29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Наезд, еще наезд!"

Архивная публикация 1999 года: "Наезд, еще наезд!"

Приближающиеся выборы делают и без того неспокойную обстановку в стране нервной до предела. Политики пытаются влиять на СМИ и финансовые структуры, а с их помощью -- на избирателей. Причем происходит это не всегда цивилизованно -- чаще прибегают в обыкновенному наезду. Чтобы противостоять психологическому давлению, надо как минимум сохранять хладнокровие и обладать определенными психологическими навыками."То, чего нельзя добиться с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой". Мишель Монтень.
О случаях политического и экономического давления нам чуть ли не ежедневно сообщают в телевизионных новостях. То налоговая инспекция пришла в "Сибнефть" -- и организацию едва не обанкротили. То такие же вроде бы плановые, но весьма надоедливые и частые проверки стали происходить в "Медиа-Мост". Продолжается подковерная возня вокруг "Газпрома" и его главы Рема Вяхирева. Едва стало известно, что Борис Березовский купил ИД "Коммерсантъ", газету закрыли пожарные. Несколько недель назад лишили лицензии на вещание телевидение Санкт-Петербурга -- правда, через пару дней инцидент был улажен. В принципе, объектом давления может стать любое коммерческое предприятие, так как все они поддерживают тех или иных политиков.
Итак, что делать и говорить, если в вашу фирму пришла налоговая инспекция?
Вообще, к ее визиту надо быть готовым всегда. Еще лучше иметь друзей в налоговой инспекции, которые о проверке предупредят. Вести себя с налоговиками стоит предельно вежливо и дружелюбно: предоставить всю необходимую информацию, место для работы, бутерброды и кофе для поддержания сил. Категорически запрещается качать права, звонить начальству проверяющих и выяснять, числятся ли у них такие-то сотрудники и где они сейчас должны находиться.
Если вы рядовой сотрудник и налоговые органы задают вам вопрос о реальной (а не о той, которая значится по ведомости) зарплате, выбирайте, что вам дороже: судьба фирмы (и, соответственно, рабочее место) или ваши личные отношения с налоговой инспекцией. Если первое -- на чистом глазу говорите, что, сколько в ведомости стоит, столько вы и получаете. Ни рубля больше. Но будьте готовы к тому, что, когда вы купите квартиру или дачу, к вам придут и потребуют отчитаться о происхождении денег на покупку.
В любом случае, обязательно узнайте заранее в бухгалтерии свою официальную зарплату -- ведь часто сотрудник, получая деньги "в конверте", даже не подозревает, сколько он "зарабатывает" по ведомости.
Что делать, если в фирме происходит обыск, изъятие документов?
Любая уважающая себя компания особо секретную документацию хранит там, где ее не так-то просто отыскать. Можно создать иллюзию отсутствия необходимых бумаг. Проверяющим лучше всего предложить свою помощь в сборе документов -- этот маневр позволит сохранить и укрыть самые важные из них.
Накануне выборов очень важно предотвращать любую утечку информации, которая может быть вывернута и использована как компромат.
В принципе, компроматом могут стать любые, даже самые невинные сведения. Если их нет или недостаточно, их придумают. Но защищаться все равно стоит. Поэтому, во-первых, когда вы принимаете нового сотрудника на работу, у него в трудовом контракте должен быть специальный пункт о неразглашении служебной тайны. Во-вторых, в офисах можно установить жучки и иные подслушивающие устройства. Речь не идет о тотальной слежке -- просто-напросто у начальства появляется возможность следить за тем, чтобы сотрудники поменьше чесали языками. В-третьих, ваши коллеги будут вести себя корректно, если вы сами не станете говорить им ничего лишнего и особо важного. Дробите информацию: пусть каждый работник отвечает строго за свой сегмент и не имеет представления об общем положении вещей.
Предположим, что вы топ-менеджер, которого пытаются подкупить конкуренты. За большое вознаграждение вам предлагают рассказать о некоторых финансовых секретах фирмы. Вы сильно рискуете, если на это согласитесь: выиграв один раз в деньгах, вы навсегда загубите свою репутацию. В конце концов с вами не захотят иметь дело ни свои, ни чужие.
Как руководителям фирм обезопасить себя от предательства со стороны подчиненных?
Нормально им платить, создавать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, быть осторожным в подборе кадров: обращать внимание на такие качества, как порядочность, честность, личная преданность. Не говорить подчиненным лишнего.
Если на вас все-таки "слили" компромат -- как, например, сейчас на того же Павла Бородина и семью Ельциных, как себя вести?
Как Лужков, который, если считает, что его оклеветали, подает в суд на СМИ. В принципе, семье российского президента надо было сделать то же самое, а не изображать глухую несознанку, не отмалчиваться.
Параллельно неплохо запустить встречный компромат. В случае со скандалом вокруг коррупции в российском руководстве это как раз было сделано: пресса выдвинула версию, что, дескать, во всем виноваты республиканцы, стремящиеся таким образом подорвать репутацию Альберта Гора, кандидата в президенты от демократической партии. А во-вторых, Republic National Bank -- конкурент Bank of New York.
Что делать, если конкурент напрямую предлагает вам уйти с рынка? Если вы согласитесь, вам, возможно, подыщут другое место, не столь денежное, конечно. Если нет -- пригрозят расправой. Сейчас подобная тактика особенно распространена среди PR-агентств и их покровителей, которые борются между собой за предвыборные деньги.
Увы, однозначного ответа тут нет. Иначе можно было бы написать учебное пособие "Как стать олигархом". Большой бизнес и серьезная политика -- всегда риск. Если вы предпочитаете стабильность и спокойствие -- соглашайтесь с конкурентом, уходите с рынка. Если же вы человек честолюбивый и превыше всего ставите личный успех, если вы чувствуете уверенность в собственных силах -- действуйте. Отказывайтесь от предложений конкурентов, не забывая позаботиться о собственной безопасности. Наймите охрану, записывайте телефонные разговоры с угрозами. Дайте знать конкурентам, что существуют копии этих записей, которые в случае чего могут быть преданы гласности.
И все-таки убийства Листьева, Старовойтовой, многих депутатов, Квантришвили, покушения на Березовского убеждают в том, как трудно соизмерять риск и возможность выигрыша. Чем более влиятелен человек, тем сильнее он рискует своей жизнью.
С другой стороны, временный проигрыш (уход с рынка в пользу конкурента) еще не означает крах. Пристроился же Сергей Лисовский с командой, вытесненный с ОРТ Борисом Абрамовичем, на ТВЦ.
Так что, если начальство "в опале", рядовому сотруднику совсем необязательно "делать ноги". Когда компания борется лишь с внешними врагами, оставаясь сплоченной и дружной внутри, лучше не бежать с тонущего корабля, а зарабатывать очки, поддерживая свою фирму и руководство. И наоборот, если вы чувствуете, что начальство о вас не заботится, используя в качестве пешки или боевого расходного материала -- ищите место поспокойнее. В предвыборной борьбе любой ценный сотрудник (а в особенности политик) пригодится.
Повышайте уверенность в себе!

Лучшая защита от наездов -- хорошо обученная и дисциплинированная служба безопасности, грамотные юристы, дружеские связи во всех сферах, от правительства до криминального мира.
Но я все-таки дам вам пару советов, как держать первый и часто неожиданный удар. Для тренировки своей психологической силы попробуйте соблюдать следующие нехитрые правила.
Следите за осанкой. Спина должна быть прямой, голова гордо поднятой. Человек с достойной осанкой кажется успешным, симпатичным и умным -- ему вроде бы и угрожать неуместно.
При общении смотрите прямо в глаза собеседнику. (Если, конечно, вы не на Востоке, там прямой взгляд расценят как агрессивный.) Вы сможете реагировать на малейшие нюансы поведения вашего визави.
Человек, который хочет приобрести уверенность в себе и стать максимально влиятельным, должен специально заниматься своим голосом. Как считает директор учебно-театральной студии "Учитесь говорить" Лариса Соловьева: "Свободный голос -- это свободная личность. Голос нужно не "ставить", а освобождать. Именно он убеждает окружающих в ваших силе и мудрости".
В буквальном смысле слова прислушайтесь к себе: если ваш голос сдавлен, пискляв или нарочито груб, вам есть над чем работать. Учите наизусть стихи и декламируйте их перед зеркалом. Представьте, что вы музыкальный инструмент, орган, звучащий во всю полноту регистров. Тренируйтесь, чтобы говорить эмоционально и внятно. Найдите свой уникальный тембр, интонацию, а еще лучше несколько тембров и интонаций на разные случаи жизни.
Вот, например, Никита Михалков. Каким разным -- то бархатистым, вкрадчивым, то звенящим как сталь -- может быть его голос! С уверенностью в себе у Никиты Сергеевича нет никаких проблем.
Следите за речью. Отдавайте предпочтение коротким и четким предложениям. Избегайте выражений типа "может быть", "как бы", "наверное", демонстрируйте свою уверенность и ответственность: "Я считаю (думаю, полагаю, делаю, решаю)... Мне удалось... Мы с вами договоримся".
Если на вас наезжают, констатируйте это уверенно: "Я вижу, что у нас возникли разногласия, но не сомневаюсь, что мы их преодолеем. Давайте обсудим все более подробно".
В ситуации с упертым собеседником, когда вы чувствуете, что вашему терпению приходит конец, любым способом закончите беседу, сошлитесь на неотложные обстоятельства и плохое самочувствие. Не позволяйте вывести себя из равновесия. Позже, остыв, вы соберетесь с мыслями и найдете выход. Не принимайте решение под давлением собеседника.
Окружите себя доброжелательно настроенными людьми, на поддержку которых сможете рассчитывать в сложных ситуациях. Действуйте сообща. Команда обладает большей психологической силой, чем одиночка.
Не путайте уверенность с самоуверенностью. Если вы уверены в себе, то ощущаете внутреннее спокойствие, расслабленность и полный контакт с окружающими. Самоуверенные люди совсем неспокойны, внутренне напряжены и испытывают проблемы с коммуникативностью.
Как это делается

Каким образом агрессоры пытаются подчинить вас своему влиянию? Классические приемы -- испугать, нагрузить невыполнимыми обязательствами (человек не справится, почувствует себя виноватым и станет более покорным), оскорбить, поставив под сомнение ценности и мировоззренческие принципы собеседника. Звучит это приблизительно так: "Ты сам дерьмо, и твоя жизнь ничего не стоит".
Для психологического давления используют множество словесных приемов. Объединение: "Мы с вами, как умные люди, понимаем..." -- далее идет идея, выгодная только говорящему. Ложная альтернатива: "Вы мне деньги в долг дадите сегодня или завтра?" Неправомерное обобщение: "Если у вас один раз не получилось, то уже никогда не получится..." Сравнение: "Любой умный человек на вашем месте..." Угроза: "Вы подумайте, а то еще жалеть будете..." Самоуничижение: "Это мы крестьяне, а ты-то понимаешь..." Риторические вопросы: "И почему это умные люди не сразу видят свою выгоду?" Свой ответ на своей же вопрос: "Как вы думаете, почему мы предлагаем вам именно такие условия? Конечно же потому, что..." Лесть: "Мы именно с вами решили сделать этот проект, так как мы увидели, что вы самые надежные партнеры в этой сфере". Апелляция к прошлому опыту: "Разве я когда-то раньше вас обманывал?" Опора на ложные авторитеты: "Вы у любого нормального человека спросите..." Опора на свою группу поддержки: "Давайте у независимого человека спросим".
Манипулятивным приемом является психологическое выматывание собеседника: через два часа обсуждения вопроса участники совещания уже готовы согласиться на любое решение, лишь бы побыстрее расстаться.
Часто, чтобы оказать давление, на переговоры приводят большое количество людей -- не только охрану, но еще помощников, секретаря, переводчика и пр.
Для давления используют и откровенную ложь. На уровне разума окружающие люди, может быть, в ложь и не поверят, зато эмоционально воспримут и оценят психологическую силу того, кто решился открыто блефовать.
Виртуозом психологического давления был Иосиф Сталин. Рассказывали такую историю. Сталину не понравился актер, игравший в одном спектакле: внешне актер был похож на "вождя народов". Иосиф Виссарионович вызвал министра культуры и спокойно отдал распоряжение: "Расстрелять артиста (пауза), его родственников (пауза), главного режиссера театра (пауза) и министра культуры". На это побледневший министр с дрожью в голосе предложил: "А может, поменять актера?" На что услышал: "Может, и поменять..." Понятно, что при таком жестком подходе обеспечивалось абсолютное повиновение подчиненных.
Современные "агрессоры" на словах ведут себя не менее жестко и убедительно -- только вряд ли они обладают неограниченными возможностями Иосифа Виссарионовича. Так что бояться их надо умеренно и ни в коем случае не спадать в панику. Если они затягивают переговоры -- вы можете перенести переговоры на другой день. Если ваши оппоненты пришли на встречу с группой поддержки -- ничто не мешает вам позвать столько же своих людей. Как только вы распознаете прием психологического давления, вы станете вести себя гораздо спокойнее и сможете взглянуть на ситуацию со стороны.
Не поддавайтесь давлению!

Шесть лет подряд у меня перед глазами был пример того, как можно бороться с психологическим давлением. Мой последний муж, философ по специальности и риэлтор по профессии, вел бои сразу на нескольких фронтах: против заказчиков, конкурентов, строителей, налоговых служб, властей и пр.
Эмоционально это было тяжело. После особо трудных переговоров он запирался в кабинете и ругался самыми последними словами. С собеседниками же, напротив, был предельно корректен. На угрозы, хамство, шантаж он отвечал подробным и долгим разъяснением собственной позиции, тонких деталей сделки, специфики законодательства. Эти длительные спокойные беседы сводили страхи, беспокойство и агрессию клиентов к нулю. На мужа, конечно, наезжали, но очень редко.
Однажды клиент пришел на подписание договора о покупке недвижимости в сопровождении дюжины бритоголовых качков. Мой муж искренне удивился: зачем эта демонстрация силы, если сделка подготовлена тщательнейшим образом и любой обман исключен? Клиент в конце концов его доводам внял и группу устрашения отпустил. То ли сам расслабился, то ли увидел, что цели (запугать противоположную сторону) не достиг.
-- Наезд -- это нечто среднее между физической и вербальной агрессией,-- рассказал Станислав Барышев, директор PR-агентства Speaker.-- На наших тренингах мы предлагаем такое упражнение на развитие психологической устойчивости. На листке вы пишете те фразы, которые слышали в ситуации наезда и на которые трудно было ответить. Далее к каждой фразе подбираете несколько ответов, переводящих наезд в конструктивное русло.
Например, на классическое: "Заткнись, козел (пингвин, курица...)" -- надо ответить: "Уважаемый, я правильно понимаю? Вы хотите меня оскорбить?" или "Я правильно понимаю: у нас с вами возникли затруднения и их необходимо обсудить?" Своими ответами вы уточняете эмоциональный замысел собеседника и переставляете акцент на содержание сообщения. Называя вещи своими именами, вы выбиваете оружие из рук противника и демонстрируете силу собственной психологической позиции.
Наезд -- это ведь не сразу бомба под капотом и снайпер на крыше.
-- Просто так никто не убивает,-- поделился опытом один криминальный авторитет.-- Лишние трупы никому не нужны. Сегодня убьешь ты, завтра -- тебя. Мы, как правило, вначале пытаемся договориться.
Противостоять наездам практически всегда можно если не добрым, то, по крайней мере, спокойным словом.
Вывод один: наезды используются людьми от безысходности, когда они пребывают в состоянии глубокого стресса и просто не видят иных способов разрешить конфликт, кроме силовых. Если вы не будете их бояться, а попытаетесь им (и тем самым себе) помочь, вы наверняка выкрутитесь из самого запутанного и сложного положения.

Приближающиеся выборы делают и без того неспокойную обстановку в стране нервной до предела. Политики пытаются влиять на СМИ и финансовые структуры, а с их помощью -- на избирателей. Причем происходит это не всегда цивилизованно -- чаще прибегают в обыкновенному наезду. Чтобы противостоять психологическому давлению, надо как минимум сохранять хладнокровие и обладать определенными психологическими навыками."То, чего нельзя добиться с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой". Мишель Монтень.

О случаях политического и экономического давления нам чуть ли не ежедневно сообщают в телевизионных новостях. То налоговая инспекция пришла в "Сибнефть" -- и организацию едва не обанкротили. То такие же вроде бы плановые, но весьма надоедливые и частые проверки стали происходить в "Медиа-Мост". Продолжается подковерная возня вокруг "Газпрома" и его главы Рема Вяхирева. Едва стало известно, что Борис Березовский купил ИД "Коммерсантъ", газету закрыли пожарные. Несколько недель назад лишили лицензии на вещание телевидение Санкт-Петербурга -- правда, через пару дней инцидент был улажен. В принципе, объектом давления может стать любое коммерческое предприятие, так как все они поддерживают тех или иных политиков.

Итак, что делать и говорить, если в вашу фирму пришла налоговая инспекция?

Вообще, к ее визиту надо быть готовым всегда. Еще лучше иметь друзей в налоговой инспекции, которые о проверке предупредят. Вести себя с налоговиками стоит предельно вежливо и дружелюбно: предоставить всю необходимую информацию, место для работы, бутерброды и кофе для поддержания сил. Категорически запрещается качать права, звонить начальству проверяющих и выяснять, числятся ли у них такие-то сотрудники и где они сейчас должны находиться.

Если вы рядовой сотрудник и налоговые органы задают вам вопрос о реальной (а не о той, которая значится по ведомости) зарплате, выбирайте, что вам дороже: судьба фирмы (и, соответственно, рабочее место) или ваши личные отношения с налоговой инспекцией. Если первое -- на чистом глазу говорите, что, сколько в ведомости стоит, столько вы и получаете. Ни рубля больше. Но будьте готовы к тому, что, когда вы купите квартиру или дачу, к вам придут и потребуют отчитаться о происхождении денег на покупку.

В любом случае, обязательно узнайте заранее в бухгалтерии свою официальную зарплату -- ведь часто сотрудник, получая деньги "в конверте", даже не подозревает, сколько он "зарабатывает" по ведомости.

Что делать, если в фирме происходит обыск, изъятие документов?

Любая уважающая себя компания особо секретную документацию хранит там, где ее не так-то просто отыскать. Можно создать иллюзию отсутствия необходимых бумаг. Проверяющим лучше всего предложить свою помощь в сборе документов -- этот маневр позволит сохранить и укрыть самые важные из них.

Накануне выборов очень важно предотвращать любую утечку информации, которая может быть вывернута и использована как компромат.

В принципе, компроматом могут стать любые, даже самые невинные сведения. Если их нет или недостаточно, их придумают. Но защищаться все равно стоит. Поэтому, во-первых, когда вы принимаете нового сотрудника на работу, у него в трудовом контракте должен быть специальный пункт о неразглашении служебной тайны. Во-вторых, в офисах можно установить жучки и иные подслушивающие устройства. Речь не идет о тотальной слежке -- просто-напросто у начальства появляется возможность следить за тем, чтобы сотрудники поменьше чесали языками. В-третьих, ваши коллеги будут вести себя корректно, если вы сами не станете говорить им ничего лишнего и особо важного. Дробите информацию: пусть каждый работник отвечает строго за свой сегмент и не имеет представления об общем положении вещей.

Предположим, что вы топ-менеджер, которого пытаются подкупить конкуренты. За большое вознаграждение вам предлагают рассказать о некоторых финансовых секретах фирмы. Вы сильно рискуете, если на это согласитесь: выиграв один раз в деньгах, вы навсегда загубите свою репутацию. В конце концов с вами не захотят иметь дело ни свои, ни чужие.

Как руководителям фирм обезопасить себя от предательства со стороны подчиненных?

Нормально им платить, создавать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, быть осторожным в подборе кадров: обращать внимание на такие качества, как порядочность, честность, личная преданность. Не говорить подчиненным лишнего.

Если на вас все-таки "слили" компромат -- как, например, сейчас на того же Павла Бородина и семью Ельциных, как себя вести?

Как Лужков, который, если считает, что его оклеветали, подает в суд на СМИ. В принципе, семье российского президента надо было сделать то же самое, а не изображать глухую несознанку, не отмалчиваться.

Параллельно неплохо запустить встречный компромат. В случае со скандалом вокруг коррупции в российском руководстве это как раз было сделано: пресса выдвинула версию, что, дескать, во всем виноваты республиканцы, стремящиеся таким образом подорвать репутацию Альберта Гора, кандидата в президенты от демократической партии. А во-вторых, Republic National Bank -- конкурент Bank of New York.

Что делать, если конкурент напрямую предлагает вам уйти с рынка? Если вы согласитесь, вам, возможно, подыщут другое место, не столь денежное, конечно. Если нет -- пригрозят расправой. Сейчас подобная тактика особенно распространена среди PR-агентств и их покровителей, которые борются между собой за предвыборные деньги.

Увы, однозначного ответа тут нет. Иначе можно было бы написать учебное пособие "Как стать олигархом". Большой бизнес и серьезная политика -- всегда риск. Если вы предпочитаете стабильность и спокойствие -- соглашайтесь с конкурентом, уходите с рынка. Если же вы человек честолюбивый и превыше всего ставите личный успех, если вы чувствуете уверенность в собственных силах -- действуйте. Отказывайтесь от предложений конкурентов, не забывая позаботиться о собственной безопасности. Наймите охрану, записывайте телефонные разговоры с угрозами. Дайте знать конкурентам, что существуют копии этих записей, которые в случае чего могут быть преданы гласности.

И все-таки убийства Листьева, Старовойтовой, многих депутатов, Квантришвили, покушения на Березовского убеждают в том, как трудно соизмерять риск и возможность выигрыша. Чем более влиятелен человек, тем сильнее он рискует своей жизнью.

С другой стороны, временный проигрыш (уход с рынка в пользу конкурента) еще не означает крах. Пристроился же Сергей Лисовский с командой, вытесненный с ОРТ Борисом Абрамовичем, на ТВЦ.

Так что, если начальство "в опале", рядовому сотруднику совсем необязательно "делать ноги". Когда компания борется лишь с внешними врагами, оставаясь сплоченной и дружной внутри, лучше не бежать с тонущего корабля, а зарабатывать очки, поддерживая свою фирму и руководство. И наоборот, если вы чувствуете, что начальство о вас не заботится, используя в качестве пешки или боевого расходного материала -- ищите место поспокойнее. В предвыборной борьбе любой ценный сотрудник (а в особенности политик) пригодится.

Повышайте уверенность в себе!


Лучшая защита от наездов -- хорошо обученная и дисциплинированная служба безопасности, грамотные юристы, дружеские связи во всех сферах, от правительства до криминального мира.

Но я все-таки дам вам пару советов, как держать первый и часто неожиданный удар. Для тренировки своей психологической силы попробуйте соблюдать следующие нехитрые правила.

Следите за осанкой. Спина должна быть прямой, голова гордо поднятой. Человек с достойной осанкой кажется успешным, симпатичным и умным -- ему вроде бы и угрожать неуместно.

При общении смотрите прямо в глаза собеседнику. (Если, конечно, вы не на Востоке, там прямой взгляд расценят как агрессивный.) Вы сможете реагировать на малейшие нюансы поведения вашего визави.

Человек, который хочет приобрести уверенность в себе и стать максимально влиятельным, должен специально заниматься своим голосом. Как считает директор учебно-театральной студии "Учитесь говорить" Лариса Соловьева: "Свободный голос -- это свободная личность. Голос нужно не "ставить", а освобождать. Именно он убеждает окружающих в ваших силе и мудрости".

В буквальном смысле слова прислушайтесь к себе: если ваш голос сдавлен, пискляв или нарочито груб, вам есть над чем работать. Учите наизусть стихи и декламируйте их перед зеркалом. Представьте, что вы музыкальный инструмент, орган, звучащий во всю полноту регистров. Тренируйтесь, чтобы говорить эмоционально и внятно. Найдите свой уникальный тембр, интонацию, а еще лучше несколько тембров и интонаций на разные случаи жизни.

Вот, например, Никита Михалков. Каким разным -- то бархатистым, вкрадчивым, то звенящим как сталь -- может быть его голос! С уверенностью в себе у Никиты Сергеевича нет никаких проблем.

Следите за речью. Отдавайте предпочтение коротким и четким предложениям. Избегайте выражений типа "может быть", "как бы", "наверное", демонстрируйте свою уверенность и ответственность: "Я считаю (думаю, полагаю, делаю, решаю)... Мне удалось... Мы с вами договоримся".

Если на вас наезжают, констатируйте это уверенно: "Я вижу, что у нас возникли разногласия, но не сомневаюсь, что мы их преодолеем. Давайте обсудим все более подробно".

В ситуации с упертым собеседником, когда вы чувствуете, что вашему терпению приходит конец, любым способом закончите беседу, сошлитесь на неотложные обстоятельства и плохое самочувствие. Не позволяйте вывести себя из равновесия. Позже, остыв, вы соберетесь с мыслями и найдете выход. Не принимайте решение под давлением собеседника.

Окружите себя доброжелательно настроенными людьми, на поддержку которых сможете рассчитывать в сложных ситуациях. Действуйте сообща. Команда обладает большей психологической силой, чем одиночка.

Не путайте уверенность с самоуверенностью. Если вы уверены в себе, то ощущаете внутреннее спокойствие, расслабленность и полный контакт с окружающими. Самоуверенные люди совсем неспокойны, внутренне напряжены и испытывают проблемы с коммуникативностью.

Как это делается


Каким образом агрессоры пытаются подчинить вас своему влиянию? Классические приемы -- испугать, нагрузить невыполнимыми обязательствами (человек не справится, почувствует себя виноватым и станет более покорным), оскорбить, поставив под сомнение ценности и мировоззренческие принципы собеседника. Звучит это приблизительно так: "Ты сам дерьмо, и твоя жизнь ничего не стоит".

Для психологического давления используют множество словесных приемов. Объединение: "Мы с вами, как умные люди, понимаем..." -- далее идет идея, выгодная только говорящему. Ложная альтернатива: "Вы мне деньги в долг дадите сегодня или завтра?" Неправомерное обобщение: "Если у вас один раз не получилось, то уже никогда не получится..." Сравнение: "Любой умный человек на вашем месте..." Угроза: "Вы подумайте, а то еще жалеть будете..." Самоуничижение: "Это мы крестьяне, а ты-то понимаешь..." Риторические вопросы: "И почему это умные люди не сразу видят свою выгоду?" Свой ответ на своей же вопрос: "Как вы думаете, почему мы предлагаем вам именно такие условия? Конечно же потому, что..." Лесть: "Мы именно с вами решили сделать этот проект, так как мы увидели, что вы самые надежные партнеры в этой сфере". Апелляция к прошлому опыту: "Разве я когда-то раньше вас обманывал?" Опора на ложные авторитеты: "Вы у любого нормального человека спросите..." Опора на свою группу поддержки: "Давайте у независимого человека спросим".

Манипулятивным приемом является психологическое выматывание собеседника: через два часа обсуждения вопроса участники совещания уже готовы согласиться на любое решение, лишь бы побыстрее расстаться.

Часто, чтобы оказать давление, на переговоры приводят большое количество людей -- не только охрану, но еще помощников, секретаря, переводчика и пр.

Для давления используют и откровенную ложь. На уровне разума окружающие люди, может быть, в ложь и не поверят, зато эмоционально воспримут и оценят психологическую силу того, кто решился открыто блефовать.

Виртуозом психологического давления был Иосиф Сталин. Рассказывали такую историю. Сталину не понравился актер, игравший в одном спектакле: внешне актер был похож на "вождя народов". Иосиф Виссарионович вызвал министра культуры и спокойно отдал распоряжение: "Расстрелять артиста (пауза), его родственников (пауза), главного режиссера театра (пауза) и министра культуры". На это побледневший министр с дрожью в голосе предложил: "А может, поменять актера?" На что услышал: "Может, и поменять..." Понятно, что при таком жестком подходе обеспечивалось абсолютное повиновение подчиненных.

Современные "агрессоры" на словах ведут себя не менее жестко и убедительно -- только вряд ли они обладают неограниченными возможностями Иосифа Виссарионовича. Так что бояться их надо умеренно и ни в коем случае не спадать в панику. Если они затягивают переговоры -- вы можете перенести переговоры на другой день. Если ваши оппоненты пришли на встречу с группой поддержки -- ничто не мешает вам позвать столько же своих людей. Как только вы распознаете прием психологического давления, вы станете вести себя гораздо спокойнее и сможете взглянуть на ситуацию со стороны.

Не поддавайтесь давлению!


Шесть лет подряд у меня перед глазами был пример того, как можно бороться с психологическим давлением. Мой последний муж, философ по специальности и риэлтор по профессии, вел бои сразу на нескольких фронтах: против заказчиков, конкурентов, строителей, налоговых служб, властей и пр.

Эмоционально это было тяжело. После особо трудных переговоров он запирался в кабинете и ругался самыми последними словами. С собеседниками же, напротив, был предельно корректен. На угрозы, хамство, шантаж он отвечал подробным и долгим разъяснением собственной позиции, тонких деталей сделки, специфики законодательства. Эти длительные спокойные беседы сводили страхи, беспокойство и агрессию клиентов к нулю. На мужа, конечно, наезжали, но очень редко.

Однажды клиент пришел на подписание договора о покупке недвижимости в сопровождении дюжины бритоголовых качков. Мой муж искренне удивился: зачем эта демонстрация силы, если сделка подготовлена тщательнейшим образом и любой обман исключен? Клиент в конце концов его доводам внял и группу устрашения отпустил. То ли сам расслабился, то ли увидел, что цели (запугать противоположную сторону) не достиг.

-- Наезд -- это нечто среднее между физической и вербальной агрессией,-- рассказал Станислав Барышев, директор PR-агентства Speaker.-- На наших тренингах мы предлагаем такое упражнение на развитие психологической устойчивости. На листке вы пишете те фразы, которые слышали в ситуации наезда и на которые трудно было ответить. Далее к каждой фразе подбираете несколько ответов, переводящих наезд в конструктивное русло.

Например, на классическое: "Заткнись, козел (пингвин, курица...)" -- надо ответить: "Уважаемый, я правильно понимаю? Вы хотите меня оскорбить?" или "Я правильно понимаю: у нас с вами возникли затруднения и их необходимо обсудить?" Своими ответами вы уточняете эмоциональный замысел собеседника и переставляете акцент на содержание сообщения. Называя вещи своими именами, вы выбиваете оружие из рук противника и демонстрируете силу собственной психологической позиции.

Наезд -- это ведь не сразу бомба под капотом и снайпер на крыше.

-- Просто так никто не убивает,-- поделился опытом один криминальный авторитет.-- Лишние трупы никому не нужны. Сегодня убьешь ты, завтра -- тебя. Мы, как правило, вначале пытаемся договориться.

Противостоять наездам практически всегда можно если не добрым, то, по крайней мере, спокойным словом.

Вывод один: наезды используются людьми от безысходности, когда они пребывают в состоянии глубокого стресса и просто не видят иных способов разрешить конфликт, кроме силовых. Если вы не будете их бояться, а попытаетесь им (и тем самым себе) помочь, вы наверняка выкрутитесь из самого запутанного и сложного положения.

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама