Профиль

Архивная публикация 1999 года: "Михаил Задорнов. Честный и при деньгах"

Глава российского Минфина Михаил Задорнов -- самый "живучий" из всех министров финансов России последних лет. Без видимых последствий он пересидел два правительства -- Черномырдина и Кириенко -- и сумел сохранить свой пост при Примакове. Однако сейчас не долю Михаила Михайловича, судя по всему, выпадают серьезные испытания. Со дня на день ожидается официальное назначение Задорнова ответственным за переговоры с МВФ. И если Михаилу Михайловичу не удастся выбить для России кредит, ему грозит отставка.Чему, кстати, никто не удивится. Век министра финансов в нашей стране по определению недолог -- никому еще не удавалось просидеть в кресле главы Минфина больше 14 месяцев. Так что Задорнов своим почти полуторагодовым пребыванием на финансовом Олимпе грубо попирает традицию. Впрочем, у тех, кто знает Михаила Михайловича достаточно долго, этот факт удивления не вызывает: Задорнов всегда умел ладить с людьми. По мнению одного из коллег Задорнова, "он очень быстро понял, что яркие личности, пребывающие на государственных должностях, так же ярко и быстро сгорают. Поэтому всегда старался вести себя как можно сдержаннее, ни с кем открыто не конфликтовал и не спорил, никаких ярких идей, которые можно было бы покритиковать, не выдвигал, а напротив, выработал стратегию действий, при которой и волки бы оставались сыты, и овцы целы. Тактика примитивная, но в силу этого она была очень эффективна".

Может быть, потому все усилия журналистов разузнать о Михаиле Михайловиче что-нибудь "жареное" оказываются тщетными. Собеседники пожимают плечами и грустно констатируют: "Да скучный Задорнов какой-то. Пресный. Обычный человек".

Лучшую характеристику государственному чиновнику дать трудно.

Собиратель "гербария"


Рассказывают, в детстве будущий министр финансов увлекался историей Великой Французской революции м фалеристикой (собирал значки с гербами различных городов). Страсть коллекционера, видимо, дала о себе знать при выборе профессии. От значков с гербами не так уж далеко до украшенных гербами "маленьких металлических кружочков, кои я так люблю" (Остап Бендер).

Миша Задорнов был усидчив, смирен, в хулиганских потасовках не участвовал, школу окончил с золотой (само собой разумеется!) медалью.

Еще один значок с гербом.

В 1980-м приехал с родной Камчатки в Москву и стал студентом Плехановского института. Через два года женился. Сейчас его супруга Наталья -- журналист, редактор в журнале "Эхо планеты". Однажды в интервью "Профилю" она рассказала о сотне нежных писем, которые до свадьбы Михаил Михайлович писал ей каждый день. И как потом, уже став супругами, они вместе переживали трудные времена. Только что родившаяся дочь Анечка часто болела, денег вечно не хватало, так что Михаилу Михайловичу приходилось браться за любую работу, чтобы семья могла сводить концы с концами. Работая, Задорнов каким-то чудесным образом умудрялся еще и отлично учиться в Плешке.

Преуспевшие бизнесмены и чиновники в один голос говорят, что отправной точкой их карьеры был случай. Для Михаила Задорнова таким "случаем" стал его однокурсник Алексей Михайлов -- ныне депутат Госдумы от "Яблока" и хороший приятель Григория Явлинского. Именно Михайлов и свел в 1990 году неизвестного научного сотрудника Задорнова с популярным политиком Явлинским.

Григорий Алексеевич в те годы создавал свой центр экономических и политических исследований (ЭПИцентр), писал знаменитую программу "500 дней". Квалифицированных экономистов не хватало: время было "младое и незнакомое". А тут такая удача -- молодой, образованный, деятельный экономист Задорнов, начисто лишенный политических амбиций.

ЭПИцентровская тусовка оказалась местом, где Задорнов обрел близких людей. Позже и в Госдуме, и в Минфине Михаил Михайлович от желающих подружиться отгораживался. А в первом после назначения министром телеинтервью рассказал, кто его настоящие приятели. Открыл фотоальбом и указал на фотографию Михаила Кожокина, нынешнего главного редактора "Известий".

Если учесть, что в то время г-н Кожокин пребывал в должности зампреда правления коммерческого банка (ОНЭКСИМ), министр финансов Задорнов сильно рисковал.

Волки и овцы


Депутатом Госдумы от "Яблока" Михаил Михайлович стал в тридцать лет, избравшись по партийным спискам.

Владимир Семаго, депутат Госдумы: "Своей карьерой Задорнов обязан сложившейся в стране конъюнктуре. У нас не хватает, критически не хватает специалистов, хорошо подкованных экономически. Это сейчас депутаты стали хоть немного разбираться в слове "бюджет" и прочих экономических терминах, а в 1993 году в нижней палате царил полный дилетантизм. Экономистов в Думе было раз-два и обчелся. Поэтому Задорнов и стал председателем бюджетного комитета".

Вскоре после этого Григорий Явлинский понял, какую "змею" пригрел на груди: едва возглавив самый ответственный участок работы в Думе, корректный администратор Задорнов начал действовать самостоятельно, пропуская мимо ушей политические рекомендации старшего товарища.

Источник в Госдуме: "Явлинского очень не устраивала такая диспозиция: его человек занимает большой пост, а идею и линию партии (иными словами, демагогию Явлинского) отстаивать не рвется".

Да и зачем? Задорнов тогда сосредоточился на более глобальных вещах -- внедрял в жизнь теорию о целых овцах и сытых волках. И, надо сказать, небезуспешно. В Госдуме вспоминают эпизод с принятием очередного госбюджета, за который депутаты, как водится, голосовать не хотели. Так вот, чтобы ослабить напряжение, глава бюджетного комитета Задорнов с разными людьми и вел себя по-разному. Например, в правительстве и Минфине говорил: "Бюджет сверстан очень профессионально, это депутаты такие-сякие ничего в экономике не понимают и голосовать не хотят".

А выступая перед думцами, упрекал Минфин: дескать, работать не могут, даже нормальный бюджет сверстать не в состоянии...

Одни упрекали Задорнова в конформизме и еще Бог весть в чем. Другие же, напротив, восхищались дипломатическим чутьем неискушенного в политических интригах молодого экономиста.

Между тем Михаилу Михайловичу удалось наладить контакты в Минфине -- он стал там своим человеком. Неоднократно, когда в кабинете министров шли кадровые перестановки и слетал очередной наркомфин, Задорнова приглашали возглавить финансовое ведомство. Но Григорий Алексеевич не велел, и Задорнов с ним соглашался.

До поры до времени.

В 1995-м, почти перед самыми выборами в парламент, между приятелями пробежала черная кошка. Среди близкого окружения Задорнова в ходу такая версия.

"Явлинский поступил хуже Макиавелли. Он выкинул Задорнова из партийных списков "Яблока" и даже не предупредил его о своем решении. А объявил о нем, когда предвыборная кампания уже стартовала. Но Задорнов умеет держать удар. Несмотря на внешнюю мягкость, внутри он очень жесткий и решительный человек".

И Михаил Задорнов решился на отважный поступок -- выставил свою кандидатуру в одном из одномандатных округов на Камчатке. Там до сих пор живут его родители, да и сам Михаил, перебравшись в первопрестольную, о родном крае не забывал. Будучи депутатом, регулярно наведывался на Камчатку. Жилищные субсидии для выезжающих с Крайнего Севера, деньги на строительство новых домов на Камчатке были выбиты именно Задорновым.

Жители Камчатки оказались благодарными и в очередной раз выбрали Задорнова депутатом.

Уволен за отказ выполнять распоряжения ЭПИцентра


Став депутатом во второй раз, Задорнов вновь занял в Госдуме уже привычное кресло председателя бюджетного комитета. Отношения между "яблочным" лидером и Задорновым к тому времени испортились настолько, что, когда грянуло дело "союза писателей", повлекшее отставку наркомфина Чубайса, и Черномырдин снова предложил Михал Михалычу пост министра финансов, тот махнул рукой на запреты "вождя" и согласился. В "Яблоке" подобное самоуправство вызвало такой переполох, что Задорнов предпочел из движения выйти. С тем и ушел в правительство.

Георгий Лунтовский, депутат Госдумы, член бюджетного комитета: "Мне нравилось работать с Задорновым, с ним всегда можно было найти общий язык. К тому же он обладает глубокими всесторонними знаниями, с лета понимает вопрос. Когда Задорнов уходил в правительство, я сказал: "Михаил Михайлович, сейчас не такое время, чтобы ввязываться в драку. В один прекрасный момент вами просто пожертвуют, и вы останетесь не у дел". Он поблагодарил за высказанную позицию, но решения, как видите, не изменил. Возможно, свою роль сыграло честолюбие, ему захотелось проявить себя на более высоком уровне".

Свой новый кабинет в Минфине Задорнов занял 20 ноября 1997 года -- через два месяца ему предстояло протаскивать бюджет через Думу.

Георгий Лунтовский: "Задорнов на посту министра финансов -- удачное приобретение для любого правительства. Он умеет работать с Думой, в совершенстве знает работу бюджетного комитета и все интриги, которые в нем происходят".

Песня про честность


Кроме этого, коллеги и знакомые Задорнова слагают легенды о его прямо-таки патологической честности. Некоторые утверждают, что за время пребывания Задорнова в кресле министра финансов ему безрезультатно пытались всучить взятку.

На этом, кстати, минувшей осенью погорел первый зам Михаила Михайловича Владимир Петров. Он, напомним, был задержан 1 сентября по подозрению в получении взятки "в особо крупных размерах". Задорнов же, по крайней мере внешне, не отрекся от бывшего заместителя и даже приехал 30 декабря в Лефортово с цветами и шампанским, чтобы поздравить Владимира Петрова с Новым годом.

Владимир Семаго:: "Меня иногда удивляет субъективизм поступков Задорнова. Он этакий, знаете, парень из нашего класса: все пацаны у нас хорошие, все у нас хорошо. Так было, когда я приходил к нему выяснять нюансы выделения кредита Навашинскому заводу. Задорнов даже слушать не стал. С порога сказал: все мы сделали правильно, Вавилов все сделал правильно, Петров все сделал правильно".

Михаил Кожокин, главный редактор "Известий": "Мы пока живем по совковой системе: если задерживают и сажают в Бутырку твоего первого зама, это означает, что копают под тебя. Но Задорнов -- честный человек. К сожалению, эту категорию уже мало кто использует для характеристики человека -- для многих она просто не представляет никакой ценности. Но тем не менее, это так".

Сам же Михаил Задорнов так и живет с семьей в обычной трехкомнатной квартире, ездит на служебном автомобиле, а приличных костюмов у него, как говорят очевидцы, три пары.

А еще подчиненные благодарны Задорнову за то, что он не стал проводить в финансовом ведомстве массовые аппаратные чистки. Да и в собственном кабинете оставил все так, как было при прежних министрах,-- казенную "совковую" мебель, портрет реформатора конца прошлого века Сергея Юрьевича Витте... В приемной Задорнова висят даже оставшиеся от его предшественника Бориса Федорова самодельные плакаты типа: "Инфляция -- опиум для народа".

Кстати, о подчиненных Задорнов привык заботиться еще с думских времен. Одна из сотрудниц аппарата бюджетного комитета Наталья Солдатова до сих пор вспоминает, как помог ей Задорнов, когда у нее дотла сгорел дом. Михаил Михайлович самолично ездил в московское правительство, ходил к спикеру Селезневу и в конце концов выбил для подчиненной квартиру в Митине.

За дефолт ответишь?


Наблюдателей не оставляет вопрос: почему после августовского кризиса Задорнов сохранил свой пост?

И правда, почему? Ведь он, по сути, единственный представитель правительства реформаторов в новом кабинете министров. Ведь, как считают противники Задорнова, он ответствен за события 17 августа в такой же мере, как и Кириенко.

Михаил Кожокин: "Задорнов -- один из немногих политиков новой волны, который является настоящим, сильным бюрократом. Бюрократ -- это не ругательное слово, как все привыкли думать. Бюрократ -- это человек, действительно умеющий работать в государственных структурах. И Задорнов, будучи назначенным на одну из ключевых должностей в стране, оказался адекватен своей должности как управленец".

Депутат Госдумы, пожелавший остаться неназванным: "Задорнов в очень малой степени несет ответственность за события 17 августа. Я так говорю, потому что знаю, кто готовил тот злополучный документ о дефолте. Дело было ночью, и основными авторами были Чубайс, Кириенко и Алексашенко. Дубинин ни сном ни духом о нем не знал. Задорнов же только понимал: происходит что-то не то, но что именно, он так и не успел разобраться".

Заложник чести


Как уже известно, представители МВФ сообщили премьеру, что во главе правительственной делегации, ведущей переговоры с их фондом, они хотели бы видеть непременно финансиста Задорнова, а не госплановика Маслюкова (а ведь еще пару месяцев назад западные кредиторы не хотели говорить с человеком из правительства, которое, по сути, объявило дефолт!).

Источник из окружения Задорнова: "Сейчас для переговоров нужен человек, которого признают на Западе, который является серьезным переговорщиком и которому не чуждо понятие государственности. Из тех, кто сейчас есть в правительственной обойме, это Задорнов. Но здесь палка о двух концах. Запад очень настороженно будет реагировать на фигуру Задорнова, потому что он один из участников кризиса 17 августа. Так что у Задорнова выбор очень простой: довести переговоры до конца или не довести. Если он сумеет получить кредит (что сейчас представляется невероятно сложным) -- хорошо, тогда он станет больше, чем просто отраслевой министр. Если же нет, тогда вся ответственность ляжет только на плечи Задорнова и ему придется уйти в отставку".

Владимир Семаго: "Задорнову, безусловно, придется играть первую скрипку в переговорах с МВФ. Но в чем состоит проблема? В том, что МВФ требует сейчас корректировки бюджета, исправления всех параметров в соответствии с новой ситуацией: в бюджете заложено, что стоимость доллара не перешагнет в этом году цифру 21,5 рубля за доллар. Но доллар уже сейчас, в феврале, стоит 23 рубля. Ситуация для Задорнова тупиковая, но Примаков выигрывает в любом случае. Если Задорнов договаривается с МВФ, он становится его заложником. Дескать, мы тебя поддержали, Маслюкову кредит не дали, а тебе дали, ты нам обязан. Примаков в выигрыше: мы уломали МВФ.

Не получается кредита -- Примаков снова в выигрыше. Он убирает Задорнова как последнее инородное тело в своей команде".

Сам же Михаил Михайлович на днях в телеинтервью заявил примерно следующее: дескать, МВФ очень многого хочет и никакого пересчета бюджета производиться не будет.

Неужели и правда место министра финансов в скором времени станет вакантным? Прогнозируя ситуацию, собеседники "Профиля" считают, что тогда для правительства наступят не самые лучшие времена.

Источник в Белом доме: "Вся беда сейчас в том, что достойную замену Задорнову найти будет невозможно. Нет пока такого человека, который и в экономике бы разбирался профессионально, и к должности бы относился серьезно. Вы можете себе представить, чтобы министр финансов Задорнов сочинял книжки о приватизации, как министр Чубайс, или по невнимательности подписал документ на вывоз крупной партии алмазов, как министр Федоров? Я тоже нет".

ИННА ЛУКЬЯНОВА

Самое читаемое
Exit mobile version