Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Монологи водилы"

Журналисты «Профиля» поговорили с 12 таксистами в 7 городах России и узнали, что они думают о новом законе о такси и о людях, его написавших.   По экспертным оценкам, сегодня в столице легально работают 11 тыс. таксистов, а нелегально — 38 тыс. Ежегодный объем теневого рынка такси — примерно 30 млрд рублей.
   1 сентября в России вступил в силу закон о такси. Если верить чиновникам, то уже с нового года исчезнет из обихода слово «попутка», канут в Лету нелегальные «бомбилы», отправятся на свалку помятые «шахид-такси», а на их место придут аккуратные авто, за рулем которых будут сидеть гладко выбритые и приятно пахнущие мужчины, которых снова захочется называть «шеф» или «командир», которые без лишних вопросов и уточнений довезут вас по нужному адресу, а в конце пути возьмут с вас денег не абы сколько, а четко по таксометру, который теперь обязателен для каждого такси, равно как шашечки на борту и оранжевый фонарь на крыше. Красота, не правда ли? А еще все машины перед выходом будут осматривать механики, а значит, в дороге ничего не будет скрипеть, шуметь и кряхтеть. Да и с водителем тоже все будет хорошо, ведь выходить в рейс он будет только после медосмотра. Звучит все это так приятно, что даже не верится…
   И правильно не верится. Потому что каждое нововведение для человека, сидящего за баранкой, — это трата времени, сил, а главное, денег. Счетчик — 20 тыс. рублей, перекраска кузова — 40 тыс. рублей, фонарь — еще 7 тыс. Прибавьте сюда услуги ремонтника, врача или возможные штрафы, если чего-то из вышеперечисленного нет (5 тыс. рублей в регионах и 10 тыс. в столице). А значит, цены на «правильные» такси возрастут. И следовательно, «неправильные» «бомбилы» никуда не денутся, потому как народ у нас в массе своей небогатый. И главное для него все-таки не шашечки, а ехать. Или мы чего-то не понимаем?..

   
   АЛЕКСЕЙ, 32 ГОДА
   ЗЛАТОУСТ (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
   — Нам в понедельник еще, до 1 сентября, новый прайс выдали. На треть дороже. Не знаю, что дальше будет. Я работаю всего месяц, но уже уходить думаю. Ты знаешь, сколько сейчас памперсы стоят? У меня жена только скажет «памперсы» и дальше уже не продолжает, я уже понимаю, опять деньги нужны. Вот я сегодня заработал с утра рублей сто пятьдесят, а моя уже позвонила, просила сахар купить, хлеб и масло подсолнечное. В такси выходит в месяц примерно столько же, сколько и на официальной работе. График «сутки через трое» дает относительную свободу и небольшую зарплату. У нас в такси так в основном все и работают; пожарные, например.
   
   ДМИТРИЙ, 35 ЛЕТ
   РЕЖ (СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
   — Я не знаю, что будет. «Бомбил» у нас почти нет — машин пять-шесть. Большей частью по городу ездят официальные такси. Реж — небольшой городок. Тут население 50 тыс. человек. Но много частных домов и концы неблизкие. Общественный транспорт существует, но достаточно одного взгляда на местный «пазик», и станет ясно, что его почти что нет. Вот все и ездят — благо средняя стоимость поездки не превышает 70 рублей. Но если нужно будет все менять, то цены взлетят. И сможет ли народ оплачивать? Шут его знает… Тем временем надежд на общественный транспорт нет. Поживем — увидим. В конце концов, закон пока только вступил в силу, штрафы и прочие репрессии начнутся с января. Если уж будет совсем туго — ну, тогда да, придется что-то придумывать, хотя придумывать особо нечего.
   
   АНДРЕЙ, 52 ГОДА
   ЖЕЛЕЗНОГОРСК (КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ)
   — Похерю все. На кой мне эти дела? Заработки и так упали — кризис, теперь закон этот… Он выгоден только крупным организациям, но это где — в Москве, у нас-то нету такого. А нам? Кассовый аппарат, потом договора какие-то заключать с каждым пассажиром. Дурдом. Врачебное освидетельствование и техосмотр каждый день. Где я буду все это искать? Да пошли они все со своим законом! Я же не таксист. Я бывший капитан дальнего плавания Северного морского флота. В отставку ушел 20 лет назад. За баранку толкнула не нужда, а желание вести здоровый образ жизни. Пошел в таксисты, чтобы не скиряться от безделья. У нас в Железногорске такси полностью подвластно мафии. Но она отличается редкостной гуманностью. Пока берет 500 рублей в месяц. Мафия, конечно, сама все утрясет, как-нибудь да будет, конечно, но издержек не избежать. Закон они оценивают как новый способ загнать нас в дойное стойло. Так и будет.
   
   НИКОЛАЙ, 46 ЛЕТ
   САМАРА
   — Я начал работать, когда еще не было кризиса, и все было как: стоят у дороги, голосуют — бери кого хочешь! Потом грянул кризис, и народ валом пошел работать в такси, даже на хороших машинах, как Land Cruiser, например. Расценки стали снижаться до такой степени, что мы даже ездили за 100 рублей по всему городу. Теперь получается как: вот они хотят вроде бы порядок навести, но у нас это не пойдет! Ну нет у нас таких средств в Самаре! И цены поднимутся вверх, однозначно. На ком это отразится? В первую очередь на клиентах! А ведь ездить-то надо всем, поэтому «бомбилы» как были, так и останутся, и как бороться с ними будут, непонятно. Точно не будет того, что они (правительство. — «Профиль») хотят, — никогда не будет этого.
   
   ВЛАДИМИР КРЫЛАТОВ, 44 ГОДА
   СТАВРОПОЛЬ
   Не представляю, где возьму деньги на покраску тачки. И так кредитов на пять лет вперед набрали, уже задолженности есть. Я надеялся, что фирма расходы оплатит, но они сказали всем самим красить. Без своего автомобиля сейчас таксистом быть нереально — все фирмы по извозу ищут работников с транспортом. У меня машины не было. Пришлось брать в кредит Daewoo Matiz за 200 тыс. рублей. На такого класса машинах работают в местной бюджетной «Пчелке», где минимальный тариф — 70 рублей. Кредит мне отказались оформлять, потому что я был безработным, пришлось брать жене на три года. Но боюсь, что в этот срок не уложимся. Денег не хватает: сын учится в институте — надо платить за каждую сессию, у жены официальный оклад 4 тысячи. Мы уже забыли, что такое, когда в доме есть деньги. Едим картошку да макароны. Задолженность за коммунальные услуги двухмесячная. Чтобы зарабатывать ежедневно под «штуку», надо работать по 16-17 часов в сутки. Спать получается по 3-4 часа, и так круглыми неделями. Дуреешь от такого графика, хочется приехать домой, выпить, расслабиться. А как выпьешь, если утром за баранку? В итоге устраиваю себе выходной, и с кентами в гараже отдыхаем, как иначе. Недавно открытие сделали — если водку со швепсом мешать, то похмелья не бывает.
   
   НИКОЛАЙ, 54 ГОДА
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
   — Я баранку не брошу. Да, приходится платить 30% с заказа, тысячу рублей в месяц за рацию и тысячу — за рекламу, но это верный заработок. Уходить в нелегалы смысла нет. Придется оформить ООО и пойти на все условия, но лучше пусть все будет по закону. Кстати, надо еще посмотреть, как он заработает. У нас ведь как? Ввести введут, а потом спустят все на тормозах.
{PAGE}
   
   ГЕОРГИЙ, 39 ЛЕТ
   МОСКВА
   — Ты не пиши, где мы стоим. А я тебе расскажу все. У нас точка у метро. Нас много. Больше десяти машин на точке. Все мужики из Грузии. У всех семьи. И много мы не получаем. Хорошо если останется 50 тыс. рублей. Нам же не только на бензин тратить. Мы же еще полиции деньги даем за точку — а это чуть меньше 10 тыс. в месяц. Плюс возможные штрафы, ДТП… А теперь вот закон появился. А что изменится? Ничего. Просто платить больше придется. Я не понимаю, зачем работать легально. С меня все равно будут за точку снимать. То есть траты вырастут. Значит, и цены поднимутся. В январе посмотрим, как дела пойдут, и решим, что и как.
   
   СОБИР, 47 ЛЕТ
   МОСКВА
   — Зачем этот закон, если он действует только на бумаге, а в жизни его никто соблюдать не собирается? Вон, посмотри, там «бомбилы» стоят, и там стоят. А зачем, спрашивается, мы тут за заборчиком стоим — такие желтые блестящие такси? Любой вот сейчас за этот заборчик выйдет, вон там, смотри, где гаишник стоит, руку поднимет — и к нему тут же пяток «бомбил» подъедут. А им что терять? Аренду они не платят, работают только на себя, а если эта колымага по дороге встанет, то извини, дорогой. Да, у нас дороже. Минимальная поездка 400 рублей, а до «Домодедово» будет 1600 рублей. Но у меня другие условия. Я, как и все здесь, частный предприниматель. С «Желтым такси» нас связывает только договор аренды автомобиля, по которому я плачу фирме 1800 рублей в сутки. Есть счетчики, навигаторы, каждое утро механик машину смотрит, медичка давление меряет, в трубку дуем, пассажир застрахован, а чего ради? Я вот сегодня с 6 утра на линии и за 12 часов только на аренду собрал. Уже пора домой ехать, а надо что-то заработать, семью кормить.
   
   ГАФУР, 47 ЛЕТ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
   — Я нелегал. Нам выгоднее ездить за рулем, чем передвигаться на метро. Гаишники останавливают реже полицейских. Наших, конечно, чаще штрафуют. Порой просто потому, что попались на глаза. Отдавать на поборы приходится 5-10 тыс. рублей ежемесячно. Редко меньше. Скидываемся с земляками. Новый закон — плохой. Хуже только будет. Без постоянной регистрации организовать свое предприятие не смогу. Если придется уехать на родину — я готов. У меня в Узбекистане дом, родные, вот только работы совсем нет. Я езжу по ночам, когда нет пробок и гаишников поменьше. Доход — 40-50 тыс. рублей. Снимаю комнату в коммунальной квартире с земляками. Но хватает. Мы скромные.
   
   ГЕННАДИЙ, 38 ЛЕТ
   МОСКВА
   — Ха! Подумаешь, закон! Ну что они, проверяющих на нас пошлют, ГАИ? Не смеши. Гаишникам оно на фиг не нужно, разве что тех же «шахидов» пощипать. Будут с них по «штуке» в карман брать вместо десяти в бюджет. У нас же только наш министр-сатирик Нургалиев считает, что коррупция в милиции побеждена. У него, наверное, какая-то своя милиция есть. А проверяющих этих тут в два счета вычислят. Тут такие «людоведы» работают… Вот тебе ж на самом деле не столько ехать надо было, сколько со мной поторговаться. Вещей у тебя нет, держишься свободно, по сторонам не смотришь, не суетишься. Значит, местный и цены знаешь. Если бы денег у тебя было в обрез, ты бы ко мне не подошел, сразу бы на «шахиде» поехал. Или на метро. Значит, сильно поднимать тебя бесполезно, но и тебе полтинник не принципиально. Так? Ну, вот мы за 300 и едем. Я вот раньше в такси работал. Но не хочу туда. Сейчас в этих таксопарках только гастарбайтеры и работают, которым деваться некуда. Сейчас ведь как — таксопарк уже не нанимает водителей в штат, а просто заключает с конкретным индивидуальным предпринимателем договор аренды автомобиля. И этот водитель-предприниматель эту аренду должен платить. Есть клиент, нет клиента — плати. Заболел, скакнуло давление — никто не виноват, выкручивайся как знаешь. Так что все эти «Желтые» как рабы там пашут. Мне такого не надо. День на день не приходится, но в среднем у меня 50-60 тыс. рублей в месяц чистыми получается. Но это я еще такой человек, который никому не платит. Кому тут платят? А то не знаешь, кому теперь все платят. Им, победившим в себе коррупцию. Теперь все только им и платят.
   
   ХУРРАМ, 27 ЛЕТ
   МОСКВА
   — Что, закон новый? Штраф? И что делать? Лицензию мне все равно не дадут. Стаж маленький, машина старая, а другую где брать? Аренду платить? А что тогда останется домой отправить? Нет, пока другой работы нет, буду возить. Штраф — это плохо, но буду больше возить и меньше кушать. Я у вас пятый год. Сам из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Потом в Душанбе женился на образованной девушке. Это она меня русскому научила. Я скромный. Из еды — хлеб, картошка, рис и суповые наборы из курицы. Я ежемесячно отправляю на родину до $300. Это вам — мало. А нам — много. У нас высокопоставленные чиновники зарабатывают $450. Брат помог. Купили вместе эту «семерку». За 10 тыс. рублей. Сами починили. Сами валиком покрасили. И цвет выбирали сами — но «баклажан» не получился. Но ездить я не перестану.
   
   ПАВЕЛ, 19 ЛЕТ
   САМАРА
   — Я, когда еду домой или на работу, часто встречаю голосующих людей. Эти люди голосуют потому, что им хочется побыстрее домой доехать, а не такси часами ждать. Человек ловит машину и тем самым и себе делает лучше, и плюс водителю заработать дает. Закон этот абсолютно бесполезен с любой точки зрения. Только лишний сбор денег за лицензии, а у нас в стране техосмотр-то не все самостоятельно проходят. Но при этом тем, кто зарабатывает извозом на жизнь, придется эти лицензии приобретать — не проходить честно, а делать, как всегда, за деньги. Коррупция расцветет. И будет у нас в городе много озлобленных таксистов, и расценки станут заоблачными. Но я привык — у нас в стране все законы тупые, не для людей.
   
   P.S.
    Вы что-нибудь поняли из этого таксистского многоголосья? Мы уловили две вещи. Первое: Россия — очень большая страна. И очень разная. А закон, что бы там ни говорили, явно писан людьми, живущими в Москве. И под московскую, так сказать, ситуацию. А то, что кажется разумным и логичным в столице, в городе Реж Свердловской области может выглядеть полным идиотизмом и издевательством над людьми. Так почему бы не предоставить регионам, а еще лучше городам, вплоть до самых малых, самим решать — шашечки или ехать. Второе: если государство хочет сделать какой-то рынок цивилизованным, оно должно за это заплатить. В чем все сходятся? Чтобы стать «культурным возчиком», надо денег много потратить. И счетчик, и покраска, и шашечки, и техосмотр, и много других правильных, но небесплатных вещей. А вот возьми, государство, и возмести действующим таксистам и всем, кто захочет ими стать, эти дополнительные расходы. Вели своим банкам государственным, сидящим на миллиардах, запустить льготные кредитные программы для покупки автомобилей-такси (как в Израиле, например). Построй ментов, чтоб они не взятки брали, а действительно нелегалов ловили и штрафовали и деньги чтоб не в свой карман клали, а в государственный. Короче, сделай так, чтобы цивилизованным таксистом было быть выгоднее и престижнее, чем нецивилизованным. Ну, скажете, это вы слишком много хотите от чиновников и депутатов. Ответим: не больше, чем они от таксистов.
{PAGE}
   

   ЧТО ЖИЗНЬ ПОКАЖЕТ?
   Разработчик закона, зампред комитета по законодательству и госстроительству Госдумы
   Александр МОСКАЛЕЦ:
   «Жизнь все расставит по местам, и рынок даст шанс наиболее конкурентоспособным перевозчикам. Мы не ждем, что с 1 сентября или с нового года все разом изменится. А потому не собираемся ломать всех через хребет. Со временем, когда мы придем к единому стандарту облика такси, тогда и нелегальных извозчиков легче станет выявлять. А пока ничего не поделаешь. Если граждане готовы ездить задешево и показывать дорогу, значит, будут и «бомбилы», и гастарбайтеры. Закон должен помочь изменить эту ситуацию, но это только инструмент. Он не будет эффективен без желания самих граждан что-то изменить».

   

   РАБОТАЛИ, НО НЕДОРАБОТАЛИ
   Глава межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав ЩЕРБИНИН:
   «В существующем тексте закона есть ряд недоработок. Во-первых, вряд ли к новому году все смогут получить лицензии. Осталось слишком мало времени, к тому же для этого необходимо иметь автомобиль в собственности, в то время как большинство частных перевозчиков формально безработные, а купленные в кредит автомобили оформлены на родственников. Во-вторых, во многих регионах до сих пор не приняты местные законы, регламентирующие выдачу лицензий, и к новому году многие просто не успеют легализоваться. В-третьих, есть большие проблемы с организацией ежедневных медосмотров для частников. Кто и где будет их проводить, пока неясно. Если в Москве частные клиники уже предлагают свои услуги, то в провинции об этом, похоже, и не думают. Еще одна проблема — региональная регистрация. Водитель, получивший лицензию во Владимирской области, не может отвезти пассажира в соседнюю Московскую. Странно и то, что законодатель никак не прописал требования к водителям. Для получения лицензии достаточно иметь 5 лет общего стажа, при этом не важно, садился ли человек за руль после получения прав. Никаких тестов на знание языка и города тоже не предусмотрено».

   

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK