Наверх
2 декабря 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Международный электоральный щит"

Институт международного наблюдения за выборами нуждается в серьезном реформировании. И на этот раз это не только точка зрения России… Казалось бы, отгремели политические баталии зимне-весеннего выборного сезона. Прошли национальные выборы в Грузии, Армении, Сербии, России. Избиратели стали потихоньку забывать, за кого отдали свой голос. Только отдельные политические партии, неудовлетворенные своими результатами, не оставляют попыток создать информационный повод вокруг темы прошедших выборов, вбрасывая в суды жалобы с требованием отмены результатов прошедших выборов и тут же на пресс-конференции признавая, что суд они однозначно проиграют.
Но кажущийся электоральный штиль скрывает за собой международную бурю, которая была поднята целым рядом независимых государств вокруг международного института наблюдения.

Вихри враждебные...

Вихрь начал подниматься, когда официальные власти Польши не захотели приглашать БДИПЧ ОБСЕ на выборы в польский сейм 21 октября 2007 года, мотивировав отказ ненужностью этой миссии. Попытка ряда государств, включая Россию, на Совете министров иностранных дел ОБСЕ в конце ноября 2007 года в Мадриде нормализовать процесс путем принятия базовых принципов международного наблюдения только усилила ветер в головах отдельных западных политиков.
Действия России на прошедших общенациональных выборах в декабре 2007-го и в марте 2008 года, продиктованные базовыми принципами существования вестфальской системы (независимость государственной власти на территории государства и в международном общении), были направлены на систематизацию деятельности этого института в рамках поставленных перед ним международным сообществом целей. Попытка официальных властей России приостановить активно «прогрессирующую болезнь» БДИПЧ по «всеобъемлющему контролю» суверенных государств не увенчалась успехом. К сожалению, Кристиан Штрохал, возглавлявший в то время БДИПЧ ОБСЕ, проигнорировал протянутую руку помощи — и ураган понесся дальше.
Неадекватно радужные и порой противоречивые заключения миссий ОБСЕ по результатам выборов в Грузии 5 января и в Армении 19 февраля 2008 года на фоне волны национальных митингов протеста против массовых нарушений на выборах вынудили заговорить о проблемах БДИПЧ ОБСЕ и всего института международного наблюдения уже на западноевропейских площадках. Нелицеприятные оценки международных мониторинговых миссий стали появляться в прессе. Так, уже в марте газета The Wall Street Journal публично разразилась критикой, признав работу ОБСЕ и БДИПЧ идущей по двойным стандартам.
Сопротивляться российским инициативам по реформированию международного института наблюдения стало уже бессмысленно и даже опасно. Новые вызовы времени в международной «гуманитарной корзине» требуют незамедлительного переформатирования международного электорального щита, создание которого было положено международным сообществом в конце прошлого века.

Процесс пошел?

Первыми осознали опасность бездействия по этим вопросам действующий председатель ОБСЕ Илкка Канервел и Генеральный секретарь ПА ОБСЕ Спенсер Оливер. И работа «закипела». Что само по себе является большим достижением международной дипломатии.
В Вене под эгидой Постоянного совета ОБСЕ началась подготовка к широкомасштабному семинару с представителями организаторов выборов региона ОБСЕ по вопросам международного мониторинга. Одновременно парламентарии взялись за более сложную работу по подготовке рекомендаций по организации наблюдения в государствах — участниках ОБСЕ. Вроде бы все хорошо: процесс реорганизации международного наблюдения, о котором так долго говорили без исключения все (Россия, может быть, чуть громче), сдвинулся с мертвой точки.
Однако процесс процессом, а будет ли результат? Первые шаги в этих направлениях сразу начали натыкаться на препятствия. Впечатление такое, что кому-то выгоден сам процесс, а не конкретные достижения в глобальном механизме защиты политических прав и свобод.
Из намеченного на конец июля в Вене семинара экспертов и профессионалов в области организации выборов
кто-то упорно пытается сделать политизированную дискуссионную площадку, втянув в диалог политиков и общественников, где каждый будет преследовать свои, сугубо личные корыстно-политические цели, используя институт международного наблюдения в качестве инструмента продвижения своих узкокорпоративных взглядов.

Бои без правил

Отсутствие четких утвержденных и согласованных методик наблюдения позволяет политикам использовать «втемную» даже целые международные организации в интересах той или иной политической силы. За примером далеко ходить не надо. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, комментируя 14 июля «Интерфаксу» ход судебного разбирательства по иску КПРФ о признании выборов в Государственную думу 5-го созыва недействительными, как на доказательства опирался на мониторинг, проведенный наблюдателями ОБСЕ и ПАСЕ. А международные наблюдатели в своих отчетах, в свою очередь, ссылаются на данные Центра исследований политической культуры России, в руководство которого входят члены фракции КПРФ в Государственной думе. В отсутствие своего мониторингового сегмента и научно обоснованной методики получения объективной информации международным миссиям преподносят материалы от заинтересованных в политическом результате лиц, и эти материалы ложатся в основу официальных заключений международных миссий.
В мире нет универсального рецепта демократии и идеальной для всех без исключения политической системы. Спектр политических взглядов настолько широк, что вести дискуссию о преимуществах либо недостатках того или иного мироустройства можно вечно, ни на йоту не продвигаясь вперед в вопросах защиты и реализации избирательных прав граждан. Поэтому дискуссию о вопросах совершенствования процедур реализации избирательных прав и их защите должны вести профессионалы, а не псевдообщественные организации, преследующие конечные политические цели.
Переговоры о единых рекомендациях по наблюдению, способствующих дальнейшему демократическому развитию этого института, также на грани срыва. Усилиями инициаторов этого диалога — М. Кротова (Генеральный секретарь Совета МПА СНГ), С. Оливера и Э. Хастингса (Генеральный секретарь и Почетный председатель ПА ОБСЕ соответственно) — найдено понимание и общие базовые точки, от которых надо начинать поступательное движение. Но движения не происходит. Все соглашаются, что наблюдение должно базироваться на принципах беспристрастности, нейтральности, профессионализма, прозрачности, независимости, универсальности, авторитетности и суверенного равенства государств.
Стороны фактически разрешили совсем недавно казавшуюся непреодолимой проблему о месте БДИПЧ ОБСЕ в системе международного наблюдения. После необъяснимых демаршей бюро все согласились, что БДИПЧ должен выполнять только исполнительные (техническо-обеспечительные) функции, а решения о направлении миссии наблюдения, ее составе, модальности работы и об итоговых оценках и выводах должен принимать коллегиальный орган, состоящий из уполномоченных представителей ОБСЕ и ПА ОБСЕ.
Однако пока эти принципы не могут материализоваться в конкретные нормы. Стороны даже не смогли парафинировать достигнутые договоренности.

Не останавливаться на полпути

Не очередная ли игра затеяна вокруг такой важной темы международного сотрудничества, как политические права и свободы? Может быть, стагнация и застой в международном институте наблюдения кого-то устраивают? Ведь сегодня можно единолично принимать решение о направлении миссии в ту или иную страну, определять тональность ее работы, произвольно (без каких-либо критериев) составлять итоговое заключение и представлять его за коллективный труд всей миссии, выполняя при этом определенный политический заказ.
К сожалению, винить в происходящем нужно только себя. Мы рано успокоились, присоединившись к ряду международных соглашений, возлагающих весь объем работ по гуманитарному измерению на БДИПЧ ОБСЕ, не имеющего не только утвержденного устава, но и ни одного регламентирующего документа, одобренного государствами — участниками ОБСЕ.
Время не стоит на месте, все развивается, создавая определенные опасности и преподнося порой неприятные сюрпризы. Бюро со временем окрепло, убедилось в своей безотчетности (и даже безнаказанности) и стало проводить самостоятельную (от своих прародителей) политику, выступая «независимым» политическим игроком, активно участвуя не только в международной жизни, но и во внутригосударственных делах суверенных государств. Мы не были готовы к таким вызовам, к такому повороту событий. Наш «электоральный щит», состоящий из нормативно-правовой базы, межгосударственных объединений и организаторов выборов, не был готов к атакам изнутри, направленным на электоральный суверенитет независимых государств.
Необходимо незамедлительно приступить к работе над ошибками и продолжить реализацию начатых инициатив в этом направлении. В конце текущего года в регионе ОБСЕ пройдут выборы в Белоруссии, Азербайджане, Финляндии, США, Румынии, Туркмении, в которых институт международного наблюдения должен проявить себя как помощник в реализации избирательных прав и свобод, отвечающий современным реалиям и поставленным перед ним задачам. Мы надеемся, что процесс по его реформированию не будет прерван и уже к концу года в регионе
ОБСЕ будут обозначены и согласованы более четкие критерии международного мониторинга электоральных процедур, направленные на дальнейшее развитие избирательных прав и свобод граждан демократических государств.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
02.12.2021
01.12.2021