19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОРОДА М."

Архивная публикация 2010 года: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОРОДА М."

Новый московский мэр может сделать Москву "столицей модернизации". А может и не сделать… Москва - своего рода государство в государстве. И если в сфе-ре организации политичес-кой жизни, работы милиции, системы социального обес-печения и многих других она объективно не может быть лучше России в целом, то ее городское хозяйство вполне может стать полигоном для модернизации. Москва - огромная экономика. Расходы ее бюджета в 2009 году составили 1,15 трлн рублей - 18,4% расходов всех региональных бюджетов страны, вместе взятых. Только на жилищное и дорожное строительство в Москве в прошлом году ушло 267 млрд бюджетных рублей. При этом Москва - один из самых дорогих городов мира и место, где деньги тратятся слишком уж нерадиво.
Что бы я предложил новому мэру? Создать специальный департамент модернизации городского хозяйства с общей триединой задачей: во-пер-вых, обеспечить внедрение в городе новых прогрессивных технологий, во-вторых, резко повысить эффективность рас-ходования бюджетных средств и, в-третьих, открыть возмож-ность для снижения цен и тарифов на коммунальные услуги, обеспечивающего под-держку модернизации значительной частью населения. Это могло бы подтолкнуть модернизацию в стране.
Что имеется в виду? Сегодня развитие города тормозится неэффективными технологи-ями: в энергетике почти не применяется когенерация, в строительстве используются устаревшие материалы, в проектировании не применяются решения, ставшие уже банальными в большинстве мегаполисов. Принудительный переход к строительству дорог из преднапряженных бетонных плит, замена оборудования городских котелен, введение европейских нормативов расходования бетона или металлоконструкций на единицу возводимой площади - все это помогло бы резко ускорить технологический прогресс и привлечь новых инвесторов. Я не говорю уже об автоматических системах регулирования дорожного движения, компьютерном управлением давлением в сетях водоснабжения и многом другом, чем в Париже, Вене или Берлине никого не удивишь.
Не менее необходимо рачительнее использовать бюджет. Характерно, что в городе упразднен сам институт заказ-чика. Город заклю-чает договор с поставщиками това-ров и услуг по итогам конкурса и не может "играть на понижение" цены. Поэтому целесооб-разно ввести институт коммерческих заказчиков, получа-ющих городской контракт и размещающий его по частям на основе дополнительных конкурсов. Заказчик мог бы получать до 15% от сэкономленных сумм в качестве своего официального дохода - и можно быть уверенным, что сметы сократились бы не менее чем на 30-60%. Кроме того, нужно учредить биржу стройматериалов или систему мониторинга цен на них, обязав компании, выполняющие городской заказ, закупать материалы по ценам, не превышающим среднерыночные. Использование "уникальных" материалов должно быть ог-раничено 10-15% от общего объема заказа. При этом не менее 30% работ и материалов должно проводиться и поставляться фирмами из других российских регионов. Нужно срочно допустить на московский рынок европейские инжиниринговые компании, имеющие большой опыт нестандартного строительства (например, пере-крытия железнодорожных путей бетонными конструк-циями и организации поверх них "вылетных" автомагист-ралей). В перспективе - в качестве эксперимента - в Москве следовало бы внедрить европейскую систему технического регулирования и стандартизации в строительстве, промышленности и системе коммунального хозяйства.
Все это должно не просто повысить эффективность го-родского хозяйства, но и послужить реальной и зримой выгоде москвичей. Более эф-фективная энергетика и сокращение потерь воды и тепла должно отражаться в снижении коммунальных платежей. Новые строительные материалы и дорожное покрытие - в уменьшении объема бесконечных ремонтных работ. Экономное использование средств - в новых московс-ких надбавках к пенсиям. Мо-дернизация - это, прежде всего, повышение эффективности и снижение издержек. Если этого не происходит, мы имеем дело лишь с имитацией процесса. И Москва с ее гигантскими неэффективными расходами и непомерными тарифами - лучшее место для того, чтобы показать: модерни-зация в России возможна.

Новый московский мэр может сделать Москву "столицей модернизации". А может и не сделать… Москва - своего рода государство в государстве. И если в сфе-ре организации политичес-кой жизни, работы милиции, системы социального обес-печения и многих других она объективно не может быть лучше России в целом, то ее городское хозяйство вполне может стать полигоном для модернизации. Москва - огромная экономика. Расходы ее бюджета в 2009 году составили 1,15 трлн рублей - 18,4% расходов всех региональных бюджетов страны, вместе взятых. Только на жилищное и дорожное строительство в Москве в прошлом году ушло 267 млрд бюджетных рублей. При этом Москва - один из самых дорогих городов мира и место, где деньги тратятся слишком уж нерадиво.
Что бы я предложил новому мэру? Создать специальный департамент модернизации городского хозяйства с общей триединой задачей: во-пер-вых, обеспечить внедрение в городе новых прогрессивных технологий, во-вторых, резко повысить эффективность рас-ходования бюджетных средств и, в-третьих, открыть возмож-ность для снижения цен и тарифов на коммунальные услуги, обеспечивающего под-держку модернизации значительной частью населения. Это могло бы подтолкнуть модернизацию в стране.
Что имеется в виду? Сегодня развитие города тормозится неэффективными технологи-ями: в энергетике почти не применяется когенерация, в строительстве используются устаревшие материалы, в проектировании не применяются решения, ставшие уже банальными в большинстве мегаполисов. Принудительный переход к строительству дорог из преднапряженных бетонных плит, замена оборудования городских котелен, введение европейских нормативов расходования бетона или металлоконструкций на единицу возводимой площади - все это помогло бы резко ускорить технологический прогресс и привлечь новых инвесторов. Я не говорю уже об автоматических системах регулирования дорожного движения, компьютерном управлением давлением в сетях водоснабжения и многом другом, чем в Париже, Вене или Берлине никого не удивишь.
Не менее необходимо рачительнее использовать бюджет. Характерно, что в городе упразднен сам институт заказ-чика. Город заклю-чает договор с поставщиками това-ров и услуг по итогам конкурса и не может "играть на понижение" цены. Поэтому целесооб-разно ввести институт коммерческих заказчиков, получа-ющих городской контракт и размещающий его по частям на основе дополнительных конкурсов. Заказчик мог бы получать до 15% от сэкономленных сумм в качестве своего официального дохода - и можно быть уверенным, что сметы сократились бы не менее чем на 30-60%. Кроме того, нужно учредить биржу стройматериалов или систему мониторинга цен на них, обязав компании, выполняющие городской заказ, закупать материалы по ценам, не превышающим среднерыночные. Использование "уникальных" материалов должно быть ог-раничено 10-15% от общего объема заказа. При этом не менее 30% работ и материалов должно проводиться и поставляться фирмами из других российских регионов. Нужно срочно допустить на московский рынок европейские инжиниринговые компании, имеющие большой опыт нестандартного строительства (например, пере-крытия железнодорожных путей бетонными конструк-циями и организации поверх них "вылетных" автомагист-ралей). В перспективе - в качестве эксперимента - в Москве следовало бы внедрить европейскую систему технического регулирования и стандартизации в строительстве, промышленности и системе коммунального хозяйства.
Все это должно не просто повысить эффективность го-родского хозяйства, но и послужить реальной и зримой выгоде москвичей. Более эф-фективная энергетика и сокращение потерь воды и тепла должно отражаться в снижении коммунальных платежей. Новые строительные материалы и дорожное покрытие - в уменьшении объема бесконечных ремонтных работ. Экономное использование средств - в новых московс-ких надбавках к пенсиям. Мо-дернизация - это, прежде всего, повышение эффективности и снижение издержек. Если этого не происходит, мы имеем дело лишь с имитацией процесса. И Москва с ее гигантскими неэффективными расходами и непомерными тарифами - лучшее место для того, чтобы показать: модерни-зация в России возможна.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».