Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Народная связь"

Технология передачи голоса через Интернет используется уже более 15 лет, однако массовым потребителем она так и не освоена. Также немногим удалось заработать на подобных услугах. Но грянул кризис, и, возможно, для рынка самой дешевой голосовой телефонии — посредством VoIP — все только начинается.Этот способ передачи голоса придумали еще в 1993 году. Использовать VoIP (Voice over IP) можно в любых сетях, основанных на протоколе IP, в том числе в беспроводных. Специфика таких сетей в том, что сигнал переводится в цифровой вид, а затем, как правило, сильно сжимается. С одной стороны, это снижает качество звука, с другой — минимизирует затраты на трафик и ускоряет процесс передачи. Именно по этой причине голос через Skype звучит часто неузнаваемо или с искажениями, но в большинстве случаев это значения не имеет: главное — понять смысл и точно знать, что собеседник — тот человек, который нужен. К тому же существует целый набор решений, способных обеспечить любое желаемое соотношение между качеством звука и объемом трафика.
Где деньги, Зин?
  
Несмотря на то, что технология придумана уже давно, мало кому удается на ней заработать. Чтобы это получилось, необходима новая бизнес-модель, причем ее нужно еще суметь втиснуть в существующие реалии телекоммуникаций. Самый известный пример успешного подхода — продажа карточек IP-телефонии для международных и междугородных (мн/мг) звонков. На этой бизнес-модели возник и благополучно растаял (хотя и не до конца) огромный рынок. В первые годы нового тысячелетия карточки для IP-телефонии можно было приобрести на каждом углу. В этом сегменте работало множество компаний. Одна из самых известных — «Зебра Телеком». По оценкам аналитиков J’Son & Partners, в 2005 году эта компания лидировала и занимала долю в 15% рынка IP-телефонии. А весь рынок составлял $300 млн. Не без влияния традиционных операторов в закон «О связи» были внесены изменения, которые потребовали от «карточных» операторов наличия лицензий на предоставление услуг обычной телефонии. А «настоящей» IP-телефонией стали считать только модель вроде Skype, то есть передачу голоса от компьютера к компьютеру. Многие из компаний тех лет почили в бозе. Некоторые держатся до сих пор, полулегально обслуживая гастарбайтеров и иногородних студентов. Этот рынок стремительно возник и также быстро «сдулся».
   Другой способ выгодного применения VoIP используют исключительно провайдеры связи, которые активно «гоняют голос» по своим или арендованным магистральным IP-каналам.
   Так делают все без исключения операторы связи — как проводной, так и беспроводной. Это касается ТТК, МТТ, «большой тройки» мобильных операторов и т.д. Все остальные варианты использования IP-телефонии либо не получили широкого распространения, либо не приносят ощутимой прибыли. Например, сервис-провайдеры вроде Skype не оправдывают надежд своих инвесторов, несмотря на большую абонентскую базу. Убедить людей платить за этот сервис пока не получается. Очевидно, нужно придумывать какие-то совершенно новые способы монетизации, разрабатывать инновационные маркетинговые приемы. Skype активно экспериментирует на этом поле. Но пока люди все же предпочитают «коммунистический» способ связи, то есть бесплатный — звонки с одного компьютера на другой.
Конвергенция неизбежна
   Понемногу начинает набирать популярность продажа IP-телефонии, как одной из опций пакета услуг, включающего доступ в Интернет, организацию Call-центра и т.д. Некоторые интернет-провайдеры предоставляют местную телефонию через VoIP, например, «Акадо» и «Р-Телеком». Но, по словам аналитика компании iKS-Consulting Константина Анкилова, пользователи пока не стремятся массово переходить с привычной фиксированной телефонии на эту, казалось бы, весьма привлекательную альтернативу. «Преимущества VoIP для обычных людей не столь очевидны, чтобы менять привычки», — говорит аналитик. Тем не менее, по его словам, самая эффективная на сегодняшний день бизнес-модель для продажи VoIP — это предлагать услугу в пакете компаниям малого и среднего бизнеса.
   Например, компания «Комстар-ОТС» разработала решение под названием IP-Centrex для таких пользователей. Суть его в том, что, имея выделенную интернет-линию «Комстар», можно получить доступ к некоему интеллектуальному сервису, который, по заявлениям разработчика, превосходит даже самые передовые офисные АТС. Фактически услуга представляет собой аутсорсинг АТС: клиент работает с оборудованием провайдера, как со своим собственным. По подсчетам «Комстар», такое решение позволяет сэкономить только на установке АТС 70% средств, выделенных на эти цели. Также экономия достижима за счет отсутствия расходов на техподдержку и эксплуатацию. Дополнительное преимущество: внешняя АТС может обслуживать сразу все иногородние филиалы. А настраивать виртуальную АТС и управлять услугами можно через веб-интерфейс. Подобные решения понемногу развивают рынок услуг IP-телефонии.
   Константин Анкилов рассказывает и о другой бизнес-модели, которая могла бы стать весьма эффективной. По его словам, в будущем, если кто-то из операторов беспроводного Интернета сможет создать удобную и простую для пользователей услугу на основе IP-телефонии, это может «взорвать» рынок. «Если можно будет легко подключиться без необходимости ехать в офис и заключать договор, если оборудование будет доступным и тарифы адекватными, то это предложение станет перетягивать абонентов у других операторов. Такую услугу вполне могла бы предоставлять Yota», — уверен Константин Анкилов. Эксперт подозревает, что в этом случае традиционные мобильные операторы будут бороться с такой ситуацией либо включат услугу VoIP в свой ассортимент. Пока на рынке нет ни одной бизнес-модели продаж подобных услуг, которую хотя бы с натяжкой можно было бы назвать суперэффективной. Но преимуществ технологии никто не отменял, и пользователи обращают на них внимание все чаще, особенно когда каждый рубль на счету.
Все для людей
   По большому счету, VoIP постепенно приобретает характер народной связи. Преимущества VoIP ощущают компании и внедряют соответствующие решения самостоятельно, без всяких системных интеграторов и сервис- или интернет-провайдеров. Это возможно благодаря чутью производителей различного телекоммуникационного оборудования, которые вовремя сообразили, что рынок VoIP — это рынок конечных пользователей, компаний или частных лиц. Поэтому сейчас мало какой офисный телефон или мини-АТС не поддерживает эту технологию.
   Руководитель группы АТС отдела телекоммуникаций системного департамента ООО «Панасоник Рус» Николай Школьников говорит: «Компания Panasonic считает VoIP перспективным направлением. Многие руководители компаний в России действительно оценили экономическую выгоду использования данной технологии в области телефонии. Пока рано говорить, что VoIP полностью заменит традиционную телефонную связь, но в России уже существует достаточно развитая инфраструктура для использования преимуществ IP-телефонии». Эксперт напоминает, что, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, некоторые аналитики прогнозируют дальнейшее развитие ШПД в России. Соответственно большее количество компаний по всей России сможет воспользоваться преимуществами IP-телефонии. Поэтому компания Panasonic и в дальнейшем планирует продвигать и представлять на российском рынке свои решения в этой области, такие как IP-АТС Panasonic серии TDE, системные IP-телефоны Panasonic серии NT300. IP-АТС KX-TDE — многофункциональная АТС, позволяющая организовывать телефонные сети как по обычным каналам связи, так и по IP-сети. Системные IP-телефоны серии NT300 позволяют воспользоваться всеми функциями и приложениями IP-АТС серии KX-TDE. В нагрузку к основным функциям системных телефонов IP-телефоны обладают поддержкой Bluetooth, двумя IP-портами. В планах компании анонс на российском рынке новой IP АТС KX-NCP1000, изначально предназначенной для объединения нескольких офисов в корпоративную сеть с использованием VoIP. А также IP конференц-система KX-NT700, которая подключается по IP (SIP) или CO и предназначена для организации телефонных конференций. IP конференц-система обладает опцией Full Duplex, шумоподавлением (устраняет шум проектора, компьютера и т.д.), широкополосной высококачественной передачей звука, замедленным прослушиванием в реальном времени (звук растягивается за счет пауз в речи) и обеспечивает лучшее качество звука по сравнению с аналоговыми системами других производителей.
   Компания Samsung поддерживает технологию VoIP в линейке офисных АТС OfficeServ, уже зарекомендовавшей себя на рынке. Производитель предлагает так называемый программный интернет-телефон для систем OfficeServ, который устанавливается в персональный компьютер и интегрируется в систему. Для более консервативных пользователей возможен вариант с кнопочными телефонами классического вида, работающими через VoIP. А для тех, кто любит во время разговора ходить по офису, Samsung предлагает беспроводной IP-телефон SMT-W5100.
   Очевидно, сейчас подобные решения как никогда актуальны. Особенно если учесть богатый набор функций, которые технология VoIP позволяет получать бесплатно и за которые традиционные провайдеры услуг телефонии берут дополнительные деньги. Среди них видеоконференцсвязь, автоматический перенабор, переадресация звонка, определение ID звонящего и другие. Возможно, кризис послужит возрождению массовой популярности VoIP.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK