Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Мясоповал"

Скоро кончится пост. Будем разговляться. Им самым — мясом. А также всякими окороками, карбонатами, нежно подкопченными шейками и кругами кровяных колбас. Что, слюнки потекли? Тогда читайте.Фридрих Энгельс путем глубоких размышлений точно установил, что переход с растительной пищи на мясо был одним из основных шагов на пути превращения человекообразных обезьян в homo sapiens.
Насколько верно данное утверждение с научной точки зрения, сказать сложно. Но в студеную русскую зиму в правоту классика невольно поверишь. Потому как это на каком-нибудь Занзибаре, весело порхая с ветки на ветку, можно питаться одними бананами. А у нас без мяса и разных изготовленных из него вкусностей никак не обойдешься.
Сегодня мы расскажем о том, что ожидает российский рынок мяса и мясопродуктов в ближайшем будущем.
Сплошное свинство

Еще каких-нибудь десять лет назад мясо и мясные продукты, представленные на российских прилавках, были отечественного производства. В 1997 году доля импорта составляла уже более 30% общего объема рынка. Причина проста: прежде чем какой-нибудь крупный или мелкий рогатый скот превратится в аппетитную отбивную, «Докторскую» колбасу или котлету, его нужно долго и правильно кормить.
Основная проблема российского животноводства и, соответственно, мясной промышленности состоит в постоянном дефиците кормов. Прежде всего фуражного зерна. В годы плановой экономики эта проблема решалась просто: кормовое зерно закупалось за границей за нефтедоллары и конвертировалось в колбасу по два двадцать. В период перехода к рынку реформаторы посчитали, что конвертация эта крайне невыгодна — лучше ввозить не корма, а готовую продукцию. Кроме того, встала большая политическая задача — быстро заполнить прилавки и таким образом продемонстрировать эффективность начавшихся реформ.
В результате ежегодное падение производства в отечественной мясной промышленности начиная с 1993 года составило 8—13%. К тому же падала покупательная способность населения. Все вместе это привело к снижению годового потребления мяса и мясопродуктов на душу населения с 74 кг (а это близко к физиологическим нормам) в 1990 году до 40 кг в 1999-м (а эта цифра уже находится на пороге физиологического минимума). От относительного благополучия развитых стран (средний американец съедает около 110 кг мясного в год) мы рекордными темпами приближаемся к беднейшим африканским странам, где годовое потребление мяса на человека составляет не более 20 кг.
По мнению председателя правления Мясного союза России Мушега Мамиконяна, непродуманное открытие рынка для импорта привело к тому, что только в виде налогов российский бюджет терял до $500 млн. в год. Не говоря уж об ущербе, нанесенном мясной отрасли. Причем отечественный производитель проигрывал в ценовой борьбе своим зарубежным конкурентам лишь потому, что западные импортеры дотировали свой импорт.
Кризис 17 августа благотворно повлиял практически на все отрасли пищевой промышленности — удорожание импорта привело к бурному их развитию. Однако мясной промышленности и мясопереработки это не коснулось. В 1999 году спад производства мяса составил 23%, колбасных изделий — 7%. Специалисты видят основную причину в том, что платежеспособный спрос населения продолжает снижаться, а также в том, что сырьевая база сокращается (исключение — свиноводство и птицеводство, где оборот средств гораздо быстрее. Просто потому, что хрюшки и курицы быстрее обретают столь приятные потребителю пышные формы).
Лучшая рыба — это колбаса

К 1997—1998 годам российский потребитель окончательно устал от дешевого и некачественного импорта и стал все больше ориентироваться на более качественную продукцию, в том числе отечественную.
Однако скачкообразное падение доходов населения после августа’98 привело к тому, что потребительские предпочтения резко поменялись. Большим спросом стала пользоваться дешевая продукция (правда, все та же отечественная), причем даже если низкая цена означала существенное ухудшение качества. Так, многие мясоперерабатывающие заводы перешли на «экономический ассортимент», то есть увеличили выпуск колбасы 1-го и 2-го сорта. Содержание натурального мяса в них ниже, чем в продукции высшего сорта (там оно доходит до 90%). И, соответственно, больше добавок — сои, муки, крахмала и т.п.
Потребление дешевой продукции в конце 1998-го — начале 1999 года возросло до 60—70% от общего объема производства. Однако это в основном касается провинциального потребителя. Московский покупатель, избалованный большим ассортиментом и высоким качеством продукции крупных московских заводов, продолжает отдавать предпочтение дорогим сортам мясопродуктов. Их потребление в столице составляет до 90% от общего объема. Та же картина в Петербурге и некоторых других крупных городах.
Однако и в Москве, и в провинции наметилась тенденция к увеличению спроса на мясные полуфабрикаты — прежде всего пельмени. Причина проста: они вроде как с мясом и в то же время недорого стоят. «Пельменной столицей» России стал Санкт-Петербург. Там в последние годы были открыты несколько крупных предприятий: «Дарья», «Талосто» и др.
Доля пельменей составляет сейчас до 20% общего объема потребления мясопродуктов по России. Еще 10% приходится на различные котлеты, отбивные, фарш и т.п. Четвертая часть всех мясных покупок — это колбасные изделия (причем около 90% приходится на колбасы вареные).
Однако самая большая часть — половина — мясного рынка — это натуральное мясо.
Впрочем, в провинции, особенно в сельской местности, куда мясопродукты завозят редко и мало, естественным образом растет потребление мяса. Здесь его доля доходит до 70% потребляемых мясных продуктов.
Больше всего в стране потребляют говядины — около 2 млн. тонн в год. Причина не только в том, что значительная часть населения страны не есть свинину по религиозным соображениям. Дело в том, что говядина — основное сырье для производства колбасных изделий и мясных полуфабрикатов. То есть доля коров растет за счет изделий из их плоти.
Следующая по популярности свинина — около 1,5 млн. тонн в год. На третьем месте — мясо птицы (преимущественно курятина) — менее 1 млн. тонн в год.
Нынешний ассортимент столичных мясных прилавков наверняка привел бы любого советского гражданина в шоковое состояние. Все крупные мясоперерабатывающие заводы производят сейчас не менее 150 наименований продукции. На самом деле, не от хорошей жизни. Просто увеличение ассортимента — это средство борьбы с падением оборотов. Понятно, что, если продукцию и так хорошо покупают, смысла увеличивать ассортимент нет. В «лучшие годы» — 1997—1998 — даже крупные заводы выпускали не более 100 наименований продукции.
Звуки Му

Каковы перспективы развития российской мясопереработки?
Российская мясная отрасль до кризиса имела высокую инвестиционную привлекательность. Это показало исследование, проведенное Morgan Stanley и Черкизовским мясокомбинатом. Однако до сих пор действительно серьезные инвестиции были сделаны лишь в «КампоМос» (90% акций принадлежит испанской компании Campofrio).
Западные инвесторы не спешат вкладывать деньги. По мнению генерального директора «КампоМоса» Юрия Ковалева, кроме отсутствия четкой программы развития мясной отрасли инвестора не устраивает и то, что довольно большая часть мясопереработки находится в теневом или полутеневом секторе.
Так, около 40% от общих объемов производства в стране приходится на мелкие колбасные заводики, которых даже в Москве более ста, а в провинции и вовсе не сосчитать. Заводики эти производят небольшие объемы продукции и реализуют их через оптовые рынки. Так как налогов они, естественно, не платят, их продукция даже при одинаковом качестве на 20—30% дешевле продукции крупных заводов.
Бороться с такими производствами практически невозможно. Дело в том, что колбасный цех можно развернуть и свернуть в небольшом помещении за считанные дни. Так что, даже если такой цех закрывают, он через пару дней возникает на другом месте.
Отличить «самопальную» колбасу достаточно просто: на фирменную упаковку мясники-подпольщики денег не тратят. Да и маркировать собственные изделия не спешат. Произведения своего искусства они реализуют через мелкооптовые рынки, предпочитая не связываться с магазинами.
Несмотря на все очевидные минусы продукции небольших мясных заводиков, крупные предприятия однозначно проигрывают им в ценовой конкуренции. А иностранные инвесторы, кроме того, понимают, что на российском рынке им вряд ли удастся добиться равных конкурентных условий с такими вот предприятиями. Ведь западники особенно аккуратно платят все налоги, что неизбежно сказывается на цене их продукции.
Что касается крупных предприятий, то их не более тридцати по стране (пятерка ведущих представлена в таблице). Это, как правило, бывшие советские комбинаты, которые смогли удержаться на плаву, закупили современное оборудование, начали серьезно подходить к вопросам маркетинга, упаковки, контроля качества и т.п.
Самые крупные из них находятся в Москве и Петербурге. В последние десять лет новых заводов, за исключением уже упомянутого столичного «КампоМоса», в России не строилось. Однако в ближайшее время положение может измениться. Ведь колбасный завод вполне может приносить серьезную прибыль без всяких дотаций со стороны государства. Но лишь в том случае, если есть нормальная сырьевая база. Животноводство же, как уже говорилось выше, до сих пор находится в упадке.
Пожалуй, некоторые перспективы есть лишь у птицеводства и свиноводства. Сроки окупаемости инвестиций здесь 3—5 лет. И в ряде случаев такие свинофермы и птицефабрики действительно показывают высокие темпы роста. Однако, по мнению Мушега Мамиконяна, эти направления (свиньи и куры) никогда не станут действительно конкурентоспособными на мировых рынках. Причина проста: они требуют высоких энергозатрат и качественных кормов. Причем энергозатраты в России по определению выше, чем в Европе и США из-за нашего климата, а с кормами, как отмечалось, у нас проблемы были всегда.
Так что остается уповать на до боли знакомое «му-у».

Потребление различных видов мяса в России в 1999 году (млн.тонн)*

Говядина1.9
Свинина1.5
Птица0.75
Остальное0.25
Импорт1.8
ИТОГО6.2

* По данным Мясного союза России.

Динамика производства, потребления и импорта мяса (млн.тонн)*

1996
производство5.3
потребление7.5
импорт2.1
1997
производство4.9
потребление7.3
импорт3
1998
производство4.6
потребление7
импорт2
1999
производство4.4
потребление6.2
импорт1.8

* По данным Мясного союза России.

* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка.

Структура потребления мяса и мясопродуктов*

Мясо натуральное50%
Колбасные изделия и деликатесы25%
Пельмени15%
Прочие полуфабрикаты10%

* По данным Мясного союза России.

* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка.

* По данным Мясного союза России.

Производство мяса и мясопродуктов крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями России (по состоянию на 1 января 1999 года, тыс.тонн в год)*

АПК «Черкизовский»66
Царицынский мясокомбинат62
«КампоМос»45
Останкинский мясокомбинат38
Микояновский завод35

* В таблице использованы данные Госкомстата РФ.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK