29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Мобилизация на марше"

Архивная публикация 2000 года: "Мобилизация на марше"

Сегодня в России насчитывается около 2,3 млн. пользователей сотовой связи. Подавляющее большинство из них -- около 1,5 млн.-- сосредоточено в Москве. И тем не менее эксперты предсказывают регионам большое "сотовое" будущее: стратегия, ориентированная на привлечение массового потребителя, которую на протяжении двух последних лет демонстрируют столичные операторы, сегодня взята на вооружение и многими региональными компаниями.GSM: аннексии и контрибуции

Еще пару лет назад мобильная связь на местах ассоциировалась с роскошью, которую могли себе позволить только граждане с достатком намного выше среднего. Сегодня же на периферии сотовый телефон уже утратил элитарный статус и медленно, но верно превращается в обыденный атрибут более или менее обеспеченного человека. Причина тому -- конкуренция между региональными операторами, которые в борьбе за клиента вынуждены снижать цены как на сами телефоны, так и на услуги сотовой связи.
Второе место после Москвы по числу "мобилизованных" граждан принадлежит Санкт-Петербургу. На трех операторов, работающих в Питере и его окрестностях, в целом приходится более 300 тысяч клиентов. Безусловным лидером здесь является компания "Северо-Западный GSM", обслуживающая 190 тысяч человек в одноименном цифровом стандарте. При этом стоит отметить, что лидерству компании отнюдь не мешают достаточно высокие тарифы. Например, контракт в "Северо-Западном GSM" стоит $282, стоимость минуты звонка -- $0,33, тогда как цены конкурентов в полтора-два раза ниже.
Следующим после Петербурга стоит Краснодар. Здесь насчитывается более 70 тысяч "мобилизованных" граждан. В Краснодаре, так же как и в Питере, тон задает местный оператор GSM -- "Кубань GSM". Он обслуживает 58 тысяч клиентов. Правда, краснодарский оператор, в отличие от своего северо-западного собрата, предлагает клиентам более низкие цены, нежели его конкуренты. Стоимость контракта здесь составляет $179,5, а минуты звонка -- $0,15.
Эти два примера ярко иллюстрируют экспансию GSM, которая, кстати, ощутимо заметна и в большинстве других российских регионов. Аналоговые стандарты NMT и DAMPS, с которых, собственно, и начиналась мобильная связь в России, постепенно переходят в разряд ретро-стандартов. И это не случайно, ведь запросы клиентов неуклонно растут. Пользователей стандарта NMT, в частности, не устраивают дорогие громоздкие трубки и плохое качество связи. DAMPS и его разновидности (AMPS, N-AMPS) по части качества вроде бы выигрывают у NMT, но и его, как и два вышеназванных, подводит отсутствие автоматического роуминга. Ко всему прочему, перспектива развития DAMPS в России строго и абсолютно конкретно ограничена Министерством связи до 2010 года. Дальше, согласно министерскому постановлению, лицензии на предоставление связи в этом стандарте операторам выдаваться и продлеваться не будут.
Естественно, на таком явно неброском фоне GSM выглядит убедительно -- во всем своем цифровом блеске, с перспективой стать базой для третьего поколения сотовой связи. И, что немаловажно, с любовью к себе крупнейших и богатейших сотовых операторов страны, которые работают с этим стандартом не только в Москве и Питере, но и вынашивают планы по освоению регионов. В результате абоненты "ретро-стандартов" без особых угрызений совести "перетекают" на GSM, чем изрядно радуют операторов стандарта и в целом стимулируют его развитие.
Если в начале текущего года на GSM приходилось 52% всех пользователей сотовой связи в России, а на DAMPS и NMT соответственно 30% и 18%, то к лету, по данным консалтинговой компании J'son & Partners, доля GSM возросла до 59%, а доли DAMPS и NMT снизились соответственно до 26% и 15%.
При этом эксперты вывели закономерность. Чем больше в регионе насчитывается абонентов сотовой связи, тем выше вероятность, что здесь главенствует оператор GSM. Скажем, в Нижнем Новгороде 36,5 тысячи "мобилизованных" и 19,5 тысячи из них "принадлежит" местному GSM-оператору -- "Нижегородской сотовой связи". 14 тысяч абонентов из 33,5 тысячи предпочитают GSM в Екатеринбурге, а его два "иностандартных" конкурента делят оставшуюся часть. Примерно такая же картина наблюдается в Ставрополе, Челябинске и Калининграде. Исключениями, которые, как известно, подтверждают правило, можно назвать Новосибирск, где насчитывается 32 тысячи абонентов, и Ростов, в котором мобильной связью пользуется 26 тысяч человек. В этих городах пока доминирует DAMPS. В Новосибирске на его счету 17 тысяч, в Ростове -- 16 тысяч абонентов.
Ни шагу назад

Победа GSM в регионах не вызывает сомнения у экспертов, однако это отнюдь не означает, что устаревшие стандарты сдадутся без боя. Сейчас практически во всех городах и весях за звание "самого-самого" идет беспощадная борьба (взять хотя бы вышеупомянутое лидерство операторов DAMPS в Ростове и Новосибирске). Правда, следует отметить, что операторы на местах по сравнению со своими столичными коллегами значительно запаздывают с эффективными маркетинговыми инициативами. К примеру, сотовики большинства регионов до сих пор не используют такой прием, как введение посекундной тарификации звонков с первой минуты разговора. К приятным исключениям можно отнести, пожалуй, лишь питерскую "ФОРУ".
Нет в регионах и так называемых безлимитных тарифов (предоставление неограниченного эфирного времени за фиксированную плату), которые в столице с недавних пор весьма успешно практикуют "Би Лайн" и "Московская сотовая". Ну и, помимо этого, нельзя не отметить, что уровень развития региональных сетей GSM не позволяет сегодня и не позволит в обозримом будущем внедрять новые, входящие в моду в столице технологии доступа в Интернет при помощи мобильного телефона -- WAP и GPRS, признанные "переходными" технологиями к третьему поколению сотовой связи.
Зато из регионов время от времени приходят сообщения о так называемых грязных методах конкурентной борьбы. Например, когда калининградский оператор DAMPS компания "Связьинформ" радикально снизила плату за подключение к сети ($1 против $50 у конкурентов), по городу немедленно распространились слухи о скором упразднении стандарта DAMPS, в результате чего все абоненты останутся с отключенными трубками. "Утка" возымела действие. Многие неискушенные, но жаждущие связи калининградцы предпочли перейти к другим операторам.
Что же касается "нормальных" маркетинговых шагов, то можно отметить введение тем же калининградским "Связьинформом" тарифного плана "Бизнес". Стоимость разговора в этом тарифе снижается в зависимости от его продолжительности. Первая минута стоит $0,15, вторая -- $0,13, все последующие -- $0,1. Скромно, со вкусом и совсем не "по-московски".
Следует отметить оригинальные тарифные планы екатеринбургского "Уралтела" (GSM-900) и ставропольской "Мобильной сотовой связи" (NMT-450). Эти компании предлагают тарифы, в которых не предусмотрена плата за все входящие звонки. Ну и, как их московские коллеги, многие региональные компании ради привлечения абонентов практикуют дотирование трубок, то есть продают их абонентам по цене ниже себестоимости.
Что же до любителей нетипичных, "специальных" приемов, то здесь выделяется ставропольская компания "СтавТелеСот" (GSM-900). Все расценки на услуги этой компании приводятся исключительно в рублях, а не в долларах. Как заявляют менеджеры "СтавТелеСота", именно эта "рублевая позиция" позволяет компании лидировать в регионе. При этом, правда, умалчивается, что "СтавТелеСот" является "дочкой" регионального телефонного монополиста АО "Электросвязь", а также единственным местным оператором самого популярного в стране стандарта GSM. Так что дело, видимо, не в рублях...
В ожидании "Большого скачка"

Очевидно, что российские региональные компании на сегодняшний день располагают весьма ограниченным числом пользователей -- по мировым, московским и питерским меркам. Как полагают эксперты из инвестиционной группы "Ренессанс Капитал", развитие сотовой связи на местах начнет набирать темп в 2001--2002 годах. К тому времени во все регионы, где существует потенциальный спрос на мобильную связь, придут ведущие сотовые операторы России -- МТС, "Би Лайн", "Северо-Западный GSM", а также финская Sonera, которая является акционером новой российской компании Sonic Duo, получившей третью московскую лицензию на оказание услуг в стандарте GSM.
Эти компании, располагая значительными финансовыми возможностями, либо поглотят небогатых местных конкурентов, либо, если не договорятся с "аборигенами", будут строить параллельные сети и в конце концов все равно выйдут победителями. И как бы ни был силен местный патриотизм в российской глубинке, экспансия столичных "китов" будет воспринята населением "покоренных земель" благожелательно. Ибо приход крупных компаний в регионы означает развитие как более надежной, так и более доступной мобильной связи.
По мнению экспертов, все эти процессы уже к концу 2001 приведут к почти двукратному росту армии "мобилизованных" граждан -- до 4,2 млн. человек.

Стоимость услуг региональных компаний сотовой связи

Сегодня в России насчитывается около 2,3 млн. пользователей сотовой связи. Подавляющее большинство из них -- около 1,5 млн.-- сосредоточено в Москве. И тем не менее эксперты предсказывают регионам большое "сотовое" будущее: стратегия, ориентированная на привлечение массового потребителя, которую на протяжении двух последних лет демонстрируют столичные операторы, сегодня взята на вооружение и многими региональными компаниями.GSM: аннексии и контрибуции


Еще пару лет назад мобильная связь на местах ассоциировалась с роскошью, которую могли себе позволить только граждане с достатком намного выше среднего. Сегодня же на периферии сотовый телефон уже утратил элитарный статус и медленно, но верно превращается в обыденный атрибут более или менее обеспеченного человека. Причина тому -- конкуренция между региональными операторами, которые в борьбе за клиента вынуждены снижать цены как на сами телефоны, так и на услуги сотовой связи.

Второе место после Москвы по числу "мобилизованных" граждан принадлежит Санкт-Петербургу. На трех операторов, работающих в Питере и его окрестностях, в целом приходится более 300 тысяч клиентов. Безусловным лидером здесь является компания "Северо-Западный GSM", обслуживающая 190 тысяч человек в одноименном цифровом стандарте. При этом стоит отметить, что лидерству компании отнюдь не мешают достаточно высокие тарифы. Например, контракт в "Северо-Западном GSM" стоит $282, стоимость минуты звонка -- $0,33, тогда как цены конкурентов в полтора-два раза ниже.

Следующим после Петербурга стоит Краснодар. Здесь насчитывается более 70 тысяч "мобилизованных" граждан. В Краснодаре, так же как и в Питере, тон задает местный оператор GSM -- "Кубань GSM". Он обслуживает 58 тысяч клиентов. Правда, краснодарский оператор, в отличие от своего северо-западного собрата, предлагает клиентам более низкие цены, нежели его конкуренты. Стоимость контракта здесь составляет $179,5, а минуты звонка -- $0,15.

Эти два примера ярко иллюстрируют экспансию GSM, которая, кстати, ощутимо заметна и в большинстве других российских регионов. Аналоговые стандарты NMT и DAMPS, с которых, собственно, и начиналась мобильная связь в России, постепенно переходят в разряд ретро-стандартов. И это не случайно, ведь запросы клиентов неуклонно растут. Пользователей стандарта NMT, в частности, не устраивают дорогие громоздкие трубки и плохое качество связи. DAMPS и его разновидности (AMPS, N-AMPS) по части качества вроде бы выигрывают у NMT, но и его, как и два вышеназванных, подводит отсутствие автоматического роуминга. Ко всему прочему, перспектива развития DAMPS в России строго и абсолютно конкретно ограничена Министерством связи до 2010 года. Дальше, согласно министерскому постановлению, лицензии на предоставление связи в этом стандарте операторам выдаваться и продлеваться не будут.

Естественно, на таком явно неброском фоне GSM выглядит убедительно -- во всем своем цифровом блеске, с перспективой стать базой для третьего поколения сотовой связи. И, что немаловажно, с любовью к себе крупнейших и богатейших сотовых операторов страны, которые работают с этим стандартом не только в Москве и Питере, но и вынашивают планы по освоению регионов. В результате абоненты "ретро-стандартов" без особых угрызений совести "перетекают" на GSM, чем изрядно радуют операторов стандарта и в целом стимулируют его развитие.

Если в начале текущего года на GSM приходилось 52% всех пользователей сотовой связи в России, а на DAMPS и NMT соответственно 30% и 18%, то к лету, по данным консалтинговой компании J'son & Partners, доля GSM возросла до 59%, а доли DAMPS и NMT снизились соответственно до 26% и 15%.

При этом эксперты вывели закономерность. Чем больше в регионе насчитывается абонентов сотовой связи, тем выше вероятность, что здесь главенствует оператор GSM. Скажем, в Нижнем Новгороде 36,5 тысячи "мобилизованных" и 19,5 тысячи из них "принадлежит" местному GSM-оператору -- "Нижегородской сотовой связи". 14 тысяч абонентов из 33,5 тысячи предпочитают GSM в Екатеринбурге, а его два "иностандартных" конкурента делят оставшуюся часть. Примерно такая же картина наблюдается в Ставрополе, Челябинске и Калининграде. Исключениями, которые, как известно, подтверждают правило, можно назвать Новосибирск, где насчитывается 32 тысячи абонентов, и Ростов, в котором мобильной связью пользуется 26 тысяч человек. В этих городах пока доминирует DAMPS. В Новосибирске на его счету 17 тысяч, в Ростове -- 16 тысяч абонентов.

Ни шагу назад


Победа GSM в регионах не вызывает сомнения у экспертов, однако это отнюдь не означает, что устаревшие стандарты сдадутся без боя. Сейчас практически во всех городах и весях за звание "самого-самого" идет беспощадная борьба (взять хотя бы вышеупомянутое лидерство операторов DAMPS в Ростове и Новосибирске). Правда, следует отметить, что операторы на местах по сравнению со своими столичными коллегами значительно запаздывают с эффективными маркетинговыми инициативами. К примеру, сотовики большинства регионов до сих пор не используют такой прием, как введение посекундной тарификации звонков с первой минуты разговора. К приятным исключениям можно отнести, пожалуй, лишь питерскую "ФОРУ".

Нет в регионах и так называемых безлимитных тарифов (предоставление неограниченного эфирного времени за фиксированную плату), которые в столице с недавних пор весьма успешно практикуют "Би Лайн" и "Московская сотовая". Ну и, помимо этого, нельзя не отметить, что уровень развития региональных сетей GSM не позволяет сегодня и не позволит в обозримом будущем внедрять новые, входящие в моду в столице технологии доступа в Интернет при помощи мобильного телефона -- WAP и GPRS, признанные "переходными" технологиями к третьему поколению сотовой связи.

Зато из регионов время от времени приходят сообщения о так называемых грязных методах конкурентной борьбы. Например, когда калининградский оператор DAMPS компания "Связьинформ" радикально снизила плату за подключение к сети ($1 против $50 у конкурентов), по городу немедленно распространились слухи о скором упразднении стандарта DAMPS, в результате чего все абоненты останутся с отключенными трубками. "Утка" возымела действие. Многие неискушенные, но жаждущие связи калининградцы предпочли перейти к другим операторам.

Что же касается "нормальных" маркетинговых шагов, то можно отметить введение тем же калининградским "Связьинформом" тарифного плана "Бизнес". Стоимость разговора в этом тарифе снижается в зависимости от его продолжительности. Первая минута стоит $0,15, вторая -- $0,13, все последующие -- $0,1. Скромно, со вкусом и совсем не "по-московски".

Следует отметить оригинальные тарифные планы екатеринбургского "Уралтела" (GSM-900) и ставропольской "Мобильной сотовой связи" (NMT-450). Эти компании предлагают тарифы, в которых не предусмотрена плата за все входящие звонки. Ну и, как их московские коллеги, многие региональные компании ради привлечения абонентов практикуют дотирование трубок, то есть продают их абонентам по цене ниже себестоимости.

Что же до любителей нетипичных, "специальных" приемов, то здесь выделяется ставропольская компания "СтавТелеСот" (GSM-900). Все расценки на услуги этой компании приводятся исключительно в рублях, а не в долларах. Как заявляют менеджеры "СтавТелеСота", именно эта "рублевая позиция" позволяет компании лидировать в регионе. При этом, правда, умалчивается, что "СтавТелеСот" является "дочкой" регионального телефонного монополиста АО "Электросвязь", а также единственным местным оператором самого популярного в стране стандарта GSM. Так что дело, видимо, не в рублях...

В ожидании "Большого скачка"


Очевидно, что российские региональные компании на сегодняшний день располагают весьма ограниченным числом пользователей -- по мировым, московским и питерским меркам. Как полагают эксперты из инвестиционной группы "Ренессанс Капитал", развитие сотовой связи на местах начнет набирать темп в 2001--2002 годах. К тому времени во все регионы, где существует потенциальный спрос на мобильную связь, придут ведущие сотовые операторы России -- МТС, "Би Лайн", "Северо-Западный GSM", а также финская Sonera, которая является акционером новой российской компании Sonic Duo, получившей третью московскую лицензию на оказание услуг в стандарте GSM.

Эти компании, располагая значительными финансовыми возможностями, либо поглотят небогатых местных конкурентов, либо, если не договорятся с "аборигенами", будут строить параллельные сети и в конце концов все равно выйдут победителями. И как бы ни был силен местный патриотизм в российской глубинке, экспансия столичных "китов" будет воспринята населением "покоренных земель" благожелательно. Ибо приход крупных компаний в регионы означает развитие как более надежной, так и более доступной мобильной связи.

По мнению экспертов, все эти процессы уже к концу 2001 приведут к почти двукратному росту армии "мобилизованных" граждан -- до 4,2 млн. человек.


Стоимость услуг региональных компаний сотовой связи

~0102~Регион~0102~Общее количество абонентов в регионе (тыс.человек)~0102~Компания-оператор~0102~Стандарт связи~0102~Количество обслуживаемых абонентов (тыс.человек)~0102~Тарифный план~0401~Минимальный первоначальный взнос ($)~0102~Абонентская плата ($ в мес.)~0102~Минимальная плата за трафик ($ в мес.)~0201~Стоимость исходящих и входящих звонков в пиковое время ($ за 1 минуту)~0201~Стоимость исходящих и входящих звонков в льготное время ($ за 1 минуту)

ВсегоМинимальная стоимость трубкиАванс/залогПлата за подключениеС сотового на сотовыйНа городской телефонС сотового на сотовыйНа городской телефон

Санкт-Петербург304,7"Северо-Западный GSM"GSM-900190"Простой"28212001627,800,33/0,330,22/0,220,22/0,220,22/0,22

~~"Дельта Телеком"NMT-450i90"Экономичный"214199150000,12/00,2/0,20,2/0,20,2/0,2

~~"Фора"AMPS CDMA24,7Посекундная тарификация113,41085,41010,400,04/0,040,1/0,10,04/00,04/0,04

Краснодар73"Кубань GSM"GSM-90058"Эконом"179,5126,5530000,07/0,070,15/0,150,03/0,030,03/0,03

~~"Краснодарская сотовая связь"NMT-450i15"Практичный"2352021815000,23/0,230,23/0,230,19/0,190,19/0,19

Нижний Новгород36,5"Нижегородская сотовая связь"GSM -90019,5"GSM-Актив"182,11507,1253,1400/00,33/0,330/00,33/0,33

~~ПССР ("Би Лайн")AMPS15"Сити+"100100001,4600,1/0,10,24/0,240,03/0,030,03/0,03

~~"Сотел--Нижний Новгород"NMT-450i2"Сотел+"238,219939,290000,2/0,20,2/0,20,08/0,080,08/0,08

Екатеринбург33,5"Уралтел"GSM-90014"Базовый"105,990015,95000,5/00,5/0,50,35/00,35/0,35

~~~~~"Базовый+"105,990015,910000,5/00,5/00,35/00,35/0

~~"Уралвестком"NMT-450i10,5"Вестком-150"197147050~52 (включает 150 минут)0,3/0,30,3/0,30,3/0,30,3/0,3

~~"Би Лайн--Екатеринбург"*DAMPS9"Мобикарта"129129000~0,42/0,420,42/0,420,42/0,420,42/0,42

Новосибирск32"Сотовая компания"AMPS17"Лаконичный"~9524,563000,33/00,49/0,490,33/00,49/0,49

~~"Сибирские сотовые системы"GSM-90015"Особый"109 (плюс $7 за разрешение Госсвязьнадзора)89200000,3/0,30,3/0,30,3/0,30,3/0,3

Ростов26"Би Лайн--Ростов"AMPS16"Би Лайн--Единый номер"1155936201500,39/0,39*****0,39/0,390,15/0,150,15/0,15

~~"ДонТелеКом"GSM-90010"Молодежный"189893070700,45/00,45/0,450,05/00,05/0,05

Ставрополь23"СтавТелеСот"GSM-90015"Мобильный"156,1126,1181216,200/00,23/0,180/00,16/0,11

~~"Мобильная сотовая связь"**NMT-450i8"Доступный"506,4422,48407,500,32/00,32/00,3/00,3/0

Иркутск19,5"Байкалвестком"GSM-9008"Базовый"1781099604800,18/0,180,32/0,320,06/0,060,22/0,22

~~"Северная корона"DAMPS6"Корона"1411053602700,29/0,290,29/0,290,12/0,120,12/0,29

Челябинск12,7"Южно-Уральский сотовый телефон"GSM-90012,7"Специальный"1701253510022,2 (включает 60 минут)0,29/00,37/0,370,26/00,29/0,29

Волгоград11,9"Волгоград-GSM"GSM-9006"Секунда"194,697,361,2367,200,14/00,14/0,140,14/00,14/0,14

~~"Юнисел"AMPS-8005"Серебряный"162,19054018,700,36/00,36/0,360,14/00,14/0,14

~~"Волгоградская сотовая связь"NMT-450i0,9"Носимый"167,5120,746,80000,05/0,050,05/0,050,05/0,050,05/0,05

Калининград10,7"Экстел-GSM"GSM-9005,5"Лидер"1601100502000,15/00,25/0,20,1/00,2/0,15

~~"Связьинформ"DAMPS3,2"Бизнес"1711403011500/00,15/0,150/00,1/0,1

~~~~~"Молодежный"156140151100/00,3/0,30/00,3/0,3

~~"Калининградские мобильные сети"NMT-450i2"Бизнес"2091892003000/00,2/0,20/00,1/0,1

Пермь8"Уралсвязьинформ"GSM-9008"Базовый"18514030151500,2/0,110,2/0,110,13/0,070,13/0,07

Красноярск7,5"Енисейтелеком"GSM-9004"Мобильный плюс"1201000203700,45/0,450,55/0,550,4/0,40,3

~~"Сибчелендж"GSM-9003,5"Кредитный"113930205000,5/0,50,5/0,50,5/0,50,5/0,5

Ульяновск4,7"Ульяновск GSM"GSM-9002,5"Эконом"197,393,632,471,33,600/00,38/0,380/00,19/0,19

~~"Ульяновская сотовая связь"NMT-450i2,2"Стандарт"273,7230,5043,214,2600/00,16/0,160/00,08/0,08

Тула3,8"Тульская сотовая радиотелефонная связь "Сотел"NMT-450i2,8"Эконом+"365,8250,757,357,86,7500,19/00,19/0,190,12/00,12/0,12

~~"Тульский радиотелефон"DAMPS1"Экономичный"136,6602452,681,7900,12/0,120,12/0,120,1/0,10,1/0,1

Киров3"Вятская сотовая связь"NMT-450i3"Местный"158,6151,47,20000,2/00,2/1,80,17/00,17/0,15

Кемерово2,8"Кузбасская сотовая связь"***NMT-450i2,8"Кузбасский"270260100000/00,4/0,40/00,3/0,3

Курск2"Би Лайн--Курская стовая
~~"Мобильные ТелеСистемы--Курск"GSM-900/18001"Молодежный"1351102504,800,19/00,19/0,190,04/00,04/0,04

* Компания производит расчеты по курсу $1=22,19 рубля.


** Компания производит расчеты по курсу $1=16,9 рубля.


*** Компания производит расчеты по курсу $1=25 рублей.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама