Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "На жизнь поэта"

1 декабря на российские экраны выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». «Профиль» поинтересовался у людей, близко знавших Владимира Семеновича, как они относятся к идее такой картины.   Создатели намерены сорвать куш в прокате. Об этом говорит тот факт, что дистрибьютором российской картины выступает Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. Лента пойдет под красочным логотипом заокеанского мейджора — отечественный зритель, как известно, падок на американские бренды. Да и количество копий внушает уважение — порядка полутора тысяч. До недавнего времени с таким размахом в кинотеатрах крутили отдельные голливудские новинки: «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II», «Пираты Карибского моря: На странных берегах» и недавний хит «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть I».
   Но это еще не все. Для того чтобы заинтриговать и привлечь зрителя, компания «Дирекция кино» придумала новое кинематографическое ноу-хау. Имя актера, исполняющего роль Владимира Семеновича, — тайна за семью печатями. Узнать его в жутковатом силиконовом гриме, рецепт которого позаимствован у голливудских коллег, практически невозможно. Не ждите разгадки и в финальных титрах. Один из создателей публично поблагодарил исполнителя: «Спасибо актеру. Ему воздастся». Но имени так и не назвал. Однако земля слухами полнится. Существовала версия, будто в советского менестреля перевоплотился Владимир Вдовиченков. Рассматривали и кандидатуру Никиты Джигурды. А сегодня люди, приближенные к «Дирекции кино», шепотом произносят фамилию «Безруков».
   Друг Высоцкого, актер театра на Таганке Вениамин Смехов говорит: «О том, что никто не знает имени актера, исполняющего роль Высоцкого, я услышал совсем недавно. Это, на мой взгляд, шикарный ход. Думаю, сам Володя, будучи поэтом, мыслителем, актером и создателем собственных эстетических загадок, подобной интриге только порадовался бы». А вот партнер-ша Высоцкого по нескольким спектак-лям Алла Демидова рассказала нам, что «тайна вокруг имени актера — это секрет Полишинеля, и сегодня уже каждый второй знает, кто сыграл Высоцкого».
   А кто бы мог теоретически исполнить роль советского кумира? Близкий друг Владимира Семеновича писательница Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского, уверена, что молодого «Володю» мог бы сыграть Антон Шагин, известный по лентам «Тиски» и «Поцелуй сквозь стену». «Образ более зрелого Владимира Семеновича оказался бы по зубам Михаилу Ефремову, — говорит Зоя Богуславская. — Но Миша личность «распахнутая», а у Володи были периоды в жизни, когда он уходил в подполье своего одиночества или пьющих компаний. Тогда любой пиар был ему чужд». На вопрос, понравился бы фильм самому Высоцкому, Зоя Богуславская сказала следующее: «Не знаю, как бы отнесся к новой картине сам Володя. Могу привести пример из жизни Андрея Андреевича Вознесенского. Когда на Таганке поставили «Антимиры», не было ни одного положительно настроенного интеллигента. Все говорили, что актеры плохо читают стихи Вознесенского. Но Андрей Андреевич был рад, что они хотя бы звучат со сцены. Высоцкому же не светило получить широкое признание. Поэту и актеру приходилось довольствоваться любовью со стороны «физиков», устраивавших на квартирах его концерты. Доживи Владимир Семенович до наших дней, славящая его картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», наверное, пришлась бы ему по вкусу».
   Высоцкий был страшно популярен среди простых людей, и это подчас вызывало ревность у его коллег. «Был случай, когда театр на Таганке приехал с гастролями в один из небольших городов, — вспоминает Богуславская. — Изо всех окон лились песни Высоцкого, что очень уязвило единственного и неповторимого Юрия Любимова».
   Власть же относилась к актеру с плохо скрываемым раздражением. Ходили слухи, что правоохранительные органы собирались «пришить» Высоцкому уголовное дело за «левые» концерты. Артист действительно полулегально выступал в небольших залах по всей стране. Организовывались они с огромным трудом. «Высоцкий. Спасибо, что живой» как раз и повествует о таком выступлении в Доме культуры в Бухаре. По сюжету поездка проходит под присмотром кагэбэшников в серых костюмах, давно ведущих охоту за мятежным бардом. Опасные гастроли отягчены ломкой артиста (Владимир Семенович был полинаркоманом и помимо спиртного употреблял большие дозы морфия). После напряженного концерта сердце артиста останавливается прямо на сцене узбекского ДК. Последняя любовь Высоцкого Татьяна (Оксана Акиньшина) везет Высоцкому «лекарство»…
   Кому принадлежит идея подобного сценарного кульбита и как рождался проект? Вениамин Смехов вспоминает: «Услышав от любимого режиссера Александра Митты, что он работает над фильмом о Высоцком по сценарию Никиты Высоцкого, я дал согласие сниматься в картине. Но потом Митта из-за занятости не смог заниматься проектом. А в январе этого года я вместе со своим старым приятелем и коллегой Валерой Золотухиным участвовал в знаменитой программе «Своя колея», вспоминал о прекрасном Владимире Семеновиче, который в те времена был для нас просто Володей. Потом снимался еще в двух маленьких лентах, по нынешним коряво капиталистическим правилам промоутирующим премьеру. С нетерпением жду того дня, когда выйдет готовая картина, хочу ее увидеть и желаю всяческих успехов».
   К слову, ассистировали сценаристу Никите Высоцкому Анатолий Максимов из «Дирекции кино» и гендиректор Первого канала Константин Эрнст. После долгих прений создатели решили избежать ностальгических интонаций, которые возникли бы у режиссера старшего поколения. Тем более что Александр Митта после совместной работы над фильмом «Как царь Петр арапа женил» также приятельствовал с Высоцким. По замыслу «Высоцкий. Спасибо, что живой» должен быть адресован молодому поколению — без всяких сантиментов. Именно поэтому в режиссерское кресло сначала посадили Игоря Волошина, молодого автора арт-хаусных лент «Я» и «Нирвана». Однако после ряда творческих конфликтов на съемочной площадке появился Петр Буслов, ставший топовым автором после дилогии «Бумер». В первую очередь «Высоцкий» адресован молодежи: для этого в картине есть и интрига, напоминающая о саспенсе неплохого современного триллера. Создатели рассчитывают и на интерес со стороны старшего поколения, простых зрителей и друзей Владимира Высоцкого.
   Но, например, известный российский театральный художник Борис Мессерер, знавший барда, утверждает, что не слишком рвется в кинотеатр. «В последнее время интерес к Владимиру Семеновичу со всех сторон неподдельный. Лично я принимал участие в записи бесконечного количества передач про Высоцкого. Не стремлюсь посмотреть фильм специально, не жду времени «Ч». В конце концов, знал Высоцкого лично и по прошествии стольких лет вряд ли почерпну что-нибудь новое из картины с вымышленным сюжетом. Но нельзя не признать просветительскую миссию проекта: память о поэте и актере необходимо поддерживать любыми способами. Выставки, концерты, фильмы — все пойдет на благо. И не важно, интересно ли это не слишком интеллектуальной молодой аудитории».
   Согласна с ним и Алла Демидова: «О проекте знаю, и мне он кажется довольно любопытным. Память о Высоцком поддерживать необходимо. Знакома и с предысторией, и с тем, как все это затевалось. Разумеется, было бы любопытно посмотреть, что в итоге получилось. Специально рваться на премьеру не стану, но с оказией погляжу».
   Однако не все близкие Владимиру Семеновичу люди так благодушны. Например, актер Иван Бортник, с которым Высоцкий не только делил одну сцену, но и лечился от алкогольной зависимости препаратом «Эспераль» (его привозила из Парижа Марина Влади), заявил: «Краем уха слышал что-то об этом фильме. Сценарий якобы написал Никита Вы-соцкий — что он за хреновину мог сочинить, не представляю. Видел какие-то кадры, ролики, впечатление все это производит чудовищное. Смотреть не пойду. Из современных актеров Высоцкого сыграть никто не в состоянии. Ну не Безруков же, в самом деле. Он уже и Пушкиным был, и Есениным, чего же боле?! Не хочу на эту тему даже и говорить».
   

   Вениамин Смехов: «О том, что никто не знает имени актера, исполняющего роль Высоцкого, я услышал совсем недавно. Это, на мой взгляд, шикарный ход»
   
   Алла Демидова: «Тайна вокруг имени актера — это секрет Полишинеля, и сегодня уже каждый второй знает, кто сыграл Высоцкого»
   
   Зоя Богуславская: «У Володи были периоды в жизни, когда он уходил в подполье своего одиночества или пьющих компаний. Тогда любой пиар был ему чужд»
   
   Борис Мессерер: «Нельзя не признать просветительскую миссию фильма: память о поэте и актере необходимо поддерживать любыми способами»
   
   Иван Бортник: «Видел какие-то кадры, ролики из фильма, впечатление все это производит чудовищное. Смотреть не пойду»
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK