Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Наша литература: бэби-бум"

Книгоиздателей всего мира в этом году ожидало грандиозное открытие: оказывается, из всех искусств для нас важнейшим является литература. После того как Джоан Роулинг стала богаче английской королевы, а "Гарри Поттер и орден Феникс" продавался в Интернете с фантастической скоростью — 8 экземпляров в секунду, стали понятны по крайней мере две вещи.

Книгоиздателей всего мира в этом году ожидало грандиозное открытие: оказывается, из всех искусств для нас важнейшим является литература. После того как Джоан Роулинг стала богаче английской королевы, а "Гарри Поттер и орден Феникс" продавался в Интернете с фантастической скоростью — 8 экземпляров в секунду, стали понятны по крайней мере две вещи.

Во-первых: слухи о скорой смерти чтения как такового, прежде всего детского чтения, и замене этого архаичного занятия современными CD и DVD оказались несколько преувеличены. Во-вторых: ни одна отрасль шоу-бизнеса, даже крутые голливудские блокбастеры, воплощающие миф о сверхдоходах, не может приносить такую прибыль, как старая добрая книготорговля. Все это своим легендарным бизнес-чутьем моментально уловила Мадонна — и тут же выпустила детскую книжную серию. Конечно, нынешний бум связан прежде всего с детской литературой, но он не мог не отразиться на состоянии дел в книжном бизнесе вообще. Все радостно оживились. В том числе и отечественные издатели и книготорговцы. Москва скоро станет похожа на Лондон: книжные магазины становятся модными местами и растут как грибы после дождя. Причем все очень цивилизованно: либо кафе-шопы с контркультурным дизайном, ассортиментом с претензией на интеллектуализм и продвинутой молодежью в качестве основных посетителей (вроде сети "Пироги"), либо большие многоуровневые магазины со стандартным евродизайном, ассортиментом, рассчитанным на более-менее образованного обывателя, и самой разношерстной публикой, но тоже с непременным кафе (вроде сети "Букбери"). И те и другие, судя по всему, неплохо существуют — по крайней мере, оказываются прибыльнее торговли мебелью (на Никитском бульваре "Букбери" сменил именно мебельный салон). Итак, консервативные ценности побеждают. Самым востребованным оказывается качественная литература, которую взахлеб читают далеко не только дети. Все просто: национальные литературные традиции, увлекательный сюжет, внятные характеры и человеческий язык. Если раньше эту нишу пытались заполнить ретро-детективы Акунина и Юзефовича (с одной стороны, интрига, с другой — все-таки не Донцова, а чтение для культурных людей), то сейчас упадок подобной литературы — еще одна очевидная тенденция нашего литературного процесса: за весь год вышел один-единственный роман Акунина. На сегодняшний день в России, как и во всем остальном мире, наилучшим образом перечисленным требованиям отвечают детские истории. А будущее за новым поколением дамских романов — сугубо урбанистическим жанром про и для "успешных 30-летних" в стиле "Секса в большом городе" и "Дневника Бриджит Джонс". И книга по-прежнему будет лучшим подарком. Главная книжная мода по-нашему С гордостью можно констатировать, что мы нисколько не отстаем от мировой книжной моды. Все — от гигантов вроде ЭКСМО и "Росмэна" до сугубо интеллектуального "Нового литературного обозрения" — бросились издавать детские книжки. И большинство из них — переводные. Так, упомянутые ЭКСМО и "Росмэн" поделили между собой самых прибыльных авторов — Джоан Роулинг и Мадонну. Про "Гарри Поттера" и говорить нечего, а "Английские розы" Мадонны буквально в первую неделю продаж разошлась тиражом 10 тыс. штук. Кроме этого оба издательства продвигают более интеллектуальных детских авторов — Йена Колфера (ЭКСМО) и Филипа Пулмана ("Росмэн"). "Азбука-классика" издает еще один мировой бестселлер — "33 несчастья" Лемони Сникита. С новыми отечественными детскими книжками (если не считать пресловутой Тани Гроттер) ситуация несколько сложнее. Их берутся издавать прежде всего небольшие издательства: НЛО и ОГИ. Что говорит о скудности предложения и неочевидности коммерческого потенциала.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK