет 33%. Затраты на функционирование и обеспечение силовых структур превысят социальные и станут самыми большими в бюджете. Заметно вырастут и военно-промышленные расходы.

   По классификации международных финансовых организаций, в бюджетах есть так называемые продуктивные расходы и, соответственно, непродуктивные. Первые — те, что могут принести прибыль обществу. Среди них — расходы на национальную экономику (прежде всего, на ее инфраструктуру) и на так называемый человеческий капитал: здравоохранение и образование. Впрочем, в России и «продуктивные расходы» имеют специфический непродуктивный налет. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич утверждает, что наши расходы на экономику не могут претендовать на эффективность. Прежде всего, потому, что бюджетные деньги тратятся на субсидии конкретным предприятиям. Это было оправдано в разгар кризиса, но сейчас эти потоки надо было переориентировать, однако этого не происходит.
   Вернемся все же к растущим непродуктивным расходам. Они, конечно, тоже важны для сохранения общества и государства — поддержка обороноспособности и пенсионеров. Но расходы эти потому и называют непродуктивными, что они не принесут в будущем дополнительного роста ВВП.
   Факт состоит в том, что в России растут именно непродуктивные расходы бюджета, так как в социальных расходах львиная доля приходится на рост пенсий. А это не способствует здоровью экономики.
   Особенно если непродуктивные расходы увеличиваются без оглядки на экономику.
   Вспомним, как Владимир Путин в разгар кризиса 2008-2009 годов принял решение о 45-процентном увеличении пенсий. Откуда взять для этого деньги, аврально решали потом. И нашли их в увеличении страховых платежей с 26% до 34% от фонда оплаты труда.
   Пенсионеры выиграли, перспективы модернизации страны и укрепления среднего класса проиграли. Это не значит, что пенсии не надо было увеличивать. Но, во-первых, можно было не повышать пенсии так резко, а во-вторых, следовало рассмотреть и другие источники финансирования таких важных и социально ответственных мероприятий.
   Не все ладно и с раскручиваемыми военными расходами. Замруководителя Счетной палаты Валерий Горегляд со знанием дела утверждает, что поддержка военно-промышленного комплекса — самая непрозрачная часть российской экономики со всеми втекающими ресурсами и результатами, мягко говоря, далеко не всегда совпадающими с поставленными целями. Это черная дыра. Можно, конечно, спорить о стимулирующем эффекте военных расходов, но история краха экономики СССР дает в руки их противников сильные аргументы.
   Алексей Кудрин, бывший министр финансов, продолжает призывать остановить рост непродуктивных и, прежде всего, военных расходов, видя в них угрозу российской финансовой системе. Он пытается экономической логикой опровергнуть политическую — в России это напрасный труд.
   Займемся политической даже не логикой, а арифметикой. Первое слагаемое: до 2020 года на военные нужды дополнительно будет потрачено больше 23 трлн рублей. Второе слагаемое: до 2020 года страной, скорее всего, будет править Владимир Путин, его вполне возможный второй шестилетний срок завершится только в 2024 году. Сумма: бюджет 2012-2014 годов вместе со своими приоритетами открывает новую эру Путина и предсказывает великодержавные потуги во внешней и во внутренней политике. А это путь вовсе не в модернизационное будущее, а в прошлое.
   Фантомные боли, особенно на фоне мирового экономического кризиса, до добра не доведут.
   Впрочем, есть и другие новости. В па-кет с бюджетом входят «Основы кредитно-денежной политики». Представляя его в Думе, председатель ЦБ Сергей Игнатьев нарисовал любопытную картину.
   До конца 2011 года рубль будет номинально укрепляться к корзине валют, о чем позаботятся цены на нефть, но одновременно будет терять покупательную способность на внутреннем рынке из-за ожидаемого всплеска инфляции. Всплеск же, в свою очередь, случится из-за августовской девальвации рубля, когда ЦБ скупал доллары и выбрасывал на рынок свеженапечатанные рубли. С Нового года инфляция по традиции не остановится, а только прибавит прыти: деньги из бюджета поступают на рынок неравномерно, массированный вброс происходит в конце года, значит, инфляция продолжит убыстрять бег.
   Рубль — наглядная иллюстрация того, что и в экономике действует универсальный закон: ничто ниоткуда не появляется и бесследно не исчезает. То же самое, но в другом масштабе подтверждает и российский бюджет-2012-2014.
   

   В ЦИФРАХ
   1/3
   расходов бюджета (без его закрытых статей) в 2014 году пойдет на финансирование силового блока. Бюджет России станет бюджетом воюющей страны.

   

   IN BRIEF
   Займемся политической даже не логикой, а арифметикой. Первое слагаемое: до 2020 года на военные нужды дополнительно будет потрачено больше 23 трлн рублей. Второе слагаемое: до 2020 года страной, скорее всего, будет править Владимир Путин, его вполне возможный второй шестилетний президентский срок завершится только в 2024 году. Сумма: бюджет 2012-2014 годов вместе со своими приоритетами открывает новую эру Путина и предсказывает великодержавные потуги во внешней и во внутренней политике. А это путь вовсе не в модернизационное будущее, а в прошлое. Фантомные боли, особенно на фоне мирового экономического кризиса, до добра не доведут.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK