Наверх
15 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Музейный «вездеход»"

Департамент культуры города Москвы собирается ввести в столице единый музейный билет. 

Департамент культуры города Москвы собирается ввести в столице единый музейный билет. 

  Единый "проездной" по московским музеям предназначен в первую очередь для туристов. Но и москвичам это нововведение может прийтись по душе. Ведь департамент культуры уже продлил работу подчиняющихся ведомству музеев по четвергам и сделал их посещение бесплатным каждое третье воскресенье месяца. Как объяснил глава департамента Сергей Капков, введение единого билета должно помочь установить четкие тарифы на билеты и упростить оплату.
   Во всех европейских культурных столицах давно существуют подобные музейные карты, которые пользуются большой популярностью у туристов. Они позволяют посетить за несколько дней максимальное количество достопримечательностей, при этом не стоять в бесконечных очередях и сэкономить приличную сумму денег. Например, во Флоренции по такой карте можно посетить 33 государственных музея и к тому же бесплатно ездить на городском транспорте. По другой карте — Roma Рass — можно бесплатно побывать на двух археологических раскопках Рима, а также получить скидки на билеты на выставки и концерты. Венс-кая карта — больше проездной, нежели музейная контрамарка: поощряет передвижения по городу, а в музеях га-рантирует лишь не-значительную скидку. Барселона в прошлом году ввела единый билет Artic-ket Barselona, позволяющий посетить постоянные и временные экспозиции семи своих крупнейших музеев: Центра современной культуры Барселоны, Фонда Антонио Тапиеса, Выставочного зала банка Каталонии, Фонда Хуана Миро, Национального музея искусства Каталонии, Музея современного искусства Барселоны и Музея Пикассо. Испанский билет действителен в течение шести месяцев со дня покупки. Лондонская музейная карта London Pass, как и во французской столице Paris Museum Pass, действует 72 часа на все — от Музея королевских ВВС до Национальной галереи, а специальная карта Great British Heritage Pass включает посещение дворцов, замков, садов и загородных домов по всей Великобритании. То же самое и в Новом Свете: музейные и городские дисконтные карты, билеты, действительные сразу для нескольких достопримечательностей, заметно упрощают туристическую жизнь.
   Перенимая зарубежный опыт, московский департамент культуры решил сначала классифицировать все столичные музеи, а затем объединить их в блоки. Таким образом, для литературных музеев — Пушкина, Маяковского, Есенина, Цветаевой — будет установлена одна цена и свой билет, для научных музеев — свой и т.д. Единственная неувязка может случиться с категорией так называемых "детских музеев". Дарвиновский музей — и научный, и для детей интересный; Третьяковка вечно забита школьниками, а детский Музей кукол — взрослыми. Поэтому, как утверждают эксперты, сейчас очень важно, чтобы музейный менеджмент сочетался с грамотным музейным пиаром. Консультации с музейными сотрудниками, социологами и психологами здесь просто необходимы. Тем более что введение единого музейного билета, а затем и полноценной карты Moscow Рass (рассчитанной исключительно на гостей столицы) относится не столько к музейной сфере, сколько к программе по развитию туризма города Москвы, и необдуманное объединение музеев может озадачить или разочаровать любознательного туриста. "Иностранцу действительно тяжело разбираться в специфике и правилах каждого музея, стоять в очередях и т.д., — рассказал "Профилю" исполнительный директор московского Музея современного искусства Василий Церетели. — Я знаю, как эта система работает во всем мире, и очень рад, что в Москве может появиться такой единый музейный билет". Церетели уверен, что, прежде чем вводить единый билет, нужно тщательно продумать классификацию музеев. "Если говорить о разделении музеев на группы, на мой взгляд, очень интересное предложение родилось на встрече со студентами-искусствоведами, — продолжает он. — Они предложили один из вариантов объединения музеев — по месту их расположения. То есть посещение объектов, находящихся в определенном районе. На Петровке, кроме нашего музея, есть Музей ГУЛАГа; в районе Патриарших, в Ермолаевском переулке, есть наш филиал, а буквально напротив — через Садовое кольцо, на Зоологической улице — Государственный центр современного искусства (ГЦСИ); в районе Гоголевского бульвара — и наш выставочный зал, и Московский дом фотографии; здесь же — Пушкинский музей, и до Лаврушинского — две остановки. Конечно, хорошо было бы иметь билет во все музеи сразу. Ведь кому-то интересен Дарвиновский музей, кому-то — музей Льва Толстого. Каждый выбирает то, что ему интересно. Проводя классификацию, надо смотреть на специфику музея, какие услуги, какие выставки, программы он предлагает. И тогда станет понятно, в какой ряд его включить".
   С классификацией, предлагаемой департаментом культуры Москвы, не согласна и заведующая отделом популяризации Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Наталья Синельникова. "Классификация музеев по их направленности просто абсурдна, — рассказала "Профилю" Наталья Александровна. — Представьте себе иностранца, у которого есть только неделя на знакомство с Москвой. Вряд ли он пойдет посещать все литературные музеи! Или только научные. Кроме того, категория "детских музеев" выглядит довольно натянутой. Важно четко разделять музеи, интересные для детей, и музеи, имеющие детскую программу. Ведь мы водим детей и в планетарий, и в Исторический музей. Целесообразно будет сделать билеты, привязанные к определенному сроку поездки: 2 или 4 дня, неделя и т.д., чтобы создать полноценную музейную программу на этот период. Объединить все московские музеи в одном билете просто невозможно — в силу разной величины, значимости и затратам на содержание. Главное — не объединять в одну группу музеи одинаковой направленности. Они должны быть разными. Это могут быть такие комплексы: например, по одному билету можно будет сходить в планетарий, океанариум, Дарвиновский музей. Надо подумать, с какими литературными и художественными музеями их можно объединить. То есть они должны объединяться по иному принципу, и этот принцип надо найти".
   Проблемы с введением единого билета могут возникнуть не только по вопросу объединения музеев в блоки, но у проекта есть также и более серьезное, системное препятствие. Крупнейшие музеи Москвы — Исторический, Третьяковка, Пушкинский — это музеи федерального значения, и подчиняются они Министерству культуры, а не департаменту культуры Москвы. Соответственно стоимость каждой музейной карты в различных процентных соотношениях должна распределяться между двумя государственными структурами. И в каждой из них должны быть механизмы соответствующих отчислений в музейные бюджеты. По всей видимости, с этим и связаны проблемы продвижения идеи единого музейного билета. В пресс-службе департамента культуры проект комментировать отказались, объяснив, что "пока идея не утверждена, и только после того, как будут совершены определенные процессуальные шаги, можно будет говорить о чем-то конкретном". Таким образом, музейная карточка остается делом будущего.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK