Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "НАПЕРЕГОНКИ С БРАУНОМ"

15 сентября в США увидит свет новая книга Дэна Брауна. Критики ненавидят писателя, читатели обожают, а издатели испытывают почтение перед его даром превращать в золото любой вымысел.    Роман «Утерянный символ» выходит через пять лет после триумфа брауновского бестселлера «Код да Винчи», и многие полагают, что Браун снова попадет на первые строчки всех рейтингов. Тягаться с ним — дело рискованное, поэтому многие издатели решили ускорить выпуск ряда новых книг известных писателей, чтобы не оказаться в густой тени «Утерянного символа»

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
   Опасения конкурентов можно понять. Достаточно вспомнить, что «Код да Винчи» разошелся по всему свету тиражом 81 млн экземпляров и более двух лет возглавлял 10 главных списков бестселлеров. Этот роман, а также его предшественники «Точка обмана», «Ангелы и демоны» и «Цифровая крепость» занимают первые четыре места на американском и британском книжных рынках среди книг для взрослых, изданных в твердой обложке. Кажется, что какими бы хорошими ни были новые работы других известных авторов, они заведомо обречены на поражение.
   Основываясь на предварительных заказах, которые получают книжные магазины, эксперты предсказывают «Утерянному символу» новый рекорд популярности. Об этом же говорит и размер первого тиража — 6,5 млн экземпляров. Для американского издательства Random House, выпускающего Брауна в свет, это рекорд.
   Как и положено автору бестселлеров, Браун работал над «Утерянным символом» не то-ропясь. Новый роман создавался пять лет. Читателя ждет очередная встреча с Робер-том Лэнгдоном, профессором из Гарварда. На этот раз знатоку мистических символов и знаков предстоит в течение 12 часов раскрыть масонский заговор. Естественно, текст нового романа держится в строжайшей тайне. Но интерес к книге был настолько велик, что несколько авторов выпустили книги, где пытались предсказать содержание «Утерянного символа».
   Критики Дэна Брауна ненавидят, читатели обожают, а издатели испытывают благоговейный ужас перед его даром превращать в золото любой вымысел.
   Пожалуй, в самом феномене Брауна нет ничего особенно загадочного. Для такой популярности понадобилось два фактора. Во-первых, писатель сумел не просто удивить читающую публику, но затронуть какие-то особые мистические струны, дремлющие в каждом из нас. Автор эксплуатирует любовь большинства людей к запретным загадкам, которые преподносятся как тайное знание для посвященных. Люди просто обожают символы, ребусы и головоломки. Очевидно, что секрет успеха Брауна кроется именно в этом. В 2003 году в одном из своих редких интервью Браун признался, что с детст-ва неравнодушен к загадкам. «В рождественское утро, — сказал он, — когда все дети искали подарки под елками, мне вручали карту, в которой были зашифрованы коды для нахождения подарков. По этой карте я с увлечением следовал из комнаты в комнату…» Писатель мастерски гипнотизирует аудиторию своими ребусами.
   Во-вторых, романы 45-летнего американца стали прекрасным материалом для суперзрелищных блокбастеров. Кассовые сборы фильма «Код да Винчи» приблизились к $800 млн.
   Кстати, Ватикан объявил картине международный бойкот. И это тоже один из факторов популярности писателя. Скандал! Публика увлекается творчеством Брауна не только из-за повышенного в последние годы интереса к истории христианства, но и из-за непростых отношений между папским престолом и писателем. Особенно это касается молодежи. Каждое новое поколение пытается продемонстрировать свою независимость в суждениях и взглядах. Бойкот, объявленный Ватиканом блокбастеру «Код да Винчи», только подлил масла в огонь. Логика тут, в общем-то, проста. Если есть запрет, значит, есть что-то такое, что Ватикану нужно скрывать от посторонних глаз. И это что-то, видимо, хранится в тех символах и тайных загадках, которыми наполнены романы Брауна. Ватикан действительно слишком много скрывал от посторонних глаз за всю историю своего существования. Нельзя сказать, что все молодые люди на ура принимают то, что предлагает писатель. Но он сумел втянуть читателей в дискуссию. А это дорогого стоит.
 
ГРАЖДАНИН СОВРАМШИ
    Хватает у Брауна и недоброжелателей. В частности, писателя упрекают, что в книгах много исторических ошибок. Подловить Брауна на неточностях стало у критиков хорошим тоном. Но тщетно пытаются знатоки убедить читателей, что автору нельзя верить. Поклонники не просто зачитывались «Кодом да Винчи», но отправлялись потом в путешествие по европейским городам и весям, упоминаемым в романе. И обнаруживали какую-нибудь церковь ровно на том месте, что указано в книге. И это придавало достоверность и всему остальному. Хотя на самом деле каждая брауновская история — чистейший вымысел, пусть и сопровождаемый точными историческими деталями. Браун выискивает сюжеты в научных и псевдонаучных теориях и гипотезах. Поэтому не совсем правильно говорить об ошибках писателя — просто правда и вымысел причудливо смешиваются в его произведениях. Каждая «неточность» у Брауна приправлена неоспоримым историческим фактом.
   Более того, Брауна обвиняли в том, что он беззастенчиво заимствует идеи у других авторов. В частности, что «Код да Винчи» списан с научно-популярной книги «Святая кровь, святой Грааль», написанной в 1982 году Майклом Бейджентом, Ричардом Ли и Генри Линкольном. Эта тройка известна своими сенсационными теориями, которые противоречат общепризнанным трактовкам исторических событий. Бейджент и Ли даже подали на Брауна в суд, но проиграли дело. Писателю же вся эта шумиха пошла только на пользу, укрепив иллюзию правдоподобия книги.

СУЕТА СУЕТ
    Искусный обман, мистификация — козырь Брауна. При этом вымысел у писателя так ловко упакован, что читатель даже не чувствует подвоха, рискуя в конце наткнуться на пустоту. Что ж, прав был Александр Сергеевич Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!»
   Когда лет двадцать назад публика читала блистательный роман Умберто Эко «Имя розы», то без труда отделяла зерна от плевел, исторический факт от художественного вымысла. И даже форма у прославленного итальянца разительно отличается от брауновской. Плавное, неторопливое повествование Эко и бешеный ритм прозы Брауна. Спешка царит и в фильмах, снятых по его книгам. Вообще романы Брауна, говорят критики, чересчур суетливы. События, символы, суждения слишком быстро сменяют друг друга. Кого-то эта суета раздражает, но большинству читателей такая энергетика по душе. Не случайно некоторые критики объясняют успех Брауна еще и особой структурой его романов — он дробит их на маленькие главки. Достаточно сказать, что в не очень больших по объему «Ангелах и демонах» около полутора сотен глав.
   Немудрено, что в такой суете трудно разглядеть подвох. Своими фокусами и трюками Браун сумел разозлить ученых мужей и церковь, взбудоражить умы конспирологов и «безбашенных» читателей, которым СМИ с упоением скармливают информацию о мировых заговорах, тайных знаниях и древних сокровищах. Что Браун приложил все усилия, чтобы обвести читателя вокруг пальца в таком вопросе, как масонство, нет никакого сомнения. В романе «Утерянный символ» нас наверняка ждут новые фокусы талантливого факира. Но не будем драматизировать. Ведь, в конечном счете, писатель просто предлагает увлекательные истории тем, кто любит поваляться с книжкой на диване и отвлечься от проблем.
{PAGE}

   ДОСЬЕ
   До того как заняться писательским ремеслом, Дэн Браун несколько лет жил в Лос-Анджелесе и пытался сделать музыкальную карьеру. Любовь к музыке писатель, возможно, унаследовал от родителей, певших в церковном хоре в Нью-Гэмпшире. В Интернете можно найти образцы его музыкального творчества — песни из альбомов Dan Brown и Angels & Demons. За перо Браун взялся в 30-летнем возрасте. Произошло это во время отдыха на Таити. Он прочитал роман Сиднея Шелдона «Конец света» и пришел к выводу, что сумеет написать не хуже. И оказался прав. Сейчас Дэн Браун считается одним из самых успешных в финансовом отношении писателей. Его романы переведены на 51 язык. Журнал Forbes поставил Брауна в списке «Сто знаменитостей» за 2005 год на 12-е место и оценил его годовой доход в $76,5 млн. Лондонская The Times считает, что только «Код да Винчи» принес своему автору не меньше $250 млн.

   Конкуренция
   Дата выхода в свет «Утерянного символа» держалась в строгом секрете. Когда она стала известна, в книжном мире начался переполох. В Penguin признались: «Как только мы узнали, что роман Брауна выходит 15 сентября, то начали менять даты выхода многих изданий».Чтобы дать лучшим авторам побыть во главе списков бестселлеров, Penguin ускорил публикацию новых произведений трех авторитетных писателей. Роман «Любовь и лето» Уильяма Тревора появился на прилавках магазинов 27 августа, а «Обнаженную Джульетту» Ника Хорнби передвинули с конца сентября на начало. В сжатые сроки была выпущена и «Неделя в декабре» Себастьяна Фолкса, автора нашумевшего романа «Дьявол не любит ждать». Вместо начала 2010 года она увидела свет 3 сентября.

   Кстати
   Специалисты книжного бизнеса уверены, что «Утерянный символ» вызовет революцию и на рынке электронных книг. Одновременно с выходом в свет бумажного варианта долгожданного романа в издательстве Knopf Doubleday появится и его электронная версия.
   В Sony и других компаниях, выпускающих ридеры — устройства для чтения электронных книг, тоже с нетерпением ждут 15 сентября: спрос на их продукцию должен взлететь.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK