28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Между острогом и храмом"

Архивная публикация 2000 года: "Между острогом и храмом"

Правительство России приняло решение о восстановлении в Тобольске православных храмов и присвоении ему статуса культурно-исторического центра. Были обещаны и деньги. Но время идет, а средств от правительства нет. Восстанавливают исторические святыни Тобольско-Тюменская епархия и областная администрация.Кого только Тобольск не видел! Протопоп Аввакум и декабристы Анненков с Барятинским отбывали сроки в страшном тобольском централе. Через город по этапу прошли Александр Радищев и Федор Достоевский. Последним тобольским узником был Николай II.
Он под охраной выходил к кремлевской стене и подолгу смотрел на город, расположенный в низине у реки. Жители города утверждают, что Тобольск мало изменился с начала века: так же стоят вдоль раскисших под осенним дождем дорог деревянные домики и между ними -- церкви. Некоторые из них смотрят пустыми черными глазницами, некоторые уже убраны в строительные леса. Осклизлые деревянные ступени поднимаются к Тобольскому кремлю. Сохранилась в Тобольске расстрельная стена с желобом для стока крови и тот самый централ, превращенный ныне в общежитие для семейных учащихся духовной семинарии.
История города начинается в XVI веке. Он был основан сподвижником Ермака Дмитрием Чулковым и до 1917 года оставался центром Сибири. Духовным и экономическим. Только большевики перенесли столицу Сибири в Тюмень. Может, и к лучшему. Не все церкви взорвали. До октябрьского переворота в Тобольске их было 35, сохранилась едва ли половина. Полностью восстановлен только Софийский собор, в котором служит службы архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
Он, человек, искренне радеющий за восстановление православных храмов города, рассказал мне, как был поражен красотой Тобольска святейший патриарх. Алексий II был в Тобольске дважды и уже в первое посещение сказал, мол, вот мы говорим: Суздаль -- жемчужина России, а Тобольск так же красив, но он еще и уникален, потому что находится в Сибири, в тайге.
Год назад президент подписал указ о восстановлении за государственный счет и возвращении православной церкви всех тобольских храмов. Городу был присвоен статус культурно-исторического центра. Правда, денег с того времени на восстановление ни город, ни епархия не видели. По словам отца Димитрия, помогают, как могут, прихожане и губернатор Леонид Рокецкий.
В последний раз в Тобольск губернатор пригласил и полномочного представителя президента по Уральскому округу Петра Латышева. Чиновники под проливным дождем обошли собор вместе с крестным ходом. Затем отец Димитрий показал им классы духовной семинарии, заполненные разновозрастными учениками. Всего их 670 человек.
Как пояснил мне пятикурсник Алексей, учиться в семинарию, регентскую и иконописную школы, а также в две гимназии приезжают молодые люди со всего бывшего Союза. Есть казахи, украинцы, белорусы. Сам Алексей родом из Свердловской области. С 14 лет состоял при храме. Сюда приехал сразу после школы по направлению прихода. Отучится и вернется.
Пока Леонид Рокецкий, Петр Латышев и отец Димитрий говорили с глазу на глаз, я ходил по семинарии. Ученики со строгими, но не постными лицами одеты в одинаковые полувоенные костюмы, и только некоторые из них в подрясниках.
Как пояснил мне Алексей, это выпускники-пятикурсники. Некоторые из них уже женаты. Чаще всего на слушательницах той же семинарии. Или студентках пединститута. Вот они-то, семейные, и живут в некогда грозном тобольском централе. Алексей говорит, что от камер ничего не осталось -- комнаты оклеены обоями и вполне пригодны для проживания.
Отец Димитрий своими учениками гордится и говорит, что "это все молодежь, которая познает православные традиции и стремится возвратить духовные ценности, чтобы не жить так уныло и угрюмо, поражаясь только грехам и порокам. Забыв то богатство православной культуры, которым жил русский народ".
После беседы отец Димитрий рассказал, что Петр Латышев интересовался, как идет восстановление духовной жизни в Тобольске. По мнению архиепископа, представитель президента понял, что восстановление храмов -- дело не только церкви, но и государства. Ведь если храмы брошены, то о какой духовной жизни может идти речь? Коснулись и такой важной проблемы, как передача церкви прихрамовых строений. По мнению отца Димитрия, передать их церкви необходимо. После ремонта и переоборудования в них можно будет разместить богоугодные заведения -- госпиталь или сиротский дом. Сейчас же большинство из этих зданий пустует или используется не по назначению (чаще всего под склады).
"Профиль": А могут ли быть сглажены имущественные противоречия между государством и церковью?
Отец Димитрий: Могут. Но только тогда, когда будет правильно решен вопрос о передаче церкви ценностей. Тут нужно представить следующее: вот вас встретили, ограбили, отняли все. Потом поймали разбойников, и они должны все вернуть. Но никто ж не говорит, что вернуть должны все сразу.
"П.": Церковь готова принять здания в любом виде и сама их восстанавливать?
Отец Димитрий: Храмы должны быть возвращены церкви при материальной поддержке со стороны государства в их восстановлении. Я не хочу сказать грубо: в каком состоянии отняли, в таком и верните,-- но все-таки государственная власть должна нести какую-то ответственность, проявлять заботу о сохранении этих памятников. Ведь это и есть наше отечество и наше государство. Не хлебом единым жить, но и теми духовными символами, которыми жил наш народ тысячу лет. Ведь самый страшный порок -- бездуховность. Самый страшный порок -- безнравственность. Когда человек не чувствует родства, связи со своими предками -- отцом, дедом, прадедом, который жил триста лет назад. Это страшный порок. Это омервщление сознания. Это обретение некоего животного статуса.
Говорят, что каждый должен найти свою дорогу к храму. А их в небольшом Тобольске не перечесть. Только б не заблудиться в пути.

Правительство России приняло решение о восстановлении в Тобольске православных храмов и присвоении ему статуса культурно-исторического центра. Были обещаны и деньги. Но время идет, а средств от правительства нет. Восстанавливают исторические святыни Тобольско-Тюменская епархия и областная администрация.Кого только Тобольск не видел! Протопоп Аввакум и декабристы Анненков с Барятинским отбывали сроки в страшном тобольском централе. Через город по этапу прошли Александр Радищев и Федор Достоевский. Последним тобольским узником был Николай II.

Он под охраной выходил к кремлевской стене и подолгу смотрел на город, расположенный в низине у реки. Жители города утверждают, что Тобольск мало изменился с начала века: так же стоят вдоль раскисших под осенним дождем дорог деревянные домики и между ними -- церкви. Некоторые из них смотрят пустыми черными глазницами, некоторые уже убраны в строительные леса. Осклизлые деревянные ступени поднимаются к Тобольскому кремлю. Сохранилась в Тобольске расстрельная стена с желобом для стока крови и тот самый централ, превращенный ныне в общежитие для семейных учащихся духовной семинарии.

История города начинается в XVI веке. Он был основан сподвижником Ермака Дмитрием Чулковым и до 1917 года оставался центром Сибири. Духовным и экономическим. Только большевики перенесли столицу Сибири в Тюмень. Может, и к лучшему. Не все церкви взорвали. До октябрьского переворота в Тобольске их было 35, сохранилась едва ли половина. Полностью восстановлен только Софийский собор, в котором служит службы архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Он, человек, искренне радеющий за восстановление православных храмов города, рассказал мне, как был поражен красотой Тобольска святейший патриарх. Алексий II был в Тобольске дважды и уже в первое посещение сказал, мол, вот мы говорим: Суздаль -- жемчужина России, а Тобольск так же красив, но он еще и уникален, потому что находится в Сибири, в тайге.

Год назад президент подписал указ о восстановлении за государственный счет и возвращении православной церкви всех тобольских храмов. Городу был присвоен статус культурно-исторического центра. Правда, денег с того времени на восстановление ни город, ни епархия не видели. По словам отца Димитрия, помогают, как могут, прихожане и губернатор Леонид Рокецкий.

В последний раз в Тобольск губернатор пригласил и полномочного представителя президента по Уральскому округу Петра Латышева. Чиновники под проливным дождем обошли собор вместе с крестным ходом. Затем отец Димитрий показал им классы духовной семинарии, заполненные разновозрастными учениками. Всего их 670 человек.

Как пояснил мне пятикурсник Алексей, учиться в семинарию, регентскую и иконописную школы, а также в две гимназии приезжают молодые люди со всего бывшего Союза. Есть казахи, украинцы, белорусы. Сам Алексей родом из Свердловской области. С 14 лет состоял при храме. Сюда приехал сразу после школы по направлению прихода. Отучится и вернется.

Пока Леонид Рокецкий, Петр Латышев и отец Димитрий говорили с глазу на глаз, я ходил по семинарии. Ученики со строгими, но не постными лицами одеты в одинаковые полувоенные костюмы, и только некоторые из них в подрясниках.

Как пояснил мне Алексей, это выпускники-пятикурсники. Некоторые из них уже женаты. Чаще всего на слушательницах той же семинарии. Или студентках пединститута. Вот они-то, семейные, и живут в некогда грозном тобольском централе. Алексей говорит, что от камер ничего не осталось -- комнаты оклеены обоями и вполне пригодны для проживания.

Отец Димитрий своими учениками гордится и говорит, что "это все молодежь, которая познает православные традиции и стремится возвратить духовные ценности, чтобы не жить так уныло и угрюмо, поражаясь только грехам и порокам. Забыв то богатство православной культуры, которым жил русский народ".

После беседы отец Димитрий рассказал, что Петр Латышев интересовался, как идет восстановление духовной жизни в Тобольске. По мнению архиепископа, представитель президента понял, что восстановление храмов -- дело не только церкви, но и государства. Ведь если храмы брошены, то о какой духовной жизни может идти речь? Коснулись и такой важной проблемы, как передача церкви прихрамовых строений. По мнению отца Димитрия, передать их церкви необходимо. После ремонта и переоборудования в них можно будет разместить богоугодные заведения -- госпиталь или сиротский дом. Сейчас же большинство из этих зданий пустует или используется не по назначению (чаще всего под склады).

"Профиль": А могут ли быть сглажены имущественные противоречия между государством и церковью?

Отец Димитрий: Могут. Но только тогда, когда будет правильно решен вопрос о передаче церкви ценностей. Тут нужно представить следующее: вот вас встретили, ограбили, отняли все. Потом поймали разбойников, и они должны все вернуть. Но никто ж не говорит, что вернуть должны все сразу.

"П.": Церковь готова принять здания в любом виде и сама их восстанавливать?

Отец Димитрий: Храмы должны быть возвращены церкви при материальной поддержке со стороны государства в их восстановлении. Я не хочу сказать грубо: в каком состоянии отняли, в таком и верните,-- но все-таки государственная власть должна нести какую-то ответственность, проявлять заботу о сохранении этих памятников. Ведь это и есть наше отечество и наше государство. Не хлебом единым жить, но и теми духовными символами, которыми жил наш народ тысячу лет. Ведь самый страшный порок -- бездуховность. Самый страшный порок -- безнравственность. Когда человек не чувствует родства, связи со своими предками -- отцом, дедом, прадедом, который жил триста лет назад. Это страшный порок. Это омервщление сознания. Это обретение некоего животного статуса.

Говорят, что каждый должен найти свою дорогу к храму. А их в небольшом Тобольске не перечесть. Только б не заблудиться в пути.

ВИКТОР ГАВРИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама