23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "На Северную Пальмиру!"

Архивная публикация 2006 года: "На Северную Пальмиру!"

Крупнейшие российские нефтяные холдинги вновь атакуют топливный рынок Санкт-Петербурга, на котором пока господствуют независимые торговцы нефтепродуктами. Своих планов экспансии на северо-западный рынок не скрывают три крупнейшие российские нефтяные компании — «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «Роснефть». Стремление компаний укрепиться и расширить розничный бизнес в Северной Пальмире вполне логично. Топливный рынок Санкт-Петербурга, ежегодный оборот которого составляет $400—450 млн., является вторым в стране по привлекательности после московского.

Между тем в столице делить уже практически нечего: рынок устоялся, и серьезных изменений в расстановке сил на нем игроки могут добиться только с помощью весьма дорогостоящих сделок по слиянию и поглощению.

А вот в Петербурге можно вполне удачно побороться за место под солнцем. Тем более что политическая конъюнктура сегодня, не в пример прошлым годам, благоприятна для нефтяников. Дело в том, что прежние губернаторы города — Анатолий Собчак и Владимир Яковлев — покровительствовали местным независимым трейдерам, в особенности Петербургской топливной компании (ПТК). А нынешние власти во главе с Валентиной Матвиенко активно ратуют за увеличение доли присутствия крупнейших нефтяных холдингов на питерском рынке.

По оценкам местных трейдеров, для создания рентабельного топливного бизнеса в городе нужна сеть приблизительно из 50 АЗС. Сегодня только у «ЛУКОЙЛа» здесь есть 55 заправок (в планах компании нарастить их количество до 100—110), у остальных нефтяников не наберется и 10.

Если холдингам удастся освоить рынок Петербурга, количество местных независимых игроков, по оценкам экспертов, может снизиться до 10—11 компаний (сейчас их — более 20). По словам главы Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, в первую очередь нефтяники будут строить новые заправки, во вторую — покупать существующие сети. Правда, независимые трейдеры не торопятся продавать свои АЗС. Опрошенные «Профилем» петербургские компании сообщили приблизительно одно и то же: купить заправки по привлекательной рыночной цене никто им не предлагает, а продавать бизнес на иных условиях смысла они не видят. Одновременно крупнейшие независимые игроки питерского топливного рынка, такие как ПТК, «Фаэтон», «Линос», вообще не планируют расставаться с бизнесом.

Крепкий орешек
В Питер крупнейшие нефтяные холдинги рвутся с 90-х годов. Но местный топливный рынок пока выдерживал натиск гигантов. Не раз компании поспешно анонсировали свои наполеоновские планы по «освоению» Петербурга, которые затем не были реализованы.

Например, «ЛУКОЙЛ» обещал занять треть рынка к концу 1999 года, но с 1997 по 2001 год компании удалось открыть здесь только... 5 АЗС. «ЛУКОЙЛ» вел переговоры о покупке крупнейших сетей — «Фаэтона» и ПТК, но безуспешно. Компании Вагита Алекперова в 2004 году сдался только один крупный местный трейдер — «Балт-Трейд».

От «ЛУКОЙЛа» пытался не отставать и ЮКОС: в конце 90-х он собирался получить в Питере около 25% розницы. Но планам и этой компании не суждено было сбыться. В 2003 году ЮКОС не смог купить «Фаэтон». Этого же трейдера пыталась приобрести и «Славнефть», и тоже безуспешно. Правда, «Славнефти» удалось заключить франчайзинговые договоры с «Линосом», «Баррелем» и «Фаэтоном», который позже все же выпал из обоймы нефтяной компании.

В отличие от своих коллег «Сургутнефтегаз» (в результате реструктуризации нефтяной отрасли в начале 90-х годов получил 90% хранения и розничного сбыта нефтепродуктов в Петербурге, но затем потерял свои топливные активы, которые достались ПТК), наоборот, не стремился на розничный рынок. Хотя компания является одним из ключевых оптовых поставщиков Северо-Западного региона, ее руководство считает, что работа в рознице принесет только лишние расходы и проблемы.

Топливный рынок Санкт-Петербурга















































КомпанияКоличество АЗС в городе* (области) Доля на рынке (%)
Петербургская топливная компания89 (21)26,9
«ЛУКОЙЛ Северо-Запад»55 (24)16,6
«Фаэтон» и «Фаэтон Аэро»35 (8)10,6
«Несте СПб»31 (3)9,4
«Линос»24 (8)7,3
Shell175,1
«Балт-Трейд»13 (3)3,9
Всего331 (151**)100

* Санкт-Петербург, Зеленогорск, Шушары, Колпино, Пушкин, Павловс к, Петродворец, Красное Село, Кронштадт.

** Количество АЗС в области, которые принадлежат трейдерам, работающим в Санкт-Петербурге.


Строить и покупать
Крупнейшие игроки топливного рынка — «Фаэтон», «Линос», ПТК — намерены развивать свои сети, увеличивая их на несколько АЗС в год.

Трейдеры предполагают, что нефтяники могут купить некоторое количество АЗС у «Фаэтона» — компания известна своей особой тактикой: она строит новые, покупает и модернизирует существующие АЗС, а затем выгодно их перепродает. Но есть еще и мелкие трейдеры, с которыми нефтяникам будет проще договориться о приобретении принадлежащих им сетей (покупка действующей АЗС в Петербурге сегодня может стоить около $1,3 млн.). Правда, по этому же пути могут пойти и местные крупные игроки, что сделает схватку за петербургский топливный рынок довольно жаркой.

Сейчас главная задача крупных питерских трейдеров — пролоббировать в правительстве Санкт-Петербурга принятие схемы развития АЗС в городе, чтобы ограничить продажу нефтяникам участков под строительство новых заправок. Независимым торговцам, естественно, невыгодно, чтобы количество заправок в городе резко увеличивалось, так как это будет означать снижение объемов сбыта и рентабельности их бизнеса.

По словам опрошенных «Профилем» петербургских торговцев, привлекательные участки, где поблизости нет никаких АЗС, у города закончились, теперь придется раздавать те, по соседству с которыми уже действуют заправки. Однако пока у торговцев плохо получается защищать свои интересы: участники рынка говорят, что администрация от них полностью отвернулась.

Нефтяники же демонстрируют высокую заинтересованность в тендерах на продажу участков под АЗС, не сомневаясь, что, даже получив территорию, рядом с которой уже работает автозаправочная станция, им удастся обыграть независимого конкурента (для сведения: один участок под строительство АЗС может обойтись нефтяникам не менее чем в $1,7 млн, строительство заправки — еще в $1,2—1,7 млн.).

Натиск на Северо-Запад
«ЛУКОЙЛ» еще в прошлом году смог пролоббировать и получить от администрации города одним лотом сразу 30 участков под строительство новых АЗС. Представитель «ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт» Сергей Ненашев рассказал «Профилю», что компания не ведет переговоров о покупке существующих АЗС, так как их никто не продает, и всерьез настроена заниматься строительством новых станций.

«Славнефть», ранее активно рвавшаяся в Питер, в 2005 году фактически ушла с рынка. Правда, не по собственной воле. Дело в том, что 7 АЗС компании в Петербурге в ходе раздела бизнеса основными акционерами «Славнефти» — ТНК-ВР и «Сибнефтью» — отошли последней. При этом компания перестала быть основным поставщиком для независимого трейдера «Линоса», который покупает теперь топливо из нескольких источников. Будет ли «Линос», работавший ранее под брендом «Славнефти», работать под маркой «Сибнефти» — вопрос переговоров. В прошлом году «Сибнефть» получила 7 участков под строительство новых станций, а всего хочет иметь в Северной столице 30—50 АЗС. Однако на питерском рынке говорят, что компания пока не проявляет особой активности. Видимо, это можно объяснить тем, что ее новый собственник, «Газпром», все еще продолжает входить в курс дел в «Сибнефти».

Гораздо агрессивнее ведет себя российско-британская ТНК-ВР, объявившая о своих планах по покорению петербургского топливного рынка только в прошлом году. Она приобрела в 2005 году 15 участков за $25,3 млн. Трейдеры утверждают, что это средние по привлекательности участки, но компания выложила за них баснословные деньги: видимо, слишком велико желание попасть на рынок. Теперь ТНК-ВР намерена выстроить в Петербурге и Ленинградской области сеть из 60 АЗС. В «ТНК-ВР Северная Столица» уточняют, что компания будет и строить, и покупать заправки.

Присматривается к рынку и государственная «Роснефть»: компания начала переговоры с «Фаэтоном» о покупке 5—7 АЗС и с «Линосом» — о подписании джобберского договора приблизительно на 28 АЗС. В «Фаэтоне» подтверждают эту информацию, но подчеркивают, что о количестве АЗС говорить пока рано. Комментария «Линоса» получить не удалось.

Судя по всему, у крупных нефтяных холдингов сегодня есть шансы закрепиться на топливном рынке Санкт-Петербурга и реализовать давно разработанные планы. Уже сейчас можно предположить, что фаворитами гонки, скорее всего, окажутся «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР. Первый из-за нынешнего количества АЗС и выкупленных под строительство новых станций участков уже находится в выигрышном положении по сравнению с другими нефтяными холдингами. Что касается ТНК-ВР, то компания проявляет гораздо более высокую активность в освоении местного рынка, что вскоре может принести весьма неплохие плоды.

Крупнейшие российские нефтяные холдинги вновь атакуют топливный рынок Санкт-Петербурга, на котором пока господствуют независимые торговцы нефтепродуктами. Своих планов экспансии на северо-западный рынок не скрывают три крупнейшие российские нефтяные компании — «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «Роснефть». Стремление компаний укрепиться и расширить розничный бизнес в Северной Пальмире вполне логично. Топливный рынок Санкт-Петербурга, ежегодный оборот которого составляет $400—450 млн., является вторым в стране по привлекательности после московского.

Между тем в столице делить уже практически нечего: рынок устоялся, и серьезных изменений в расстановке сил на нем игроки могут добиться только с помощью весьма дорогостоящих сделок по слиянию и поглощению.

А вот в Петербурге можно вполне удачно побороться за место под солнцем. Тем более что политическая конъюнктура сегодня, не в пример прошлым годам, благоприятна для нефтяников. Дело в том, что прежние губернаторы города — Анатолий Собчак и Владимир Яковлев — покровительствовали местным независимым трейдерам, в особенности Петербургской топливной компании (ПТК). А нынешние власти во главе с Валентиной Матвиенко активно ратуют за увеличение доли присутствия крупнейших нефтяных холдингов на питерском рынке.

По оценкам местных трейдеров, для создания рентабельного топливного бизнеса в городе нужна сеть приблизительно из 50 АЗС. Сегодня только у «ЛУКОЙЛа» здесь есть 55 заправок (в планах компании нарастить их количество до 100—110), у остальных нефтяников не наберется и 10.

Если холдингам удастся освоить рынок Петербурга, количество местных независимых игроков, по оценкам экспертов, может снизиться до 10—11 компаний (сейчас их — более 20). По словам главы Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, в первую очередь нефтяники будут строить новые заправки, во вторую — покупать существующие сети. Правда, независимые трейдеры не торопятся продавать свои АЗС. Опрошенные «Профилем» петербургские компании сообщили приблизительно одно и то же: купить заправки по привлекательной рыночной цене никто им не предлагает, а продавать бизнес на иных условиях смысла они не видят. Одновременно крупнейшие независимые игроки питерского топливного рынка, такие как ПТК, «Фаэтон», «Линос», вообще не планируют расставаться с бизнесом.

Крепкий орешек

В Питер крупнейшие нефтяные холдинги рвутся с 90-х годов. Но местный топливный рынок пока выдерживал натиск гигантов. Не раз компании поспешно анонсировали свои наполеоновские планы по «освоению» Петербурга, которые затем не были реализованы.

Например, «ЛУКОЙЛ» обещал занять треть рынка к концу 1999 года, но с 1997 по 2001 год компании удалось открыть здесь только... 5 АЗС. «ЛУКОЙЛ» вел переговоры о покупке крупнейших сетей — «Фаэтона» и ПТК, но безуспешно. Компании Вагита Алекперова в 2004 году сдался только один крупный местный трейдер — «Балт-Трейд».

От «ЛУКОЙЛа» пытался не отставать и ЮКОС: в конце 90-х он собирался получить в Питере около 25% розницы. Но планам и этой компании не суждено было сбыться. В 2003 году ЮКОС не смог купить «Фаэтон». Этого же трейдера пыталась приобрести и «Славнефть», и тоже безуспешно. Правда, «Славнефти» удалось заключить франчайзинговые договоры с «Линосом», «Баррелем» и «Фаэтоном», который позже все же выпал из обоймы нефтяной компании.

В отличие от своих коллег «Сургутнефтегаз» (в результате реструктуризации нефтяной отрасли в начале 90-х годов получил 90% хранения и розничного сбыта нефтепродуктов в Петербурге, но затем потерял свои топливные активы, которые достались ПТК), наоборот, не стремился на розничный рынок. Хотя компания является одним из ключевых оптовых поставщиков Северо-Западного региона, ее руководство считает, что работа в рознице принесет только лишние расходы и проблемы.

Топливный рынок Санкт-Петербурга















































КомпанияКоличество АЗС в городе* (области) Доля на рынке (%)
Петербургская топливная компания89 (21)26,9
«ЛУКОЙЛ Северо-Запад»55 (24)16,6
«Фаэтон» и «Фаэтон Аэро»35 (8)10,6
«Несте СПб»31 (3)9,4
«Линос»24 (8)7,3
Shell175,1
«Балт-Трейд»13 (3)3,9
Всего331 (151**)100

* Санкт-Петербург, Зеленогорск, Шушары, Колпино, Пушкин, Павловс к, Петродворец, Красное Село, Кронштадт.

** Количество АЗС в области, которые принадлежат трейдерам, работающим в Санкт-Петербурге.



Строить и покупать

Крупнейшие игроки топливного рынка — «Фаэтон», «Линос», ПТК — намерены развивать свои сети, увеличивая их на несколько АЗС в год.

Трейдеры предполагают, что нефтяники могут купить некоторое количество АЗС у «Фаэтона» — компания известна своей особой тактикой: она строит новые, покупает и модернизирует существующие АЗС, а затем выгодно их перепродает. Но есть еще и мелкие трейдеры, с которыми нефтяникам будет проще договориться о приобретении принадлежащих им сетей (покупка действующей АЗС в Петербурге сегодня может стоить около $1,3 млн.). Правда, по этому же пути могут пойти и местные крупные игроки, что сделает схватку за петербургский топливный рынок довольно жаркой.

Сейчас главная задача крупных питерских трейдеров — пролоббировать в правительстве Санкт-Петербурга принятие схемы развития АЗС в городе, чтобы ограничить продажу нефтяникам участков под строительство новых заправок. Независимым торговцам, естественно, невыгодно, чтобы количество заправок в городе резко увеличивалось, так как это будет означать снижение объемов сбыта и рентабельности их бизнеса.

По словам опрошенных «Профилем» петербургских торговцев, привлекательные участки, где поблизости нет никаких АЗС, у города закончились, теперь придется раздавать те, по соседству с которыми уже действуют заправки. Однако пока у торговцев плохо получается защищать свои интересы: участники рынка говорят, что администрация от них полностью отвернулась.

Нефтяники же демонстрируют высокую заинтересованность в тендерах на продажу участков под АЗС, не сомневаясь, что, даже получив территорию, рядом с которой уже работает автозаправочная станция, им удастся обыграть независимого конкурента (для сведения: один участок под строительство АЗС может обойтись нефтяникам не менее чем в $1,7 млн, строительство заправки — еще в $1,2—1,7 млн.).

Натиск на Северо-Запад

«ЛУКОЙЛ» еще в прошлом году смог пролоббировать и получить от администрации города одним лотом сразу 30 участков под строительство новых АЗС. Представитель «ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт» Сергей Ненашев рассказал «Профилю», что компания не ведет переговоров о покупке существующих АЗС, так как их никто не продает, и всерьез настроена заниматься строительством новых станций.

«Славнефть», ранее активно рвавшаяся в Питер, в 2005 году фактически ушла с рынка. Правда, не по собственной воле. Дело в том, что 7 АЗС компании в Петербурге в ходе раздела бизнеса основными акционерами «Славнефти» — ТНК-ВР и «Сибнефтью» — отошли последней. При этом компания перестала быть основным поставщиком для независимого трейдера «Линоса», который покупает теперь топливо из нескольких источников. Будет ли «Линос», работавший ранее под брендом «Славнефти», работать под маркой «Сибнефти» — вопрос переговоров. В прошлом году «Сибнефть» получила 7 участков под строительство новых станций, а всего хочет иметь в Северной столице 30—50 АЗС. Однако на питерском рынке говорят, что компания пока не проявляет особой активности. Видимо, это можно объяснить тем, что ее новый собственник, «Газпром», все еще продолжает входить в курс дел в «Сибнефти».

Гораздо агрессивнее ведет себя российско-британская ТНК-ВР, объявившая о своих планах по покорению петербургского топливного рынка только в прошлом году. Она приобрела в 2005 году 15 участков за $25,3 млн. Трейдеры утверждают, что это средние по привлекательности участки, но компания выложила за них баснословные деньги: видимо, слишком велико желание попасть на рынок. Теперь ТНК-ВР намерена выстроить в Петербурге и Ленинградской области сеть из 60 АЗС. В «ТНК-ВР Северная Столица» уточняют, что компания будет и строить, и покупать заправки.

Присматривается к рынку и государственная «Роснефть»: компания начала переговоры с «Фаэтоном» о покупке 5—7 АЗС и с «Линосом» — о подписании джобберского договора приблизительно на 28 АЗС. В «Фаэтоне» подтверждают эту информацию, но подчеркивают, что о количестве АЗС говорить пока рано. Комментария «Линоса» получить не удалось.

Судя по всему, у крупных нефтяных холдингов сегодня есть шансы закрепиться на топливном рынке Санкт-Петербурга и реализовать давно разработанные планы. Уже сейчас можно предположить, что фаворитами гонки, скорее всего, окажутся «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР. Первый из-за нынешнего количества АЗС и выкупленных под строительство новых станций участков уже находится в выигрышном положении по сравнению с другими нефтяными холдингами. Что касается ТНК-ВР, то компания проявляет гораздо более высокую активность в освоении местного рынка, что вскоре может принести весьма неплохие плоды.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».