Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Модернизация и демократия"

В последнее время власть все время говорит о своих планах модернизировать экономику. При этом сама власть пытается понять, можно ли модернизировать Россию без демократии. Примеров догоняющей модернизации диктаторского типа много: от сталинских индустриализации и коллективизации до китайского экономического чуда. А есть еще пример и опыт пиночетовской Чили и Южной Кореи.
   
Здесь возникает несколько вопросов. Что считать модернизацией? Какова структура самого понятия «модернизированная» Россия? Это что: развитые производительные силы? Кто является инициатором модернизации? Вождь, Петр Первый, генсек, генерал? Откуда должны исходить импульсы: сверху или снизу?
   
Если идея модернизации — это желание только просвещенных Путина или Медведева, то тогда ничего не получится. Потому что их возможности управлять процессами в жизни общества несопоставимо малы по сравнению с временами господства партийных и репрессивных методов. А главное — частная собственность уже основа экономики и прямым приказам из Кремля не подчиняется. На собственника можно деликатно влиять. Неделикатное влияние — тоже возможно. Но оно ведет к гибели частной собственности. А в этом никто, кроме политических маргиналов левацкого толка, не заинтересован. В Кремле сидят люди, к частной собственности относящиеся с пониманием. При всех увлечениях государственным капитализмом стоит отметить, что государственным является все-таки капитализм, а не социализм.
   
Но чем же должно заниматься государство, если оно хочет модернизировать Россию? Пока кажется, что больше всего ему хочется тратить деньги на строительство объектов производственной инфраструктуры. Строительные расходы — бог чиновничества. Простейший вид хозяйственной деятельности со времен египетских пирамид, визуальное свидетельство эпохи того или иного руководителя, своего рода памятник самому себе, наличие готовой технической документации на аналогичные проекты и, наконец, самое приятное — понятные стандарты откатов и посреднических комиссионных за выбор подрядчиков.
   
Конечно, мы нуждаемся в новых дорогах и мостах, аэропортах и вокзалах. Надо завершать задачи индустриального этапа развития. Это тем более важно, что больше половины страны живет еще в экономике среднеразвитого индустриального типа, а заметная доля — особенно в аграрных районах — и доиндустриального. Но можно почти не сомневаться, что гигантские бюджетные расходы не дадут желаемого результата. Большая часть денег будет потрачена неэффективно или расхищена. Адекватных институтов контроля над качеством расходов, независимого общественного политического контроля над тратами бюджета не существует. Если не будет команды сверху, то никто критиковать крупного руководителя региона или госкорпорации, который, как правило, является членом руководства правящей партии и личным другом руководителей государства, не посмеет.
   
Чтобы там ни говорили о модернизации, все имеют в виду модернизацию догоняющего типа, модернизацию мобилизационную, модернизацию централизованного усилия из единого центра, модернизацию городской экономики.
   
Весь предыдущий исторический опыт модернизации сверху однозначно свидетельствует о затухании импульса к переменам после отхода от власти инициатора реформ. Последователей у диктаторов не бывает. Они слишком устают от напряжения жизни рядом со всемогущим властителем и первыми же отказываются от его стратегии. Нервы, напряжение, бессонные ночи, страхи. Бывшие соратники не прощают ничего. Свежий пример — демонтаж наследия Туркменбаши, от золотого памятника и переименования месяцев года до радикального изменения внутренней и внешней политики. И можно не сомневаться, что скоро начнется разоблачение культа личности…
   
Мне кажется, что отличительное качество модернизации страны сегодня состоит в том, что это должна быть модернизация снизу. Иными словами, надо сделать так, чтобы в ней были заинтересованы или без нее не могли бы выжить люди и бизнесы внизу. Чтобы импульсы к развитию и переменам исходили от предприятий, которые в противном случае погибнут, уйдут с рынка, обанкротятся, потеряют источник дохода. А этого нельзя достичь без конкуренции и независимого суда.
   
Для будущего страны куда важнее становление рыночной инфраструктуры. Инвестиционный климат. Простота создания частного бизнеса, поддержка его и защита от вымогательства любого типа, развитие финансовой системы, нацеленной на удешевление капитала для развития, создание системы поощрения за инновационную активность, разумная политика валютного курса, стимулирующего экспорт готовой продукции и услуг, жесткое антимонопольное регулирование. Решение этого блока задач приведет к созданию качественно иной экономики. Строительство дорог не даст ответа на вопрос, кто и с чем, а главное — зачем, будет по ним ездить. Пусть китайцы заботятся о себе сами…
   
Нужна ли для всего этого демократия? Для инвестиций в объекты производственной инфраструктуры — не очень. Для становления постиндустриальной экономики — очень. Поскольку конкуренция — проблема политическая.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK