Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "На кону — полмиллиона душ"

В этом году каждый второй проданный в России автомобиль окажется новой иномаркой — импортированной или собранной на российской территории. К такому выводу приводят сверстанные планы продаж машин иностранными автопроизводителями в нашей стране. А планы отечественных заводов — удержаться на прежнем уровне.Продать в этом году больше, чем в прошлом, планируют все российские дистрибьюторы мировых автокомпаний, даже те, у кого дела, по разным причинам, идут неважно. Несмотря на то, что продажи иностранных автомобилей в России из года в год растут в разы (в прошлом году, как уже сообщал «Профиль», было продано более 400 тыс. иномарок), потенциал российского авторынка, судя по всему, не исчерпан и сбыт авто в нашей стране оценивается как один из самых перспективных и бурно растущих в мире. Более «приземленно» основание для оптимистических прогнозов выразил Хенрик Нензен, президент Ford в России: поднять планку продаж иностранным производителям позволяют рост уровня доходов российского населения и спад интереса к подержанным автомобилям, расширяющиеся возможности производства машин в России, экспансия дилерской сети в регионы, а также сокращение разницы в цене между новыми иномарками и российскими автомобилями в так называемом бюджетном классе. Президент ООО «Тойота Мотор» Томоаки Ниситани заявил «Профилю»: «Российский автомобильный рынок абсолютно уникален; он очень динамично развивается и обладает огромным потенциалом».

По пессимистичному сценарию, импортеры продадут в этом году в России 450 тыс. новых машин (т.е. всего на 12% больше прежнего). А паритет (когда иностранных и отечественных автомобилей будет продаваться поровну — примерно по одному миллиону в год), по мнению Хенрика Нензена, наступит в 2010 году. Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу группы компаний «Рольф» (продажа автомобилей разных марок), считает, что на российском рынке будет реализовано не менее 500 тыс. иномарок, а уже в 2008 году объем их продаж превысит отечественный. Наши независимые эксперты в прогнозах смелее. Руководитель аналитической группы «АвтоПроект XXI век» Олег Самохвалов заявил «Профилю», что иностранные автопроизводители в этом году продадут в России не менее 650 тыс. своих машин. А это значит, что каждый второй проданный автомобиль окажется новой иномаркой. (По прогнозам, в 2005 году будет продано около 1,2 млн. новых легковых автомобилей.) Как бы там ни было, но цифры сбыта даже по нижнему уровню превысят объемы продаж всех российских автозаводов, вместе взятых, за исключением ВАЗа. При этом все большую роль будут играть производства, организованные автокомпаниями на нашей территории. «Российские автозаводы достигли максимума возможностей еще год назад, и прирост производства автомобилей в стране происходит в основном за счет растущих объемов изготовления иномарок различными сборочными и отверточными производствами и совместными предприятиями», — считают в аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Как только западные компании начнут строить у нас свои заводы (как, например, в Китае), российский автопром рухнет в одночасье. Пока же, по данным аналитического центра «Автосельхозмаш-холдинга», на территории России в прошлом году было изготовлено 133 тыс. автомобилей иностранных марок, и их доля в общем объеме производства выросла с 5,3% до 12%. Аналитики бывшего Минавтопрома отмечают, что рост в секторе иномарок, производимых на российской территории, продолжится. Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ), например, планирует увеличить выпуск автомобилей Hyundai примерно в 2,56 раза и изготовить, по сообщению прессслужбы завода, около 70 тыс. автомобилей этой марки. А это уже сопоставимо с выпуском «Волги» на ГАЗе. А еще есть «GM-АвтоВАЗ» (57 737 автомобилей «Нива» и «Вива» в 2004 году), ЗАО «Форд Мотор Компани» во Всеволожске (29 703 автомобиля), калининградский «Автотор» (14 525 машин марок KIA, BMW и Chevrolet).

Дилеры пошли в народ

Основные ходы, которые позволят достичь цели, в планах каждого из автопроизводителей сделаны словно под копирку. Ставка у всех делается на новые модели и финансовые инструменты, расширение дилерской сети (даже производитель таких марок, как Porsche, собирается заводить своих продавцов в глубинке), повышение уровня сервисного обслуживания, создание централизованных складов автомобилей и запчастей. Последнее особенно важно и ново. Машин в эксплуатации становится все больше, и требуется качественное их «сопровождение». Если раньше достаточно было заманить покупателя к себе новинкой, то теперь на первое место выходит поддержание имиджа марки, чтобы клиент приходил снова и снова и другим советовал.

Ford рассчитывает продать в 2005 году около 60 000 машин. Инвестиции в новый Focus составят $50 млн., в склад запчастей — $20 млн. GM предполагает открыть двадцать новых дилерских центров. Основу продаж составят два глобальных бренда — Chevrolet и Opel.

Обширное обновление модельного ряда, который будет продаваться новым, расширенным составом дилеров по всей России, обещает VW. Производитель автомобилей класса премиум — Audi — также двинется в глубинку: откроет центры в Уфе, Краснодаре, Перми, Саратове, Пензе, Иркутске, Набережных Челнах и введет новый финансовый продукт, который, по мнению компании, сделает покупку новых и подержанных автомобилей этой марки особенно выгодной. Новая Audi A4 уже представлена москвичам (о ней — в следующем номере). Главная задача компании Mazda — как можно быстрее открыть свое представительство и увеличить поставки автомобилей, чтобы уменьшить очереди и не потерять потенциального клиента, который не хочет ждать машину по полгода и более. (Однако, по мнению экспертов, решить это в полной мере не удастся: компания все силы бросила на Запад, а мощностей заводов на всех не хватит.) Особую активность проявляют Volvo и Skoda. Обе марки еще несколько лет назад были одними из самых покупаемых в России, а теперь их позиции утрачены. Volvo назначила нового управляющего, который займется реструктуризацией дилерской сети и размещением склада поближе. Skoda скорректирует цены и запустит привлекательные для потенциальных покупателей кредитные программы.

Главная интрига года

Но главное событие наступившего года — небывало массовый вброс на наш рынок новых моделей практически всеми ведущими производителями. И тут существенную корректировку в расклад сил и предпочтений потребителей может внести Renault Logan за 7500 евро, сборку которого обещают начать в Москве в этом году. К тому же Renault, сидящая пока за спинами конкурентов, включила второе дыхание — перевела цены в доллары (одной из последних), и теперь ее машины будут заметно дешевле и привлекательнее (сейчас компания на 9-м месте по продажам).

Почти все заводы увеличили на этот год квоты на основные модели. Но новая модель отечественного автопрома — «Калина» — может изменить расклад сил в соотношении «иномарка—российский автомобиль»: если машину начнут покупать, как вазовские «десятки», то отечественных автомобилей снова будут продавать больше, чем новых иномарок.

Клиент созрел

«Покупатели, в свою очередь, начинают жить в другом мире, — считает руководитель аналитической группы «АвтоПроект XXI век» Олег Самохвалов. — У них на выбор товар один лучше другого с самыми заманчивыми и выгодными предложениями. И теперь всякий раз возникает необходимость выбирать из множества, учитывая все нюансы, а это всегда мучительно трудно». По словам президента Ford в России Хенрика Нензена, у российского потребителя действительно появилось «новое покупательское сознание», он мыслит теперь полной стоимостью покупки, т.е. оценивает не только первоначальную цену автомобиля и его качество, но учитывает и стоимость владения машиной, насколько она дешевеет со временем и какова будет в итоге ее цена при перепродаже. По словам главы представительства GM в России Хайди МакКормак, требования российского покупателя ныне полностью совпадают с требованиями покупателя европейского. При покупке машины у наших автомобилистов тоже на первый план выходят размер машины, наличие передовых технологий, уровень предоставляемой безопасности, расход топлива, остаточная цена и возможность выбрать требуемый кузов, двигатель и дополнительное оборудование. Причем отечественные автолюбители, в отличие от европейцев, по данным дилеров, предпочитают заказывать машины в максимально возможной комплектации и с наивысшим уровнем комфорта, а из кузовов — седаны и универсалы.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK