19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Млечный путь"

Архивная публикация 2000 года: "Млечный путь"

Все мы волей-неволей млекопитающие. И находятся люди, которые откровенно пользуются этим, зарабатывая на производстве и продаже молока, ряженки, йогурта и кефира.Молоко на губах не обсохло. Попасть в "молоко". Обжегся на молоке -- дует на воду. И так далее. Изобилие пословиц и поговорок об этом продукте не случайно. Любим мы его. Кто -- как в младенчестве, в натуральном виде, а кто -- после бурного праздника -- в виде кефира с утра.
Общий объем потребления молока и молочных продуктов в России в прошлом году составил более 31 млн. тонн, то есть около 210 кг на человека, что на 8% ниже соответствующих показателей в 1997 году и почти на 40% меньше, чем в начале 90-х годов.
Среднестатистический россиянин тратит на молочные продукты около 7% всех потребительских расходов (до 15% расходов на продукты питания). Траты сельских жителей, естественно, несколько меньше, чем городских (5,5% против 15% в крупных городах).
Молоко является продуктом первой необходимости, и потому спрос на него неэластичен. То есть уровень потребления собственно молока мало зависит от общей экономической ситуации. Так, после кризиса, когда уровень доходов населения сократился более чем на 20%, расходы на молоко и молочные продукты, напротив, возросли на 1--1,5%.
Снижение потребления молочных продуктов в последние годы в основном объяснялось тем, что уменьшалось потребление самой дорогой их категории -- сливочного масла, сыров, йогуртов и т.п. Однако, похоже, молочная депрессия в России потихоньку заканчивается. Специалисты считают, что в ближайшие несколько лет потребление молока и молочных продуктов будет иметь тенденцию к росту. Основная причина -- ожидаемое увеличение реальных доходов населения на 2--4% в год, что, по мнению "молочных королей", приведет к росту производства молока и молочных продуктов на 3--5% в год.
Пей до дна

Что мы пьем? Нет, не в алкогольно-развратном смысле. А в младеньчески-невинном. Какое молоко и молочные продукты с удовольствием выпивают россияне?
Понятно, что потребление молочной продукции сильно зависит от регионального фактора. Так, наибольший ассортимент молочных продуктов, естественно, предлагается в крупных городах. Сейчас на прилавках московских супермаркетов можно обнаружить более 150 наименований молока, кефира, йогуртов и т.п. Все это великолепие производится крупными компаниями и стоит довольно дорого.
Абсолютный лидер на столичном рынке стерилизованного молока -- холдинг Вимм-Билль-Данн, чьи брэнды "Домик в деревне" и молоко "Лианозовское" (одноименного молочного комбината) занимают верхние строчки в рейтинге розничных продаж.
Далее с большим отрывом следует молоко "Милая Мила" (Царицынский комбинат). Среди других марок можно отметить продукцию Останкинского комбината, Parmalat (PARMALAT), "Иван Поддубный" (Черкизовский комбинат), "33 коровы" (Очаковский комбинат), "Петмол" (питерский "Петмол") и "Ступинское" (CAMPINA).
В маленьких городах и в сельской местности такого разнообразия, естественно, нет. Там в основном потребляют обычные молоко и кефир производства местных молокозаводов, которые предлагают свой товар по более низким ценам. Так, если в Москве литр молока стоит от 11 рублей, то в провинции -- от 6 до 10 рублей.
Надо сказать, что молочные предпочтения россиян не зависят от того, крупный это город или глухая провинция.
Самое покупаемое молоко (до 65% рынка) -- средней (2,5--3%) жирности. Менее жирное диетическое, равно как и приближающееся по консистенции к сливкам 6-процентное молоко пользуются в России гораздо меньшей популярностью (в разрез с помешавшейся на подсчете калорий Америкой и отчасти Западной Европой, где лидером продаж является как раз обезжиренное молоко).
Примерно то же можно сказать о молочно-кислых продуктах: кефире, ряженке, ацидофилине и т.д. -- среди них наибольшим спросом также пользуются средние по жирности.
Не все йогурты одинаково любезны

Отдельного разговора заслуживают йогурты. Впервые они появились в самом начале 90-х годов в Москве и в крупных городах. Все тогдашние йогурты были импортными -- хотя бы потому, что на тот момент было совершенно непонятно, приживутся ли они на нашем рынке.
Однако постепенно йогурты завоевали довольно значительную часть рынка молочных продуктов, правда, только в крупных городах. Так, розничная продажа йогуртов в Москве за последние полгода (июль 1999 -- январь 2000-го) возросла на 56%.
Понятно, что такой бурный рост привлек внимание инвесторов и сейчас около 75% московского и около 60% регионального рынка йогуртов занимают российские производители.
Пятерка ведущих производителей йогуртов выглядит следующим образом: Лианозовский комбинат (марка "Чудо-йогурт"), Campina (Fruttis, "Для друзей", "Био", DeLux) Danone ("Волшебный", "Фантазия", "Натуральный", "Бархатно-нежный"), Останкинский комбинат ("Фрутейл", "Алиса") и Ehrmann (Ehrmann Extra, Yoginos, Fruttagurt, Almighurt).
В последние два года рынок йогуртов претерпевает существенные изменения. Если в 1997 году более 100% потребления составляли йогурты длительного хранения, то сейчас почти 10% -- так называемые живые йогурты. Они хранятся не больше месяца (да и то в холодильнике), но при этом значительно полезнее и вкуснее, так как содержат живые йогуртовые культуры.
Все живые йогурты производятся в России. Что и понятно: ведь их нельзя долго и нудно транспортировать на большие расстояния.
Другая уже оформившаяся тенденция -- увеличение потребления йогуртов меньшей жирности (менее 5%), тогда как ранее потребитель предпочитал йогурты сливочные (жирностью более 7%).
После кризиса российский потребитель все больше склоняется к отечественным маркам. На сегодня более 40% общего объема продаж йогуртов в Москве приходится на продукцию компании "Вимм-Билль-Данн" (торговая марка "Чудо-йогурт").
Однако доля импортных йогуртов продолжает оставаться значительной. В основном потому, что в России пока нет оборудования, позволяющего выпускать широкую гамму продукции с различными наполнителями и добавками. И эту нишу по-прежнему занимают иностранные компании, крупнейшими из которых являются "Данон" и "Эрман".
Наконец, большую популярность в последние два года приобрели в крупных городах молочные и сливочные десерты. Объем их продаж за последние полгода в Москве увеличился на 80%, а в Петербурге удвоился.
А сколько буренка дает молока?

Каждый любитель "беленького" сразу отличит натуральное молоко от порошкового. Последнее на вкус какое-то "неживое". Почему так происходит?
Дело в том, что молоко, вы уж поверьте, дают крупные рогатые животные -- коровы. Так вот, надои коров очень сильно зависят от того, что они едят. И во время пастбищного содержания, когда большую часть их рациона составляет свежая трава, надои значительно увеличиваются.
Например, в июне среднестатистическая российская буренка дает до 10 кг молока в сутки, а в ноябре--феврале -- менее 5 литров. А вот уровень потребления молока практически не имеет сезонных колебаний -- они составляют не более 5%.
Таким образом, сезонный фактор существенно влияет на молочное производство. В частности, в летние месяцы существенно увеличивается загрузка предприятий, производящих сухое молоко, которое потом перерабатывается в молоко жидкое.
Так что "неживое" молоко на нашем рынке было, есть и будет.
Сгущение молока

Молочный рынок в России сейчас один из самых неорганизованных. Ни о какой монополии здесь речи пока не идет. Но именно пока. Потому что в последние годы крупные предприятия захватывают все большую долю рынка. Особенно в крупных городах.
Сегодня в России работает более 1700 предприятий, производящих молоко и молочную продукцию. Однако действительно крупными (с объемами производства более 50 тысяч тонн молока в год) являются около 80 из них. Остальные же -- мелкие региональные молокозаводики, основным источником снабжения которых являются расположенные неподалеку фермы. В их номенклатуре, как правило, всего несколько наименований продукции: молоко, кефир, сливки и сметана. Ни о йогуртах, ни о сливочных десертах речь здесь, понятно, не ведется.
Однако сейчас, повторим, идет процесс концентрации и монополизации отрасли. Крупные предприятия наращивают объемы производства и начинают довольно существенно теснить региональных конкурентов даже на рынках малых городов. Уже сейчас московские и петербургские компании контролируют более 20% общего объема выпускаемой в стране продукции, в то время как в 1997 году им принадлежало лишь 12%.
Эксперты предполагает, что следствием концентрации производства в ближайшие пять лет станет некоторый (в пределах 15% -- если не учитывать инфляцию, конечно) рост цен на молоко и продукты из него в провинции. Впрочем, обратной стороной этого неприятного процесса станет расширение ассортимента.
В последние 1,5 года в молочной отрасли наблюдается некоторая стабилизация и даже рост темпов производства, который пришел на смену длительному спаду. В период с 1990 по 1997 год снижение объемов производства составило более 40%. Основными причинами были уменьшение платежеспособного спроса населения и общий экономический кризис.
Сильно сокращалось производство в смежных отраслях, уменьшалась кормовая база, кроме того, общие проблемы с финансированием и оборотными средствами приводили к существенному сокращению поголовья дойного стада (на 35%). Несмотря на стабилизацию и рост объемов производства в последние 1,5 года, существующие мощности используются менее чем наполовину.
Одной из самых серьезных проблем, сдерживающих развитие молочной промышленности, является сужение сырьевой базы производства и серьезные проблемы стандартов качества поставляемого молока. Так, более 50% сырого молока не устраивает перерабатывающие предприятия по уровню качества. Основная причина -- болезни и плохие условия содержания дойного стада. Специалисты считают, что сейчас более 60% поголовья коров нуждается в замене.
В связи с этим крупные производители вынуждены выделять средства на инвестирование в сырьевую базу. Так, "Вимм-Билль-Данн" запустил в 1999 году программу "Молочные реки Подмосковья". Она подразумевает оснащение двадцати подмосковных хозяйств современным доильным и холодильным оборудованием. Объем инвестирования составил $6,2 млн. Компания планирует инвестировать в хозяйства Подмосковья еще до $20 млн. В планах компании -- закупка кормоуборочной техники для этих хозяйств по лизинговым схемам, поставка им высококачественных кормов и т.п.
Другая крупная компания -- "Петмол" -- уже вкладывает средства в расширение пастбищ и улучшения качества кормов.
Так что молочные реки, можно надеяться, не иссякнут.

Региональная структура производства молочных продуктов в России в 1999 году*

Все мы волей-неволей млекопитающие. И находятся люди, которые откровенно пользуются этим, зарабатывая на производстве и продаже молока, ряженки, йогурта и кефира.Молоко на губах не обсохло. Попасть в "молоко". Обжегся на молоке -- дует на воду. И так далее. Изобилие пословиц и поговорок об этом продукте не случайно. Любим мы его. Кто -- как в младенчестве, в натуральном виде, а кто -- после бурного праздника -- в виде кефира с утра.

Общий объем потребления молока и молочных продуктов в России в прошлом году составил более 31 млн. тонн, то есть около 210 кг на человека, что на 8% ниже соответствующих показателей в 1997 году и почти на 40% меньше, чем в начале 90-х годов.

Среднестатистический россиянин тратит на молочные продукты около 7% всех потребительских расходов (до 15% расходов на продукты питания). Траты сельских жителей, естественно, несколько меньше, чем городских (5,5% против 15% в крупных городах).

Молоко является продуктом первой необходимости, и потому спрос на него неэластичен. То есть уровень потребления собственно молока мало зависит от общей экономической ситуации. Так, после кризиса, когда уровень доходов населения сократился более чем на 20%, расходы на молоко и молочные продукты, напротив, возросли на 1--1,5%.

Снижение потребления молочных продуктов в последние годы в основном объяснялось тем, что уменьшалось потребление самой дорогой их категории -- сливочного масла, сыров, йогуртов и т.п. Однако, похоже, молочная депрессия в России потихоньку заканчивается. Специалисты считают, что в ближайшие несколько лет потребление молока и молочных продуктов будет иметь тенденцию к росту. Основная причина -- ожидаемое увеличение реальных доходов населения на 2--4% в год, что, по мнению "молочных королей", приведет к росту производства молока и молочных продуктов на 3--5% в год.

Пей до дна


Что мы пьем? Нет, не в алкогольно-развратном смысле. А в младеньчески-невинном. Какое молоко и молочные продукты с удовольствием выпивают россияне?

Понятно, что потребление молочной продукции сильно зависит от регионального фактора. Так, наибольший ассортимент молочных продуктов, естественно, предлагается в крупных городах. Сейчас на прилавках московских супермаркетов можно обнаружить более 150 наименований молока, кефира, йогуртов и т.п. Все это великолепие производится крупными компаниями и стоит довольно дорого.

Абсолютный лидер на столичном рынке стерилизованного молока -- холдинг Вимм-Билль-Данн, чьи брэнды "Домик в деревне" и молоко "Лианозовское" (одноименного молочного комбината) занимают верхние строчки в рейтинге розничных продаж.

Далее с большим отрывом следует молоко "Милая Мила" (Царицынский комбинат). Среди других марок можно отметить продукцию Останкинского комбината, Parmalat (PARMALAT), "Иван Поддубный" (Черкизовский комбинат), "33 коровы" (Очаковский комбинат), "Петмол" (питерский "Петмол") и "Ступинское" (CAMPINA).

В маленьких городах и в сельской местности такого разнообразия, естественно, нет. Там в основном потребляют обычные молоко и кефир производства местных молокозаводов, которые предлагают свой товар по более низким ценам. Так, если в Москве литр молока стоит от 11 рублей, то в провинции -- от 6 до 10 рублей.

Надо сказать, что молочные предпочтения россиян не зависят от того, крупный это город или глухая провинция.

Самое покупаемое молоко (до 65% рынка) -- средней (2,5--3%) жирности. Менее жирное диетическое, равно как и приближающееся по консистенции к сливкам 6-процентное молоко пользуются в России гораздо меньшей популярностью (в разрез с помешавшейся на подсчете калорий Америкой и отчасти Западной Европой, где лидером продаж является как раз обезжиренное молоко).

Примерно то же можно сказать о молочно-кислых продуктах: кефире, ряженке, ацидофилине и т.д. -- среди них наибольшим спросом также пользуются средние по жирности.

Не все йогурты одинаково любезны


Отдельного разговора заслуживают йогурты. Впервые они появились в самом начале 90-х годов в Москве и в крупных городах. Все тогдашние йогурты были импортными -- хотя бы потому, что на тот момент было совершенно непонятно, приживутся ли они на нашем рынке.

Однако постепенно йогурты завоевали довольно значительную часть рынка молочных продуктов, правда, только в крупных городах. Так, розничная продажа йогуртов в Москве за последние полгода (июль 1999 -- январь 2000-го) возросла на 56%.

Понятно, что такой бурный рост привлек внимание инвесторов и сейчас около 75% московского и около 60% регионального рынка йогуртов занимают российские производители.

Пятерка ведущих производителей йогуртов выглядит следующим образом: Лианозовский комбинат (марка "Чудо-йогурт"), Campina (Fruttis, "Для друзей", "Био", DeLux) Danone ("Волшебный", "Фантазия", "Натуральный", "Бархатно-нежный"), Останкинский комбинат ("Фрутейл", "Алиса") и Ehrmann (Ehrmann Extra, Yoginos, Fruttagurt, Almighurt).

В последние два года рынок йогуртов претерпевает существенные изменения. Если в 1997 году более 100% потребления составляли йогурты длительного хранения, то сейчас почти 10% -- так называемые живые йогурты. Они хранятся не больше месяца (да и то в холодильнике), но при этом значительно полезнее и вкуснее, так как содержат живые йогуртовые культуры.

Все живые йогурты производятся в России. Что и понятно: ведь их нельзя долго и нудно транспортировать на большие расстояния.

Другая уже оформившаяся тенденция -- увеличение потребления йогуртов меньшей жирности (менее 5%), тогда как ранее потребитель предпочитал йогурты сливочные (жирностью более 7%).

После кризиса российский потребитель все больше склоняется к отечественным маркам. На сегодня более 40% общего объема продаж йогуртов в Москве приходится на продукцию компании "Вимм-Билль-Данн" (торговая марка "Чудо-йогурт").

Однако доля импортных йогуртов продолжает оставаться значительной. В основном потому, что в России пока нет оборудования, позволяющего выпускать широкую гамму продукции с различными наполнителями и добавками. И эту нишу по-прежнему занимают иностранные компании, крупнейшими из которых являются "Данон" и "Эрман".

Наконец, большую популярность в последние два года приобрели в крупных городах молочные и сливочные десерты. Объем их продаж за последние полгода в Москве увеличился на 80%, а в Петербурге удвоился.

А сколько буренка дает молока?


Каждый любитель "беленького" сразу отличит натуральное молоко от порошкового. Последнее на вкус какое-то "неживое". Почему так происходит?

Дело в том, что молоко, вы уж поверьте, дают крупные рогатые животные -- коровы. Так вот, надои коров очень сильно зависят от того, что они едят. И во время пастбищного содержания, когда большую часть их рациона составляет свежая трава, надои значительно увеличиваются.

Например, в июне среднестатистическая российская буренка дает до 10 кг молока в сутки, а в ноябре--феврале -- менее 5 литров. А вот уровень потребления молока практически не имеет сезонных колебаний -- они составляют не более 5%.

Таким образом, сезонный фактор существенно влияет на молочное производство. В частности, в летние месяцы существенно увеличивается загрузка предприятий, производящих сухое молоко, которое потом перерабатывается в молоко жидкое.

Так что "неживое" молоко на нашем рынке было, есть и будет.

Сгущение молока


Молочный рынок в России сейчас один из самых неорганизованных. Ни о какой монополии здесь речи пока не идет. Но именно пока. Потому что в последние годы крупные предприятия захватывают все большую долю рынка. Особенно в крупных городах.

Сегодня в России работает более 1700 предприятий, производящих молоко и молочную продукцию. Однако действительно крупными (с объемами производства более 50 тысяч тонн молока в год) являются около 80 из них. Остальные же -- мелкие региональные молокозаводики, основным источником снабжения которых являются расположенные неподалеку фермы. В их номенклатуре, как правило, всего несколько наименований продукции: молоко, кефир, сливки и сметана. Ни о йогуртах, ни о сливочных десертах речь здесь, понятно, не ведется.

Однако сейчас, повторим, идет процесс концентрации и монополизации отрасли. Крупные предприятия наращивают объемы производства и начинают довольно существенно теснить региональных конкурентов даже на рынках малых городов. Уже сейчас московские и петербургские компании контролируют более 20% общего объема выпускаемой в стране продукции, в то время как в 1997 году им принадлежало лишь 12%.

Эксперты предполагает, что следствием концентрации производства в ближайшие пять лет станет некоторый (в пределах 15% -- если не учитывать инфляцию, конечно) рост цен на молоко и продукты из него в провинции. Впрочем, обратной стороной этого неприятного процесса станет расширение ассортимента.

В последние 1,5 года в молочной отрасли наблюдается некоторая стабилизация и даже рост темпов производства, который пришел на смену длительному спаду. В период с 1990 по 1997 год снижение объемов производства составило более 40%. Основными причинами были уменьшение платежеспособного спроса населения и общий экономический кризис.

Сильно сокращалось производство в смежных отраслях, уменьшалась кормовая база, кроме того, общие проблемы с финансированием и оборотными средствами приводили к существенному сокращению поголовья дойного стада (на 35%). Несмотря на стабилизацию и рост объемов производства в последние 1,5 года, существующие мощности используются менее чем наполовину.

Одной из самых серьезных проблем, сдерживающих развитие молочной промышленности, является сужение сырьевой базы производства и серьезные проблемы стандартов качества поставляемого молока. Так, более 50% сырого молока не устраивает перерабатывающие предприятия по уровню качества. Основная причина -- болезни и плохие условия содержания дойного стада. Специалисты считают, что сейчас более 60% поголовья коров нуждается в замене.

В связи с этим крупные производители вынуждены выделять средства на инвестирование в сырьевую базу. Так, "Вимм-Билль-Данн" запустил в 1999 году программу "Молочные реки Подмосковья". Она подразумевает оснащение двадцати подмосковных хозяйств современным доильным и холодильным оборудованием. Объем инвестирования составил $6,2 млн. Компания планирует инвестировать в хозяйства Подмосковья еще до $20 млн. В планах компании -- закупка кормоуборочной техники для этих хозяйств по лизинговым схемам, поставка им высококачественных кормов и т.п.

Другая крупная компания -- "Петмол" -- уже вкладывает средства в расширение пастбищ и улучшения качества кормов.

Так что молочные реки, можно надеяться, не иссякнут.


Региональная структура производства молочных продуктов в России в 1999 году*

Санкт-Петербург3,7%

Башкортостан5,2%

Краснодарский край5,1%

Татарстан4,4%

Москва15,2%

Прочие66,4%

* По данным Госкомстата РФ.

Крупнейшие производители молока в России (тыс. т)*

Компания199619971998

АО "Лианозовский молочный комбинат" (Москва)96,8128,0159,7

АО "Царицынский молочный комбинат" (Москва)31,238,364,6

АО "Останкинский молочный комбинат" (Москва)40,550,657,2

АО "Санкт-Петербургский молочный комбинат N1 "Петмол" (Санкт-Петербург)53,762,153,3

АО "Черкизовский молочный завод" (Москва)34,444,336,5

АО "Молочный комбинат" (Тимашевск, Краснодарский край)16,029,534,4

Екатеринбургский городской молочный завод N1 (Екатеринбург)--17,328,0

АО "Казанский молочный комбинат" (Казань, Татарстан)--39,126,7

АО "Уфамолагропром" (Уфа)37,632,226,2

АО "Очаковский молочный завод" (Москва)8,213,525,0

Прочие1824,61656,11720,5

Прочерк -- нет данных.


* По данным Госкомстата РФ.

Регионы с максимальным и минимальным уровнем расходов населения на молоко и молочные продукты в 1998 году (в % к суммарным расходам на продукты питания)

РоссияДоля (%)

Максимальный уровень расходов на молоко и молочные продукты

Северная Осетия17,0

С.-Петербург16,3

Воронежская обл.16,1

Ульяновская обл.15,8

Липецкая обл.15,8

Москва15,4

Минимальный уровень расходов на молоко и молочные продукты

Ингушетия8,1

Амурская обл.9,4

Чувашская Республика10,4

Республика Алтай10,7

Республика Калмыкия10,8

В среднем по России14,3

Прочерк -- нет данных.


* По данным Госкомстата РФ.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».