29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "МЕРА НАКАЗАНИЯ: КАКОВА ОНА?"

Архивная публикация 2010 года: "МЕРА НАКАЗАНИЯ: КАКОВА ОНА?"

Восемь месяцев спустя после задержания Романа Полански страсти вокруг его экстрадиции в Соединенные Штаты разгораются с новой силой. О себе заявляет вторая, небесспорная жертва, интерес к делу проявляет президент Франции. За этого человека вступился глава германского МИДа Гидо Вестервелле. А незадолго до Каннского кинофестиваля - и его французский коллега Бернар Кушнер. А также министр культуры Фредерик Миттеран: свободу режиссеру!
Призывы политиков были адресованы Тегерану и касались иранского кинематографиста Джафара Панахи - в этом году его пригласили в Канны в качестве члена жюри. Увы, в марте 49-летнего сторонника оппозиции арестовали в Иране. Он объявил голодовку.
Впрочем, судьба иранца порождает куда меньший накал страстей, чем невзгоды его прославленного коллеги Романа Полански. За освобождение последнего в Каннах тоже собирали подписи, однако его история вызывает не только сочувствие, но и категорическое неприятие. Де-ло Полански - а речь идет о сексуальном преступлении против несовершеннолетней - обрело политическое измерение, оно послужило толчком для своего рода войны культур. Стороны этой войны - Франция и США, Швейцария оказалась невольным арбитром, за происходящим следят бесчисленные комментаторы со всего мира.
Дискуссия уже принимает истерические черты. В адрес режиссера раздаются новые обвинения, и все очевидней становится, что между правом и правосознанием не всегда существует консенсус. "Сегодня дело Полански полностью политизировано", - убежден Роберт Харрис, британский писатель и сценарист последнего детища режиссера, фильма "Призрак".
В стороне не остался даже французский президент Николя Саркози, лично осведомившийся у президента Швейцарии о ходе дела. Элита Франции, которая, похоже, к художественным заслугам относится с большим пиететом, чем к соблюдению международных правовых норм, вне себя от того, что мир нельзя просто заставить забыть о деле Полански - несмотря на известность режиссера.
Министр иностранных дел Кушнер рассказывает о безуспешных попытках "объяснить нашим американским коллегам, что для нас Роман Полански не кто-нибудь, что мы в шоке". Сам Полански, напротив, надеется, что с ним "поступят просто как с обыкновенным человеком", писал он в обращении, опубликованном в Интернете.
В конце сентября 76-летнего лауреата премии "Оскар" ("Пианист"), гражданина Франции и Польши, задержали в Цюрихе в связи с ордером на арест, выданным американским судом более 30 лет назад. В начале декабря ему позволили покинуть тюрьму. С тех пор он находится под домашним арестом в своем шале в Гштааде. Компетентные ведомства Соединенных Штатов и Швейцарии ведут переговоры о его экстрадиции. Швейцарская юстиция основательна до беспощадности, в деле недостает важных документов. Исход пока неизвестен, равно как и то, когда ситуация разрешится.
В 1977 году, после фотосессии в лос-анджелесском доме приятеля Полански актера Джека Николсона, жертвой сексуальных утех 43-летнего режиссера становится 13-летняя девочка. Поднимается скандал, прокуратура откры-вает дело, Полански признает вину - правда, только по одному из пунктов обвинения: половая связь с несовершеннолетней. Судья на-правляет его на психологическое освидетельствование в тюрьму города Чино. 42 дня спустя его выпускают на свободу. Между всеми участниками достигнуто соглашение, по которому уже понесенное наказание признается достаточным. Но в последний момент судья идет на попятную, почему - остается загадкой. Полански спасается бегством в Европу. А несколькими днями позднее судья вынужден отказаться от ведения дела.
Полански никогда не проявлял раскаяния в содеянном. Считается, однако, что он заплатил своей жертве компенсацию - $500 тыс., во внесудебном порядке. Тогдашняя девочка, а ныне женщина сорока с лишним лет и мать троих детей, публично простила его. Она неоднократно требовала прекратить дело, в последний раз - в январе, но все напрасно.
Все это важно не столько для этической оценки случившегося, сколько для процедуры экстрадиции. Нарушенное соглашение, по которому наказание должно было ограничиться сроком, уже проведенным Полански за решеткой, является самым сильным аргументом защиты. Прокурор, к компетенции которого в свое время относилось дело Полански, со своей стороны подтвердил, что такая договоренность была. До сих пор его показания не были доведены до швейцарских служителей Фемиды. Адвокаты Полански считают, что таким образом американцы пытаются манипулировать процессом.
Создается впечатление, что американская юстиция не желает идти ни на какие компромиссы, которые можно интерпретировать как поражение. Прокурор Лос-Анджелеса республиканец Стив Кули метит на должность генерального прокурора Калифорнии, и случай Полански для него важен, в том числе и в контексте предвыборной кампании. Все ходатайства адвокатов режиссера о проведении судебного заседания в Лос-Анджелесе в отсутствие обвиняемого были отклонены.
Речь давно идет не о праве и справедливости, а о попытке всех участников сохранить лицо. Вместе с тем это проба сил между двумя правопорядками: американская система с ее главной ставкой на возмездие и устрашение противостоит центральноевропейской концепции, которая гораздо в большей степени ориентируется на ресоциализацию преступника - меру, нередко не пользующуюся популярностью. К сожалению, правовое согласие, которое является незыблемой и повсеместной задачей юс-тиции, подчас не обеспечивается ни одной из этих двух философий.
На беду задержание Полански совпало с разгаром дискуссии о сексуальных преступлениях против малолетних, о злодействах брутальных священников и учителей-педофилов, деяния которых обеляли и скрывали десятилетиями. Потребность в общественном обсуждении подобных скандалов назрела давно. Однако попытку непредвзято взглянуть на дело Полански это не облегчает. Режиссер считается самым известным в мире растлителем малолетних. Его дело стало символом духа времени, изменившегося подхода к оценке преступлений на сексуальной почве.
Некоторые представители интеллигенции проводят параллели с делом Дрейфуса. В конце XIX века офицер Альфред Дрейфус, происходивший, как и Полански, из еврейской семьи, пал жертвой слепой ярости аппарата юстиции - в которой отдельные сторонники Полански винят и сегодняшнее правосудие. "Американская система подчас может работать как некая адская машина, размалывая людей в муку. Нельзя ничего обобщать. Но эксцессы случаются нередко", - говорит, бывший французский министр культуры Жак Ланг.
Еще четче выразили свою позицию подписанты каннской петиции в защиту Полански, в том числе его коллеги Жан-Люк Годар, Ксавье Бовуа и Аньес Варда. Ходатайство США об экстрадиции, утверждается в документе, основывается на лжи. Инициатором сбора подписей стал известный парижский интеллектуал Бернар-Анри Леви. Он же выступил с критикой тех собравшихся в Каннах деятелей искусства, которые не пожелали встать на защиту Полански, - таких, как Майкл Дуглас и Тим Бертон.
Не ослабевает дискуссия и в Швейцарии. "Полански понес наказание, теперь его вину искупают двое его детей, подвергающихся своего рода публичному позору", - заявил швейцарский театральный режиссер Люк Бонди. "Полански еще не понес наказания", - возражает Алиса Шварцер, издатель журнала Emma.
В такой накаленной атмосфере новые обвинения оказываются маслом, подливаемым в огонь. В пятницу 14 мая британская актриса Шарлотта Льюис в Лос-Анджелесе объявила, что в 16 лет она тоже стала жертвой сексуальных домогательств Полански. Адвокаты режиссера такое обвинение отвергают, однако избранная ими линия защиты - мол, после своего бегства из США Полански не позволял себе никаких нарушений закона - вдруг стала казаться отговоркой.
Двумя днями позднее 42-лет-няя Льюис поделилась с британским таблоидом Mail on Sunday подробностями. По ее словам, режиссер стал приставать к ней в своей квартире в Париже, настаивал на сексе. Без такой "встречной услуги", как он якобы дал понять, из ее проб для его следующего фильма, "Пираты", ничего не выйдет.
Точно известно одно: Льюис получила в "Пиратах" второстепенную роль и в 1986 году вместе с Полански представляла картину в Каннах. Что же до ее отношений с режиссером, то здесь определенности меньше. "Я им восхищалась, жаждала быть его возлюбленной, - сказала Льюис в одном интервью еще в 1999 году. - Возможно, я хотела его даже больше, чем он меня". Шесть месяцев они были вместе. А с мужчинами, откровенничала Льюис, она начала спать еще в 14 лет. "Не знаю, сколько мужчин у меня было. Я постоянно была словно в тумане". А потом у нее начались связи с коллегами, в частности с Чарли Шином и Микки Рурком.
"Свежие" обвинения со стороны Льюис на фоне ее же прежних высказываний выглядят весьма недостоверно. "Этот новый эпизод усиливает у меня чувство, что мы становимся свидетелями травли человека на фоне политического сговора", - говорит бывший министр культуры Ланг. "За дело взялась клика линчевателей, они полны решимости уничтожить Полански", - убежден сценарист "Призрака" Харрис.
Таким образом, в глазах своих приверженцев Роман Полански все больше предстает жертвой. Парижская Академия изящных искусств, в которой состоит Полански, превратила пресс-релиз касательно дела Полански в своего рода медицинский бюллетень: у режиссера отмечаются "признаки тяжелой депрессии", ему показано немедленное освобождение из-под ареста.
Тем временем швейцарцы продолжают проверку.

Восемь месяцев спустя после задержания Романа Полански страсти вокруг его экстрадиции в Соединенные Штаты разгораются с новой силой. О себе заявляет вторая, небесспорная жертва, интерес к делу проявляет президент Франции. За этого человека вступился глава германского МИДа Гидо Вестервелле. А незадолго до Каннского кинофестиваля - и его французский коллега Бернар Кушнер. А также министр культуры Фредерик Миттеран: свободу режиссеру!
Призывы политиков были адресованы Тегерану и касались иранского кинематографиста Джафара Панахи - в этом году его пригласили в Канны в качестве члена жюри. Увы, в марте 49-летнего сторонника оппозиции арестовали в Иране. Он объявил голодовку.
Впрочем, судьба иранца порождает куда меньший накал страстей, чем невзгоды его прославленного коллеги Романа Полански. За освобождение последнего в Каннах тоже собирали подписи, однако его история вызывает не только сочувствие, но и категорическое неприятие. Де-ло Полански - а речь идет о сексуальном преступлении против несовершеннолетней - обрело политическое измерение, оно послужило толчком для своего рода войны культур. Стороны этой войны - Франция и США, Швейцария оказалась невольным арбитром, за происходящим следят бесчисленные комментаторы со всего мира.
Дискуссия уже принимает истерические черты. В адрес режиссера раздаются новые обвинения, и все очевидней становится, что между правом и правосознанием не всегда существует консенсус. "Сегодня дело Полански полностью политизировано", - убежден Роберт Харрис, британский писатель и сценарист последнего детища режиссера, фильма "Призрак".
В стороне не остался даже французский президент Николя Саркози, лично осведомившийся у президента Швейцарии о ходе дела. Элита Франции, которая, похоже, к художественным заслугам относится с большим пиететом, чем к соблюдению международных правовых норм, вне себя от того, что мир нельзя просто заставить забыть о деле Полански - несмотря на известность режиссера.
Министр иностранных дел Кушнер рассказывает о безуспешных попытках "объяснить нашим американским коллегам, что для нас Роман Полански не кто-нибудь, что мы в шоке". Сам Полански, напротив, надеется, что с ним "поступят просто как с обыкновенным человеком", писал он в обращении, опубликованном в Интернете.
В конце сентября 76-летнего лауреата премии "Оскар" ("Пианист"), гражданина Франции и Польши, задержали в Цюрихе в связи с ордером на арест, выданным американским судом более 30 лет назад. В начале декабря ему позволили покинуть тюрьму. С тех пор он находится под домашним арестом в своем шале в Гштааде. Компетентные ведомства Соединенных Штатов и Швейцарии ведут переговоры о его экстрадиции. Швейцарская юстиция основательна до беспощадности, в деле недостает важных документов. Исход пока неизвестен, равно как и то, когда ситуация разрешится.
В 1977 году, после фотосессии в лос-анджелесском доме приятеля Полански актера Джека Николсона, жертвой сексуальных утех 43-летнего режиссера становится 13-летняя девочка. Поднимается скандал, прокуратура откры-вает дело, Полански признает вину - правда, только по одному из пунктов обвинения: половая связь с несовершеннолетней. Судья на-правляет его на психологическое освидетельствование в тюрьму города Чино. 42 дня спустя его выпускают на свободу. Между всеми участниками достигнуто соглашение, по которому уже понесенное наказание признается достаточным. Но в последний момент судья идет на попятную, почему - остается загадкой. Полански спасается бегством в Европу. А несколькими днями позднее судья вынужден отказаться от ведения дела.
Полански никогда не проявлял раскаяния в содеянном. Считается, однако, что он заплатил своей жертве компенсацию - $500 тыс., во внесудебном порядке. Тогдашняя девочка, а ныне женщина сорока с лишним лет и мать троих детей, публично простила его. Она неоднократно требовала прекратить дело, в последний раз - в январе, но все напрасно.
Все это важно не столько для этической оценки случившегося, сколько для процедуры экстрадиции. Нарушенное соглашение, по которому наказание должно было ограничиться сроком, уже проведенным Полански за решеткой, является самым сильным аргументом защиты. Прокурор, к компетенции которого в свое время относилось дело Полански, со своей стороны подтвердил, что такая договоренность была. До сих пор его показания не были доведены до швейцарских служителей Фемиды. Адвокаты Полански считают, что таким образом американцы пытаются манипулировать процессом.
Создается впечатление, что американская юстиция не желает идти ни на какие компромиссы, которые можно интерпретировать как поражение. Прокурор Лос-Анджелеса республиканец Стив Кули метит на должность генерального прокурора Калифорнии, и случай Полански для него важен, в том числе и в контексте предвыборной кампании. Все ходатайства адвокатов режиссера о проведении судебного заседания в Лос-Анджелесе в отсутствие обвиняемого были отклонены.
Речь давно идет не о праве и справедливости, а о попытке всех участников сохранить лицо. Вместе с тем это проба сил между двумя правопорядками: американская система с ее главной ставкой на возмездие и устрашение противостоит центральноевропейской концепции, которая гораздо в большей степени ориентируется на ресоциализацию преступника - меру, нередко не пользующуюся популярностью. К сожалению, правовое согласие, которое является незыблемой и повсеместной задачей юс-тиции, подчас не обеспечивается ни одной из этих двух философий.
На беду задержание Полански совпало с разгаром дискуссии о сексуальных преступлениях против малолетних, о злодействах брутальных священников и учителей-педофилов, деяния которых обеляли и скрывали десятилетиями. Потребность в общественном обсуждении подобных скандалов назрела давно. Однако попытку непредвзято взглянуть на дело Полански это не облегчает. Режиссер считается самым известным в мире растлителем малолетних. Его дело стало символом духа времени, изменившегося подхода к оценке преступлений на сексуальной почве.
Некоторые представители интеллигенции проводят параллели с делом Дрейфуса. В конце XIX века офицер Альфред Дрейфус, происходивший, как и Полански, из еврейской семьи, пал жертвой слепой ярости аппарата юстиции - в которой отдельные сторонники Полански винят и сегодняшнее правосудие. "Американская система подчас может работать как некая адская машина, размалывая людей в муку. Нельзя ничего обобщать. Но эксцессы случаются нередко", - говорит, бывший французский министр культуры Жак Ланг.
Еще четче выразили свою позицию подписанты каннской петиции в защиту Полански, в том числе его коллеги Жан-Люк Годар, Ксавье Бовуа и Аньес Варда. Ходатайство США об экстрадиции, утверждается в документе, основывается на лжи. Инициатором сбора подписей стал известный парижский интеллектуал Бернар-Анри Леви. Он же выступил с критикой тех собравшихся в Каннах деятелей искусства, которые не пожелали встать на защиту Полански, - таких, как Майкл Дуглас и Тим Бертон.
Не ослабевает дискуссия и в Швейцарии. "Полански понес наказание, теперь его вину искупают двое его детей, подвергающихся своего рода публичному позору", - заявил швейцарский театральный режиссер Люк Бонди. "Полански еще не понес наказания", - возражает Алиса Шварцер, издатель журнала Emma.
В такой накаленной атмосфере новые обвинения оказываются маслом, подливаемым в огонь. В пятницу 14 мая британская актриса Шарлотта Льюис в Лос-Анджелесе объявила, что в 16 лет она тоже стала жертвой сексуальных домогательств Полански. Адвокаты режиссера такое обвинение отвергают, однако избранная ими линия защиты - мол, после своего бегства из США Полански не позволял себе никаких нарушений закона - вдруг стала казаться отговоркой.
Двумя днями позднее 42-лет-няя Льюис поделилась с британским таблоидом Mail on Sunday подробностями. По ее словам, режиссер стал приставать к ней в своей квартире в Париже, настаивал на сексе. Без такой "встречной услуги", как он якобы дал понять, из ее проб для его следующего фильма, "Пираты", ничего не выйдет.
Точно известно одно: Льюис получила в "Пиратах" второстепенную роль и в 1986 году вместе с Полански представляла картину в Каннах. Что же до ее отношений с режиссером, то здесь определенности меньше. "Я им восхищалась, жаждала быть его возлюбленной, - сказала Льюис в одном интервью еще в 1999 году. - Возможно, я хотела его даже больше, чем он меня". Шесть месяцев они были вместе. А с мужчинами, откровенничала Льюис, она начала спать еще в 14 лет. "Не знаю, сколько мужчин у меня было. Я постоянно была словно в тумане". А потом у нее начались связи с коллегами, в частности с Чарли Шином и Микки Рурком.
"Свежие" обвинения со стороны Льюис на фоне ее же прежних высказываний выглядят весьма недостоверно. "Этот новый эпизод усиливает у меня чувство, что мы становимся свидетелями травли человека на фоне политического сговора", - говорит бывший министр культуры Ланг. "За дело взялась клика линчевателей, они полны решимости уничтожить Полански", - убежден сценарист "Призрака" Харрис.
Таким образом, в глазах своих приверженцев Роман Полански все больше предстает жертвой. Парижская Академия изящных искусств, в которой состоит Полански, превратила пресс-релиз касательно дела Полански в своего рода медицинский бюллетень: у режиссера отмечаются "признаки тяжелой депрессии", ему показано немедленное освобождение из-под ареста.
Тем временем швейцарцы продолжают проверку.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама