29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Между строк"

Архивная публикация 2005 года: "Между строк"

Кто-то давно назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым. Чтобы понять эту шутку, достаточно заглянуть в нынешние школьные учебники истории — в раздел, посвященный революции 1917 года. До 1985 года школьникам про Октябрь 1917-го все было ясно: революционный подъем, есть такая партия, долой Временное правительство, залп «Авроры», триумфальное шествие Советской власти. Правда, те, кто умел думать, уже тогда замечали нестыковки. Например, получалось, что революцию сделали втроем Ленин, Дзержинский и Свердлов — остальных вождей, ухнувших в омут партийных разборок, упоминать запрещалось. Их возвращение стало первой приметой «перестроечных» учебников начала 1990-х. Дети узнали, что были Троцкий, Зиновьев с Бухариным и еще нехороший Сталин — главный виновник наших бед.

Если советский Минпрос одобрял два-три учебника истории для каждого класса, то в 90-е их общее количество превысило 500. Чуть ли не каждая область и республика Российской Федерации выпускала свои, которые порой сильно отличались от общероссийских. Так, из учебника по истории Татарстана (1992) можно было узнать, что в 1918 году Москва силой подавила движение татарского народа за независимость.

А в столице тем временем шли дискуссии. Новые пособия предлагалось назвать «История Отечества» — слово «Россия» казалось тогдашним либералам слишком имперским. К концу десятилетия возобладал вариант «История государства и народов России», как бы разделяющий два этих понятия.

Хотя большинство учебников 90-х было написано с «демократических» позиций, единства между авторами не было. Случившееся в октябре 1917-го одни называли революцией, другие — переворотом, третьи — просто событиями. Автор «Истории Отечества» для 9-го класса (1995) Владимир Шестаков нашел удачную формулу: «переворот, вошедший в историю как Великая Октябрьская революция». Автор увлеченно описывал жестокости большевиков: «священников, монахов распинали в храмах, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях». Борис Якеменко, автор «Истории Отечества» для 11-го класса (1997), на пяти страницах описывал анархию, воцарившуюся после победы большевиков: «прав был тот, у кого винтовка». Итог подвели авторы популярной «Истории Отечества» для 9-го класса (1992) Людмила Жарова и Ирина Мишина: «Большевики установили в стране жесткую диктатуру… с демократическими чаяниями было покончено». Досталось и Ленину: «Его главной целью было удержание власти любым путем». Противников большевиков изображали чуть ли не ангелами.

Эти перекосы были отчасти исправлены на рубеже нового тысячелетия. Самый распространенный учебник тех лет — «История России» для 9-го класса видного ученого Олега Волобуева (2001) — иначе расставил акценты. Да, большевики установили диктатуру, но, кроме них, «в тогдашней России не было силы, способной удержать власть». Автор впервые доказал, что Гражданская война началась не летом 1918-го, после белогвардейских мятежей, а вслед за революцией: «политика большевиков вызвала неприятие значительной части населения страны». Не умолчал он ни о красном терроре, ни о создании уже в 1918 году первых концлагерей. Тот же объективизм присутствовал и в другом известном учебнике — «Истории государства и народов России» для 9-го класса Александра Данилова и Людмилы Косулиной (2000). Правда, оттуда «вычистили» кровавые сцены, а взятие Зимнего представили анекдотически: «Небольшая заминка произошла со штурмом Зимнего дворца, который защищал небольшой юнкерский отряд… Постепенно защитники разошлись, и дворец был занят почти без сопротивления».

Новые учебники были объективнее и «демократических», и «советских». Но власть заботило совсем другое. На слушаниях в Думе осенью 2001 года глава фракции «Единой России» Владимир Пехтин заявил: «Недопустимо, чтобы тексты школьных учебников напоминали статьи из желтых газет». Его поддержал Сергей Шойгу: «Мы не имеем никакого права судить наше прошлое и перекраивать историю». В рамках нового государственнического подхода возмущение начальства вызвало отсутствие в учебниках патриотизма, особенно в описании событий Великой Отечественной. Но не только. Скандал разразился после выхода учебника Игоря Долуцкого «Отечественная история. ХХ век», в котором содержалось «невинное» задание школьникам: «Докажите или опровергните, что президент Владимир Путин создает авторитарный режим» (подробнее об этом см. на с. 36). Злосчастный учебник был запрещен, а президент в начале 2004 года велел просмотреть все пособия по истории на предмет их соответствия новому курсу.

Обновленные «патриотические» учебники пока появились только в вузах — школа, как обычно, отстает. Говорят, в новые издания старых учебников Шестакова и Островского внесены кое-какие правки, но это не слишком заметно. Открыто защищать большевиков власть пока не желает, однако и ругать опять стало не модно. Самые сообразительные авторы вообще убирают из учебников оценки событий, оставляя голые факты. Юному поколению остается их заучивать, ломая голову над такой, например, фразой из учебника отца и сына Шумиловых «История России ХХ века»: «Гражданскую войну вызвали политические силы, по-разному представляющие будущее страны». По сравнению с таким безмыслием возврат к единомыслию советских лет кажется почти желанным.

А что же пишут о 1917 годе учебники стран СНГ? Все, даже радостно крутившие «красное колесо» украинцы и латыши, рады представить себя безвинными жертвами «имперской оккупации». «История Украины» для 5-го класса сообщает: «В 1918 году началась война большевистской России против Украины. На захваченных украинских землях большевики первым делом отбирали у крестьян хлеб и вывозили его в Россию». «Новая история Грузии» для 9-го класса о русской революции молчит. Зато пишет, что «в 1921 году Россия повторно захватила Грузию и превратила ее в часть новой советской империи». В «Истории Узбекистана» для 9-го класса говорится, что «для узбекского народа замена царского колониализма советским не изменила ничего». Честнее всех поступил белорусский президент Лукашенко: он вообще отменил новые учебники истории и вернулся к советским.

Кто-то давно назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым. Чтобы понять эту шутку, достаточно заглянуть в нынешние школьные учебники истории — в раздел, посвященный революции 1917 года. До 1985 года школьникам про Октябрь 1917-го все было ясно: революционный подъем, есть такая партия, долой Временное правительство, залп «Авроры», триумфальное шествие Советской власти. Правда, те, кто умел думать, уже тогда замечали нестыковки. Например, получалось, что революцию сделали втроем Ленин, Дзержинский и Свердлов — остальных вождей, ухнувших в омут партийных разборок, упоминать запрещалось. Их возвращение стало первой приметой «перестроечных» учебников начала 1990-х. Дети узнали, что были Троцкий, Зиновьев с Бухариным и еще нехороший Сталин — главный виновник наших бед.

Если советский Минпрос одобрял два-три учебника истории для каждого класса, то в 90-е их общее количество превысило 500. Чуть ли не каждая область и республика Российской Федерации выпускала свои, которые порой сильно отличались от общероссийских. Так, из учебника по истории Татарстана (1992) можно было узнать, что в 1918 году Москва силой подавила движение татарского народа за независимость.

А в столице тем временем шли дискуссии. Новые пособия предлагалось назвать «История Отечества» — слово «Россия» казалось тогдашним либералам слишком имперским. К концу десятилетия возобладал вариант «История государства и народов России», как бы разделяющий два этих понятия.

Хотя большинство учебников 90-х было написано с «демократических» позиций, единства между авторами не было. Случившееся в октябре 1917-го одни называли революцией, другие — переворотом, третьи — просто событиями. Автор «Истории Отечества» для 9-го класса (1995) Владимир Шестаков нашел удачную формулу: «переворот, вошедший в историю как Великая Октябрьская революция». Автор увлеченно описывал жестокости большевиков: «священников, монахов распинали в храмах, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях». Борис Якеменко, автор «Истории Отечества» для 11-го класса (1997), на пяти страницах описывал анархию, воцарившуюся после победы большевиков: «прав был тот, у кого винтовка». Итог подвели авторы популярной «Истории Отечества» для 9-го класса (1992) Людмила Жарова и Ирина Мишина: «Большевики установили в стране жесткую диктатуру… с демократическими чаяниями было покончено». Досталось и Ленину: «Его главной целью было удержание власти любым путем». Противников большевиков изображали чуть ли не ангелами.

Эти перекосы были отчасти исправлены на рубеже нового тысячелетия. Самый распространенный учебник тех лет — «История России» для 9-го класса видного ученого Олега Волобуева (2001) — иначе расставил акценты. Да, большевики установили диктатуру, но, кроме них, «в тогдашней России не было силы, способной удержать власть». Автор впервые доказал, что Гражданская война началась не летом 1918-го, после белогвардейских мятежей, а вслед за революцией: «политика большевиков вызвала неприятие значительной части населения страны». Не умолчал он ни о красном терроре, ни о создании уже в 1918 году первых концлагерей. Тот же объективизм присутствовал и в другом известном учебнике — «Истории государства и народов России» для 9-го класса Александра Данилова и Людмилы Косулиной (2000). Правда, оттуда «вычистили» кровавые сцены, а взятие Зимнего представили анекдотически: «Небольшая заминка произошла со штурмом Зимнего дворца, который защищал небольшой юнкерский отряд… Постепенно защитники разошлись, и дворец был занят почти без сопротивления».

Новые учебники были объективнее и «демократических», и «советских». Но власть заботило совсем другое. На слушаниях в Думе осенью 2001 года глава фракции «Единой России» Владимир Пехтин заявил: «Недопустимо, чтобы тексты школьных учебников напоминали статьи из желтых газет». Его поддержал Сергей Шойгу: «Мы не имеем никакого права судить наше прошлое и перекраивать историю». В рамках нового государственнического подхода возмущение начальства вызвало отсутствие в учебниках патриотизма, особенно в описании событий Великой Отечественной. Но не только. Скандал разразился после выхода учебника Игоря Долуцкого «Отечественная история. ХХ век», в котором содержалось «невинное» задание школьникам: «Докажите или опровергните, что президент Владимир Путин создает авторитарный режим» (подробнее об этом см. на с. 36). Злосчастный учебник был запрещен, а президент в начале 2004 года велел просмотреть все пособия по истории на предмет их соответствия новому курсу.

Обновленные «патриотические» учебники пока появились только в вузах — школа, как обычно, отстает. Говорят, в новые издания старых учебников Шестакова и Островского внесены кое-какие правки, но это не слишком заметно. Открыто защищать большевиков власть пока не желает, однако и ругать опять стало не модно. Самые сообразительные авторы вообще убирают из учебников оценки событий, оставляя голые факты. Юному поколению остается их заучивать, ломая голову над такой, например, фразой из учебника отца и сына Шумиловых «История России ХХ века»: «Гражданскую войну вызвали политические силы, по-разному представляющие будущее страны». По сравнению с таким безмыслием возврат к единомыслию советских лет кажется почти желанным.

А что же пишут о 1917 годе учебники стран СНГ? Все, даже радостно крутившие «красное колесо» украинцы и латыши, рады представить себя безвинными жертвами «имперской оккупации». «История Украины» для 5-го класса сообщает: «В 1918 году началась война большевистской России против Украины. На захваченных украинских землях большевики первым делом отбирали у крестьян хлеб и вывозили его в Россию». «Новая история Грузии» для 9-го класса о русской революции молчит. Зато пишет, что «в 1921 году Россия повторно захватила Грузию и превратила ее в часть новой советской империи». В «Истории Узбекистана» для 9-го класса говорится, что «для узбекского народа замена царского колониализма советским не изменила ничего». Честнее всех поступил белорусский президент Лукашенко: он вообще отменил новые учебники истории и вернулся к советским.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама