24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Наказания не помогут"

Архивная публикация 2011 года: "Наказания не помогут"

Сделать систему ЖКХ эффективной можно только за счет ее демонополизации. Президент России Дмитрий Медведев в последнее время много внимания уделяет сфере ЖКХ. Он дает поручения правительству, прокуратуре, требует навести порядок. Недавно глава государства заявил, что ЖКХ крайне неэффективно использует имеющиеся в отрасли средства. А деньги огромные - около 1,5 трлн рублей. И при этом тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут очень высокими темпами.
В одном из недавних исследований, проведенных аналитической службой нашей компании, сравнивались темпы роста стоимости услуг ЖКХ в регионах с темпами общероссийской инфляции и темпами роста среднедушевого дохода граждан. В результате аналитики пришли к неутешительным выводам. В среднем по России темпы роста стоимости коммунальных услуг почти в 2 раза превысили темпы инфляции и роста благосостояния граждан. Лишь в 5 субъектах Федерации темпы роста стоимости услуг ЖКХ обогнали инфляцию не более чем на 20%, и только 3 региона могут похвастаться тем, что коммунальные тарифы росли медленней, чем доходы населения. Причем по данному показателю Москва оказалась в числе самых неблагоприятных регионов.
Наше исследование очень хорошо проиллюстрировало системные проблемы в сфере ЖКХ. Очевидно, что у такого резкого роста тарифов должны быть веские основания. Проще простого, конечно, свалить все на инфляцию… Действительно, это одна из тех причин, с которыми радостно согласятся коммунальщики, ведь инфляция ведет к увеличению затрат, к повышению себестоимости услуг и т.д. В качестве другой причины можно еще назвать желание наших коммунальщиков сохранить высокую рентабельность при удорожании сопутствующих услуг, что так же, как и инфляция, влияет на себестоимость, а это, в свою очередь, приводит к кратному увеличению стоимости предоставляемой услуги. Но нет, господа, в действительности оба этих, казалось бы, столь очевидных предположения не нашли подтверждения в исследовании!
Давайте представим, что рентабельность услуг в сфере ЖКХ должна быть процентов двадцать. Получится, что те регионы, где превышение стоимости услуг ЖКХ над уровнем инфляции составляет не более 20%, относительно благополучны. Однако наши аналитики таких регионов насчитали крайне мало.
Безусловно, существует еще один немаловажный экономический фактор: рост тарифов может быть тесно связан с ростом доходов граждан, когда объективно покупательская способность населения соизмерима со стоимостью услуг ЖКХ. Но мы видим, что и это совсем не так. В большинстве регионов, согласно данным исследования, покупательская способность за пять лет если и изменилась, то в худшую сторону.
Какой еще аргумент могут привести представители сферы ЖКХ? Конечно же, нам скажут, что в стоимость услуг закладываются расходы на модернизацию. И опять мы смело можем возразить: признаков того, что коммунальщики хоть как-то продвигаются в этом направлении, пока не видно. Ничего не происходит. Возникает закономерный вопрос, куда направляются деньги? Вот и президент страны в ходе недавнего селекторного совещания по вопросам ЖКХ поинтересовался, куда... Ответ, к сожалению, очевиден.
Меня радует, что власть уделяет сфере ЖКХ столь пристальное внимание, но в то же время есть ощущение, что глубинные, истинные проблемы отрасли до конца не осознаны. Я не против ужесточения наказания за нарушения в этой сфере, о чем также говорил президент. Но это не даст желаемых результатов - толку, уверен, не будет никакого. Посадят одних - на их места придут другие. А ЖКХ по-прежнему будет оставаться черной дырой, которая засасывает бешеное количество бюджетных средств и средств рядовых потребителей. Либо мы должны видеть модернизацию - и в этом случае мы будем понимать, за что платим с каждым годом все больше и больше, - либо нам надо поменять саму систему, если внутри нее ничего изменить невозможно. На мой взгляд, один из наиболее удачных путей к наведению порядка в сфере ЖКХ - уход от монополизма. От монополизма поставщиков услуг, от монополизма посредников. Если потребители услуг ЖКХ получат возможность работать с разными поставщиками, тогда сам рынок будет регулировать и стоимость, и качество предоставляемых услуг.

Сделать систему ЖКХ эффективной можно только за счет ее демонополизации. Президент России Дмитрий Медведев в последнее время много внимания уделяет сфере ЖКХ. Он дает поручения правительству, прокуратуре, требует навести порядок. Недавно глава государства заявил, что ЖКХ крайне неэффективно использует имеющиеся в отрасли средства. А деньги огромные - около 1,5 трлн рублей. И при этом тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут очень высокими темпами.
В одном из недавних исследований, проведенных аналитической службой нашей компании, сравнивались темпы роста стоимости услуг ЖКХ в регионах с темпами общероссийской инфляции и темпами роста среднедушевого дохода граждан. В результате аналитики пришли к неутешительным выводам. В среднем по России темпы роста стоимости коммунальных услуг почти в 2 раза превысили темпы инфляции и роста благосостояния граждан. Лишь в 5 субъектах Федерации темпы роста стоимости услуг ЖКХ обогнали инфляцию не более чем на 20%, и только 3 региона могут похвастаться тем, что коммунальные тарифы росли медленней, чем доходы населения. Причем по данному показателю Москва оказалась в числе самых неблагоприятных регионов.
Наше исследование очень хорошо проиллюстрировало системные проблемы в сфере ЖКХ. Очевидно, что у такого резкого роста тарифов должны быть веские основания. Проще простого, конечно, свалить все на инфляцию… Действительно, это одна из тех причин, с которыми радостно согласятся коммунальщики, ведь инфляция ведет к увеличению затрат, к повышению себестоимости услуг и т.д. В качестве другой причины можно еще назвать желание наших коммунальщиков сохранить высокую рентабельность при удорожании сопутствующих услуг, что так же, как и инфляция, влияет на себестоимость, а это, в свою очередь, приводит к кратному увеличению стоимости предоставляемой услуги. Но нет, господа, в действительности оба этих, казалось бы, столь очевидных предположения не нашли подтверждения в исследовании!
Давайте представим, что рентабельность услуг в сфере ЖКХ должна быть процентов двадцать. Получится, что те регионы, где превышение стоимости услуг ЖКХ над уровнем инфляции составляет не более 20%, относительно благополучны. Однако наши аналитики таких регионов насчитали крайне мало.
Безусловно, существует еще один немаловажный экономический фактор: рост тарифов может быть тесно связан с ростом доходов граждан, когда объективно покупательская способность населения соизмерима со стоимостью услуг ЖКХ. Но мы видим, что и это совсем не так. В большинстве регионов, согласно данным исследования, покупательская способность за пять лет если и изменилась, то в худшую сторону.
Какой еще аргумент могут привести представители сферы ЖКХ? Конечно же, нам скажут, что в стоимость услуг закладываются расходы на модернизацию. И опять мы смело можем возразить: признаков того, что коммунальщики хоть как-то продвигаются в этом направлении, пока не видно. Ничего не происходит. Возникает закономерный вопрос, куда направляются деньги? Вот и президент страны в ходе недавнего селекторного совещания по вопросам ЖКХ поинтересовался, куда... Ответ, к сожалению, очевиден.
Меня радует, что власть уделяет сфере ЖКХ столь пристальное внимание, но в то же время есть ощущение, что глубинные, истинные проблемы отрасли до конца не осознаны. Я не против ужесточения наказания за нарушения в этой сфере, о чем также говорил президент. Но это не даст желаемых результатов - толку, уверен, не будет никакого. Посадят одних - на их места придут другие. А ЖКХ по-прежнему будет оставаться черной дырой, которая засасывает бешеное количество бюджетных средств и средств рядовых потребителей. Либо мы должны видеть модернизацию - и в этом случае мы будем понимать, за что платим с каждым годом все больше и больше, - либо нам надо поменять саму систему, если внутри нее ничего изменить невозможно. На мой взгляд, один из наиболее удачных путей к наведению порядка в сфере ЖКХ - уход от монополизма. От монополизма поставщиков услуг, от монополизма посредников. Если потребители услуг ЖКХ получат возможность работать с разными поставщиками, тогда сам рынок будет регулировать и стоимость, и качество предоставляемых услуг.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».