18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Направленный взрыв"

Архивная публикация 2002 года: "Направленный взрыв"

Расширение бизнеса крупной российской компании, как говорят, -- верный признак того, что ее хозяева готовятся продать свое детище западному инвестору. Насколько это относится к ЮКОСУ, сказать трудно. Но то, что после реализации своих планов компания станет стоить гораздо дороже нынешних $22 млрд., -- это очевидно уже сейчас.Любой остановившийся в развитии бизнес -- бизнес умирающий. А потому понятно, что на достигнутом ЮКОС останавливаться не собирается. В его "творческих планах" -- добывать больше, продавать активнее и превратиться из "примитивной" нефтяной компании в универсальный энергетический холдинг.
Вглубь

Один из основных проектов компании -- разработка расположенного в Западной Сибири Приобского нефтяного месторождения. Это одно из самых крупных в России "нефтехранилищ", запасы которого оцениваются в 600 млн. тонн.
Впрочем, это запасы. На деле же до недавнего времени ЮКОС добывал здесь всего ничего -- около 1 млн. тонн в год. И только в последние два года добыча на Приобском стала расти в геометрической прогрессии, составив в прошлом году 8 млн. тонн. В ближайшие годы, как планируется, эта цифра будет удвоена -- больше 15 млн. тонн за год здесь цивилизованными методами не извлечь.
Приобское месторождение разрабатывает основной "добытчик" ЮКОСа -- компания "Юганскнефтегаз".
Весьма перспективен для ЮКОСа и проект освоения Юрубченского газонефтяного месторождения в Эвенкии. Здесь земля скрывает ни много ни мало миллиард тонн нефти. Чтобы получить права на разработку этого месторождения, ЮКОС в конце 2000 года приобрел Восточно-Сибирскую нефтяную компанию, владеющую лицензией на разработку.
Как заявляют в компании, в настоящее время на месторождении ведется разведка, а его промышленная эксплуатация начнется не ранее 2005 года.
В стороны

Масштабные планы вынашивает ЮКОС и по развитию экспортной инфраструктуры.
Серьезной заявкой в этом отношении стало прошлогоднее приобретение 26,85% акций литовского нефтеперерабатывающего концерна Mazeikiu Nafta. Вместе с пакетом акций ЮКОС получил право ежегодно поставлять на литовский НПЗ 4 млн. тонн нефти и еще 4 млн. тонн экспортировать через принадлежащий заводу терминал на Балтике. В начале августа нынешнего года компания Ходорковского добилась права выкупить еще 26,85% акций Mazeikiu Nafta и стать оператором завода.
Закрепившись на Западе, ЮКОС сейчас активно пробивается на Восток. На этом направлении главный проект для компании -- участие в строительстве нефтепровода в Китай (из Ангарска, где находится самая восточная точка системы трубопроводов "Транснефти", в Дацин). В прошлом году представители Минэнерго РФ, "Транснефти" и ЮКОСа подписали с Госпланом КНР и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) соответствующее соглашение. Длина нефтепровода должна составить 2,4 тыс. км, а его постройка обойдется в $1,7 млрд. и должна завершиться к 2005 году. Тогда же начнутся поставки нефти. Сначала планируется поставлять в Поднебесную 20 млн. тонн нефти в год, а с 2010 года экспорт увеличится до 30 млн. тонн ежегодно.
Оператором трубопровода будет "Транснефть". Однако, если вдруг у последней не хватит на строительство денег, ЮКОС, как здесь официально заявляют, готов инвестировать необходимую сумму.
Повышенный интерес ЮКОСа к "китайской трубе", которой, естественно, будут пользоваться и другие российские компании, понятен: разрабатываемые или готовящиеся к разработке месторождения ЮКОСа расположены в Западной Сибири, откуда до Китая гораздо ближе, чем до Западной Европы.
Вширь

Михаил Ходорковский не раз заявлял, что сам по себе нефтяной бизнес в не столь отдаленном будущем вполне может стать бесперспективным. С распространением лет через 40 альтернативных, никак к углеводородному топливу не привязанных источников энергии (например, термоядерных электростанций) нефть перестанет быть сверхвостребованным товаром. А потому, считает Ходорковский, любой смотрящий в перспективу нефтяной магнат должен уже сейчас думать о своем будущем.
В приложении к ЮКОСу этот прогноз Ходорковского вылился в планы превращения компании из "просто нефтяной" в универсальную энергетическую.
Первый шаг в этом направлении -- добыча газа -- никаких особых усилий от ЮКОСа не требует. Для того чтобы к названию добавить "газодобывающая", компании пока достаточно перестать сжигать попутный газ, как это делается сейчас. Ведь нефть и газ обычно залегают рядом. Однако сегодня -- и в компании этого не скрывают -- ЮКОС не умеет работать с газом и вынужден не просто варварски его сжигать, но еще и платить за это штрафы.
Так вот, чтобы прекратить эту порочную практику, ЮКОС решил развивать газовый бизнес. Например, в прошедшем июле компания запустила в эксплуатацию газоперерабатывающую станцию в Томске, которая будет очищать газ близлежащих месторождений.
Но понятно, что для настоящей "подстраховки" крупного нефтяного бизнеса использования одного только попутного газа недостаточно. Поэтому недавно нефтяной холдинг приобрел три газодобывающие компании -- "Уринойл", "Арктикгаз" и "Роспан", которые владеют лицензиями на группу газовых месторождений в Ямало-Ненецком АО, находящихся в начальной стадии освоения.
Экспортом газа в России занимается фактически только "Газпром", и сегодня еще непонятно, когда произойдет -- и произойдет ли вообще -- реструктуризация и демонополизация газового гиганта. Поэтому в ЮКОСе ориентируются на внутренние поставки "голубого" топлива и связывают перспективы развития своего газового бизнеса с уже начавшейся реструктуризацией РАО ЕЭС. Ведь почти половина отечественных тепловых электростанций работает именно на газе.
В ходе реформы генерирующие мощности отделятся от электрических сетей, и в электроэнергетике будут установлены конкурентные отношения. А цены на электроэнергию, которые сейчас, по мнению аналитиков, находятся на низком, экономически необоснованном уровне, повысятся. ЮКОСу уже сейчас принадлежат крупные пакеты акций (10--25%) трех энергосистем -- "Томскэнерго", "Кубаньэнерго" и "Белгородэнерго". Михаил Ходорковский заявлял, что его компания намерена активно участвовать в разгосударствлении РАО "ЕЭС России" и впредь.
Получив в собственность электростанции, ЮКОС замкнет свой газовый цикл: будет продавать не сырье, а продукты его глубокой переработки -- электроэнергию и тепло. В компании считают, что таким образом холдинг застрахует себя от "еще одного 1998 года", когда резко упали цены на нефть, поскольку цены на электроэнергию гораздо стабильней нефтяных и газовых.
В планах компании к 2005 году довести добычу газа до 15 млрд. кубометров (всего в России добывается более 500 млрд. кубометров в год), а выработку электроэнергии электростанциями ЮКОСа -- до 13 млрд. КВт/час (всего в России ежегодно вырабатывается около 700 млрд. КВт/час).
Универсализация бизнеса сделает ЮКОС гораздо более устойчивым, а потому и более привлекательным для иностранных инвесторов. По мнению Ходорковского, в ближайшее время в России останется лишь одна-две крупные самостоятельные нефтяные компании. Все остальные будут поглощены западными конкурентами.
Пока ЮКОС официально позиционирует себя в числе как раз тех "одной-двух" компаний, способных отстоять свою независимость. Но независимость в бизнесе -- это вовсе не то же, что суверенитет государства: первая, в отличие от второго, в гораздо большей степени определяется "ценой вопроса".
А как считают аналитики, "цена вопроса" при возможной продаже ЮКОСа уже года через два-три какой-нибудь Royal Dutch/Shell или Exxon Mobil составит около $80 млрд. И кто знает, не станет ли эта цифра для акционеров концерна тем самым предложением, от которого трудно отказаться?

Расширение бизнеса крупной российской компании, как говорят, -- верный признак того, что ее хозяева готовятся продать свое детище западному инвестору. Насколько это относится к ЮКОСУ, сказать трудно. Но то, что после реализации своих планов компания станет стоить гораздо дороже нынешних $22 млрд., -- это очевидно уже сейчас.Любой остановившийся в развитии бизнес -- бизнес умирающий. А потому понятно, что на достигнутом ЮКОС останавливаться не собирается. В его "творческих планах" -- добывать больше, продавать активнее и превратиться из "примитивной" нефтяной компании в универсальный энергетический холдинг.

Вглубь


Один из основных проектов компании -- разработка расположенного в Западной Сибири Приобского нефтяного месторождения. Это одно из самых крупных в России "нефтехранилищ", запасы которого оцениваются в 600 млн. тонн.

Впрочем, это запасы. На деле же до недавнего времени ЮКОС добывал здесь всего ничего -- около 1 млн. тонн в год. И только в последние два года добыча на Приобском стала расти в геометрической прогрессии, составив в прошлом году 8 млн. тонн. В ближайшие годы, как планируется, эта цифра будет удвоена -- больше 15 млн. тонн за год здесь цивилизованными методами не извлечь.

Приобское месторождение разрабатывает основной "добытчик" ЮКОСа -- компания "Юганскнефтегаз".

Весьма перспективен для ЮКОСа и проект освоения Юрубченского газонефтяного месторождения в Эвенкии. Здесь земля скрывает ни много ни мало миллиард тонн нефти. Чтобы получить права на разработку этого месторождения, ЮКОС в конце 2000 года приобрел Восточно-Сибирскую нефтяную компанию, владеющую лицензией на разработку.

Как заявляют в компании, в настоящее время на месторождении ведется разведка, а его промышленная эксплуатация начнется не ранее 2005 года.

В стороны


Масштабные планы вынашивает ЮКОС и по развитию экспортной инфраструктуры.

Серьезной заявкой в этом отношении стало прошлогоднее приобретение 26,85% акций литовского нефтеперерабатывающего концерна Mazeikiu Nafta. Вместе с пакетом акций ЮКОС получил право ежегодно поставлять на литовский НПЗ 4 млн. тонн нефти и еще 4 млн. тонн экспортировать через принадлежащий заводу терминал на Балтике. В начале августа нынешнего года компания Ходорковского добилась права выкупить еще 26,85% акций Mazeikiu Nafta и стать оператором завода.

Закрепившись на Западе, ЮКОС сейчас активно пробивается на Восток. На этом направлении главный проект для компании -- участие в строительстве нефтепровода в Китай (из Ангарска, где находится самая восточная точка системы трубопроводов "Транснефти", в Дацин). В прошлом году представители Минэнерго РФ, "Транснефти" и ЮКОСа подписали с Госпланом КНР и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) соответствующее соглашение. Длина нефтепровода должна составить 2,4 тыс. км, а его постройка обойдется в $1,7 млрд. и должна завершиться к 2005 году. Тогда же начнутся поставки нефти. Сначала планируется поставлять в Поднебесную 20 млн. тонн нефти в год, а с 2010 года экспорт увеличится до 30 млн. тонн ежегодно.

Оператором трубопровода будет "Транснефть". Однако, если вдруг у последней не хватит на строительство денег, ЮКОС, как здесь официально заявляют, готов инвестировать необходимую сумму.

Повышенный интерес ЮКОСа к "китайской трубе", которой, естественно, будут пользоваться и другие российские компании, понятен: разрабатываемые или готовящиеся к разработке месторождения ЮКОСа расположены в Западной Сибири, откуда до Китая гораздо ближе, чем до Западной Европы.

Вширь


Михаил Ходорковский не раз заявлял, что сам по себе нефтяной бизнес в не столь отдаленном будущем вполне может стать бесперспективным. С распространением лет через 40 альтернативных, никак к углеводородному топливу не привязанных источников энергии (например, термоядерных электростанций) нефть перестанет быть сверхвостребованным товаром. А потому, считает Ходорковский, любой смотрящий в перспективу нефтяной магнат должен уже сейчас думать о своем будущем.

В приложении к ЮКОСу этот прогноз Ходорковского вылился в планы превращения компании из "просто нефтяной" в универсальную энергетическую.

Первый шаг в этом направлении -- добыча газа -- никаких особых усилий от ЮКОСа не требует. Для того чтобы к названию добавить "газодобывающая", компании пока достаточно перестать сжигать попутный газ, как это делается сейчас. Ведь нефть и газ обычно залегают рядом. Однако сегодня -- и в компании этого не скрывают -- ЮКОС не умеет работать с газом и вынужден не просто варварски его сжигать, но еще и платить за это штрафы.

Так вот, чтобы прекратить эту порочную практику, ЮКОС решил развивать газовый бизнес. Например, в прошедшем июле компания запустила в эксплуатацию газоперерабатывающую станцию в Томске, которая будет очищать газ близлежащих месторождений.

Но понятно, что для настоящей "подстраховки" крупного нефтяного бизнеса использования одного только попутного газа недостаточно. Поэтому недавно нефтяной холдинг приобрел три газодобывающие компании -- "Уринойл", "Арктикгаз" и "Роспан", которые владеют лицензиями на группу газовых месторождений в Ямало-Ненецком АО, находящихся в начальной стадии освоения.

Экспортом газа в России занимается фактически только "Газпром", и сегодня еще непонятно, когда произойдет -- и произойдет ли вообще -- реструктуризация и демонополизация газового гиганта. Поэтому в ЮКОСе ориентируются на внутренние поставки "голубого" топлива и связывают перспективы развития своего газового бизнеса с уже начавшейся реструктуризацией РАО ЕЭС. Ведь почти половина отечественных тепловых электростанций работает именно на газе.

В ходе реформы генерирующие мощности отделятся от электрических сетей, и в электроэнергетике будут установлены конкурентные отношения. А цены на электроэнергию, которые сейчас, по мнению аналитиков, находятся на низком, экономически необоснованном уровне, повысятся. ЮКОСу уже сейчас принадлежат крупные пакеты акций (10--25%) трех энергосистем -- "Томскэнерго", "Кубаньэнерго" и "Белгородэнерго". Михаил Ходорковский заявлял, что его компания намерена активно участвовать в разгосударствлении РАО "ЕЭС России" и впредь.

Получив в собственность электростанции, ЮКОС замкнет свой газовый цикл: будет продавать не сырье, а продукты его глубокой переработки -- электроэнергию и тепло. В компании считают, что таким образом холдинг застрахует себя от "еще одного 1998 года", когда резко упали цены на нефть, поскольку цены на электроэнергию гораздо стабильней нефтяных и газовых.

В планах компании к 2005 году довести добычу газа до 15 млрд. кубометров (всего в России добывается более 500 млрд. кубометров в год), а выработку электроэнергии электростанциями ЮКОСа -- до 13 млрд. КВт/час (всего в России ежегодно вырабатывается около 700 млрд. КВт/час).

Универсализация бизнеса сделает ЮКОС гораздо более устойчивым, а потому и более привлекательным для иностранных инвесторов. По мнению Ходорковского, в ближайшее время в России останется лишь одна-две крупные самостоятельные нефтяные компании. Все остальные будут поглощены западными конкурентами.

Пока ЮКОС официально позиционирует себя в числе как раз тех "одной-двух" компаний, способных отстоять свою независимость. Но независимость в бизнесе -- это вовсе не то же, что суверенитет государства: первая, в отличие от второго, в гораздо большей степени определяется "ценой вопроса".

А как считают аналитики, "цена вопроса" при возможной продаже ЮКОСа уже года через два-три какой-нибудь Royal Dutch/Shell или Exxon Mobil составит около $80 млрд. И кто знает, не станет ли эта цифра для акционеров концерна тем самым предложением, от которого трудно отказаться?

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».