Архивная публикация 2001 года: "Море "лаптевых""
В четверг на очередном заседании правительства будут подводить итоги аукционов по продаже квот на вылов рыбы. Задумав подобрать под себя хотя бы часть из $4,5 млрд. (а именно на такую сумму ежегодно вылавливается рыбы в территориальных водах), государство может лишиться последних доходов от "рыбалки". И теперь усиленно думает, как этого избежать.Во всем мире рыбная отрасль рассматривается как важнейший компонент продовольственной безопасности государства. И Россия в этом плане не исключение. В прошлом году в нашей стране было выловлено чуть больше 4 млн. тонн рыбы на сумму около $4,5 млрд. При этом, по официальным данным Госкомрыболовства, порядка трети всего российского улова, или около 1,1 млн. тонн морепродуктов, ушло на экспорт, что в денежном выражении составило $1,3 млрд. -- для нашей экономики очень даже неплохой показатель.
Однако это официальная статистика. По данным же ВТО, на мировом рынке продается около 3 млн. тонн российской рыбы, то есть почти в три раза больше заявленных объемов. Это означает, что реальные доходы отрасли как минимум втрое превышают официальные, то есть те, с которых хоть что-то попадает в бюджеты всех уровней.
Наряду с федеральным бюджетом рыбаки кормят огромные регионы -- например, Дальний Восток и Крайний Север. Скажем, в бюджетах Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей, а также в Корякском, Чукотском округах, Приморском и Хабаровском краях доля рыбных доходов в общих поступлениях составляет от 10% до 40% и более (например, в Корякском АО).
Заметим, однако, что даже с учетом браконьерского промысла российские рыбаки сейчас ловят существенно меньше, чем во времена СССР. Тогда общий объем улова составлял более 8 млн. тонн в год, сейчас -- около 4 млн. тонн. По данным Счетной палаты, сегодня реально используется не более 40% мощностей российского рыболовного флота.
Однако в те времена и объемы и правила "рыбалки" были очень простыми и назывались словом "план". С переходом на рыночные отношения план исчез, а какой-то внятной ему альтернативы в рыбной отрасли не оказалось. Ведь одна из главных функций государства -- регулирование объемов улова. Потому как без этого выловить всю рыбу во всех морях и озерах мира можно (на сей счет существуют расчеты "Гринписа") лет за пять. Отсюда общемировая практика ограничения рыболовного промысла, то есть выдачи квот рыболовецким компаниям.
До 2001 года в России квоты на вылов (которые устанавливались постановлением правительства исходя из расчетов ученых и аналитиков Госкомрыболовства) распределялись бесплатно по основным рыбным регионам, а далее губернаторами -- среди "правильных", то есть приближенных к власти, компаний. И зачастую квоты (в особенности на вылов самых ценных видов морепродуктов -- например, крабов) доставались даже не просто "карманным" фирмам, а фирмам-однодневкам, которые, в свою очередь, перепродавали их иностранным рыбакам.
Понятно, что механизм распределения квот был крайне непрозрачным. "Взяткоемкость" этого процесса оценивалась самими же рыбаками в $50--65 млн. ежегодно.
Кроме того, каждый год Россия продавала часть квот иностранным компаниям по межправительственным соглашениям. Естественно, уже за деньги, причем по мировым ценам. Этим занимался ГУП "Национальные рыбные ресурсы" при Госкомрыболовстве. (Кроме того, на основе межправительственных соглашений Россия обменивалась квотами с иностранными государствами.)
Где -- лучше, а где -- глубже
Именно непрозрачность распределения и "утечка" ценных биоресурсов за рубеж, с одной стороны, и желание пополнить бюджет -- с другой, привели к принятию решения о введении аукционов по продаже части квот. Автором идеи стало ведомство Германа Грефа.
Было принято решение продавать на торгах 21% квот (в том числе особо ценных и экспортно привлекательных видов рыб, а также краба, кальмаров, морского гребешка и т.п.), остальные же квоты распределять между регионами бесплатно. При этом "бесплатно" выловленную рыбу запрещалось продавать вне России.
К участию в аукционе допускались лишь российские компании. Иностранцы могли претендовать на покупку квот лишь по "остаточному" принципу. Победителем на аукционе считался тот, кто был в состоянии предложить за лот самую большую цену.
Появление проекта такого решения вызвало бурю в Совете Федерации. Губернаторы рыбных областей обратились к президенту и правительству с требованием отменить аукционы. Самым главным аргументом было то, что у отечественных рыбаков просто нет денег на выкуп квот и все они так или иначе (например, через подставные фирмы) попадут в руки иноземцев. Тем более что на аукционах решили продавать самые "валютоемкие" и, соответственно, "взяткоемкие" квоты.
В разгар обсуждения главой Госкомрыболовства был назначен Евгений Наздратенко, который считался ярым противником коммерческих торгов. Первый аукцион даже был бойкотирован российскими компаниями, которые, подав заявки еще до прихода бывшего приморского губернатора в рыболовное ведомство, потом отказались от участия в торгах.
Однако Минэкономразвития все-таки настояло на своем. Рыбаков припугнули возможным допуском к неводу иностранцев. В феврале--марте нынешнего года было проведено 11 аукционов, где продавались лоты как на "валютоемкие" ресурсы вроде краба, морского гребешка и минтая, так и на малоликвидные сорта рыб вроде бычка и т.п.
На продажу выставлялось 1058,6 тыс. тонн водных биоресурсов, а продана была только половина -- 500,7 тыс. тонн (47%). Тем не менее в результате федеральный бюджет получил не 5786,7 млн. руб., как планировалось, а на 14% больше -- 6584,4 млн. руб. Причина проста: ликвидные квоты уходили по ценам, в несколько раз превышающим стартовые. Так, лоты на краба были проданы в среднем по цене, втрое превышавшей стартовую.
Причем существенную часть квот все-таки купили иностранцы. Часть -- по остаточному принципу, а часть -- через подставные российские структуры.
Большинство российских участников аукциона практически открыто говорили, что приобретают лоты по очевидно завышенным ценам просто для того, чтобы получить разрешение на вылов и выйти в море. А дальше все просто: наловить в три-четыре раза больше, продать куда-нибудь в Японию и бодро сообщить о выполнении планового задания.
По словам Александра Белякова, председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, сегодня российским судам просто невыгодно заходить в родные порты и отгружать рыбу на территории страны. Страдают от этого и те российские регионы, которые буквально живут дарами моря. Если в портах Южной Кореи за один заход российское судно заплатит $500 и досматриваться оно будет всеми службами 6--7 часов, то в нашем порту, соответственно, -- $10 тыс. и не менее 7 суток (подробнее см. интервью Александра Передни, председателя правления рыболовецкого колхоза "Восток-1").
В итоге вместо того, чтобы развивать собственную промышленность, российские рыбаки создают рабочие места и кормят и без того неплохо живущие страны Скандинавии и Юго-Восточной Азии.
Золотушная рыбка
Подведение итогов аукционной практики было крайне печальным. Губернаторы дальневосточных регионов страны и Крайнего Севера снова обратились к Владимиру Путину с требованием изменить нынешний порядок распределения квот на добычу водных биоресурсов. В результате проведенных в начале 2001 года аукционов практически полностью встал на прикол рыболовный флот Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей, а также Корякского, Чукотского округов, Приморского и Хабаровского краев. Это привело к тому, что почти полмиллиона человек лишились работы.
В результате потери, например, Корякского автономного округа составили 20% местного бюджета, Магаданской области -- 47%.
Несмотря на то, что система аукционов вызвала массу нареканий, отменять ее, как утверждают в Госкомрыболовстве, никто не собирается. Во-первых, из-за того, что в проекте бюджета на 2002 год за счет аукционов государство собирается выручить 7 млрд. руб., а во-вторых -- из-за "отсутствия конкурентоспособной альтернативы".
Как утверждают в этом ведомстве, последующие аукционы будут проводиться с учетом всех выявленных недостатков.
Прежде всего, ближайший аукцион собираются организовать в декабре этого года, а не в марте, когда уже вовсю идет лов минтая и краба.
Следующее изменение коснется принципа формирования лотов. В прошлом году они выставлялись слишком большими блоками (например, в один день могли продать 160 лотов трески), что привело к завышению цен в начале дня и отсутствию покупателей в конце торгов. Теперь, видимо, лоты раздробят, дав потенциальным покупателям большую свободу маневра.
Особое внимание будет обращено на вопросы ценообразования. Госкомрыболовство считает, что есть смысл определить "цену отсечения", после которой покупка лотов просто не имеет экономического смысла, и особенно тщательно следить за теми, кто купил лоты по такой завышенной цене. Ведь очевидно, что это делалось исключительно с расчетом на контрабандный вылов.
Насколько более успешными будут аукционы следующего года -- покажет время. Однако очевидно, что одним только введением торгов решить проблему браконьерства и утечки биоресурсов за границу не удастся. Ведь разница между внутренними и мировыми ценами вкупе с избыточными мощностями российского рыболовного флота делает контрабанду слишком выгодным бизнесом.
Динамика добычи морепродуктов в СССР и России (тыс. тонн)*
В четверг на очередном заседании правительства будут подводить итоги аукционов по продаже квот на вылов рыбы. Задумав подобрать под себя хотя бы часть из $4,5 млрд. (а именно на такую сумму ежегодно вылавливается рыбы в территориальных водах), государство может лишиться последних доходов от "рыбалки". И теперь усиленно думает, как этого избежать.Во всем мире рыбная отрасль рассматривается как важнейший компонент продовольственной безопасности государства. И Россия в этом плане не исключение. В прошлом году в нашей стране было выловлено чуть больше 4 млн. тонн рыбы на сумму около $4,5 млрд. При этом, по официальным данным Госкомрыболовства, порядка трети всего российского улова, или около 1,1 млн. тонн морепродуктов, ушло на экспорт, что в денежном выражении составило $1,3 млрд. -- для нашей экономики очень даже неплохой показатель.
Однако это официальная статистика. По данным же ВТО, на мировом рынке продается около 3 млн. тонн российской рыбы, то есть почти в три раза больше заявленных объемов. Это означает, что реальные доходы отрасли как минимум втрое превышают официальные, то есть те, с которых хоть что-то попадает в бюджеты всех уровней.
Наряду с федеральным бюджетом рыбаки кормят огромные регионы -- например, Дальний Восток и Крайний Север. Скажем, в бюджетах Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей, а также в Корякском, Чукотском округах, Приморском и Хабаровском краях доля рыбных доходов в общих поступлениях составляет от 10% до 40% и более (например, в Корякском АО).
Заметим, однако, что даже с учетом браконьерского промысла российские рыбаки сейчас ловят существенно меньше, чем во времена СССР. Тогда общий объем улова составлял более 8 млн. тонн в год, сейчас -- около 4 млн. тонн. По данным Счетной палаты, сегодня реально используется не более 40% мощностей российского рыболовного флота.
Однако в те времена и объемы и правила "рыбалки" были очень простыми и назывались словом "план". С переходом на рыночные отношения план исчез, а какой-то внятной ему альтернативы в рыбной отрасли не оказалось. Ведь одна из главных функций государства -- регулирование объемов улова. Потому как без этого выловить всю рыбу во всех морях и озерах мира можно (на сей счет существуют расчеты "Гринписа") лет за пять. Отсюда общемировая практика ограничения рыболовного промысла, то есть выдачи квот рыболовецким компаниям.
До 2001 года в России квоты на вылов (которые устанавливались постановлением правительства исходя из расчетов ученых и аналитиков Госкомрыболовства) распределялись бесплатно по основным рыбным регионам, а далее губернаторами -- среди "правильных", то есть приближенных к власти, компаний. И зачастую квоты (в особенности на вылов самых ценных видов морепродуктов -- например, крабов) доставались даже не просто "карманным" фирмам, а фирмам-однодневкам, которые, в свою очередь, перепродавали их иностранным рыбакам.
Понятно, что механизм распределения квот был крайне непрозрачным. "Взяткоемкость" этого процесса оценивалась самими же рыбаками в $50--65 млн. ежегодно.
Кроме того, каждый год Россия продавала часть квот иностранным компаниям по межправительственным соглашениям. Естественно, уже за деньги, причем по мировым ценам. Этим занимался ГУП "Национальные рыбные ресурсы" при Госкомрыболовстве. (Кроме того, на основе межправительственных соглашений Россия обменивалась квотами с иностранными государствами.)
Где -- лучше, а где -- глубже
Именно непрозрачность распределения и "утечка" ценных биоресурсов за рубеж, с одной стороны, и желание пополнить бюджет -- с другой, привели к принятию решения о введении аукционов по продаже части квот. Автором идеи стало ведомство Германа Грефа.
Было принято решение продавать на торгах 21% квот (в том числе особо ценных и экспортно привлекательных видов рыб, а также краба, кальмаров, морского гребешка и т.п.), остальные же квоты распределять между регионами бесплатно. При этом "бесплатно" выловленную рыбу запрещалось продавать вне России.
К участию в аукционе допускались лишь российские компании. Иностранцы могли претендовать на покупку квот лишь по "остаточному" принципу. Победителем на аукционе считался тот, кто был в состоянии предложить за лот самую большую цену.
Появление проекта такого решения вызвало бурю в Совете Федерации. Губернаторы рыбных областей обратились к президенту и правительству с требованием отменить аукционы. Самым главным аргументом было то, что у отечественных рыбаков просто нет денег на выкуп квот и все они так или иначе (например, через подставные фирмы) попадут в руки иноземцев. Тем более что на аукционах решили продавать самые "валютоемкие" и, соответственно, "взяткоемкие" квоты.
В разгар обсуждения главой Госкомрыболовства был назначен Евгений Наздратенко, который считался ярым противником коммерческих торгов. Первый аукцион даже был бойкотирован российскими компаниями, которые, подав заявки еще до прихода бывшего приморского губернатора в рыболовное ведомство, потом отказались от участия в торгах.
Однако Минэкономразвития все-таки настояло на своем. Рыбаков припугнули возможным допуском к неводу иностранцев. В феврале--марте нынешнего года было проведено 11 аукционов, где продавались лоты как на "валютоемкие" ресурсы вроде краба, морского гребешка и минтая, так и на малоликвидные сорта рыб вроде бычка и т.п.
На продажу выставлялось 1058,6 тыс. тонн водных биоресурсов, а продана была только половина -- 500,7 тыс. тонн (47%). Тем не менее в результате федеральный бюджет получил не 5786,7 млн. руб., как планировалось, а на 14% больше -- 6584,4 млн. руб. Причина проста: ликвидные квоты уходили по ценам, в несколько раз превышающим стартовые. Так, лоты на краба были проданы в среднем по цене, втрое превышавшей стартовую.
Причем существенную часть квот все-таки купили иностранцы. Часть -- по остаточному принципу, а часть -- через подставные российские структуры.
Большинство российских участников аукциона практически открыто говорили, что приобретают лоты по очевидно завышенным ценам просто для того, чтобы получить разрешение на вылов и выйти в море. А дальше все просто: наловить в три-четыре раза больше, продать куда-нибудь в Японию и бодро сообщить о выполнении планового задания.
По словам Александра Белякова, председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, сегодня российским судам просто невыгодно заходить в родные порты и отгружать рыбу на территории страны. Страдают от этого и те российские регионы, которые буквально живут дарами моря. Если в портах Южной Кореи за один заход российское судно заплатит $500 и досматриваться оно будет всеми службами 6--7 часов, то в нашем порту, соответственно, -- $10 тыс. и не менее 7 суток (подробнее см. интервью Александра Передни, председателя правления рыболовецкого колхоза "Восток-1").
В итоге вместо того, чтобы развивать собственную промышленность, российские рыбаки создают рабочие места и кормят и без того неплохо живущие страны Скандинавии и Юго-Восточной Азии.
Золотушная рыбка
Подведение итогов аукционной практики было крайне печальным. Губернаторы дальневосточных регионов страны и Крайнего Севера снова обратились к Владимиру Путину с требованием изменить нынешний порядок распределения квот на добычу водных биоресурсов. В результате проведенных в начале 2001 года аукционов практически полностью встал на прикол рыболовный флот Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей, а также Корякского, Чукотского округов, Приморского и Хабаровского краев. Это привело к тому, что почти полмиллиона человек лишились работы.
В результате потери, например, Корякского автономного округа составили 20% местного бюджета, Магаданской области -- 47%.
Несмотря на то, что система аукционов вызвала массу нареканий, отменять ее, как утверждают в Госкомрыболовстве, никто не собирается. Во-первых, из-за того, что в проекте бюджета на 2002 год за счет аукционов государство собирается выручить 7 млрд. руб., а во-вторых -- из-за "отсутствия конкурентоспособной альтернативы".
Как утверждают в этом ведомстве, последующие аукционы будут проводиться с учетом всех выявленных недостатков.
Прежде всего, ближайший аукцион собираются организовать в декабре этого года, а не в марте, когда уже вовсю идет лов минтая и краба.
Следующее изменение коснется принципа формирования лотов. В прошлом году они выставлялись слишком большими блоками (например, в один день могли продать 160 лотов трески), что привело к завышению цен в начале дня и отсутствию покупателей в конце торгов. Теперь, видимо, лоты раздробят, дав потенциальным покупателям большую свободу маневра.
Особое внимание будет обращено на вопросы ценообразования. Госкомрыболовство считает, что есть смысл определить "цену отсечения", после которой покупка лотов просто не имеет экономического смысла, и особенно тщательно следить за теми, кто купил лоты по такой завышенной цене. Ведь очевидно, что это делалось исключительно с расчетом на контрабандный вылов.
Насколько более успешными будут аукционы следующего года -- покажет время. Однако очевидно, что одним только введением торгов решить проблему браконьерства и утечки биоресурсов за границу не удастся. Ведь разница между внутренними и мировыми ценами вкупе с избыточными мощностями российского рыболовного флота делает контрабанду слишком выгодным бизнесом.
Динамика добычи морепродуктов в СССР и России (тыс. тонн)*
1989 | 8235,1 |
1990 | 7819,6 |
1991 | 6929,6 |
1992 | 5313,6 |
1993 | 4368,7 |
1994 | 3542,5 |
1995 | 4309,5 |
1996 | 4564,0 |
1997 | 4705,4 |
1998 | 4517,4 |
1999 | 4238,6 |
2000 | 4036,0 |
* По данным Госкомрыболовства.
Динамика экспорта и импорта морепродуктов в России ($ млн.)*
Год | Экспорт | Импорт |
---|---|---|
1994 | 1330,0 | 175,3 |
1995 | 1609,0 | 314,6 |
1996 | 1715,0 | 303,3 |
1997 | 1307,0 | 389,0 |
1998 | 1122,0 | 250,0 |
1999 | 1214,8 | 155,0 |
2000 | 1345,0 | 155,6 |
* По данным Госкомрыболовства.
Доля экспорта и импорта морепродуктов в объеме их общего выпуска (по годам в%)*
Год | экспорт(%) | импорт (%) |
---|---|---|
1994 | 53,4 | 10,2 |
1995 | 47,0 | 16,4 |
1996 | 60,1 | 19,2 |
1997 | 43,1 | 26,4 |
1998 | 31,1 | 17,5 |
1999 | 32,0 | 10,6 |
2000 | 32,7 | 14,4 |
* По данным Госкомрыболовства.
* По данным Госкомрыболовства.
Объем квот вылова некоторых видов морепродуктов, реализованных в 2001 году на аукционах*
~0103~Объект промысла на Дальнем Востоке и Приморье | ~0103~Выделено для реализации на коммерческой основе | ~0202~Продано | ~0601~В том числе | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
~0301~Иностранные пользователи | ~0301~Российские пользователи | ||||||||
Объем (тонны) | Сумма ($) | Объем (тонны) | Цена($/тонна) | Сумма ($) | Объем (тонны) | Цена($/тонна) | Сумма ($) | ||
Минтай | 300 000 | 298 000 | 36 672 000 | 196 000 | 182 | 23 079 000 | 102 000 | 129 | 13 593 000 |
Треска | 48 000 | 39 600 | 8 864 100 | 19 900 | 302 | 4 871 900 | 19 700 | 200 | 3 992 200 |
Палтус | 7 400 | 7 400 | 3 477 350 | 1 750 | 102 6 | 1 639 250 | 5 650 | 325 | 1 838 100 |
Камбала | 4 000 | 3 600 | 324 500 | 0 | 0 | 0 | 3 500 | 93 | 324 600 |
Сельдь | 30 000 | 17 500 | 1 292 000 | 1 500 | 68 | 102 000 | 16 000 | 68 | 1 180 000 |
Кальмар | 199 200 | 4 300 | 799 800 | 1 400 | 186 | 260 400 | 2 900 | 186 | 539 400 |
Крабы | 47 475 | 46 475 | 118 951 515 | 0 | 0 | 0 | 4 6475 | 2 740 | 11 851 515 |
Морской гребешок | 2 000 | 400 | 96 400 | 0 | 0 | 0 | 400 | 241 | 96 400 |
* По данным Госкомрыболовства.
*По данным Госкомрыболовства.
ЕКАТЕРИНА ТИТОВА, МАРИЯ МИКЕЛИ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».