25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: ""НАКРУТИТЬ ПАРУ МИЛЛИОНОВ""

Архивная публикация 2010 года: ""НАКРУТИТЬ ПАРУ МИЛЛИОНОВ""

Как немецкие предприниматели десятилетиями извлекали выгоду из коррупции в Греции. Есть два смазочных материала, необходимых для бесперебойной работы греческой экономики, - миса и факелаки. Факелаки значит "конвертик". Он необходим, когда идешь к врачу или при сложностях с налоговым инспектором.
А миса - это сумма-стартер, которую в конвертик не уложишь. Разве что в чемоданчик. Ее можно и сразу перевести на счет в каком-нибудь "налоговом раю", где она благополучно исчезнет. Без мисы - то есть подмазки - ни один иностранный предприниматель не может вести бизнес в государстве бывших эллинов. Особо острая необходимость в ней возникает, когда решаются вопросы о крупных государственных заказах.
При таких сделках через офшорные фирмы, разбросанные по всему миру, в руки владельцев компаний, чиновников, военных или политиков нередко откатывались миллионы. В отчетности они обычно проходят как комиссионные за посредничество в получении заказа. И самые заметные места в этом покере, где ставки делаются в форме мисы, занимает немецкая промышленность.
Экономика Германии - один из главных торговых партнеров Греции. В прош-лом году ФРГ вывезла в Грецию товаров на 6,7 млрд евро. Импорт составил всего 1,9 млрд. Какими же средствами достигнуто столь гигантское сальдо?
По мнению американского ведомства по биржевому надзору SEC, в прошедшие годы к взяткам прибегал и концерн Daimler, пробивавший разрешение на поставку автомобилей в Грецию. И даже немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn получила заказ на строительство метро в Афинах в преддверии Олимпийских игр 2004 года, похоже, не без помощи смазочного механизма, называемого миса. Есть данные, что принимавший решение греческий чиновник получил через консультанта шестизначную сумму. Агентство Transparency International классифицирует Грецию как одну из самых коррумпированных стран Европы.
Но даже и с уплатой мисы бизнес в Греции не становится убыточным. "Кто подкупает чиновника, чтобы зацепить государственный заказ, получает возможность накрутить пару миллионов, - расска-зывает следователь налогового ведомства, - поставляя товар или услугу по завышен-ной цене. Ведь средства берутся из кармана налогоплательщиков".
Это мнение осведомленного человека: он много лет расследовал коррупционные махинации мюнхенского гиганта Siemens. Искали несколько десятков миллионов, испарившихся где-то в Греции. Такими суммами афинский "на-местник" многонационально-го концерна до 2006 года подогревал у греческих чиновников интерес к сделкам с его фирмой. Благодаря им был получен заказ от государственного - тогда! - оператора телефонной связи ОТЕ, так выиграли тендер на поставку техники для нужд безопасности, закупавшейся для Олимпийских игр 2004 года. Да и подряд на строительство метро был получен таким же способом.
Следователи установили, что греческое представительство фирмы Siemens на подкуп должностных лиц в год тратило около 15 млн евро. Есть сведения, что только взятка за заключенное в конце 90-х годов рамочное соглашение с ОТЕ на сумму в 500 млн евро составила 35 млн евро. В головном офисе концерна в Мюнхене многие годы с большим почтением отзывались о "наместнике" концерна в Афинах - таких впечатляющих показателей в других странах представители Siemens не достигали.
Утверждают, что и афинские политики не оставались в накладе. До 2% оборота телефонного подразделения Siemens Hellas, как сообщали менеджеры, участвовавшие в операциях, переводилось двум крупнейшим партиям - социалистической ПАСОК и консервативной "Новая демократия". В Греции никогда не знаешь, какое правительство сколько пробудет у власти. Обе партии получение каких-либо сумм опровергают.
По всей видимости, с не меньшим усердием, чем Siemens, дела в Греции вели и немецкие представители оборонной промышленности. По некоторым оценкам, Афины тратят на приобретение вооружений за рубежом до 3-4 млрд евро в год - для страны с такой территорией сумма безумная. Больше всех от этого выигрывает оборонка Германии, на долю которой только в 2004-2008 годах приходилось около трети всего оружейного импорта Греции. Теперь мюнхенская прокуратура выясняет, обошлось ли без нарушений закона при заказе четырех подлодок.
Объем заказа составил почти 3 млрд евро, два из которых были получены в качестве предоплаты - для таких сделок условие нестандартное.
Подозрительность следователей усиливал сомнительный перевод, предназначенный человеку, якобы оказавшему при заключении сделки консультативные услуги. Как сообщается, несколько лет назад некий грек обратился в эссенский концерн Ferrostaal и потребовал в связи с заказом подлодок сумму, выражавшуюся восьмизначным числом. Ferrostaal действовал в консорциуме совместно с "дочкой" ThyssenKrupp фирмой HDW. Когда эссенцы платить отказались, грек пригрозил судом.
В итоге в 2006 году их спор разрешился в третейском суде с участием некоего цюрихского адвоката. Вскоре концерн Ferrostaal перевел 11 млн евро. Сегодня мюнхенская прокуратура, "копающая" под топ-менеджеров компании, жаждет узнать: за что? Бывшему главе Ferrostaal Маттиасу Мичерлиху, недавно уволенному с этого поста и тоже проходящему по делу в качестве обвиняемого, предположительно также было известно о подозрительной выплате.
Теперь историей с подлодками заинтересовались и греческие компетентные ведомства. Афинские следователи пытаются выяснить адресата подозрительных транзакций, которые предположительно проводились через Австрию, Карибский регион, Либерию и Кипр. Пока им этого не удалось.
Показательный пример - недавняя поставка греческому правительству 170 танков производства Krauss-Maffei Wegmann (KMW). Как сообщается, предприятие получило за них 1,7 млрд евро.
Обычно при заключении таких договоров миллионы расходуются на консультативные услуги. В чем именно они заключаются и почему оказывающие их компании большей частью зарегистрированы в "налоговых райках", редко становится известным широкой общественности. Как правило, секретные фирмы принадлежат греческим "посредникам", зачастую являющимся уважаемыми промышленниками. Последние же, как время от времени возникает подозрение, распределяют полученные средства между лицами, ответственными за принятие решений.
Так, в случае с KMW осенью 1999 года примерно одновременно с проведением тендера некий греческий магнат основал фиктивную фирму на карибском острове Невис. Компания заключила два договора: один - с KMW, о предоставлении посреднических услуг, другой - с некой Evanston Group Ltd., "прописанной" на Британских Виргинских островах. Evanston Group Ltd. должна была получить $60 млн - якобы за "аквизицию офсетных проектов".
Но как фиктивная фирма в Карибском бассейне могла оказать такие сопутствующие услуги в Афинах? Когда о соглашениях, которые в силу их "политической природы" держались в тайне, стало известно, мюнхенская прокуратура приступила к расследованию. Увы, успехом оно не увенчалось: на Виргинс-ких островах немцам в правовой помощи отказали.
Афинская прокуратура и следственный комитет выясняют, какую роль в этой истории играли политики. Увы, усилия греков тоже словно уходят в песок. В стране, где из 450 важнейших коррупционных инцидентов последних лет ни один не завершился в суде, это не удивительно.
KMW и Ferrostaal неизменно заявляют, что никогда не давали взяток, чтобы получить заказ.
Концерн уже поставил Греции все 170 танков "Леопард-2". Но последние 180 млн евро за эту партию до сих пор не поступили на его счет.
Германский консорциум, которому достался заказ на подлодки, с 2005 года получает деньги по крупицам, Афины должны ему еще большую сумму - 321 млн евро. Siemens тоже до сих пор дожидается оставшихся 20 млн евро по договору о поставке оборудования для обеспечения безопасности, заключенному в преддверии Олимпийских игр.
Кое-кто из менеджеров оборонных компаний уже обратился к правительству ФРГ. Если уж Германия помогает Греции, считают они, то пусть эллины хотя бы заплатят по счетам.

Как немецкие предприниматели десятилетиями извлекали выгоду из коррупции в Греции. Есть два смазочных материала, необходимых для бесперебойной работы греческой экономики, - миса и факелаки. Факелаки значит "конвертик". Он необходим, когда идешь к врачу или при сложностях с налоговым инспектором.
А миса - это сумма-стартер, которую в конвертик не уложишь. Разве что в чемоданчик. Ее можно и сразу перевести на счет в каком-нибудь "налоговом раю", где она благополучно исчезнет. Без мисы - то есть подмазки - ни один иностранный предприниматель не может вести бизнес в государстве бывших эллинов. Особо острая необходимость в ней возникает, когда решаются вопросы о крупных государственных заказах.
При таких сделках через офшорные фирмы, разбросанные по всему миру, в руки владельцев компаний, чиновников, военных или политиков нередко откатывались миллионы. В отчетности они обычно проходят как комиссионные за посредничество в получении заказа. И самые заметные места в этом покере, где ставки делаются в форме мисы, занимает немецкая промышленность.
Экономика Германии - один из главных торговых партнеров Греции. В прош-лом году ФРГ вывезла в Грецию товаров на 6,7 млрд евро. Импорт составил всего 1,9 млрд. Какими же средствами достигнуто столь гигантское сальдо?
По мнению американского ведомства по биржевому надзору SEC, в прошедшие годы к взяткам прибегал и концерн Daimler, пробивавший разрешение на поставку автомобилей в Грецию. И даже немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn получила заказ на строительство метро в Афинах в преддверии Олимпийских игр 2004 года, похоже, не без помощи смазочного механизма, называемого миса. Есть данные, что принимавший решение греческий чиновник получил через консультанта шестизначную сумму. Агентство Transparency International классифицирует Грецию как одну из самых коррумпированных стран Европы.
Но даже и с уплатой мисы бизнес в Греции не становится убыточным. "Кто подкупает чиновника, чтобы зацепить государственный заказ, получает возможность накрутить пару миллионов, - расска-зывает следователь налогового ведомства, - поставляя товар или услугу по завышен-ной цене. Ведь средства берутся из кармана налогоплательщиков".
Это мнение осведомленного человека: он много лет расследовал коррупционные махинации мюнхенского гиганта Siemens. Искали несколько десятков миллионов, испарившихся где-то в Греции. Такими суммами афинский "на-местник" многонационально-го концерна до 2006 года подогревал у греческих чиновников интерес к сделкам с его фирмой. Благодаря им был получен заказ от государственного - тогда! - оператора телефонной связи ОТЕ, так выиграли тендер на поставку техники для нужд безопасности, закупавшейся для Олимпийских игр 2004 года. Да и подряд на строительство метро был получен таким же способом.
Следователи установили, что греческое представительство фирмы Siemens на подкуп должностных лиц в год тратило около 15 млн евро. Есть сведения, что только взятка за заключенное в конце 90-х годов рамочное соглашение с ОТЕ на сумму в 500 млн евро составила 35 млн евро. В головном офисе концерна в Мюнхене многие годы с большим почтением отзывались о "наместнике" концерна в Афинах - таких впечатляющих показателей в других странах представители Siemens не достигали.
Утверждают, что и афинские политики не оставались в накладе. До 2% оборота телефонного подразделения Siemens Hellas, как сообщали менеджеры, участвовавшие в операциях, переводилось двум крупнейшим партиям - социалистической ПАСОК и консервативной "Новая демократия". В Греции никогда не знаешь, какое правительство сколько пробудет у власти. Обе партии получение каких-либо сумм опровергают.
По всей видимости, с не меньшим усердием, чем Siemens, дела в Греции вели и немецкие представители оборонной промышленности. По некоторым оценкам, Афины тратят на приобретение вооружений за рубежом до 3-4 млрд евро в год - для страны с такой территорией сумма безумная. Больше всех от этого выигрывает оборонка Германии, на долю которой только в 2004-2008 годах приходилось около трети всего оружейного импорта Греции. Теперь мюнхенская прокуратура выясняет, обошлось ли без нарушений закона при заказе четырех подлодок.
Объем заказа составил почти 3 млрд евро, два из которых были получены в качестве предоплаты - для таких сделок условие нестандартное.
Подозрительность следователей усиливал сомнительный перевод, предназначенный человеку, якобы оказавшему при заключении сделки консультативные услуги. Как сообщается, несколько лет назад некий грек обратился в эссенский концерн Ferrostaal и потребовал в связи с заказом подлодок сумму, выражавшуюся восьмизначным числом. Ferrostaal действовал в консорциуме совместно с "дочкой" ThyssenKrupp фирмой HDW. Когда эссенцы платить отказались, грек пригрозил судом.
В итоге в 2006 году их спор разрешился в третейском суде с участием некоего цюрихского адвоката. Вскоре концерн Ferrostaal перевел 11 млн евро. Сегодня мюнхенская прокуратура, "копающая" под топ-менеджеров компании, жаждет узнать: за что? Бывшему главе Ferrostaal Маттиасу Мичерлиху, недавно уволенному с этого поста и тоже проходящему по делу в качестве обвиняемого, предположительно также было известно о подозрительной выплате.
Теперь историей с подлодками заинтересовались и греческие компетентные ведомства. Афинские следователи пытаются выяснить адресата подозрительных транзакций, которые предположительно проводились через Австрию, Карибский регион, Либерию и Кипр. Пока им этого не удалось.
Показательный пример - недавняя поставка греческому правительству 170 танков производства Krauss-Maffei Wegmann (KMW). Как сообщается, предприятие получило за них 1,7 млрд евро.
Обычно при заключении таких договоров миллионы расходуются на консультативные услуги. В чем именно они заключаются и почему оказывающие их компании большей частью зарегистрированы в "налоговых райках", редко становится известным широкой общественности. Как правило, секретные фирмы принадлежат греческим "посредникам", зачастую являющимся уважаемыми промышленниками. Последние же, как время от времени возникает подозрение, распределяют полученные средства между лицами, ответственными за принятие решений.
Так, в случае с KMW осенью 1999 года примерно одновременно с проведением тендера некий греческий магнат основал фиктивную фирму на карибском острове Невис. Компания заключила два договора: один - с KMW, о предоставлении посреднических услуг, другой - с некой Evanston Group Ltd., "прописанной" на Британских Виргинских островах. Evanston Group Ltd. должна была получить $60 млн - якобы за "аквизицию офсетных проектов".
Но как фиктивная фирма в Карибском бассейне могла оказать такие сопутствующие услуги в Афинах? Когда о соглашениях, которые в силу их "политической природы" держались в тайне, стало известно, мюнхенская прокуратура приступила к расследованию. Увы, успехом оно не увенчалось: на Виргинс-ких островах немцам в правовой помощи отказали.
Афинская прокуратура и следственный комитет выясняют, какую роль в этой истории играли политики. Увы, усилия греков тоже словно уходят в песок. В стране, где из 450 важнейших коррупционных инцидентов последних лет ни один не завершился в суде, это не удивительно.
KMW и Ferrostaal неизменно заявляют, что никогда не давали взяток, чтобы получить заказ.
Концерн уже поставил Греции все 170 танков "Леопард-2". Но последние 180 млн евро за эту партию до сих пор не поступили на его счет.
Германский консорциум, которому достался заказ на подлодки, с 2005 года получает деньги по крупицам, Афины должны ему еще большую сумму - 321 млн евро. Siemens тоже до сих пор дожидается оставшихся 20 млн евро по договору о поставке оборудования для обеспечения безопасности, заключенному в преддверии Олимпийских игр.
Кое-кто из менеджеров оборонных компаний уже обратился к правительству ФРГ. Если уж Германия помогает Греции, считают они, то пусть эллины хотя бы заплатят по счетам.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».