24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "На китайской игле"

Архивная публикация 2005 года: "На китайской игле"

Введение квот на импорт китайского текстиля привело к хаосу на европейском рынке. «Бюстгальтеры в наших магазинах скоро станут дефицитом, — порадовала на днях британская Sun. — Квоты на поставки этой разновидности китайского товара на 2005 год практически исчерпаны». Означает ли это, что китайский «неликвид» обрушится на российский рынок?Очередь на Оксфорд-стрит

Введение квот на импорт китайского текстиля привело к хаосу на европейском рынке. «Бюстгальтеры в наших магазинах скоро станут дефицитом, — порадовала на днях британская Sun. — Квоты на поставки этой разновидности китайского товара на 2005 год практически исчерпаны». Означает ли это, что китайский «неликвид» обрушится на российский рынок?Очередь на Оксфорд-стрит

Представить британских женщин, записывающихся с ночи в очередь за лифчиками в Marks & Spencer, Cap или H&M на Оксфорд-стрит, трудно даже человеку, пожившему в СССР и не чуждому проблемы дефицита. Тем не менее. Каждый внимательный исследователь ярлычков на лифчиках, приобретенных в упомянутых магазинах, обнаружит на них надпись Made in China. Это уведомление можно найти и на большинстве купленных там же свитеров, рубашек, брюк и даже мужских трусов: китайские товары дешевы и довольно качественны, в связи с чем они пользуются огромным спросом у покупателей и, соответственно, не меньшей популярностью у крупнейших торговых сетей Европы.

Сегодня эта привязанность обернулась серьезной головной болью. Главы ведущих торговых компаний Европы едва ли не ежедневно предупреждают: грядущей осенью потребителей могут встретить полупустые прилавки, обещанного каталогами товара там не предвидится. И объясняют почему: 12 июля Еврокомиссия ввела квоты на поставку в страны ЕС китайского текстиля. Список ограничений включает 10 наименований продукции, поступающей из Китая, в том числе свитера, брюки, блузки, рубашки и бюстгальтеры.

Случилось это ровно через полгода после того, как действовавшие ранее ограничительные меры на импорт текстиля из Китая в январе 2005 года были полностью отменены и обрадованные торговые операторы бросились в Поднебесную заключать долговременные договора. В результате за первые шесть месяцев этого года, согласно данным Министерства торговли КНР, экспорт китайских товаров в Европу вырос на 57% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг суммы $8,65 млрд.

Успехи китайской продукции впечатлили не только европейских потребителей. Ими возмутились крупнейшие производители текстиля в Европе — Франция, Испания, Италия, Португалия, Греция — и пролоббировали введение новых квот. 10 июня переговоры по квотам с Китаем завершились соглашением, по которому рост объемов экспорта по 10 категориям текстиля и текстильных товаров ограничивается коридором от 8% до 12,5% вплоть до 2007 года. Месяц спустя разразился скандал.

К концу июля квоты оказались выбранными по половине значащихся в списке Еврокомиссии товаров, а заказанная и оплаченная заранее китайская продукция оказалась блокированной на таможенных складах Европы. В августе там скопилось 59 млн. китайских свитеров, 16,5 млн. пар брюк и 300 тыс. блузок и другого товара китайского происхождения на общую сумму почти в миллиард долларов.

«Проблема в том, что первоначально Еврокомиссия установила временной дэдлайн для окончания поставок из Китая 20 июля, а потом он был сдвинут на 12 июля, — объясняет представитель H&M Пар Дардж (Par Darj). — В результате практически все, что поступило в Европу после 12 июля, оказалось вне рынка». H&M, девиз которого — «мода и качество по лучшим ценам», уже предупредил покупателей, что из-за вынужденной необходимости отказаться от китайской продукции в торговой сети ожидают повышения цен.

С таким же предупреждением выступили и крупнейшие представители французской ассоциации розничной торговли одеждой CNSH, которая включает такие крупные сети, как Etam и«После китайского текстиля наши операторы строили долгосрочные планы, — говорит президент CNSH Жан-Марк Жени. — Компании отправились в Китай для закупки товара, и в это время правила опять изменились. А заказы уже размещены и оплачены до конца года». «Что же, — добавляет он, — в конце концов ритейлеры обратятся к другим источникам, цены пойдут вверх, а покупатель будет платить, но это вовсе не значит, что они будут платить за хороший товар».

«Это самый большой кризис за всю историю торговли с Китаем, — считает директор британской Ассоциации розничной торговли Алисдейр Греу. — Крупные ритейлеры с ним, скорее всего, не справятся, хотя их ждут серьезные финансовые потери. Средний и мелкий торговый бизнес окажется на грани разорения. Они вложили в осенне-зимние коллекции практически все свободные средства».

Еврокомиссары отбиваются изо всех сил, обвиняя в возникшем хаосе операторов розничной торговли. «Они знали о том, что квоты будут введены, но продолжали заказывать товар», — заявил недавно представитель ЕС Питер Критемейер. Однако пообещал, что в ближайшее время Еврокомиссия вновь вплотную займется рассмотрением этого вопроса. Деваться ей особенно некуда: давление на еврокомиссаров идет со всех сторон. В открытом письме, опубликованном в FT, министры экономики и торговли Нидерландов, Швеции, Дании и Финляндии предложили пересмотреть вопрос о квотах на китайский текстиль и предупредили о том, что сложившаяся ситуации приведет к разорению множества операторов розничной торговли и росту безработицы в этих странах. Настаивает на расширении квот и Германия, представители которой считают, что введенные квоты могут «нанести серьезный вред» производству и торговле. О необходимости пересмотра и увеличения квот заговорила даже Франция, выступавшая главным лоббистом их введения. Одновременно представители ритейлерских ассоциаций заговорили о возможности предъявления исков Еврокомиссии, в первую очередь к комиссару по вопросам торговли Питеру Мандельсону, судебных исков.

Не исключено, что в ближайшее время квоты на китайский текстиль будут расширены за счет квот, предусмотренных на 2006 год, и вопрос с товарами, лежащими сейчас в складских помещениях аэропортов и морских портов, будет решен. Однако последствия этой истории уже впечатляют. Практически во всех странах Европы — за исключением тех, кто лоббировал введение квот, — решение Еврокомиссии ние правил свободного рынка. В Британии это вызвало очередной рост евроскептических настроений. Живым олицетворением всех грехов ЕС стал еврокомиссар Питер Мандельсон, про которого британские газеты писали: «Он хочет запретить вам носить любимые трусы. Он может это сделать».

Made in Russia вместо Made in China

В Северной Европе пресса заговорила о возможности переброски застрявшего на складах китайского текстиля в Россию... для смены ярлыков на Made in Russia. Насколько реален этот вариант? Если европейские импортеры действительно решились бы на такую операцию, только за ввоз текстильных изделий в Россию им пришлось бы заплатить плавающую таможенную пошлину (для каждого изделия свою) в размере не менее 20% от стоимости товара по накладной, но не менее 2 евро за килограмм. Плюс 18-процентный НДС от начисленных таможенных пошлин и стоимости товара. Таким образом, проход через таможню в Россию «сорокафунтового контейнера» (этот термин используется таможенниками для обозначения крупных контейнеров западного образца), который вмещает 15—20 тонн текстиля, обойдется поставщикам по суммарным платежам примерно в $250 тыс. Дешевле его можно ввезти только как товар для промышленной переработки на таможенной территории России, однако и в этом случае так называемая переклейка ярлыков обойдется в копеечку — количество предприятий для переработки текстиля в России весьма ограниченно, а сам процесс слишком дорог, чтобы быть рентабельным. Остаются еще «серые» и «черные» схемы, но их рентабельность в случае с текстилем столь низка, что рисковать свободой за такие суммы мало кто решится. Раньше, как рассказывают сотрудники российских таможенных структур, сменой ярлыков активно занимались в Италии. Но сейчас, поскольку ввоз китайского текстиля туда блокирован, в качестве страны, наиболее предпочтительной для такого рода операций, называют Украину. Объяснение одно: «Таможня там сейчас находится в подвешенном состоянии, ожидается, что их реорганизуют, поэтому большинство из них живут по принципу «после нас хоть потоп».

Плюс $20

С особым вниманием наблюдают за развитием истории с европейскими квотами в США. С мая 2005 года в Америке действуют ограничения по семи видам китайского текстиля. Однако американские текстильные производители добиваются расширения списка, мотивируя это тем, что после отмены глобальных квот им пришлось закрыть 19 текстильных предприятий и сократить 26 тыс. рабочих. При этом введенное в ЕС ограничение роста объема китайского экспорта 12,5% представляется им слишком мягким. Промышленникам, как и в Европе, противостоят операторы розничной торговли: в прошлом году они тщетно пытались предотвратить новое введение квот с помощью суда. «Когда это не удалось, среди импортеров начались настоящие гонки — кто первым добежит до дока, чтобы получить доставленный товар как можно быстрее», — рассказывает глава американской Ассоциации импортеров текстиля Лора Джонс. Переговоры США с Китаем о расширении квот уже начались, но пока успехом не увенчались. Ожидается, что вопрос будет решен в сентябре в рамках широкомасштабного соглашения с Китаем, которое планируется подписать во время встречи президента Буша с председателем КНР Ху Цзиньтао в Белом доме. Если усилия американских лоббистов увенчаются успехом, расходы среднего американца на одежду возрастут, как уверяют торговые эксперты, всего на $20 в год.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».