25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "На зов трубы"

Архивная публикация 2003 года: "На зов трубы"

Подобно известному поэту, услыхавшему в небе трубный глас, услышала этот глас и Объединенная металлургическая компания. Но только не в небе, а в реальной российской экономике. Президент ОМК Анатолий СЕДЫХ считает, что потребности российских предприятий в трубах в ближайшее время резко увеличатся. Для того чтобы удовлетворить этот спрос, компания собирается инвестировать в свой бизнес $100 млн. и увеличить производство труб большого диаметра.Корр.: Для того чтобы входящий в ОМК Выксунский завод производил трубы диаметром 1420 мм, акционеры готовы вложить в его модернизацию $100 млн. Между тем "Газпром", основной потребитель этой продукции, традиционно закупает импортные трубы. Не слишком ли рискованны ваши инвестиции?
Анатолий Седых: Риск, безусловно, есть. Но надо учитывать, что ОМК ориентируется не только на "Газпром", но и на нефтяные компании. Ведь наш проект рассчитан на широкий спектр труб -- от 508 мм до 1420 мм. Универсальность проекта обеспечит его высокую рентабельность, и мы, по большому счету, не будем зависеть от спроса на трубы 1420 мм: завод будет выпускать те размеры труб и с теми качественными характеристиками, в которых нуждаются нефтяники и газовики. Потребности у них огромные. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, при нынешних темпах роста добычи Россия может к 2012 году захлебнуться нефтью, поскольку будет испытывать острую нехватку трубопроводных мощностей.
Корр.: А на какие проекты в "нефтянке" вы рассчитываете?
А.С.: Наиболее масштабные проекты сейчас у всех на слуху -- это "Сахалин-1", "Сахалин-2", нефтепровод, который должен связать Западную Сибирь с Мурманском, трубопроводы Ангарск--Находка, Ангарск--Дацин, БТС-3. К тому же есть масштабные проекты и в газовой отрасли -- например, газопровод Ямал--Европа.
Корр.: Но за эти проекты между трубными компаниями идет жесткая конкуренция. Какие у вас козыри в этой борьбе?
А.С.: Конкуренция -- это явление естественное, и мы чувствуем себя в конкурентной среде абсолютно нормально. Сегодня за потребителя наиболее эффективно может бороться компания, которая имеет современный технический потенциал, позволяющий ей предлагать конкурентоспособную продукцию. Мы знаем свои сильные стороны, и, что еще более важно, преимущества нашей продукции хорошо знакомы потребителям. Подтверждение тому -- три победы ОМК подряд в сахалинских тендерах. Условия этих тендеров были достаточно жесткими. Основные критерии -- качество и цена. В этой плоскости мы всегда готовы конкурировать.
Корр.: Может ли вызвать развитие конкуренции на трубном рынке инвестиционный всплеск в промышленности?
А.С.: На мой взгляд, период активной инвестиционной деятельности в российской трубной отрасли уже наступил. Достаточно внимательно проанализировать направление вложений в трубную отрасль. К примеру, инвестиции в реконструкцию ВМЗ в ближайшие два года составят $100 млн. Мы концентрируем усилия в двух направлениях -- модернизируем и трубное, и колесное производство. Ведь ВМЗ -- один из крупнейших в мире поставщиков железнодорожных колес. И спрос на колеса растет неуклонно, а мощности -- на пределе. Модернизация позволит увеличить их выпуск с 500 тыс. штук в год до 600 тыс. уже в этом году.
Корр.: В последнее время принято отстаивать интересы компаний на самых высоких уровнях. Ради увеличения сбыта продукции многие готовы пойти на все. С каким нефтяными компаниями вы работаете и как ОМК, если не секрет, лоббирует свои интересы?
А.С.: Мы работаем практически со всеми крупными российскими нефтяными компаниями, поскольку являемся одним из основных поставщиков для ТЭКа. За ОМК почти 40% рынка труб большого диаметра и пятая часть всего трубного рынка. Но говорить о лоббизме в применении к поставкам труб я бы не стал. Здесь этот инструмент не срабатывает. Российский трубный рынок узок -- семь крупных поставщиков. Потребители, как я уже говорил, хорошо знают слабые и сильные стороны любого из нас и поэтому выбирают того, кто предложит трубы более качественные и по более низкой цене. Мы, например, много работали над созданием новых антикоррозионных труб из новых марок сталей для нефтяников. Сейчас предлагаем их рынку и уверены, что им будет отдано предпочтение.
Корр.: Без качественного сырья производство конкурентоспособной продукции невозможно. Особенно в металлургической отрасли. А в последнее время цены на сырье заметно выросли. Насколько сильно эти изменения влияют на цену и качество труб ОМК?
А.С.: Да, действительно -- цены на металл на внутреннем рынке уже сравнялись с ценами на зарубежных рынках. Здесь рост очевиден. А качество российского металла оставляет желать лучшего и пока далеко от мирового уровня. Количество брака металла за последний год значительно возросло. Приведу только один факт: в одном из цехов Выксунского завода, в котором выпускаются трубы большого диаметра, забраковано в минувшем году 3,5 тыс. тонн металла. При такой доле брака, причем в металле для труб ответственного назначения, нужно прилагать огромные усилия, чтобы продукция завода соответствовала мировому уровню. Именно поэтому мы не исключаем возможности приобретения металла для новых проектов у других поставщиков.
Корр.: Каковы прогнозы развития трубного рынка?
А.С.: Эксперты Торгово-промышленной палаты России и Союза производителей нефтегазового оборудования, ряда научно-исследовательских институтов прогнозируют, что потребности в трубах диаметром от 530 до 1420 мм к 2006 году могут увеличиться на 15--40 %. Это ближайшая перспектива. В апреле правительство должно рассмотреть программу расширения экспорта нефти и газа. Возможно, эти цифры будут скорректированы в сторону увеличения. Трубы стране необходимы. По мнению нефтяников, чтобы только поддерживать систему трубопроводов в должном состоянии, нужно вложить в нее не менее $3 млрд. А еще необходимо претворить в жизнь задуманные ими маршруты транспортировки нефти и освоения новых месторождений. Государство в этом заинтересовано. И поэтому я думаю, что у нашей компании будет много работы.

Подобно известному поэту, услыхавшему в небе трубный глас, услышала этот глас и Объединенная металлургическая компания. Но только не в небе, а в реальной российской экономике. Президент ОМК Анатолий СЕДЫХ считает, что потребности российских предприятий в трубах в ближайшее время резко увеличатся. Для того чтобы удовлетворить этот спрос, компания собирается инвестировать в свой бизнес $100 млн. и увеличить производство труб большого диаметра.Корр.: Для того чтобы входящий в ОМК Выксунский завод производил трубы диаметром 1420 мм, акционеры готовы вложить в его модернизацию $100 млн. Между тем "Газпром", основной потребитель этой продукции, традиционно закупает импортные трубы. Не слишком ли рискованны ваши инвестиции?

Анатолий Седых: Риск, безусловно, есть. Но надо учитывать, что ОМК ориентируется не только на "Газпром", но и на нефтяные компании. Ведь наш проект рассчитан на широкий спектр труб -- от 508 мм до 1420 мм. Универсальность проекта обеспечит его высокую рентабельность, и мы, по большому счету, не будем зависеть от спроса на трубы 1420 мм: завод будет выпускать те размеры труб и с теми качественными характеристиками, в которых нуждаются нефтяники и газовики. Потребности у них огромные. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, при нынешних темпах роста добычи Россия может к 2012 году захлебнуться нефтью, поскольку будет испытывать острую нехватку трубопроводных мощностей.

Корр.: А на какие проекты в "нефтянке" вы рассчитываете?

А.С.: Наиболее масштабные проекты сейчас у всех на слуху -- это "Сахалин-1", "Сахалин-2", нефтепровод, который должен связать Западную Сибирь с Мурманском, трубопроводы Ангарск--Находка, Ангарск--Дацин, БТС-3. К тому же есть масштабные проекты и в газовой отрасли -- например, газопровод Ямал--Европа.

Корр.: Но за эти проекты между трубными компаниями идет жесткая конкуренция. Какие у вас козыри в этой борьбе?

А.С.: Конкуренция -- это явление естественное, и мы чувствуем себя в конкурентной среде абсолютно нормально. Сегодня за потребителя наиболее эффективно может бороться компания, которая имеет современный технический потенциал, позволяющий ей предлагать конкурентоспособную продукцию. Мы знаем свои сильные стороны, и, что еще более важно, преимущества нашей продукции хорошо знакомы потребителям. Подтверждение тому -- три победы ОМК подряд в сахалинских тендерах. Условия этих тендеров были достаточно жесткими. Основные критерии -- качество и цена. В этой плоскости мы всегда готовы конкурировать.

Корр.: Может ли вызвать развитие конкуренции на трубном рынке инвестиционный всплеск в промышленности?

А.С.: На мой взгляд, период активной инвестиционной деятельности в российской трубной отрасли уже наступил. Достаточно внимательно проанализировать направление вложений в трубную отрасль. К примеру, инвестиции в реконструкцию ВМЗ в ближайшие два года составят $100 млн. Мы концентрируем усилия в двух направлениях -- модернизируем и трубное, и колесное производство. Ведь ВМЗ -- один из крупнейших в мире поставщиков железнодорожных колес. И спрос на колеса растет неуклонно, а мощности -- на пределе. Модернизация позволит увеличить их выпуск с 500 тыс. штук в год до 600 тыс. уже в этом году.

Корр.: В последнее время принято отстаивать интересы компаний на самых высоких уровнях. Ради увеличения сбыта продукции многие готовы пойти на все. С каким нефтяными компаниями вы работаете и как ОМК, если не секрет, лоббирует свои интересы?

А.С.: Мы работаем практически со всеми крупными российскими нефтяными компаниями, поскольку являемся одним из основных поставщиков для ТЭКа. За ОМК почти 40% рынка труб большого диаметра и пятая часть всего трубного рынка. Но говорить о лоббизме в применении к поставкам труб я бы не стал. Здесь этот инструмент не срабатывает. Российский трубный рынок узок -- семь крупных поставщиков. Потребители, как я уже говорил, хорошо знают слабые и сильные стороны любого из нас и поэтому выбирают того, кто предложит трубы более качественные и по более низкой цене. Мы, например, много работали над созданием новых антикоррозионных труб из новых марок сталей для нефтяников. Сейчас предлагаем их рынку и уверены, что им будет отдано предпочтение.

Корр.: Без качественного сырья производство конкурентоспособной продукции невозможно. Особенно в металлургической отрасли. А в последнее время цены на сырье заметно выросли. Насколько сильно эти изменения влияют на цену и качество труб ОМК?

А.С.: Да, действительно -- цены на металл на внутреннем рынке уже сравнялись с ценами на зарубежных рынках. Здесь рост очевиден. А качество российского металла оставляет желать лучшего и пока далеко от мирового уровня. Количество брака металла за последний год значительно возросло. Приведу только один факт: в одном из цехов Выксунского завода, в котором выпускаются трубы большого диаметра, забраковано в минувшем году 3,5 тыс. тонн металла. При такой доле брака, причем в металле для труб ответственного назначения, нужно прилагать огромные усилия, чтобы продукция завода соответствовала мировому уровню. Именно поэтому мы не исключаем возможности приобретения металла для новых проектов у других поставщиков.

Корр.: Каковы прогнозы развития трубного рынка?

А.С.: Эксперты Торгово-промышленной палаты России и Союза производителей нефтегазового оборудования, ряда научно-исследовательских институтов прогнозируют, что потребности в трубах диаметром от 530 до 1420 мм к 2006 году могут увеличиться на 15--40 %. Это ближайшая перспектива. В апреле правительство должно рассмотреть программу расширения экспорта нефти и газа. Возможно, эти цифры будут скорректированы в сторону увеличения. Трубы стране необходимы. По мнению нефтяников, чтобы только поддерживать систему трубопроводов в должном состоянии, нужно вложить в нее не менее $3 млрд. А еще необходимо претворить в жизнь задуманные ими маршруты транспортировки нефти и освоения новых месторождений. Государство в этом заинтересовано. И поэтому я думаю, что у нашей компании будет много работы.

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».