Наверх
18 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Михаил ЮРЕВИЧ: «Мэр – не только менеджер, но и политик»"

Руководителю крупного города часто приходится садиться за стол переговоров и искать компромисс с теми, кто не согласен с решениями городской власти. О том, что общего у мэра-хозяйственника с менеджером и политиком, рассказывает глава Челябинска Михаил Юревич.— Михаил Валерьевич, вы по итогам 2006 года признаны «Персоной года» в номинации руководителей муниципалитетов. То есть сейчас я разговариваю с лучшим мэром России на данный момент. Ощущаете себя таковым?

— У нас вообще-то в стране много грамотных, талантливых мэров, которые по праву занимают свои кресла. Но приятно, что экспертный совет так высоко оценил мою деятельность.

— Конкурентов было много?

— Я не знаю. Эту премию присуждает большая комиссия. Огромную роль, думаю, сыграла тут челябинская диаспора в Москве. Они же время от времени навещают Челябинск. Полгода человек тут не был, потом приезжает и говорит: «Ой, как изменился город!» То есть главное — это благоустройство. У нас теперь ровные дороги, в городе чисто.

— Я, кстати, был в Челябинске ровно год назад. Симпатичная пешеходная улица в центре, где любят гулять горожане и гости, с обилием скульптур — это ваш проект?

— Вы имеете в виду улицу Кирова. Нет, все это было сделано еще при предыдущем мэре.

— А вы на этом посту уже два года?

— Совершенно верно.

— И как сами оцениваете результаты за это время?

— Уверен, что мою работу должны оценивать горожане. И судя по последним опросам общественного мнения, деятельность новой администрации в целом им по душе. Повторю, главное — это то, что Челябинск хорошеет и жить в нем становится комфортнее. Челябинцы видят: строится больше жилья. Водители хвалят качество дорожного покрытия. Ведь машина для многих горожан уже не роскошь, а средство передвижения. Ежегодный прирост автотранспорта у нас — не менее 15—20%. Поэтому мы совершенствуем улично-дорожную сеть. Расширяем, реконструируем дороги, строим новые мосты. Впервые за 20 лет построили новую электроподстанцию — она обеспечит энергией огромную территорию, где расположатся будущие жилые массивы.

— А денег на все это хватает?

— У Челябинска свой бюджет, в котором есть доходные статьи. У нас город промышленный, много сильных предприятий. Поэтому налоги платятся исправно. Конечно, хотелось бы, чтобы наш бюджет увеличивался. Мы давно предлагаем депутатам Госдумы: оставлять у муниципалитетов не 30—40% подоходного налога, собранного на территории городов, а 50%. Особенно это поможет небольшим городам, да и, на мой взгляд, некоторым другим городам-миллионникам, коммунальное хозяйство которых ветшает. И мы могли бы на эти дополнительные средства многое в Челябинске сделать, например, реконструировать теплосети, водопроводы.

— А уже существует проект закона, который бы внес такие изменения?

— Мы как раз сейчас обсуждаем это с депутатами Госдумы. В принципе они не против.

— Вы пришли на должность мэра из бизнеса. Заметили разницу в принципах управления компанией и городом-миллионником?

— Я думаю, есть принципиальное сходство с менеджерской работой: самоконтроль, ответственность за судьбы множества людей, работа в жестких рамках бюджета. Крайне суровые требования по так называемому управлению временем: работа мэра занимает большую часть суток, приходится назначать деловые встречи и на выходные. У менеджера все-таки свободных минут больше. Сейчас я не могу позволить себе надолго уехать из Челябинска, хотя отпуск по закону довольно большой.

Но есть и принципиальная разница: мэр прежде всего — политик. И ему как политику часто приходится садиться за стол переговоров — в том числе с теми, кто не согласен с решениями городской власти.

— И как же политик-менеджер поступает с несогласными?

— Мы готовы договариваться и не раз доказывали это. Деятельности администрации порой препятствуют люди, на стороне которых большое влияние и большие деньги. И они не раз привлекали на свою сторону средства массовой информации, организовали митинги.

В одном позиция мэрии незыблема, и здесь, я уверен, меня поддерживают горожане: мы не можем никому позволить совершать градостроительные ошибки. К таким ошибкам прежних городских властей я бы отнес строительство торгового комплекса во дворе Центрального гастронома, застройку спортплощадки старейшей школы города, детской железной дороги и Алого поля перед Дворцом пионеров... Сегодня мэрия защищает интересы всех взрослых и маленьких жителей Челябинска. Ну о какой застройке детского парка может идти речь, если это городская достопримечательность, место, дорогое многим поколениям челябинцев? А вот цивилизованный парк с аттракционами и развлечениями для семейного отдыха там вполне уместен. Мы не дадим застроить и сквер напротив университета: студенческий городок всегда был лицом Челябинска, пусть таким и остается. Надо его отреставрировать, и только.

— Мэрия это профинансирует?

— Думаю, решим этот вопрос. Отмечу, что мы ведем активную работу с землепользователями. Создана депутатская группа, которая вместе с главами районных администраций выявляет неплательщиков земельной аренды. Радует, что число их медленно, но неуклонно сокращается. Доходы бюджета повышаются.

— А в своих нынешних отношениях с бизнесом вам удается держать дистанцию, не оказывая протекции, например, бывшим коллегам-предпринимателям?

— Как выборное лицо я не могу покровительствовать кому-то из бизнесменов. Однако считаю, что нет ничего плохого, если администрация города помогает местным предпринимателям. Когда к нам официально обращаются челябинские промышленники или бизнесмены с какими-либо просьбами, мы их, конечно же, рассматриваем. Но тут речь ни в коем случае не идет о преференциях кому-то.

— Недавно вы предложили ввести принципы солидарной ответственности не только для исправления ситуации в сфере ЖКХ, но и для решения демографической проблемы в России. Что конкретно вы имели в виду?

— Я предложил на федеральном уровне ввести долевую ответственность для жильцов домов и коммунальщиков в отношении капитального ремонта. Дело в том, что тех средств, которые собирают с жильцов управляющие компании, не хватает не только на капитальный, но даже и на текущий ремонт. Денег нет в достатке ни у управляющих компаний, ни у муниципалитетов. Потребность же в капитальном ремонте растет, ведь дома ветшают! Можно возродить солидарную ответственность жильцов и коммунальщиков за содержание дома. Раньше за счет нового жилого фонда, который практически не требовал серьезных затрат на обслуживание, фактически шло финансирование старого жилья, которое уже требовало ремонта. Новый Жилищный кодекс категоричен: капитальный ремонт в домах должен проводиться за счет жильцов. Но согласитесь, для многих семей нереально сразу найти большую сумму на капремонт дома. Выход — принять подзаконный акт, по которому будет введена новая графа в квитанциях по оплате за квартиру — страховой взнос «на случай устранения аварийных ситуаций». Это и есть взнос солидарной ответственности. Такая страховая сумма дала бы толчок настоящей конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг. Иначе нештатные ситуации — протечка кровель, сгоревшие лифты, испорченные мусоропроводы — так и будут устраняться за счет местных бюджетов. Это, я думаю, приводит к иждивенчеству. Именно из-за этого многие жильцы и не заинтересованы в сохранении домов, поддержании их в надлежащем состоянии.

На мой взгляд, принцип солидарного финансирования можно распространить и на пенсионную систему, обязав работающих отчислять 5—10% зарплаты на содержание пенсионеров-родителей. Таким образом, дети будут чувствовать ответственность перед родителями, а бездетные семьи будут больше усыновлять. Если любой гражданин будет знать, что размер его пенсии напрямую зависит от числа детей, которых он вырастил, воспитал и которым помог устроиться в жизни, мы серьезно продвинемся в решении демографической проблемы.

— А как идут в Челябинске национальные проекты?

— В Челябинске идет реализация трех национальных проектов — «Здоровье», «Образование» и «Строительство доступного жилья». Что касается здравоохранения, то это дало мощный импульс к обновлению оборудования в лечебных учреждениях города. Например, автопарк «Скорой помощи» до начала нацпроекта был у нас в плачевном состоянии. Около 60% — машины с полным износом. В прошлом году город получил 53 современных автомобиля. А в 2007-м Челябинск уже практически полностью обновит этот автопарк. Причем мы планируем за свой счет дополнительно оснащать поступающие машины. Город также выделяет немалые средства — более 100 млн. рублей в год — на приобретение современного оборудования для больниц. Если поликлиники оснащаются за счет федеральных вложений, то в городские стационары мы сами закупаем качественное и дорогое оборудование. Например, приобрели ангиографическое оборудование на 50 млн. рублей — кардиологическая хирургия для нас приоритетна. В детской поликлинике №3 установили современную барокамеру для ребят, страдающих астмой и прогрессирующей патологией зрения.

Говоря о нацпроекте «Образование», отмечу, что все челябинские школы в прошлом году были подключены к Интернету. В 2007-м мы поставили задачу присоединить к Всемирной сети детские садики и детские дома-интернаты. У нас большинство школ уже оборудованы автоматическими рабочими местами учителя: это полный набор оргтехники для полноценного проведения урока. Я проверял — очень удобно!

Конечно, самый проблемный в реализации нацпроект — «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Абсолютный рекорд по сдаче жилья был у нас в далеком 1988 году — 580 тыс. кв. м. В начале десятилетия в среднем Челябинск строил около 400 тыс. в год. Уже в 2005 году было сдано 440, в прошлом — 511 тыс. кв. м. В 2007-м задача — сдать 600 тыс. кв. м жилья. Значит, нынешний год станет рекордным для Челябинска.

— То есть город растет?

— Да, растет! И я буду делать все, чтобы Челябинск и дальше активно развивался, становился современным мегаполисом, в котором удобно жить людям.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
18.10.2021