Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Мы едем, едем, едем!"

Как без крупных единовременных затрат пополнить корпоративный автопарк или приобрести машину для индивидуального пользования? В последнее время все большей популярностью пользуется автолизинг. Этот вид финансирования наиболее полно учитывает интересы всех сторон сделки: лизингополучателей, лизингодателей и поставщиков транспорта.
   
ВЗАИМОВЫГОДА  

Как без крупных единовременных затрат пополнить корпоративный автопарк или приобрести машину для индивидуального пользования? В последнее время все большей популярностью пользуется автолизинг. Этот вид финансирования наиболее полно учитывает интересы всех сторон сделки: лизингополучателей, лизингодателей и поставщиков транспорта.
   
ВЗАИМОВЫГОДА  
Организациям лизинг интересен прежде всего как возможность приобретения транспортных средств с распределением оплаты по времени. Важным стимулирующим фактором становится также возникающая при лизинге экономия на налоге на прибыль и налоге на имущество. Кроме того, в большинстве случаев не требуется дополнительного залога и обеспечения (так как предмет лизинга на протяжении всего срока договора находится в собственности лизингодателя). В отличие от банка, лизинговая компания лояльнее подходит и к финансовым показателям деятельности заемщика. Привлекательность автолизинга для корпоративных клиентов обусловлена и большим количеством дополнительных услуг, предлагаемых лизингодателями. Возможность выкупа автомобиля в конце срока лизинга, прохождение техосмотра и замена резины, ведение учета по приобретаемым транспортным средствам — все это избавляет лизингополучателя от лишней головной боли.
   А вот для поставщиков и производителей автотранспорта лизинг является важным каналом сбыта. С помощью лизинга поставщик может ощутимо расширить свою клиентскую базу за счет предприятий, которые не имеют возможности отвлекать значительные финансовые ресурсы на покупку автотранспорта. Лизингодатели стараются установить партнерские отношения с крупнейшими производителями автомобильной техники.
   Так, например, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) осуществляет партнерские программы совместно с "Группой ГАЗ", "Коминвест-АКМТ", "Меркатор-Холдинг", "КАМАЗ" и др. Причем поставщики заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с лизинговыми компаниями, поэтому часто предоставляют лизинговым компаниям скидку в 10-15% на приобретение автомобилей. Это также является фактором снижения стоимости сделки для конечного лизингополучателя.
   
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ  
Самыми активными покупателями автотранспорта в лизинг сейчас являются представители малого и среднего бизнеса (МСБ), деятельность которых связана с грузовыми перевозками, строительством, торговлей. Такие компании постоянно испытывают потребность в транспорте. И лизинг для них становится практически безальтернативным способом привлечения финансирования.
   Руководитель направления автолизинга ООО "ФБ-Лизинг" Илья Кузнецов отмечает: "После кризиса мы наблюдаем тенденцию изменения портрета типичного клиента автолизинговых продуктов. Представители бизнеса стали больше разбираться в лизинговых продуктах, выставлять более четкие требования по параметрам сделки". Довольно благоприятная сейчас ситуация в области автолизинга сложилась и для индивидуальных предпринимателей. Так, по данным исследования компании "Новые маркетинговые решения", работать с ними готовы 78% лизингодателей. Правда, лизинговые брокеры отмечают, что в некоторых компаниях формально рассматривают обращения индивидуальных предпринимателей и почти никогда не заключают сделок, требуя дополнительные поручительства от более крупных компаний.
   
ФАКТОР ВРЕМЕНИ  
Высокая конкуренция, наблюдаемая сейчас в сегменте автолизинга, приводит к тому, что разброс ставок невелик. Более того, сегодня лизингодатели предлагают даже более выгодные условия, чем в 2007 году. По словам руководителя дирекции лизинга автомобильного транспорта ЗАО "Центр-Капитал" Дениса Черепова, сейчас в значительной степени изменился подход лизинговых компаний к оценке клиентов, многие пересмотрели свои взгляды на ликвидность данного вида имущества. Все большее значение приобретают неценовые факторы. Прежде всего соперничество идет за скорость рассмотрения заявок. Как уже говорилось, большинство клиентов в сегменте автолизинга — это представители МСБ. Для них даже неделя простоя может иметь принципиальное значение.
   Для ускорения процедуры рассмотрения заявок и заключения сделок лизинговые компании внедряют комплексные автоматизированные системы управления, системы скоринга для оценки потенциальных лизингополучателей на основании статистики предыдущих сделок. Сейчас некоторые лизинговые компании заявляют, что готовы дать ответ по заявке в течение нескольких часов.
   Все более широкое распространение в сфере автолизинга получают экспресс-продукты, иными словами, возможность взять автомобиль в лизинг быстро и с минимальным набором документов. Исследование, проведенное компанией "Новые маркетинговые решения", показало, что однозначно отметают вероятность экспресс-лизинга для новых клиентов только 12 лизингодателей из 30. В таких компаниях подчеркивают, что все новые клиенты проходят стандартную процедуру рассмотрения, и максимум, что они могут сделать, — это сообщить предварительное решение после просмотра отчетности.
   В целом, анализируя программы экспресс-лизинга различных лизинговых компаний, можно выделить следующие общие черты: срок рассмотрения — 3-4 дня, минимальный пакет документов, не требующих нотариального заверения, упрощенный финансовый анализ клиента.
   

ПОПОЛЬЗОВАЛСЯ… И ВЕРНУЛ  
Нарастающая конкуренция между лизинговыми компаниями приводит и к появлению большого числа различных продуктовых предложений.
   Наиболее перспективным, по мнению участников рынка, опрошенных "Профилем", является операционный (оперативный) лизинг, сущность которого состоит в том, что оборудование или транспорт передается лизингополучателю на срок, существенно меньший, чем срок амортизации оборудования. Правда, в нашей стране оперативный лизинг приравнен к обычной аренде. Поэтому на практике в России сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более полугода) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата лизингодателю предмет передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. Есть специализированные компании, которые занимаются только оперативным лизингом и передают автотранспорт сразу на условиях аренды. По словам начальника управления автолизинга "Москва" ООО "РЕСО-Лизинг" Евгения Кулакова, в основном оперативным лизингом пользуются компании, имеющие иностранный капитал, или крупные российские компании. "В данный момент наша компания внедряет оперативный лизинг, поэтому, если клиент обратится к нам за такой услугой, его заявку мы рассмотрим", — уверяет эксперт.
   Как отмечает генеральный директор лизинговой компании ARVAL Сергей Дианин, оперативный лизинг автомобилей сейчас находится в стадии активного развития. На сегодня в оперативном лизинге находится около 1% от корпоративного автопарка (а весь парк корпоративных автомобилей в России на конец 2010 года составляет 2 084 900 единиц.) Для сравнения: в Европе в среднем 28% от общего корпоративного автопарка находится в операционном лизинге, а в Великобритании и Нидерландах этот показатель доходит до 50%. "У оперативного лизинга в России очень большой потенциал, — подчеркивает Сергей Дианин. — По нашим оценкам, до 2014 года этот показатель удвоится и превысит отметку в 50 тыс. автомобилей, притом, что сам корпоративный автопарк вырастет за то же время более чем на 160%".
   Управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер комментирует: "Мы считаем направление оперативного лизинга перспективным с точки зрения темпов роста объема финансирования заключаемых сделок на ближайшие несколько лет. Учитывая, что сделки оперативного лизинга предполагают активное взаимодействие лизинговой компании с партнерами, именно качество этого взаимодействия будет определять успешность лизинговой компании".
   По мнению лизингодателей, наиболее привлекательным для клиентов в оперативном лизинге является возможность регулярно обновлять фонды, не заботясь о продаже устаревшего транспорта на вторичном рынке. В перспективе важное преимущество операционного лизинга состоит в том, что он способствует формированию обширного и ликвидного вторичного рынка оборудования и транспорта. Это повышает эффективность финансового лизинга, поскольку, в случае изъятия техники у неплатежеспособного лизингополучателя, лизингодателю легче продать эту технику на вторичном рынке или передать в операционный лизинг и таким образом покрыть убытки.
{PAGE}
   
ЛИЗИНГ ДЛЯ "ФИЗИКОВ"   
Есть несколько компаний в сегменте автолизинга, которые готовы финансировать физических лиц. Такие услуги предлагают компании "Свое дело", "Элемент Лизинг", "Столичный лизинг".
   Под "лизингом для физических лиц" с точки зрения российского законодательства подразумевается аренда с правом последующего выкупа. Однако по сути это действительно весьма близко к мировому понятию лизинга.
   Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не ведет отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости учета предмета лизинга и лизинговых платежей.
   Как и в случае финансового лизинга лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обуславливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и к обеспечению сделки.
   По мнению директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского, появление нормативной базы лизинга для физических лиц несет в себе значительные преимущества для транспортной отрасли, особенно для лизинга автотранспорта. В ряде развитых стран (в Соединенных Штатах Америки, в Германии) значительная доля продаж автомобилей осуществляется с помощью механизма лизинга для физических лиц. Механизм лизинга лучше защищает риски финансовой организации, чем кредит, в итоге применение лизинга существенно расширяет круг потенциальных потребителей и стимулирует сбыт автотранспорта. Причем это касается не только легкового автомобильного транспорта, но отчасти и коммерческих автомобилей.
   

 

   * Автор — управляющий партнер консалтинговой компании "Новые маркетинговые решения", член банковской комиссии РСПП, к.э.н.

 

   

 

   КАКИЕ НОВЫЕ АВТОЛИЗИНГОВЫЕ ПРОДУКТЫ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Сергей ДИАНИН, генеральный директор лизинговой компании ARVAL:
   "Наш основной продукт — это оперативный лизинг с полным сервисным обслуживанием. Он сам по себе уже является новым и нестандартным для российского рынка. Сегодня интерес к оперативному лизингу растет, этот продукт востребован российскими компаниями, поскольку весь спектр задач, связанных с эксплуатацией и обслуживанием корпоративных автомобилей, берет на себя лизинговая компания, то есть мы, а клиент лишь использует автотранспорт, благодаря чему имеет возможность сосредоточиться на собственном бизнесе. Продукты и услуги, которые мы предлагаем нашим клиентам, можно разделить на стандартные и опционные. Стандартный набор включает в себя поиск и покупку автомобиля в соответствии с требованиями клиента, покупку и установку на него дополнительного оборудования, регистрацию, страхование, доставку автомобиля, регулярное техническое обслуживание и ремонт, предоставление экстренной технической помощи, предоставление подменного автомобиля, управление страховым случаем, закупку, сезонную замену и хранение шин, консультирование, управление автопарком, реализацию автомобилей на вторичном рынке по окончании срока лизинга, а также предоставление отчетности. Опциональный набор продуктов — это топливная программа, аварийный комиссар, доставка автомобиля в сервис и обратно, перемещение автомобиля в другой регион, краткосрочная аренда, передача автомобиля от водителя к водителю, краткосрочное хранение автомобиля. Кроме этого мы также предлагаем своим клиентам достаточно редкие услуги, такие как обучение безопасному и экологическому вождению; компенсация вредных выбросов в атмосферу; телеметрия и геопозиционирование; аренда водителей".
   
   Евгений КУЛАКОВ, начальник управления автолизинга "Москва" ООО "РЕСО-Лизинг":
   "С 1 июня этого года наша компания реализует новую программу — "Автопродукт № 1", предназначенную для финансирования легкового и коммерческого транспорта. В ее рамках клиент может быстро получить выбранный им легковой или коммерческий автомобиль, при этом для утверждения финансирования запрашивается минимальный набор документов, все документы имеются в офисе лизингополучателя и заверяются самим контрагентом".

 

   

 

   ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО?
   Среди лидеров по объему лизинговых сделок с автотранспортом отчетливо выделяются две основные группы компаний. Первая — крупнейшие универсальные лизинговые компании, наиболее солидные из них являются государственными. Другая группа — это кэптивные лизинговые компании, созданные при производителях транспортных средств. Из числа лидеров рынка в эту группу входят "КАМАЗ-лизинг", "Вольво Финанс Сервис Восток", "Фольксваген Груп Финанц", "Соллерс-Финанс" и др.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK