Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "На взлете"

Международный журнал Airline Business опубликовал рейтинг 150 ведущих аэропортов мира за 2002 год. Впервые за все время существования рейтинга Россию в нем, наряду с традиционно присутствовавшим в топ-листе «Шереметьевом», теперь представляет еще один отечественный фигурант — аэропорт «Домодедово».Попадание «Домодедова» в престижный международный рейтинг не случайно. В прошлом году, по итогам которого и составлялся очередной топ-лист аэропортов, «Домодедово» показало такую динамику увеличения объемов пассажироперевозок (рост 72,6%), какую не смог продемонстрировать ни один другой аэропорт мира.
И сейчас уже трудно поверить, что еще лет десять назад это был, пожалуй, самый мрачный аэропорт Москвы.
«Домодедово» проектировался в конце 50-х годов как основной аэропорт Московского авиаузла и самый крупный в Советском Союзе и был рассчитан на прием всех типов отечественных и иностранных самолетов.
Хотя аэропортовый комплекс и создавался с учетом прогрессивных на тот момент инженерных решений, к середине 70-х его потенциальные возможности были исчерпаны. Уже тогда стали планировать дальнейшее развитие аэропорта, но планы оставались нереализованными и комплекс постепенно деградировал. К началу 90-х годов о былом замахе на основной аэропорт Московского авиаузла уже забыли.
В конце 90-х управляющей компанией «Домодедова» становится возглавляемая Дмитрием Каменщиком «Группа ИСТ ЛАЙН», которая и сегодня остается практически единственной российской бизнес-структурой, специализирующейся на предоставлении авиационных услуг и управлении аэропортами. При этом с самого начала ставка была сделана на превращение фактора качества услуг в базовый компонент развития «Домодедова» и его основное конкурентное преимущество. Такой подход, как показало время, оказался оправданным. Осязаемые результаты этой работы появились не сразу, а лишь когда требовательность российского пассажира стала осознаваться как категория экономическая.
В 1996—1997 годах в рамках Группы создается девять компаний, каждая из которых осуществляет развитие одной из составляющих аэропортового комплекса — пассажирского терминала, аэродрома, грузового терминала, авиационно-технической базы и т.д. Такая организационная схема позволила повысить прозрачность финансовых потоков и оптимизировать распределение ресурсов.
Последнее было особенно актуально, ведь почти вся инфраструктура «Домодедова», в основе своей сформированная еще в 60—70-х годах прошлого века, требовала коренной модернизации и развития. На эти цели с начала реконструкции в 1998 году «Группой ИСТ ЛАЙН» израсходовано уже более $500 млн., и руководство компании не скрывает, что этот проект пока поглощает практически всю прибыль холдинга.
Однако такая стратегия в долгосрочной перспективе оказывается вполне прагматичной. Уже сейчас «Домодедово» успешно позиционируется как самый современный аэропорт России.
Самый не самый, но, безусловно, на сегодня это наш единственный аэропортовый комплекс, способный предоставить пассажирам и авиакомпаниям сервис европейского уровня.
Далеко не каждый аэропорт способен в полной мере управлять качеством своих транспортных услуг. Жизнь большинства аэропортов во многом обусловлена деятельностью контрагентов по бизнесу — грузовых и пассажирских авиакомпаний, туроператоров, других аэропортов и транспортных центров. Несмотря на существующие связи, недостаточная согласованность этих субъектов зачастую приводит к накладкам и сбоям, эхом которых для пассажиров являются, например, задержка вылета, отмена и опоздание рейсов.
Возможно, во многом успехи «Домодедова» последних лет объясняются нестандартностью реализуемых моделей сотрудничества с контрагентами аэропорта. Один из ведущих принципов здесь — совместная разработка услуги и совместное повышение ее качества. С момента продажи билета до получения багажа в конечном аэропорту это качество должно быть выше, чем у конкурентов.
Иллюстрацией к сказанному служит проект запуска Скоростной транспортной системы (СТС) — железнодорожной магистрали, связавшей «Домодедово» с Павелецким вокзалом. В результате этого проекта Московской железной дороги и «Группы ИСТ ЛАЙН» стал возможен принципиально новый уровень обслуживания авиапассажиров. СТС позволяет добраться до аэропорта за 40 минут, зарегистрироваться на Павелецком вокзале за 24 часа до вылета и т.п.
Кроме того, сегодня за счет совместной услуги авиакомпаний, железной дороги и экспресс-технологий аэропорта пассажир может добраться из центра Москвы в Санкт-Петербург всего за 2 часа 20 минут, в Нижний Новгород — за 2 часа 35 минут.
Это минимальное и, главное, гарантированное время.
Сегодня 18 крупных перевозчиков, обслуживающихся в «Домодедове», предоставляют своим пассажирам бесплатный проезд в скоростном поезде «Павелецкий—Домодедово». Таким образом, подобная консолидация услуг оказывается выгодной всем — и пассажирам, и Московской железной дороге, и авиакомпаниям, и, конечно же, «Домодедову».
Умение сформировать баланс интересов привлекает в «Домодедово» все большее число российских и зарубежных авиакомпаний. Вслед за ведущими российскими операторами сюда перевели все свои рейсы и ряд зарубежных национальных перевозчиков, в частности Air Malta, Swiss Air, Adria, British Airways, Emirates.
Есть все основания полагать, что процесс перемещения авиакомпаний в «Домодедово» продолжится. Во всяком случае, соответствующие переговоры сейчас ведутся сразу с несколькими компаниями. И хотя в «Группе ИСТ ЛАЙН» от конкретных комментариев на эту тему воздерживаются, известно, что с 26 августа года свои полеты в аэропорт «Домодедово» начинает еще одна зарубежная авиакомпания — Germania.
Инновационный опыт «Домодедова» востребован в России и стимулирует появление проектов реконструкции и других отечественных аэропортов. Недаром, например, генеральный директор новосибирского аэропорта «Толмачево» Андрей Лобкин заявил о своей приверженности модели развития аэропорта, реализованной «Группой ИСТ ЛАЙН» в «Домодедове».
Однако, по мнению большинства экспертов, оптимальное время для запуска такого рода проектов уже упущено, а потому «Домодедово» обладает сегодня наибольшим потенциалом развития в стратегической перспективе. При условии, что инвестирование в аэропорт будет осуществляться на нынешнем уровне, «Домодедово» может в течение нескольких лет занять лидирующие позиции по объему авиаперевозок в России.

Изменения пассажирских отправок в 2002 году относительно 2001 года (%)

ДМД74,8
ВНК-16,3
ШРМ-5,6
МАУ8,4

ДМД — Домодедово

ВНК — Внуково

ШРМ — Шереметьево

МАУ — Все аэропорты Московского Авиационного узла

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK