19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "НАДЕЖДА НА ЧУДО-СВЕЧУ"

Архивная публикация 2009 года: "НАДЕЖДА НА ЧУДО-СВЕЧУ"

В США создана первая испытательная версия ракеты-носителя нового поколения, которая должна прийти на смену космическому челноку. Она - часть программы, предусматривающей отправку человека на Луну и на Марс. Но средства на исходе. Рухнут ли все надежды на пилотируемые межпланетные полеты? Окажутся ли в ближайшее время аст-ронавты на Луне? И какие из своих замыслов сможет еще претворить в жизнь НАСА - Национальное управление по аэронавтике и исследо-ванию космического пространства?
Эти вопросы занимают Джона Кауэрта, заместителя менеджера проекта Ares I-X.
"Думаю, удачный запуск положительно повлияет на дискуссию о будущем НАСА, - заявляет инженер, обращая взор к стартовой рампе 39B в Космическом центре имени Кеннеди. - Когда политики увидят, как этот аппарат взлетит и понесется на восток, они скажут: "Да, он работает! Да, это путь, по которому нам следует идти!"
Когда НАСА установило на стартовой площадке крупнейшую в мире на настоящий момент ракету, этот шедевр инженерного искусства высотой в сто метров вызывал ассоциацию с огромной чудо-свечой. Она - надежда и спасительный якорь НАСА.
Спустя 40 лет после первой высадки человека на Луне крупнейшая космическая организация на земном шаре оказалась на распутье. Полеты челноков в будущем году будут завершены. Их считают слишком дорогими, а после аварий с кораблями Challenger и Columbia - и недостаточно надежными.
Новый флот космических кораблей должен открыть новую эру в исследованиях. Ares I-X - первая испытательная ракета программы, названной Constellation - "Cозвездие", в рамках которой начиная с 2020 года люди должны получить возможность снова летать на Луну и отправиться в более далекие межпланетные путешествия.
Но в бюджете США дефицит в триллион с лишним долларов, и сегодня нехватка средств острее, чем когда-либо. А политики все больше сомневаются в целесообразности космических чудес. Сегодня всё под вопросом: ракеты, бюджет, график, цели полетов, а возможно - и будущее пилотируемых космических полетов вообще.
На позапрошлой неделе был опубликован отчет, подготовленный по поручению президента США Барака Обамы. В нем сказано: без дополнительных финансовых вливаний программа Constellation "осуществлена быть не может". Руководитель коллектива авторов Норман Августин, чье имя присвоено докладу, сетует: "При нынешнем бюджете невозможно сделать ничего вдохновляющего". В том же духе высказывается и Билл Нелсон, сенатор от Флориды: "Если президент не готов сделать столь же отважный шаг, как некогда президент Кеннеди, о пилотируемых космических полетах скоро можно будет забыть".
25 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди дал старт американо-советской гонке к Луне: "До конца десятилетия должна быть создана возможность высадить человека на Луне и надежно вернуть его на Землю". Восемью годами позже цель была достигнута: Нейл Армстронг стал первым человеком, нога которого коснулась поверхности спутника Земли.
Но какой ценой: на программу "Аполлон" в ее лучшие времена работали 40 тыс. человек. В пересчете на сегодняшние цены рискованный проект стоил около $130 млрд. После этого американцы больше никогда не тратили такой значительной части бюджета на космические исследования.
Стратеги НАСА надеются, что эти славные времена вернутся. Только цели сейчас масштабнее: астронавты должны провести на Луне несколько месяцев и создать там постоянную базу. Но главная их задача - подготовка к изучению Марса и остальной Солнечной системы. Исследование далеких миров у американцев "в генах", заявляет Чарльз Болден, бывший астронавт и с недавнего времени глава НАСА. Мотивация новых космических миссий столь же стара, как и идея самой Америки: открытие, исследование, инновация. "Нас ждут грандиозные экспедиции", - говорит Болден.
Конец сентября в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде: сборка ракеты Ares I-X идет полным ходом. Гигантский сборочный цех высотой с 50-этажный дом напоминает безбожно натопленный собор. Взор сразу уходит ввысь и теряется в хитросплетении вентиляционных труб и кабелей. Где-то на половине уровня четвертого высотного отсека висит 15-метровый стяг США. За ним светится белой обшивкой зажатая между монтажными платформами ракета Ares I-X.
Сборочный цех и сам памятник истории: в эпоху программы "Аполлон" здесь собирали ракеты "Сатурн". Да и подготовка к стартам космических челноков, припаркованных в соседнем ангаре, до сих пор проходит здесь. Теперь настала очередь ракет Ares. Помимо версии Ares I инженеры проектируют более мощную Ares-V грузоподъемностью до 188 тонн. В стадии разработки космический челнок Орион и лунный модуль Альтаир. Экипаж из четырех астронавтов должен будет сначала пристыковать корабли к Между-народной космической станции (МКС), а затем доставить их к Луне (см. схему).
Ares I-X - первая испытательная версия ракеты Ares I. Она представляет собой беспилотный вариант и оснащена только основной ступенью-носителем. Задача ее - собрать данные о самых критических первых двух с половиной минутах. "Мы хотим устранить ненадежные элементы в дизайне, чтобы все мы лучше себя чувствовали, когда Ares I выйдет в полет с людьми на борту", - разъясняет отвечающий за всю конструкцию инженер Трент Смит.
На 37-й этаж нас поднимает лифт. Отсюда летательный аппарат кажется еще огромнее. На его вершине смонтирована мини-ракета, включающаяся в случае аварии и мощным толчком выводящая отсек экипажа из угрожаемой зоны. "Ares I намного безопаснее, чем шаттл, - восхищается Смит. - Уже тридцать лет никто не строил таких крупных ракет", - гордо сообщает 37-летний специалист, восторженно оглядывая стройный корпус ракеты, как будто это мраморная Венера.
И вдруг все оказалось под вопросом из-за заключения комиссии Августина. Эксперты видят пять вариантов развития американских пилотируемых космических экспедиций. Лишь в двух из них какая-то роль отводится ракете Ares I. Если расходы увеличить на $3 млрд в год, заключили специалисты, программу Constellation можно будет проводить в жизнь, как планировалось. Но в этом случае попасть на Луну можно будет не раньше 2025 года.
Более разумно и экономично было бы, однако, заменить Ares I ракетами частных фирм, таких как SpaceX или Orbital Sciences, уже сейчас имеющих контракты с НАСА и взявших на себя снабжение МКС в будущем. Для перевозки тяжелых грузов могут пригодиться - если их переоборудовать - и военные ракеты типа Delta.
Американцев больше всего ранит вывод экспертов, что уже неотвратим период, когда ведущая космическая держава после свертывания программы шаттлов в будущем году окажется вообще лишенной возможности отправлять людей в космос - ни на МКС, ни к более отдаленным объектам.
В этот период, который американцы назвали the gap - "брешью", им придется обращаться за помощью именно к русским с их ракетами "Союз". Сколько он продлится, зависит от решений, которые предстоит принять сейчас. Ракета Ares I может быть готова в 2017 году. А есть ли другие, более быстрые способы? "Готовы ли мы на долгое время попасть в зависимость от русских или же сделаем ставку на коммерческие альтернативные проекты, которые могут быть закончены раньше?" - вопрошает Скотт Пейс из Института космической политики при Университете им. Джорджа Вашингтона.
Вопрос, обращенный к администрации Обамы, якобы совсем несложен: "Какая космическая программа нам нужна и сколько мы согласны за нее платить?"
На пилотируемые космические полеты НАСА на ближайшее десятилетие утвержден бюджет почти в $100 млрд. Если действительно существуют планы вновь отправить людей на Луну, то, по оценке комиссии Августина, администрации придется выделить дополнительно еще $30 млрд. Когда речь заходит о таких суммах, напрашивается вопрос: а что, собственно, нужно американцам в космосе? Может быть, просто собралась пара безумцев, решивших на гигантском "огненном стуле" вознестись на небеса, как некогда Иисус Христос? Чем может удивить Луна, кроме разве что многих тонн пыли? А Марс чем?
{PAGE}
Поборники пилотируемых полетов обещают научные открытия. Например, если установить на обратной стороне Луны радиотелескоп, можно будет глубже заглянуть во Вселенную. Впечатление такое, что исследователями космоса и в случае полета к Марсу движет просто любовь к приключениям. Глава фирмы XCOR Aerospace Джефф Грисон удивляется: "Хочет ли кто-нибудь полететь туда? Да, я хочу! И есть куча людей, которые тоже хотят!" Американский Дикий Запад тоже некогда был "дремучим медвежьим углом". "Что считать пригодным для жизни, зависит только от технического уровня".
Скептиков это не убеждает. "Каждый, кто думает, что сможет автономно выживать на Марсе, обманывает сам себя, - заявляет известный критик программы пилотируемых полетов Боб Парк из Университета Мериленда. - Пользы из Марса никакой извлечь нельзя. Даже если бы его покрывал слой алмазов в несколько сантиметров, не было бы никакого смысла отправлять туда людей!"
Да и вообще, роботы всегда более разумное решение: "Они не делают перерывов на обед и не жалуются, что ночью холодно. А для поддержания жизни им достаточно солнечного света!" Люди, заверяет он, не созданы, чтобы вести разведку во Вселенной. "У наших космических вездеходов зрение острее, чем у нас, к тому же каждый может увидеть то, что узрели они. Как демократично!"
Так что же, задуманные НАСА пилотируемые космические полеты на самом деле устаревшая модель? Именно такое впечатление складывается в Космическом центре имени Кеннеди. Столовая и медиатека выглядят так, будто их с 70-х годов не ремонтировали. И работники, как кажется, со времен "Аполлона" остались те же. "Сегодня опять отмечаем уход одного коллеги на пенсию", - говорит одна из официанток. Значит, будут тарталетки со сладким чаем.
Но кое-кто из экспертов еще верит, что НАСА способно на большие дела. Во всяком случае, глава комиссии Августин рекомендует "гибкую стратегию". Шаг за шагом, начиная с полетов к астероидам, НАСА должно, по его мнению, подходить к более масштабным проектам. А если регулярно сообщать о достигнутых успехах, то и общественность можно держать в тонусе, полагает он.
По мнению бывшего президента итальянского космического агентства ASI Джованни Биньями, лунные планы НАСА даже излишне скромны. Будущее государственной космонавтики ему видится, скорее, в "глубоком космосе" - в далеких просторах Вселенной.
"Пусть китайцы промышляют тем, чем занимались американцы 40 лет назад", - советует профессор. "Частные организаторы космического туризма", по мнению Биньями, смогут не в слишком отдаленном будущем предлагать туры на Луну - "может быть, для молодоженов, по системе "все включено"…
А НАСА и Европейскому космическому агентству итальянец рекомендует "совместно шагать к более высоким и заманчивым целям".
Естественно, необходимо разрабатывать новые, поражающие наше сознание технические решения, например ракеты-носители с ядерными двигателями, чтобы добраться до самых отдаленных уголков Солнечной системы, распаляет себя Биньями: "Нам потребуются триллионы долларов - но почему бы и нет?!" Ведь речь-то идет о грандиозной задаче - "разорвать цепи, приковывающие нас к Земле".

В США создана первая испытательная версия ракеты-носителя нового поколения, которая должна прийти на смену космическому челноку. Она - часть программы, предусматривающей отправку человека на Луну и на Марс. Но средства на исходе. Рухнут ли все надежды на пилотируемые межпланетные полеты? Окажутся ли в ближайшее время аст-ронавты на Луне? И какие из своих замыслов сможет еще претворить в жизнь НАСА - Национальное управление по аэронавтике и исследо-ванию космического пространства?
Эти вопросы занимают Джона Кауэрта, заместителя менеджера проекта Ares I-X.
"Думаю, удачный запуск положительно повлияет на дискуссию о будущем НАСА, - заявляет инженер, обращая взор к стартовой рампе 39B в Космическом центре имени Кеннеди. - Когда политики увидят, как этот аппарат взлетит и понесется на восток, они скажут: "Да, он работает! Да, это путь, по которому нам следует идти!"
Когда НАСА установило на стартовой площадке крупнейшую в мире на настоящий момент ракету, этот шедевр инженерного искусства высотой в сто метров вызывал ассоциацию с огромной чудо-свечой. Она - надежда и спасительный якорь НАСА.
Спустя 40 лет после первой высадки человека на Луне крупнейшая космическая организация на земном шаре оказалась на распутье. Полеты челноков в будущем году будут завершены. Их считают слишком дорогими, а после аварий с кораблями Challenger и Columbia - и недостаточно надежными.
Новый флот космических кораблей должен открыть новую эру в исследованиях. Ares I-X - первая испытательная ракета программы, названной Constellation - "Cозвездие", в рамках которой начиная с 2020 года люди должны получить возможность снова летать на Луну и отправиться в более далекие межпланетные путешествия.
Но в бюджете США дефицит в триллион с лишним долларов, и сегодня нехватка средств острее, чем когда-либо. А политики все больше сомневаются в целесообразности космических чудес. Сегодня всё под вопросом: ракеты, бюджет, график, цели полетов, а возможно - и будущее пилотируемых космических полетов вообще.
На позапрошлой неделе был опубликован отчет, подготовленный по поручению президента США Барака Обамы. В нем сказано: без дополнительных финансовых вливаний программа Constellation "осуществлена быть не может". Руководитель коллектива авторов Норман Августин, чье имя присвоено докладу, сетует: "При нынешнем бюджете невозможно сделать ничего вдохновляющего". В том же духе высказывается и Билл Нелсон, сенатор от Флориды: "Если президент не готов сделать столь же отважный шаг, как некогда президент Кеннеди, о пилотируемых космических полетах скоро можно будет забыть".
25 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди дал старт американо-советской гонке к Луне: "До конца десятилетия должна быть создана возможность высадить человека на Луне и надежно вернуть его на Землю". Восемью годами позже цель была достигнута: Нейл Армстронг стал первым человеком, нога которого коснулась поверхности спутника Земли.
Но какой ценой: на программу "Аполлон" в ее лучшие времена работали 40 тыс. человек. В пересчете на сегодняшние цены рискованный проект стоил около $130 млрд. После этого американцы больше никогда не тратили такой значительной части бюджета на космические исследования.
Стратеги НАСА надеются, что эти славные времена вернутся. Только цели сейчас масштабнее: астронавты должны провести на Луне несколько месяцев и создать там постоянную базу. Но главная их задача - подготовка к изучению Марса и остальной Солнечной системы. Исследование далеких миров у американцев "в генах", заявляет Чарльз Болден, бывший астронавт и с недавнего времени глава НАСА. Мотивация новых космических миссий столь же стара, как и идея самой Америки: открытие, исследование, инновация. "Нас ждут грандиозные экспедиции", - говорит Болден.
Конец сентября в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде: сборка ракеты Ares I-X идет полным ходом. Гигантский сборочный цех высотой с 50-этажный дом напоминает безбожно натопленный собор. Взор сразу уходит ввысь и теряется в хитросплетении вентиляционных труб и кабелей. Где-то на половине уровня четвертого высотного отсека висит 15-метровый стяг США. За ним светится белой обшивкой зажатая между монтажными платформами ракета Ares I-X.
Сборочный цех и сам памятник истории: в эпоху программы "Аполлон" здесь собирали ракеты "Сатурн". Да и подготовка к стартам космических челноков, припаркованных в соседнем ангаре, до сих пор проходит здесь. Теперь настала очередь ракет Ares. Помимо версии Ares I инженеры проектируют более мощную Ares-V грузоподъемностью до 188 тонн. В стадии разработки космический челнок Орион и лунный модуль Альтаир. Экипаж из четырех астронавтов должен будет сначала пристыковать корабли к Между-народной космической станции (МКС), а затем доставить их к Луне (см. схему).
Ares I-X - первая испытательная версия ракеты Ares I. Она представляет собой беспилотный вариант и оснащена только основной ступенью-носителем. Задача ее - собрать данные о самых критических первых двух с половиной минутах. "Мы хотим устранить ненадежные элементы в дизайне, чтобы все мы лучше себя чувствовали, когда Ares I выйдет в полет с людьми на борту", - разъясняет отвечающий за всю конструкцию инженер Трент Смит.
На 37-й этаж нас поднимает лифт. Отсюда летательный аппарат кажется еще огромнее. На его вершине смонтирована мини-ракета, включающаяся в случае аварии и мощным толчком выводящая отсек экипажа из угрожаемой зоны. "Ares I намного безопаснее, чем шаттл, - восхищается Смит. - Уже тридцать лет никто не строил таких крупных ракет", - гордо сообщает 37-летний специалист, восторженно оглядывая стройный корпус ракеты, как будто это мраморная Венера.
И вдруг все оказалось под вопросом из-за заключения комиссии Августина. Эксперты видят пять вариантов развития американских пилотируемых космических экспедиций. Лишь в двух из них какая-то роль отводится ракете Ares I. Если расходы увеличить на $3 млрд в год, заключили специалисты, программу Constellation можно будет проводить в жизнь, как планировалось. Но в этом случае попасть на Луну можно будет не раньше 2025 года.
Более разумно и экономично было бы, однако, заменить Ares I ракетами частных фирм, таких как SpaceX или Orbital Sciences, уже сейчас имеющих контракты с НАСА и взявших на себя снабжение МКС в будущем. Для перевозки тяжелых грузов могут пригодиться - если их переоборудовать - и военные ракеты типа Delta.
Американцев больше всего ранит вывод экспертов, что уже неотвратим период, когда ведущая космическая держава после свертывания программы шаттлов в будущем году окажется вообще лишенной возможности отправлять людей в космос - ни на МКС, ни к более отдаленным объектам.
В этот период, который американцы назвали the gap - "брешью", им придется обращаться за помощью именно к русским с их ракетами "Союз". Сколько он продлится, зависит от решений, которые предстоит принять сейчас. Ракета Ares I может быть готова в 2017 году. А есть ли другие, более быстрые способы? "Готовы ли мы на долгое время попасть в зависимость от русских или же сделаем ставку на коммерческие альтернативные проекты, которые могут быть закончены раньше?" - вопрошает Скотт Пейс из Института космической политики при Университете им. Джорджа Вашингтона.
Вопрос, обращенный к администрации Обамы, якобы совсем несложен: "Какая космическая программа нам нужна и сколько мы согласны за нее платить?"
На пилотируемые космические полеты НАСА на ближайшее десятилетие утвержден бюджет почти в $100 млрд. Если действительно существуют планы вновь отправить людей на Луну, то, по оценке комиссии Августина, администрации придется выделить дополнительно еще $30 млрд. Когда речь заходит о таких суммах, напрашивается вопрос: а что, собственно, нужно американцам в космосе? Может быть, просто собралась пара безумцев, решивших на гигантском "огненном стуле" вознестись на небеса, как некогда Иисус Христос? Чем может удивить Луна, кроме разве что многих тонн пыли? А Марс чем?
{PAGE}
Поборники пилотируемых полетов обещают научные открытия. Например, если установить на обратной стороне Луны радиотелескоп, можно будет глубже заглянуть во Вселенную. Впечатление такое, что исследователями космоса и в случае полета к Марсу движет просто любовь к приключениям. Глава фирмы XCOR Aerospace Джефф Грисон удивляется: "Хочет ли кто-нибудь полететь туда? Да, я хочу! И есть куча людей, которые тоже хотят!" Американский Дикий Запад тоже некогда был "дремучим медвежьим углом". "Что считать пригодным для жизни, зависит только от технического уровня".
Скептиков это не убеждает. "Каждый, кто думает, что сможет автономно выживать на Марсе, обманывает сам себя, - заявляет известный критик программы пилотируемых полетов Боб Парк из Университета Мериленда. - Пользы из Марса никакой извлечь нельзя. Даже если бы его покрывал слой алмазов в несколько сантиметров, не было бы никакого смысла отправлять туда людей!"
Да и вообще, роботы всегда более разумное решение: "Они не делают перерывов на обед и не жалуются, что ночью холодно. А для поддержания жизни им достаточно солнечного света!" Люди, заверяет он, не созданы, чтобы вести разведку во Вселенной. "У наших космических вездеходов зрение острее, чем у нас, к тому же каждый может увидеть то, что узрели они. Как демократично!"
Так что же, задуманные НАСА пилотируемые космические полеты на самом деле устаревшая модель? Именно такое впечатление складывается в Космическом центре имени Кеннеди. Столовая и медиатека выглядят так, будто их с 70-х годов не ремонтировали. И работники, как кажется, со времен "Аполлона" остались те же. "Сегодня опять отмечаем уход одного коллеги на пенсию", - говорит одна из официанток. Значит, будут тарталетки со сладким чаем.
Но кое-кто из экспертов еще верит, что НАСА способно на большие дела. Во всяком случае, глава комиссии Августин рекомендует "гибкую стратегию". Шаг за шагом, начиная с полетов к астероидам, НАСА должно, по его мнению, подходить к более масштабным проектам. А если регулярно сообщать о достигнутых успехах, то и общественность можно держать в тонусе, полагает он.
По мнению бывшего президента итальянского космического агентства ASI Джованни Биньями, лунные планы НАСА даже излишне скромны. Будущее государственной космонавтики ему видится, скорее, в "глубоком космосе" - в далеких просторах Вселенной.
"Пусть китайцы промышляют тем, чем занимались американцы 40 лет назад", - советует профессор. "Частные организаторы космического туризма", по мнению Биньями, смогут не в слишком отдаленном будущем предлагать туры на Луну - "может быть, для молодоженов, по системе "все включено"…
А НАСА и Европейскому космическому агентству итальянец рекомендует "совместно шагать к более высоким и заманчивым целям".
Естественно, необходимо разрабатывать новые, поражающие наше сознание технические решения, например ракеты-носители с ядерными двигателями, чтобы добраться до самых отдаленных уголков Солнечной системы, распаляет себя Биньями: "Нам потребуются триллионы долларов - но почему бы и нет?!" Ведь речь-то идет о грандиозной задаче - "разорвать цепи, приковывающие нас к Земле".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».