Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОРОДА М."

Новый московский мэр может сделать Москву «столицей модернизации». А может и не сделать…    Москва — своего рода государство в государстве. И если в сфе-ре организации политичес-кой жизни, работы милиции, системы социального обес-печения и многих других она объективно не может быть лучше России в целом, то ее городское хозяйство вполне может стать полигоном для модернизации. Москва — огромная экономика. Расходы ее бюджета в 2009 году составили 1,15 трлн рублей — 18,4% расходов всех региональных бюджетов страны, вместе взятых. Только на жилищное и дорожное строительство в Москве в прошлом году ушло 267 млрд бюджетных рублей. При этом Москва — один из самых дорогих городов мира и место, где деньги тратятся слишком уж нерадиво.
   Что бы я предложил новому мэру? Создать специальный департамент модернизации городского хозяйства с общей триединой задачей: во-пер-вых, обеспечить внедрение в городе новых прогрессивных технологий, во-вторых, резко повысить эффективность рас-ходования бюджетных средств и, в-третьих, открыть возмож-ность для снижения цен и тарифов на коммунальные услуги, обеспечивающего под-держку модернизации значительной частью населения. Это могло бы подтолкнуть модернизацию в стране.
   Что имеется в виду? Сегодня развитие города тормозится неэффективными технологи-ями: в энергетике почти не применяется когенерация, в строительстве используются устаревшие материалы, в проектировании не применяются решения, ставшие уже банальными в большинстве мегаполисов. Принудительный переход к строительству дорог из преднапряженных бетонных плит, замена оборудования городских котелен, введение европейских нормативов расходования бетона или металлоконструкций на единицу возводимой площади — все это помогло бы резко ускорить технологический прогресс и привлечь новых инвесторов. Я не говорю уже об автоматических системах регулирования дорожного движения, компьютерном управлением давлением в сетях водоснабжения и многом другом, чем в Париже, Вене или Берлине никого не удивишь.
   Не менее необходимо рачительнее использовать бюджет. Характерно, что в городе упразднен сам институт заказ-чика. Город заклю-чает договор с поставщиками това-ров и услуг по итогам конкурса и не может «играть на понижение» цены. Поэтому целесооб-разно ввести институт коммерческих заказчиков, получа-ющих городской контракт и размещающий его по частям на основе дополнительных конкурсов. Заказчик мог бы получать до 15% от сэкономленных сумм в качестве своего официального дохода — и можно быть уверенным, что сметы сократились бы не менее чем на 30-60%. Кроме того, нужно учредить биржу стройматериалов или систему мониторинга цен на них, обязав компании, выполняющие городской заказ, закупать материалы по ценам, не превышающим среднерыночные. Использование «уникальных» материалов должно быть ог-раничено 10-15% от общего объема заказа. При этом не менее 30% работ и материалов должно проводиться и поставляться фирмами из других российских регионов. Нужно срочно допустить на московский рынок европейские инжиниринговые компании, имеющие большой опыт нестандартного строительства (например, пере-крытия железнодорожных путей бетонными конструк-циями и организации поверх них «вылетных» автомагист-ралей). В перспективе — в качестве эксперимента — в Москве следовало бы внедрить европейскую систему технического регулирования и стандартизации в строительстве, промышленности и системе коммунального хозяйства.
   Все это должно не просто повысить эффективность го-родского хозяйства, но и послужить реальной и зримой выгоде москвичей. Более эф-фективная энергетика и сокращение потерь воды и тепла должно отражаться в снижении коммунальных платежей. Новые строительные материалы и дорожное покрытие — в уменьшении объема бесконечных ремонтных работ. Экономное использование средств — в новых московс-ких надбавках к пенсиям. Мо-дернизация — это, прежде всего, повышение эффективности и снижение издержек. Если этого не происходит, мы имеем дело лишь с имитацией процесса. И Москва с ее гигантскими неэффективными расходами и непомерными тарифами — лучшее место для того, чтобы показать: модерни-зация в России возможна.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK