24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Матрица. Перезагрузка"

Архивная публикация 2003 года: "Матрица. Перезагрузка"

Документ под названием "Актуальные задачи развития вооруженных сил РФ" вполне можно считать матрицей новой военной доктрины, которую, судя по всему, вскоре предстоит одобрить президенту.В первую очередь стоит отметить военно-политическую часть документа. По большому счету, она не вызывает каких-либо возражений, поскольку очень здраво написана. Практически со всеми изложенными там подходами можно согласиться. И с тем, что на смену традиционным угрозам приходят новые. И с тем, что прежние наши враги нами в качестве таковых уже не воспринимаются. И с тем, что вероятность войны с США и их союзниками в документе признается крайне низкой. И с тем, что нашей армии часто придется действовать в тесном контакте с другими силовыми структурами, с правоохранительными органами -- особенно при решении проблем, связанных с трансграничной преступностью, терроризмом и др.
Впрочем, есть в документе и тезисы, вызывающие серьезные нарекания. Главный из них касается заявления о том, что военная реформа фактически завершена и теперь предстоит лишь развитие и дальнейшее укрепление вооруженных сил. Однако стоить вспомнить, что за десять лет "военной реформы" мы были свидетелями метаний из стороны в сторону, тех или иных символических акций, сугубо конъюнктурных решений. Но никаких реальных преобразований в армии так и не произошло.
Надо иметь в виду и то, что планы, касающиеся изменения принципов комплектования армии -- некоторого увеличения численности контрактников, -- отнюдь не являются военной реформой. Это первый, робкий и довольно непоследовательный шаг на пути к ней. Да и то лишь в одной сфере -- комплектовании вооруженных сил. Между тем существуют и другие, не менее важные сферы -- такие, как реформа оборонно-промышленного комплекса, структуры вооруженных сил, системы боевой подготовки, принципов выработки и реализации военной политики и т.д. В общем, включив тезис о завершении военной реформы, составители документа, как мне кажется, подставили президента: создается впечатление, что военная бюрократия просто навязала ему свое видение проблемы.
Не менее серьезные возражения вызывает и военно-стратегическая часть "проекта доктрины" -- тот раздел, где описывается характер будущих вооруженных конфликтов и войн, действия и задачи войск в военное время. Возникает непреодолимое ощущение, что все, о чем в нем идет речь, касается исключительно возможного военного конфликта с НАТО. По сути, войны, которые США и НАТО вели в Ираке, Афганистане и Югославии, просто проецируются на Россию, и описывается, что и как наша армия должна делать в случае возникновения подобных угроз. Показательно, что из десяти пунктов, в которых определен характер будущих конфликтов и войн, девять касается войны с НАТО и только один может относиться к конфликтам вообще (в нем говорится о важности повышения морального духа войск, который и в условиях высокотехнологизированного противостояния будет иметь определяющее значение). И в этом смысле получаются "ножницы" -- между новаторской политической и довольно традиционной военно-стратегической частями.
Есть и еще одно противоречие -- политическая и военно-стратегическая части документа не абсолютно стыкуются с разделом, касающимся финансирования вооруженных сил. Совершенно очевидно, что в рамках нынешнего военного бюджета и гособоронзаказа, формируемых в глубокой тайне от всех, невозможно создать эффективные вооруженные силы. Хотя бы отвечающие требованиям, вытекающим из новаторской и правильной по сути военно-политической части "проекта военной доктрины". И уж тем более соответствующие традиционным, морально устаревшим военно-стратегическим подходам. Ни на то, ни на другое просто нет денег: 70% средств уходит на содержание миллионной армии, а на перевооружение, боевую подготовку и научные исследования фактически ничего не остается.
Контраст новизны и традиционализма в подходах, на мой взгляд, свидетельствует лишь об одном: реальный контроль со стороны гражданского министра и вообще политического руководства над Генштабом и военной бюрократией так до сих пор и не установлен. Именно это и определяет противоречивую суть документа, призванного стать новой военной доктриной России.

Документ под названием "Актуальные задачи развития вооруженных сил РФ" вполне можно считать матрицей новой военной доктрины, которую, судя по всему, вскоре предстоит одобрить президенту.В первую очередь стоит отметить военно-политическую часть документа. По большому счету, она не вызывает каких-либо возражений, поскольку очень здраво написана. Практически со всеми изложенными там подходами можно согласиться. И с тем, что на смену традиционным угрозам приходят новые. И с тем, что прежние наши враги нами в качестве таковых уже не воспринимаются. И с тем, что вероятность войны с США и их союзниками в документе признается крайне низкой. И с тем, что нашей армии часто придется действовать в тесном контакте с другими силовыми структурами, с правоохранительными органами -- особенно при решении проблем, связанных с трансграничной преступностью, терроризмом и др.

Впрочем, есть в документе и тезисы, вызывающие серьезные нарекания. Главный из них касается заявления о том, что военная реформа фактически завершена и теперь предстоит лишь развитие и дальнейшее укрепление вооруженных сил. Однако стоить вспомнить, что за десять лет "военной реформы" мы были свидетелями метаний из стороны в сторону, тех или иных символических акций, сугубо конъюнктурных решений. Но никаких реальных преобразований в армии так и не произошло.

Надо иметь в виду и то, что планы, касающиеся изменения принципов комплектования армии -- некоторого увеличения численности контрактников, -- отнюдь не являются военной реформой. Это первый, робкий и довольно непоследовательный шаг на пути к ней. Да и то лишь в одной сфере -- комплектовании вооруженных сил. Между тем существуют и другие, не менее важные сферы -- такие, как реформа оборонно-промышленного комплекса, структуры вооруженных сил, системы боевой подготовки, принципов выработки и реализации военной политики и т.д. В общем, включив тезис о завершении военной реформы, составители документа, как мне кажется, подставили президента: создается впечатление, что военная бюрократия просто навязала ему свое видение проблемы.

Не менее серьезные возражения вызывает и военно-стратегическая часть "проекта доктрины" -- тот раздел, где описывается характер будущих вооруженных конфликтов и войн, действия и задачи войск в военное время. Возникает непреодолимое ощущение, что все, о чем в нем идет речь, касается исключительно возможного военного конфликта с НАТО. По сути, войны, которые США и НАТО вели в Ираке, Афганистане и Югославии, просто проецируются на Россию, и описывается, что и как наша армия должна делать в случае возникновения подобных угроз. Показательно, что из десяти пунктов, в которых определен характер будущих конфликтов и войн, девять касается войны с НАТО и только один может относиться к конфликтам вообще (в нем говорится о важности повышения морального духа войск, который и в условиях высокотехнологизированного противостояния будет иметь определяющее значение). И в этом смысле получаются "ножницы" -- между новаторской политической и довольно традиционной военно-стратегической частями.

Есть и еще одно противоречие -- политическая и военно-стратегическая части документа не абсолютно стыкуются с разделом, касающимся финансирования вооруженных сил. Совершенно очевидно, что в рамках нынешнего военного бюджета и гособоронзаказа, формируемых в глубокой тайне от всех, невозможно создать эффективные вооруженные силы. Хотя бы отвечающие требованиям, вытекающим из новаторской и правильной по сути военно-политической части "проекта военной доктрины". И уж тем более соответствующие традиционным, морально устаревшим военно-стратегическим подходам. Ни на то, ни на другое просто нет денег: 70% средств уходит на содержание миллионной армии, а на перевооружение, боевую подготовку и научные исследования фактически ничего не остается.

Контраст новизны и традиционализма в подходах, на мой взгляд, свидетельствует лишь об одном: реальный контроль со стороны гражданского министра и вообще политического руководства над Генштабом и военной бюрократией так до сих пор и не установлен. Именно это и определяет противоречивую суть документа, призванного стать новой военной доктриной России.

АЛЕКСЕЙ АРБАТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ОБОРОНЕ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».