Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Накладка с крылышками"

Прошлогодний скандал, разразившийся из-за зараженных сальмонеллой «ножек Буша», казалось бы, сыграл на руку отечественным производителям мяса птицы. Им наконец-то удалось добиться квотирования импортной продукции, которое вступило в действие с начала мая этого года. Однако, ситуация на рынке складывается таким образом, что вряд ли введение квот оправдает ожидания российских производителей.В свое время именно те самые «ножки Буша» способствовали росту спроса на мясо птицы в России. В 1996 году, когда начались первые поставки, американские окорочка были в среднем на 40% дешевле отечественной продукции. Благодаря этому россияне стали привыкать к этому виду мяса, а значит, больше его потреблять. Так, если десять лет назад среднестатистический гражданин съедал в год 20 кг говядины, 18 кг свинины и 10 кг мяса птицы, то уже в 2002 году на первом месте в его рационе оказалось мясо птицы (17 кг), затем говядина (16,7 кг) и после — свинина (16,3 кг). В ближайшие несколько лет эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности птицеедения. Об этом свидетельствуют и мировые тенденции: сегодня птица является основным продуктом в рационе среднего американца (50 кг птицы против 20 кг говядины и свинины в год) и европейца (30 кг птицы против 20—30 кг мяса четвероногих).
Отечественные птицеводы не раз заявляли о том, что им тяжело конкурировать с более дешевой импортной продукцией, особенно американской. Ведь в США птицеводство является экспортно-ориентированной отраслью и поддерживается мощными дотациями со стороны государства. Российские производители поясняли, что на дотации они и не особенно рассчитывают, вполне достаточно было бы ограничить ввоз конкурирующей продукции. Первая попытка правительство предприняло весной прошлого года, когда из-за ветеринарного несоответствия был приостановлен ввоз «ножек Буша». Воспользовавшись ситуацией, российские птицеводы смогли увеличить отпускные цены с 34 до 44—45 рублей за кг (тем самым повысив рентабельность производства на 15%). Освобожденную Америкой нишу на рынке постарались занять Бразилия, Китай и страны ЕС, поэтому цены со временем снова упали.
Летом прошлого года «Росптицесоюз» обратился в Минэкономразвития с жалобой на демпинг со стороны дотированной импортной птицы. В августе—октябре чиновники МЭРТ провели соответствующее расследование, по окончании которого постановили, что отрасли действительно был нанесен серьезный ущерб, и рекомендовали ввести квоты на импорт.
Не панацея

Смысл введенных Минэкономразвития ограничений заключается не столько в том, чтобы немедленно сократить импорт, сколько в том, чтобы не позволять ему бесконтрольно расти. Потребности российского рынка составляют порядка 2,1 млн. тонн птицы в год, из них 1,3 млн. тонн приходится на долю импортной продукции, остальное — на долю российской. Согласно установленным квотам, с мая по декабрь нынешнего года в Россию разрешено ввезти 744 тыс. тонн птицы, а в следующие два года этот показатель должен составить не более 1,05 млн. тонн.
Тот факт, что правительство попыталось защитить отечественных производителей путем введения квот, большинство игроков восприняли положительно, хотя и отметили, что для развития отечественного птицеводства этого механизма явно недостаточно. «Введение квот необходимо рынку — они могут стать стимулом для дальнейших инвестиций в отрасль, — считает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. — Ведь инвестор должен быть уверен, что объем импорта не будет увеличиваться и, следовательно, «давить» на рынок. В ближайшее время мы не сможем обеспечить такой же высокий рост производства, который был в 1999—2001 годах. Если проанализировать ситуацию в основных птицеводческих регионах, становится очевидным, что уже наметилась стабилизация производства. Те птицефабрики, в которые в 1998—1999 годах были вложены средства, уже вышли на свои плановые мощности и производят максимум того, что могут производить. Теперь для дальнейшего роста производства птицы нужны новые инвестиции в отрасль».
«Мы пока не почувствовали благотворного действия введенных квот,— говорит руководитель птицеводческого направления группы компаний «Агрохолдинг» Владимир Митасов. — Ситуация на рынке остается прежней — поток импортной продукции не сокращается, а многие российские производители продолжают работать, что называется, «в ноль» — без прибыли».
Российские птицеводы надеялись, что в результате введения квотирования цены на мясо вырастут, тем самым повысится рентабельность внутреннего производства, а значит, в отрасль пойдут новые инвестиции. Однако этого не произошло, и более того, как полагают эксперты рынка, начиная с мая вполне можно ожидать дальнейшего снижения цен.
Дело в том, к началу мая излишки мяса птицы на складах компаний-импортеров составили, по разным оценкам, от 160 до 180 тыс. тонн, что в три-четыре раза больше, чем в «доквотные» времена. Помимо этих накопленных излишков, в июне в Россию придет импортный товар по очень низкой цене. Во-первых, потому, что сокращение российского спроса на заграничную «птичку» приведет к снижению цен на нее на рынках западных стран, прежде всего США. Во-вторых, с мая начинается летний фрахт, который стоит раза в три дешевле ($60—70 за тонну), чем зимой, когда используются более дорогие ледокольные суда.
Кроме того, в результате квотирования на фоне высокой взяткоемкости российской таможни, а также прозрачности восточных и южных границ велика вероятность попадания на российский рынок дешевого контрабандного товара. Под угрозой затоваривания собственных рынков импортный товар начнет искать лазейки на привычный российский рынок.
В этой ситуации российский производитель оказывается в довольно сложном положении. Дело в том, что в мае—июне корма, оставшиеся с прошлого года, стоят дорого, а новых еще нет. При этом доля кормов в структуре себестоимости курицы составляет около 70%. В августе—ноябре к излишкам импортной птицы добавится прирост отечественного производства, так как это период массового забоя российской птицы (в 1,5—2 раза больше, чем в другие периоды). Птицефабрикам придется конкурировать как между собой, так и с дешевой импортной «птичкой», а значит, уровень цен опять же будет снижаться. Сейчас оптовая цена составляет 40—41 рубль за кг, а для нормального развития птицеводческим хозяйствам нужна цена не ниже 44 рублей. При этом в розничной торговле мясо птицы стоит от 52 до 60 рублей за кг. Необходимо также учитывать фактор сезонности — к июню потребление замороженного мяса снижается, а в июле—августе мяса продается в два—три раза меньше, чем в ноябре—декабре.
Придется работать

Таким образом, пролоббированное птицеводами квотирование не только не спасло их от затоваривания рынка, но даже приблизило эту неприятность, что сами производители уже поняли. По мнению заместителя генерального директора птицефабрики «Элинар» Владимира Горбачева, до конца года затоваривание на рынке будет продолжаться, и только со следующего года ограничение импорта даст свои реальные плоды. Но только в том случае, если Россия в ближайшее время не вступит во Всемирную торговую организацию, поскольку иначе, согласно правилам ВТО, нам придется не сокращать, а увеличивать объем импортных квот.
Глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы Альберт Давлеев считает, что квотированием отрасль не спасти, вместо неловких попыток ограничить импорт правительство должно — на американский манер — спонсировать российских производителей. Впрочем, конечно же, спонсирование птицеводства со стороны государства — проект из области фантастики. Поэтому сейчас отечественному производителю, в первую очередь, необходимо научиться сокращать производственные издержки, снижать себестоимость кормов и выстраивать грамотные цепочки продаж.
Для выстраивания коротких цепочек продаж производителям нужно выходить на оптовые центры крупных розничных сетей. Безусловно, в этом случае обострится конкуренция, так как сети работают максимум с 3—4 поставщиками, качество продукции которых соответствует предъявляемым требованиям. Именно таким образом строятся отношения между производителями и продавцами на Западе. По мнению большинства специалистов, в течение ближайших 3—5 лет намеревающиеся выжить производители также пойдут по этому пути. Прочие — попробуют еще что-нибудь пролоббировать в правительстве.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK