Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Млечный путь"

Все мы волей-неволей млекопитающие. И находятся люди, которые откровенно пользуются этим, зарабатывая на производстве и продаже молока, ряженки, йогурта и кефира.Молоко на губах не обсохло. Попасть в «молоко». Обжегся на молоке — дует на воду. И так далее. Изобилие пословиц и поговорок об этом продукте не случайно. Любим мы его. Кто — как в младенчестве, в натуральном виде, а кто — после бурного праздника — в виде кефира с утра.
Общий объем потребления молока и молочных продуктов в России в прошлом году составил более 31 млн. тонн, то есть около 210 кг на человека, что на 8% ниже соответствующих показателей в 1997 году и почти на 40% меньше, чем в начале 90-х годов.
Среднестатистический россиянин тратит на молочные продукты около 7% всех потребительских расходов (до 15% расходов на продукты питания). Траты сельских жителей, естественно, несколько меньше, чем городских (5,5% против 15% в крупных городах).
Молоко является продуктом первой необходимости, и потому спрос на него неэластичен. То есть уровень потребления собственно молока мало зависит от общей экономической ситуации. Так, после кризиса, когда уровень доходов населения сократился более чем на 20%, расходы на молоко и молочные продукты, напротив, возросли на 1—1,5%.
Снижение потребления молочных продуктов в последние годы в основном объяснялось тем, что уменьшалось потребление самой дорогой их категории — сливочного масла, сыров, йогуртов и т.п. Однако, похоже, молочная депрессия в России потихоньку заканчивается. Специалисты считают, что в ближайшие несколько лет потребление молока и молочных продуктов будет иметь тенденцию к росту. Основная причина — ожидаемое увеличение реальных доходов населения на 2—4% в год, что, по мнению «молочных королей», приведет к росту производства молока и молочных продуктов на 3—5% в год.
Пей до дна

Что мы пьем? Нет, не в алкогольно-развратном смысле. А в младеньчески-невинном. Какое молоко и молочные продукты с удовольствием выпивают россияне?
Понятно, что потребление молочной продукции сильно зависит от регионального фактора. Так, наибольший ассортимент молочных продуктов, естественно, предлагается в крупных городах. Сейчас на прилавках московских супермаркетов можно обнаружить более 150 наименований молока, кефира, йогуртов и т.п. Все это великолепие производится крупными компаниями и стоит довольно дорого.
Абсолютный лидер на столичном рынке стерилизованного молока — холдинг Вимм-Билль-Данн, чьи брэнды «Домик в деревне» и молоко «Лианозовское» (одноименного молочного комбината) занимают верхние строчки в рейтинге розничных продаж.
Далее с большим отрывом следует молоко «Милая Мила» (Царицынский комбинат). Среди других марок можно отметить продукцию Останкинского комбината, Parmalat (PARMALAT), «Иван Поддубный» (Черкизовский комбинат), «33 коровы» (Очаковский комбинат), «Петмол» (питерский «Петмол») и «Ступинское» (CAMPINA).
В маленьких городах и в сельской местности такого разнообразия, естественно, нет. Там в основном потребляют обычные молоко и кефир производства местных молокозаводов, которые предлагают свой товар по более низким ценам. Так, если в Москве литр молока стоит от 11 рублей, то в провинции — от 6 до 10 рублей.
Надо сказать, что молочные предпочтения россиян не зависят от того, крупный это город или глухая провинция.
Самое покупаемое молоко (до 65% рынка) — средней (2,5—3%) жирности. Менее жирное диетическое, равно как и приближающееся по консистенции к сливкам 6-процентное молоко пользуются в России гораздо меньшей популярностью (в разрез с помешавшейся на подсчете калорий Америкой и отчасти Западной Европой, где лидером продаж является как раз обезжиренное молоко).
Примерно то же можно сказать о молочно-кислых продуктах: кефире, ряженке, ацидофилине и т.д. — среди них наибольшим спросом также пользуются средние по жирности.
Не все йогурты одинаково любезны

Отдельного разговора заслуживают йогурты. Впервые они появились в самом начале 90-х годов в Москве и в крупных городах. Все тогдашние йогурты были импортными — хотя бы потому, что на тот момент было совершенно непонятно, приживутся ли они на нашем рынке.
Однако постепенно йогурты завоевали довольно значительную часть рынка молочных продуктов, правда, только в крупных городах. Так, розничная продажа йогуртов в Москве за последние полгода (июль 1999 — январь 2000-го) возросла на 56%.
Понятно, что такой бурный рост привлек внимание инвесторов и сейчас около 75% московского и около 60% регионального рынка йогуртов занимают российские производители.
Пятерка ведущих производителей йогуртов выглядит следующим образом: Лианозовский комбинат (марка «Чудо-йогурт»), Campina (Fruttis, «Для друзей», «Био», DeLux) Danone («Волшебный», «Фантазия», «Натуральный», «Бархатно-нежный»), Останкинский комбинат («Фрутейл», «Алиса») и Ehrmann (Ehrmann Extra, Yoginos, Fruttagurt, Almighurt).
В последние два года рынок йогуртов претерпевает существенные изменения. Если в 1997 году более 100% потребления составляли йогурты длительного хранения, то сейчас почти 10% — так называемые живые йогурты. Они хранятся не больше месяца (да и то в холодильнике), но при этом значительно полезнее и вкуснее, так как содержат живые йогуртовые культуры.
Все живые йогурты производятся в России. Что и понятно: ведь их нельзя долго и нудно транспортировать на большие расстояния.
Другая уже оформившаяся тенденция — увеличение потребления йогуртов меньшей жирности (менее 5%), тогда как ранее потребитель предпочитал йогурты сливочные (жирностью более 7%).
После кризиса российский потребитель все больше склоняется к отечественным маркам. На сегодня более 40% общего объема продаж йогуртов в Москве приходится на продукцию компании «Вимм-Билль-Данн» (торговая марка «Чудо-йогурт»).
Однако доля импортных йогуртов продолжает оставаться значительной. В основном потому, что в России пока нет оборудования, позволяющего выпускать широкую гамму продукции с различными наполнителями и добавками. И эту нишу по-прежнему занимают иностранные компании, крупнейшими из которых являются «Данон» и «Эрман».
Наконец, большую популярность в последние два года приобрели в крупных городах молочные и сливочные десерты. Объем их продаж за последние полгода в Москве увеличился на 80%, а в Петербурге удвоился.
А сколько буренка дает молока?

Каждый любитель «беленького» сразу отличит натуральное молоко от порошкового. Последнее на вкус какое-то «неживое». Почему так происходит?
Дело в том, что молоко, вы уж поверьте, дают крупные рогатые животные — коровы. Так вот, надои коров очень сильно зависят от того, что они едят. И во время пастбищного содержания, когда большую часть их рациона составляет свежая трава, надои значительно увеличиваются.
Например, в июне среднестатистическая российская буренка дает до 10 кг молока в сутки, а в ноябре—феврале — менее 5 литров. А вот уровень потребления молока практически не имеет сезонных колебаний — они составляют не более 5%.
Таким образом, сезонный фактор существенно влияет на молочное производство. В частности, в летние месяцы существенно увеличивается загрузка предприятий, производящих сухое молоко, которое потом перерабатывается в молоко жидкое.
Так что «неживое» молоко на нашем рынке было, есть и будет.
Сгущение молока

Молочный рынок в России сейчас один из самых неорганизованных. Ни о какой монополии здесь речи пока не идет. Но именно пока. Потому что в последние годы крупные предприятия захватывают все большую долю рынка. Особенно в крупных городах.
Сегодня в России работает более 1700 предприятий, производящих молоко и молочную продукцию. Однако действительно крупными (с объемами производства более 50 тысяч тонн молока в год) являются около 80 из них. Остальные же — мелкие региональные молокозаводики, основным источником снабжения которых являются расположенные неподалеку фермы. В их номенклатуре, как правило, всего несколько наименований продукции: молоко, кефир, сливки и сметана. Ни о йогуртах, ни о сливочных десертах речь здесь, понятно, не ведется.
Однако сейчас, повторим, идет процесс концентрации и монополизации отрасли. Крупные предприятия наращивают объемы производства и начинают довольно существенно теснить региональных конкурентов даже на рынках малых городов. Уже сейчас московские и петербургские компании контролируют более 20% общего объема выпускаемой в стране продукции, в то время как в 1997 году им принадлежало лишь 12%.
Эксперты предполагает, что следствием концентрации производства в ближайшие пять лет станет некоторый (в пределах 15% — если не учитывать инфляцию, конечно) рост цен на молоко и продукты из него в провинции. Впрочем, обратной стороной этого неприятного процесса станет расширение ассортимента.
В последние 1,5 года в молочной отрасли наблюдается некоторая стабилизация и даже рост темпов производства, который пришел на смену длительному спаду. В период с 1990 по 1997 год снижение объемов производства составило более 40%. Основными причинами были уменьшение платежеспособного спроса населения и общий экономический кризис.
Сильно сокращалось производство в смежных отраслях, уменьшалась кормовая база, кроме того, общие проблемы с финансированием и оборотными средствами приводили к существенному сокращению поголовья дойного стада (на 35%). Несмотря на стабилизацию и рост объемов производства в последние 1,5 года, существующие мощности используются менее чем наполовину.
Одной из самых серьезных проблем, сдерживающих развитие молочной промышленности, является сужение сырьевой базы производства и серьезные проблемы стандартов качества поставляемого молока. Так, более 50% сырого молока не устраивает перерабатывающие предприятия по уровню качества. Основная причина — болезни и плохие условия содержания дойного стада. Специалисты считают, что сейчас более 60% поголовья коров нуждается в замене.
В связи с этим крупные производители вынуждены выделять средства на инвестирование в сырьевую базу. Так, «Вимм-Билль-Данн» запустил в 1999 году программу «Молочные реки Подмосковья». Она подразумевает оснащение двадцати подмосковных хозяйств современным доильным и холодильным оборудованием. Объем инвестирования составил $6,2 млн. Компания планирует инвестировать в хозяйства Подмосковья еще до $20 млн. В планах компании — закупка кормоуборочной техники для этих хозяйств по лизинговым схемам, поставка им высококачественных кормов и т.п.
Другая крупная компания — «Петмол» — уже вкладывает средства в расширение пастбищ и улучшения качества кормов.
Так что молочные реки, можно надеяться, не иссякнут.

Региональная структура производства молочных продуктов в России в 1999 году*

Санкт-Петербург3,7%
Башкортостан5,2%
Краснодарский край5,1%
Татарстан4,4%
Москва15,2%
Прочие66,4%

* По данным Госкомстата РФ.

Крупнейшие производители молока в России (тыс. т)*

Компания199619971998
АО «Лианозовский молочный комбинат» (Москва)96,8128,0159,7
АО «Царицынский молочный комбинат» (Москва)31,238,364,6
АО «Останкинский молочный комбинат» (Москва)40,550,657,2
АО «Санкт-Петербургский молочный комбинат N1 «Петмол» (Санкт-Петербург)53,762,153,3
АО «Черкизовский молочный завод» (Москва)34,444,336,5
АО «Молочный комбинат» (Тимашевск, Краснодарский край)16,029,534,4
Екатеринбургский городской молочный завод N1 (Екатеринбург)17,328,0
АО «Казанский молочный комбинат» (Казань, Татарстан)39,126,7
АО «Уфамолагропром» (Уфа)37,632,226,2
АО «Очаковский молочный завод» (Москва)8,213,525,0
Прочие1824,61656,11720,5

Прочерк — нет данных.

* По данным Госкомстата РФ.

Регионы с максимальным и минимальным уровнем расходов населения на молоко и молочные продукты в 1998 году (в % к суммарным расходам на продукты питания)

РоссияДоля (%)
Максимальный уровень расходов на молоко и молочные продукты
Северная Осетия17,0
С.-Петербург16,3
Воронежская обл.16,1
Ульяновская обл.15,8
Липецкая обл.15,8
Москва15,4
Минимальный уровень расходов на молоко и молочные продукты
Ингушетия8,1
Амурская обл.9,4
Чувашская Республика10,4
Республика Алтай10,7
Республика Калмыкия10,8
В среднем по России14,3

Прочерк — нет данных.

* По данным Госкомстата РФ.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK