Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "НА ПОВЫШЕННЫХ ОБОРОТАХ"

Российский рынок факторинга возвращается на докризисную траекторию.    Объем факторингового рынка в стране за 9 месяцев 2010 года составил 304,1 млрд рублей. По итогам года оборот может достичь 500 млрд рублей. Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК), с результатами которого первым ознакомился «Профиль». Оборот игроков рынка, принявших участие в опросе АФК, составляет приблизительно 93% от общего объема рынка.
   
АКТИВНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ  


В третьем квартале этого го-да оборот российского рынка факторинга увеличился по сравнению со вторым кварталом на 64%. С января по октябрь 2010 года оборот участников рынка вырос на 116 млрд рублей, то есть более чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Таким образом, рынок выходит на докризисную тра-екторию.
   Совокупный факторинговый портфель на 1 октября 2010 года составил 61,5 млрд рублей. Темпы прироста портфеля в третьем квартале ко второму кварталу составили 24%, а за 9 месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — свыше 57%.
   Средняя оборачиваемость по портфелю составляет сейчас 52 дня. Различие темпов роста совокупного портфеля и оборота обусловлено ус-корением оборачиваемости портфелей крупных игроков до 25-30 дней при максимальных отсрочках, составляющих 90-120 дней.
   Объем выплаченного финансирования за 9 месяцев этого года составил 216 млрд рублей. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований по сравнению с первыми шестью месяцами 2010 года не изменилось и составило 76%.
   По-прежнему основной про-дукт рынка — факторинг с регрессом. В структуре продуктового ряда российских факторов его доля в обороте рынка составляет 76%. Доля внутреннего факторинга без регресса выросла незначи-тельно — на 0,8%. Доля внутреннего факторинга без фи-нансирования осталась без изменений. Объем между-народного факторинга продолжает стагнировать на фо-не роста внутреннего факторинга.
   Всего факторингом в этом году воспользовались свыше 2600 компаний при расчетах с более чем 10 700 дебиторами. Свыше 1,8 млн поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. Российские факто-ры, принявшие участие в сборе статистики, за 9 месяцев 2010 года привлекли 745 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 4599 новых дебиторов.

   По мнению и.о. начальника управления факторинга Альфа-банка Леонида Култыгина, отличительной особенностью третьего квартала является начало сезонного всплеска продаж у основной доли клиентов факторинговых компаний. Об увеличении количества заключенных договоров говорит и заместитель председателя правления банка НФК Корнелиу Робу. Способствовал этому ряд при-чин, как внутренних так и внешних. Среди первых эксперт называет «либерализацию» факторами политики риск-менеджмента, снижение тарифов, кросс-продажи факторинговых продуктов. Среди внешних — выход отдельных клиентов на предкризисные объемы производства и торговли, их более активная деятельность в части привлечения заемных средств и др.
   Прирост факторингового портфеля был зафиксирован и в компании «Эконом-факторинг». Однако, по словам генерального директора Дениса Ульянова, этот прирост был сформирован всего несколькими крупными клиентами, тогда как развиваться компания стремится за счет большого числа мелких клиентов (с лимитом финансирования до 1 млн рублей). «К сожалению, в этом секторе, мы его называем микробизнесом, предприниматели пока не переходят на отсрочку при реализации товаров или услуг, и факторинг оказывается здесь неуместным», — уточняет топ-менеджер.
   А вот активный рост портфеля компании «ВТБ Факторинг» в третьем квартале (с 4 млрд рублей до 6 млрд рублей) был обеспечен, как рассказал руководитель служ-бы маркетинга компании Вла-димир Ланев, прежде всего, за счет предложения постав-щикам розничных сетей уп-рощенных программ постановки на обслуживание и финансирование.
   Плановые работы по модернизации продуктового ряда, программного обеспечения и методики оценки профильных рисков продолжили в этот период и в банке «Петрокоммерц». «При этом мы сместили акценты наших усилий в область оптимизации взаимодействия с нашими клиентами», — отмечает директор департамента факторинга бан-ка Александр Морозов.
   По словам Леонида Култыгина, практически все факторы сейчас оптимизируют механизмы оценки финансового состояния клиентов, принятия рисков, автоматизации процессов и т.д. Одним словом, рынок активно совершенствует технологии и борется за клиентов.
   
НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ   

Основной тенденцией на рынке факторинга является сейчас обострение ценовой конкуренции. По словам начальника управления фак-торинга Роспромбанка Вади-ма Бирулина, ряд крупных банков и факторинговых ком-паний, обладающих дешевыми кредитными ресурсами, способны сейчас предложить клиентам весьма выгодные условия.
   А это приводит к тому, что на рынке царит демпинг и происходит переманивание клиентов, в основном поставщиков крупных торговых сетей. «Новые игроки загоняют рынок за грань рентабельности своими подходами к продажам и ведению бизнеса, — заявляет вице-президент Промсвязьбанка Виктор Носов. — Понятно, что поставщики сетей — это минимальный риск неплатежа от дебитора, что работа «в ноль» при демпинговых ставках — это способ захвата доли рынка, но при этом мало кто думает о будущем». Кроме того, сами поставщики сетей, особенно крупные, чувствуют себя сейчас гораздо увереннее, чем в кризис. У них достаточно возможностей, чтобы работать с се-тями на отсрочках за счет собственных средств, стандартных кредитов. К тому же их еще и балуют низкими тарифами на факторинг. По словам эксперта, доходит до смешного: поставщики обращаются к фактору не за финансированием, а за лимитом на дебитора, после чего, получив решение фактора, начинают работать напрямую с сетью без факторинга.
   Правда, как считает заместитель генерального дирек-тора компании «Транскредитфакторинг» Юрий Бабушкин, благодаря демпингу факторинг перестал восприниматься потенциальными клиентами как более технологичный и, как следствие, более дорогой, чем кредит, продукт.
   Вместе с тем, по мнению Корнелиу Робу, нынешняя ценовая конкуренция между факторами приводит к тому, что факторинг подменяется кредитованием под залог дебиторской задолженнос-ти без оказания иных фак-торинговых услуг. Это в первую очередь обусловлено тем, что банки оказались в сложном положении в связи с избытком короткой ликвидности и дефицитом надежных заемщиков, и размещение средств для банков стало задачей номер один.
   
ПО ЗАКОНАМ ТОРГОВЛИ  

Такое же двоякое влияние на рынок оказало и вступление в силу в 1 августа этого года нового закона «О торговле». «С одной стороны, за счет четкого определения отсрочек в законе факторы имеют возможность прогнозировать сроки размещения ресурсов, поставщики становятся дисциплинированными, — поясняет Леонид Култыгин. — С другой стороны, за счет уменьшения отсрочки по ряду товаров и необходимости четко придерживаться установленных сроков платежи для поставщика также становятся более предсказуемыми, вследствие чего факторинговый продукт становится менее актуальным для ряда компаний».
   Правда, большинство опрошенных АФК игроков говорят, что их отношений с клиентами законодательные изменения практически не затронули. «Какого-то существенного влияния на бизнес мы пока не заметили, возможно, последствия будут видны по итогам года, — рассказывает Виктор Носов. — У нас достаточно диверсифицированный портфель, чтобы одна категория клиентов — в данном случае поставщики продуктов питания в торговые сети — как-то резко повлияла на нашу динамику».
{PAGE}
   А вот заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин говорит, что после вступления в силу закона «О торговле» временное и незначительное снижение доли поставщиков ряда сетей в об-щем факторинговом портфеле все-таки произошло.
   «Если оценивать процент оборота, который мы поте-ряли после вступления в си-лу упомянутого выше закона, то он не столь значительный — менее 3%, — добавляет Денис Ульянов, — но если оценивать, скольким нашим потенциальным клиентам, которых мы еще не успели привлечь к сотрудничеству, факторинг оказался не нужен, тогда, думаю, цифра окажется равной 15-30%».
   В качестве плюса нового закона Владимир Ланев отметил, что факторинг, как сервис, стал интереснее ритейлерам, потому что за счет дополнительного льготного периода оплаты позволяет получать большую отсрочку платежа, чем сейчас установлено законом. Речь идет об отсрочках по некоторым важным для сетей группам товаров, в частности, в сегменте продуктов питания.
   Положительным результа-том введения закона, по мне-нию начальника управления факторинга Кредит Европа Банка Дмитрия Малова, стал и рост оборачиваемос-ти факторингового портфеля на рынке. Если, к примеру, в сентябре прошлого года оборачиваемость составляла 69 дней, то в этом сентябре — уже 54 дня. Владимир Ланев считает, что этот факт также говорит и об оздоровлении факторингового бизнеса в целом.
   Естественно, факторы ожидают роста оборота и портфеля и в четвертом квартале этого года. По оценкам Виктора Носова, рост факторин-гового оборота до конца го-да составит порядка 40% по сравнению с прошедшими тремя кварталами. Свой прогноз есть у начальника банковского управления Метал-линвестбанка Михаила Окунева, который предсказывает 25-процентный прирост в октябре-декабре 2010 года. Большинство опрошенных факторов в следующем году планируют вкладывать средства в развитие инфраструктуры либо в продвижение. Бо-лее половины заявили о существенном росте таких рас-ходов, треть — на уровне 2010 года. Так, например, Русская факторинговая ком-пания, чтобы повысить уровень сервиса, планирует увеличить свои затраты на IT-сопровождение и развитие клиентских сервисов. «В ближайшее время будет запущен электронный документооборот, позволяющий уменьшить количество бумажной работы для клиентов, — уточняет генеральный директор компании Елена Гладких. — Дополнительный сервис позволит нашим клиентам привлечь больше покупателей из регионов, независимо от их удаленности от офиса поставщика».
   

   160 МЛРД РУБЛЕЙ
   (55% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА РЫНКА) СОСТАВЛЯЕТ ОБОРОТ ЧЛЕНОВ АФК
   ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2010 ГОДА

  

   ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Александр МОРОЗОВ,
   директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц»:
   «Для поставщиков торговых сетей, вне зависимости от номенклатуры поставляемых товаров, у нас существуют специальные условия обслуживания. Во-первых, мы предлагаем для них льготные тарифы на фак-торинговое обслуживание, эффективная ставка для таких клиентов может быть ниже 10% годовых. Во-вторых, у нас действует упрощенная процедура рассмотрения заявок для поставщиков торговых сетей, которая предусматривает принятие решения в течение 3-5 рабочих дней. В-третьих, мы практически не ограничиваем в этом случае лимиты финансирования. Например, компания может получить лимит в несколько раз больший, чем объем поставок в сеть на текущий момент, или получить лимит на торговую сеть, в которую раньше не осуществляла поставок».
   
   Александр ФЕДОРОВ,
   заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф»:
   «Наш специальный продукт «Факторинг Ритейл» позволяет торговым компаниям получать финансирование на особых условиях — это отсутствие ограничений в лимитах финансирования по большинству федеральных и региональных сетей, упрощенный пакет доку-ментов и ускоренный процесс рассмотрения. Решение по финан-сированию сетевых поставщиков мы принимаем в течение 1-2 дней, при этом для работы поставщиков у нас предусмотрены специальные пониженные тарифные планы (в среднем это 1% от поставки при отсрочке в 30 дней). В компании «Лайф» с сетя-ми налажен ускоренный процесс подписания уведомлений и со-гласования условий работы, что помогает поставщикам быстро получать финансирование по произведенным поставкам».
   
   Елена ГЛАДКИХ,
   генеральный директор Русской факторинговой компании:
   «Специально для поставщиков сетевых магазинов РФК разработала продукт «Факторинг для поставок в сети». Это пакетное, готовое предложение. Суть его заключается в сниженных требованиях к клиенту при приеме на обслуживание, низких процентных ставках и льготных условиях работы. Так, например, мы не просим поставщиков сетевых магазинов предоставлять нам отчет-ность покупателей. На сетевых дебиторов мы сразу устанавливаем лимит в 10 млн рублей, и если поставщику необходимо больше, то готовы оперативно увеличивать лимиты до необходимой суммы. При этом предлагаемый срок отсрочки может составлять до 120 дней, что очень важно для многих наших клиентов. Таким образом, мы предоставляем не просто необходимое финансирование, но и льгот-ные условия сотрудничества, позволяющие быстро и эффективно налаживать отношения поставщиков и сетей».
   
   Борис МЕЛЬНИКОВ
   генеральный директор ООО «ФакторРус»:
   «Несмотря на то, что наша компания работает с любой дебиторской задолженностью, мы не оставляем без внимания увеличение объема факторинга по сетевым дебиторам. Для этого в компании постоянно разрабатываются новые продукты и специальные предложения для поставщиков в сети. Текущая ситуация показывает, что у компании «ФакторРус», как и у большинства факторов, действуют специальные тарифы и сокращен срок рассмотрения заявки с сетевой дебиторской задолженностью. В дополнение к этому мы готовы предлагать применение электронного документооборота, что значительно упрощает процесс передачи документов и уменьшает срок выплаты финансирования».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK