29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "На взлете"

Архивная публикация 2003 года: "На взлете"

Международный журнал Airline Business опубликовал рейтинг 150 ведущих аэропортов мира за 2002 год. Впервые за все время существования рейтинга Россию в нем, наряду с традиционно присутствовавшим в топ-листе "Шереметьевом", теперь представляет еще один отечественный фигурант -- аэропорт "Домодедово".Попадание "Домодедова" в престижный международный рейтинг не случайно. В прошлом году, по итогам которого и составлялся очередной топ-лист аэропортов, "Домодедово" показало такую динамику увеличения объемов пассажироперевозок (рост 72,6%), какую не смог продемонстрировать ни один другой аэропорт мира.
И сейчас уже трудно поверить, что еще лет десять назад это был, пожалуй, самый мрачный аэропорт Москвы.
"Домодедово" проектировался в конце 50-х годов как основной аэропорт Московского авиаузла и самый крупный в Советском Союзе и был рассчитан на прием всех типов отечественных и иностранных самолетов.
Хотя аэропортовый комплекс и создавался с учетом прогрессивных на тот момент инженерных решений, к середине 70-х его потенциальные возможности были исчерпаны. Уже тогда стали планировать дальнейшее развитие аэропорта, но планы оставались нереализованными и комплекс постепенно деградировал. К началу 90-х годов о былом замахе на основной аэропорт Московского авиаузла уже забыли.
В конце 90-х управляющей компанией "Домодедова" становится возглавляемая Дмитрием Каменщиком "Группа ИСТ ЛАЙН", которая и сегодня остается практически единственной российской бизнес-структурой, специализирующейся на предоставлении авиационных услуг и управлении аэропортами. При этом с самого начала ставка была сделана на превращение фактора качества услуг в базовый компонент развития "Домодедова" и его основное конкурентное преимущество. Такой подход, как показало время, оказался оправданным. Осязаемые результаты этой работы появились не сразу, а лишь когда требовательность российского пассажира стала осознаваться как категория экономическая.
В 1996--1997 годах в рамках Группы создается девять компаний, каждая из которых осуществляет развитие одной из составляющих аэропортового комплекса -- пассажирского терминала, аэродрома, грузового терминала, авиационно-технической базы и т.д. Такая организационная схема позволила повысить прозрачность финансовых потоков и оптимизировать распределение ресурсов.
Последнее было особенно актуально, ведь почти вся инфраструктура "Домодедова", в основе своей сформированная еще в 60--70-х годах прошлого века, требовала коренной модернизации и развития. На эти цели с начала реконструкции в 1998 году "Группой ИСТ ЛАЙН" израсходовано уже более $500 млн., и руководство компании не скрывает, что этот проект пока поглощает практически всю прибыль холдинга.
Однако такая стратегия в долгосрочной перспективе оказывается вполне прагматичной. Уже сейчас "Домодедово" успешно позиционируется как самый современный аэропорт России.
Самый не самый, но, безусловно, на сегодня это наш единственный аэропортовый комплекс, способный предоставить пассажирам и авиакомпаниям сервис европейского уровня.
Далеко не каждый аэропорт способен в полной мере управлять качеством своих транспортных услуг. Жизнь большинства аэропортов во многом обусловлена деятельностью контрагентов по бизнесу -- грузовых и пассажирских авиакомпаний, туроператоров, других аэропортов и транспортных центров. Несмотря на существующие связи, недостаточная согласованность этих субъектов зачастую приводит к накладкам и сбоям, эхом которых для пассажиров являются, например, задержка вылета, отмена и опоздание рейсов.
Возможно, во многом успехи "Домодедова" последних лет объясняются нестандартностью реализуемых моделей сотрудничества с контрагентами аэропорта. Один из ведущих принципов здесь -- совместная разработка услуги и совместное повышение ее качества. С момента продажи билета до получения багажа в конечном аэропорту это качество должно быть выше, чем у конкурентов.
Иллюстрацией к сказанному служит проект запуска Скоростной транспортной системы (СТС) -- железнодорожной магистрали, связавшей "Домодедово" с Павелецким вокзалом. В результате этого проекта Московской железной дороги и "Группы ИСТ ЛАЙН" стал возможен принципиально новый уровень обслуживания авиапассажиров. СТС позволяет добраться до аэропорта за 40 минут, зарегистрироваться на Павелецком вокзале за 24 часа до вылета и т.п.
Кроме того, сегодня за счет совместной услуги авиакомпаний, железной дороги и экспресс-технологий аэропорта пассажир может добраться из центра Москвы в Санкт-Петербург всего за 2 часа 20 минут, в Нижний Новгород -- за 2 часа 35 минут.
Это минимальное и, главное, гарантированное время.
Сегодня 18 крупных перевозчиков, обслуживающихся в "Домодедове", предоставляют своим пассажирам бесплатный проезд в скоростном поезде "Павелецкий--Домодедово". Таким образом, подобная консолидация услуг оказывается выгодной всем -- и пассажирам, и Московской железной дороге, и авиакомпаниям, и, конечно же, "Домодедову".
Умение сформировать баланс интересов привлекает в "Домодедово" все большее число российских и зарубежных авиакомпаний. Вслед за ведущими российскими операторами сюда перевели все свои рейсы и ряд зарубежных национальных перевозчиков, в частности Air Malta, Swiss Air, Adria, British Airways, Emirates.
Есть все основания полагать, что процесс перемещения авиакомпаний в "Домодедово" продолжится. Во всяком случае, соответствующие переговоры сейчас ведутся сразу с несколькими компаниями. И хотя в "Группе ИСТ ЛАЙН" от конкретных комментариев на эту тему воздерживаются, известно, что с 26 августа года свои полеты в аэропорт "Домодедово" начинает еще одна зарубежная авиакомпания -- Germania.
Инновационный опыт "Домодедова" востребован в России и стимулирует появление проектов реконструкции и других отечественных аэропортов. Недаром, например, генеральный директор новосибирского аэропорта "Толмачево" Андрей Лобкин заявил о своей приверженности модели развития аэропорта, реализованной "Группой ИСТ ЛАЙН" в "Домодедове".
Однако, по мнению большинства экспертов, оптимальное время для запуска такого рода проектов уже упущено, а потому "Домодедово" обладает сегодня наибольшим потенциалом развития в стратегической перспективе. При условии, что инвестирование в аэропорт будет осуществляться на нынешнем уровне, "Домодедово" может в течение нескольких лет занять лидирующие позиции по объему авиаперевозок в России.

Изменения пассажирских отправок в 2002 году относительно 2001 года (%)

Международный журнал Airline Business опубликовал рейтинг 150 ведущих аэропортов мира за 2002 год. Впервые за все время существования рейтинга Россию в нем, наряду с традиционно присутствовавшим в топ-листе "Шереметьевом", теперь представляет еще один отечественный фигурант -- аэропорт "Домодедово".Попадание "Домодедова" в престижный международный рейтинг не случайно. В прошлом году, по итогам которого и составлялся очередной топ-лист аэропортов, "Домодедово" показало такую динамику увеличения объемов пассажироперевозок (рост 72,6%), какую не смог продемонстрировать ни один другой аэропорт мира.

И сейчас уже трудно поверить, что еще лет десять назад это был, пожалуй, самый мрачный аэропорт Москвы.

"Домодедово" проектировался в конце 50-х годов как основной аэропорт Московского авиаузла и самый крупный в Советском Союзе и был рассчитан на прием всех типов отечественных и иностранных самолетов.

Хотя аэропортовый комплекс и создавался с учетом прогрессивных на тот момент инженерных решений, к середине 70-х его потенциальные возможности были исчерпаны. Уже тогда стали планировать дальнейшее развитие аэропорта, но планы оставались нереализованными и комплекс постепенно деградировал. К началу 90-х годов о былом замахе на основной аэропорт Московского авиаузла уже забыли.

В конце 90-х управляющей компанией "Домодедова" становится возглавляемая Дмитрием Каменщиком "Группа ИСТ ЛАЙН", которая и сегодня остается практически единственной российской бизнес-структурой, специализирующейся на предоставлении авиационных услуг и управлении аэропортами. При этом с самого начала ставка была сделана на превращение фактора качества услуг в базовый компонент развития "Домодедова" и его основное конкурентное преимущество. Такой подход, как показало время, оказался оправданным. Осязаемые результаты этой работы появились не сразу, а лишь когда требовательность российского пассажира стала осознаваться как категория экономическая.

В 1996--1997 годах в рамках Группы создается девять компаний, каждая из которых осуществляет развитие одной из составляющих аэропортового комплекса -- пассажирского терминала, аэродрома, грузового терминала, авиационно-технической базы и т.д. Такая организационная схема позволила повысить прозрачность финансовых потоков и оптимизировать распределение ресурсов.

Последнее было особенно актуально, ведь почти вся инфраструктура "Домодедова", в основе своей сформированная еще в 60--70-х годах прошлого века, требовала коренной модернизации и развития. На эти цели с начала реконструкции в 1998 году "Группой ИСТ ЛАЙН" израсходовано уже более $500 млн., и руководство компании не скрывает, что этот проект пока поглощает практически всю прибыль холдинга.

Однако такая стратегия в долгосрочной перспективе оказывается вполне прагматичной. Уже сейчас "Домодедово" успешно позиционируется как самый современный аэропорт России.

Самый не самый, но, безусловно, на сегодня это наш единственный аэропортовый комплекс, способный предоставить пассажирам и авиакомпаниям сервис европейского уровня.

Далеко не каждый аэропорт способен в полной мере управлять качеством своих транспортных услуг. Жизнь большинства аэропортов во многом обусловлена деятельностью контрагентов по бизнесу -- грузовых и пассажирских авиакомпаний, туроператоров, других аэропортов и транспортных центров. Несмотря на существующие связи, недостаточная согласованность этих субъектов зачастую приводит к накладкам и сбоям, эхом которых для пассажиров являются, например, задержка вылета, отмена и опоздание рейсов.

Возможно, во многом успехи "Домодедова" последних лет объясняются нестандартностью реализуемых моделей сотрудничества с контрагентами аэропорта. Один из ведущих принципов здесь -- совместная разработка услуги и совместное повышение ее качества. С момента продажи билета до получения багажа в конечном аэропорту это качество должно быть выше, чем у конкурентов.

Иллюстрацией к сказанному служит проект запуска Скоростной транспортной системы (СТС) -- железнодорожной магистрали, связавшей "Домодедово" с Павелецким вокзалом. В результате этого проекта Московской железной дороги и "Группы ИСТ ЛАЙН" стал возможен принципиально новый уровень обслуживания авиапассажиров. СТС позволяет добраться до аэропорта за 40 минут, зарегистрироваться на Павелецком вокзале за 24 часа до вылета и т.п.

Кроме того, сегодня за счет совместной услуги авиакомпаний, железной дороги и экспресс-технологий аэропорта пассажир может добраться из центра Москвы в Санкт-Петербург всего за 2 часа 20 минут, в Нижний Новгород -- за 2 часа 35 минут.

Это минимальное и, главное, гарантированное время.

Сегодня 18 крупных перевозчиков, обслуживающихся в "Домодедове", предоставляют своим пассажирам бесплатный проезд в скоростном поезде "Павелецкий--Домодедово". Таким образом, подобная консолидация услуг оказывается выгодной всем -- и пассажирам, и Московской железной дороге, и авиакомпаниям, и, конечно же, "Домодедову".

Умение сформировать баланс интересов привлекает в "Домодедово" все большее число российских и зарубежных авиакомпаний. Вслед за ведущими российскими операторами сюда перевели все свои рейсы и ряд зарубежных национальных перевозчиков, в частности Air Malta, Swiss Air, Adria, British Airways, Emirates.

Есть все основания полагать, что процесс перемещения авиакомпаний в "Домодедово" продолжится. Во всяком случае, соответствующие переговоры сейчас ведутся сразу с несколькими компаниями. И хотя в "Группе ИСТ ЛАЙН" от конкретных комментариев на эту тему воздерживаются, известно, что с 26 августа года свои полеты в аэропорт "Домодедово" начинает еще одна зарубежная авиакомпания -- Germania.

Инновационный опыт "Домодедова" востребован в России и стимулирует появление проектов реконструкции и других отечественных аэропортов. Недаром, например, генеральный директор новосибирского аэропорта "Толмачево" Андрей Лобкин заявил о своей приверженности модели развития аэропорта, реализованной "Группой ИСТ ЛАЙН" в "Домодедове".

Однако, по мнению большинства экспертов, оптимальное время для запуска такого рода проектов уже упущено, а потому "Домодедово" обладает сегодня наибольшим потенциалом развития в стратегической перспективе. При условии, что инвестирование в аэропорт будет осуществляться на нынешнем уровне, "Домодедово" может в течение нескольких лет занять лидирующие позиции по объему авиаперевозок в России.


Изменения пассажирских отправок в 2002 году относительно 2001 года (%)

ДМД74,8

ВНК-16,3

ШРМ-5,6

МАУ8,4

ДМД - Домодедово


ВНК - Внуково


ШРМ - Шереметьево


МАУ - Все аэропорты Московского Авиационного узла

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама