Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Нашли свое масло под солнцем"

Рынок подсолнечного масла пришел в движение: в этом году у России появилась возможность всерьез заработать на экспорте, и, видимо, именно в этой связи начался новый этап концентрации маслобизнеса.Урожаем зерна Россия в этом году особо похвалиться не может, зато с подсолнечником — все прекрасно, как на известной картине Ван Гога. Ожидается рекордный (за последние более чем десять лет) урожай. Согласно прогнозу Института аграрного маркетинга (ИАМ) этой осенью мы можем собрать 4,5—4,8 млн. тонн «семечки» (против 3,7 млн. тонн в 2002 году).
Сами производители пока менее оптимистичны в своих оценках, поскольку уборка урожая в основных регионах произрастания семечковых культур еще только началась и все будет зависеть от погоды. Как считают в компании «Астон», валовой сбор подсолнечника (по самой пессимистичной оценке) должен составить примерно 4,1 млн. тонн. Такого же мнения придерживаются и аналитики компании «Русагро». Но даже в этом случае урожай почти на 1 млн. тонн превышает внутренние потребности.
Наши семечки на Елисейских полях

Тем временем на внешних рынках для наших производителей складывается хорошая конъюнктура. Дело в том, что этот год будет крайне неурожайным для стран Европейского союза, поскольку из-за засухи погибла значительная часть посевов подсолнечника в основных странах—производителях этой культуры — Франции, Испании и Италии. В результате согласно прогнозу Минсельхоза США европейский импорт «семечки» может превысить 2,45 млн. тонн при собственном сборе в 2,3 млн. тонн. Иными словами, дефицит в Европе превысит 50% потребностей рынка.
Понятно, что прежде, чем отправлять сырье на экспорт, нам нужно обеспечить внутренний рынок, тем более что в прошлом году производственные мощности российских маслоэкстракционных заводов (МЭЗов) увеличились на 6,5% и, соответственно, вырос спрос на подсолнечник со стороны переработчиков.
В целом при условии полной загрузки всех российских МЭЗов внутренние потребности рынка составят максимум 3,5 млн. тонн «семечки». В частности, в прошлом году был переработан весь поступивший после закладки семенного фонда подсолнечник (3,1 млн. тонн). И в целом это соответствовало потребностям внутреннего рынка.
Тем не менее, несмотря на хорошие виды на урожай, цена «семечки» сейчас парадоксально выше прошлогодней. Дело в том, что все крупные игроки традиционно стремятся именно в эти дни обеспечить себя сырьем на весь предстоящий сезон — на рынке ныне наблюдается ажиотажный спрос. Кроме того, традиционные импортеры альтернативного сырья (сои и рапса), например компания «Петросоюз», в этом году активно включились в переработку подсолнечника. Еще один фактор — урожай зерновых в текущем году низкий, и зерновые трейдеры, имея большой запас свободных средств, также включились в «подсолнечную» гонку.
В результате все это взвинчивает рыночную цену подсолнечника. Сами игроки ожидают, что цена все-таки начнет снижаться в ближайшее время, когда с полей придут первые радостные вести.
Как считает генеральный директор ИАМ Елена Тюрина, учитывая внутренние потребности страны, в нынешнем году российские производители вполне могут поставить на мировой рынок около 1 млн. тонн семян подсолнечника — именно столько, по ее мнению, составят наши излишки. При этом «семечка» — это не зерно, которое можно хранить про запас, его качество ухудшается по мере иссыхания. Поэтому с его излишками надо разбираться срочно.
В принципе, возможны два варианта — экспортировать либо сырье («семечку»), либо готовый продукт, то есть собственно подсолнечное масло. Понятно, что второй вариант для отрасли, да и с точки зрения идеи о максимизации добавленной стоимости по экспорту, предпочтительнее.
Однако с наращиванием экспорта масла есть некоторые проблемы — европейцы сами хотят обеспечить работой своих маслоделов. А об экспорте в Европу масла в бутылках вообще речь не идет, так как серьезная конкуренция между европейскими брендами растительного масла не оставляет никакой ниши нашему, до боли родному. Короче говоря, западники заинтересованы в закупках сырья. Поэтому, как считают в ИАМ, около 600 тыс. тонн можно вывезти в виде сырья и только 400 тыс. тонн — в виде нерасфасованного масла.
Однако, по мнению самих экспортеров, наши портовые мощности вряд ли позволят вывезти за рубеж более 250 тыс. тонн масла. «У нас соответствующие портовые мощности находятся только в Новороссийске и Ростове-на-Дону (компании «Астон» и «Юг Руси»), — говорит генеральный директор «Русагро-Масло» Федор Огарков. — Оценки экспорта пока давать рано, но я думаю, что сырья мы сможем отправить около 450 тыс. тонн плюс приблизительно 200 тыс. тонн масла».
Тучнеют маслоэкстактеры

Конкуренция на российском рынке растительных масел с каждым годом усиливается. Увеличение собственного производства ведет к сокращению импорта — в настоящее время импорт составляет не более 15% внутреннего потребления (в 1999 году — около 25%). Яркий пример — присутствие отечественных компаний на выставках World Food, которые ежегодно проводятся в Москве. Так, если еще 3—4 года назад на этой выставке было представлено 4—5 российских торговых марок растительного масла, то сейчас — уже 15—20.
Наиболее раскрученные бренды подсолнечного масла принадлежат таким компаниям, как «ЭФКО» (торговая марка «Слобода»), «Юг Руси» («Золотая семечка»), «Русская бакалея» («Злато»). Как полагает Елена Тюрина, будущее отечественного рынка именно за такими крупными предприятиями, которые имеют возможность инвестировать средства в модернизацию существующих мощностей, строительство новых, а также в раскрутку собственных брендов растительного масла. «Сейчас на рынке масла начался этап консолидации бизнеса. Количество ныне существующих предприятий сократится примерно вдвое (ныне в России функционирует порядка 250 маслоперерабатывающих заводов). Небольшие предприятия, работающие с меньшей рентабельностью и низкой загрузкой, не смогут конкурировать с холдингами и просто вынуждены будут закрыться».
Компании, которые видят для себя хорошие перспективы на рынке, вкладывают деньги в строительство новых перерабатывающих заводов. Так, в нынешнем месяце начнет работать завод корпорации «Астон» в Ростовской области (объем инвестиций составил около $60 млн.). По словам заместителя председателя правления корпорации Эдуарда Кравченко, будущим летом корпорация представит на рынке свой бренд подсолнечного масла, а кроме того, в «Астоне» не исключают, что возьмутся за производство маргарина, одним из компонентов которого является подсолнечное масло.
Недавно об увеличении перерабатывающих мощностей на своем базовом предприятии заявил глава холдинга «Юг Руси» Сергей Кислов. В соответствии с планами холдинга в 2004 году будут сданы в эксплуатацию два новых цеха, что увеличит мощность завода до 4 тыс. тонн перерабатываемого сырья в сутки. Аналогичное по мощности производство в настоящее время есть только в Китае, а самый мощный завод в Европе (принадлежит компании Cargill) в сутки перерабатывает лишь 3 тыс. тонн.
В компании «Русская бакалея» также заинтересованы в увеличении мощностей. По словам начальника отдела маркетинга Елены Фроловой, продукция «Русской бакалеи» — масло «Злато» — пользуется стабильно высоким спросом, а существующие мощности (Лабинский МЭЗ в Краснодарском крае) не позволяют удовлетворить этот спрос на все 100%.
Кроме фирм, традиционно работающих на масличном рынке, сегодня на него потянулись и многоотраслевые агрохолдинги, озабоченные дальнейшей диверсификацией своего бизнеса. Тем более что в нынешнем году ожидается большой урожай подсолнечника, но не очень хороший — зерна. В отличие от старых игроков «неофиты» не хотят тратить время на строительство новых мощностей — они хотят сыграть под хороший урожай «в короткую» и поэтому положили глаз на уже действующие заводы. К примеру, недавно о своем решении заняться маслопереработкой заявил «Русагрокапитал» и приобрел крупнейший маслоэкстракционный завод в Самарской области (Богатовский МЭЗ, торговая марка «Богатое»), а до конца года собирается прикупить еще два завода. Топ-менеджеры холдинга заявляют, что в ближайшие три года «Русагрокапитал» выйдет в лидеры отечественного рынка.
Однако консолидация отрасли не всегда проходит гладко. Оно и понятно: у отрасли хорошие перспективы и «старые» игроки не горят желанием этот рынок покинуть. Так, наблюдателей взбудоражила ситуация вокруг конфликта между инвестиционно-консалтинговой компанией «Сигма» и «Русской бакалеей». Дело в том, что «Сигма» в настоящее время проводит в жизнь свою программу завоевания рынка бутилированного масла, в рамках которой компания консолидировала 65% акций одного из крупнейших предприятий в Краснодарском крае — Кропоткинского МЭЗа (4% российских перерабатывающих мощностей). На этот же завод рассчитывала и «Русская бакалея», испытывая необходимость в новых мощностях. При этом самой «Сигме» мощности как таковые не нужны, поскольку собственный масложировой холдинг эта венчурная компания строить не собирается. Как стало известно на прошлой неделе, «Сигма» уже договорилась с «Русагро» о переуступке контрольного пакета акций Кропоткинского завода.
В компании «Русагро-Масло» ситуацию прокомментировали достаточно сдержанно. По словам генерального директора масложирового подразделения Федора Огаркова, на сегодняшний день можно говорить лишь о том, что с «Сигмой» заключено пакетное соглашение, по которому ГК «Русагро» готова инвестировать в предприятие.
Однако этим дело не закончилось, поскольку «Сигма» замахнулась на другой завод, теперь уже принадлежащий «Русской бакалее», — Лабинский МЭЗ (лидер в Краснодарском крае, на его долю приходится 6,5% суммарных мощностей в России). Короче говоря, впереди будет еще не одна битва за собственность.
Иными словами, по оптимистичному варианту, в 2003 году нас ждет снижение внутренних оптовых цен на масло, сокращение импорта и до $100 млн. экспортной выручки. Ну конечно же, и много попорченных нервов. Растущие рынки делить всегда не просто.

Структура потребления растительных масел в России ( %)*

Масло2000/20012002/2003
Подсолнечное6952
Соевое1627,7
Пальмовое8,710,7
Рапсовое42,1
Кокосовое24,7
Прочие0,32,8

* По данным Института аграрного маркетинга.

Производство растительного масла в РФ (тыс. тонн)*

1998 год735,8
1999 год776
2000 год1319,2
2001 год1207,1
2002 год1101,9

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Экспорт и импорт растительного масла в РФ (тыс. тонн)*

1998 год1999 год2000 год2001 год2002 год
экспорт34,230,8194,8118,8107,5
импорт230,4299,5149,5180,4175,6

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Наиболее популярные марки растительного масла в РФ (% от пользователей)*

«Олейна»29,3
«Золотая семечка26,7
«Злато»26,3
Ideal20,4
«Слобода»13,3
Natura11,3
«Краснодарское»8,0
«Кубанское»7,4
Coroli6,2
Sunny Gold5,9

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK