Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "Наведение мостов"

В Болгарии прошел первый международный конгресс «Интеграция и
устойчивое развитие в Черноморском регионе».

Страны Черноморского региона имеют прекрасные перспективы реализации совместных
экономических и социальных проектов. Огромное значение здесь имеют проекты в
сфере энергетики, позволяющие наладить поставки энергоносителей из России и
Средней Азии в Европу. При этом особое внимание должно уделяться вопросам
сохранения окружающей среды и соблюдения интересов населения. К таким выводам
пришли участники первого международного конгресса «Интеграция и устойчивое
развитие в Черноморском регионе». Конгресс прошел в болгарском Бургасе 4-6
декабря 2010 года.
   Организаторы привлекли к участию в дискуссии широкий
круг правительственных и общественных организаций из России, Болгарии, Румынии,
Греции, с Украины, из Евросоюза. Обсуждались самые разные вопросы: энергетика,
торговое сотрудничество, российские инвестиции в Болгарию, взаимодействие стран
региона с учетом политики Евросоюза.
   «Черноморский регион — это мост
между Востоком и Западом», — говорит президент «Института Черного моря» Маруся
Любчева, которая представила программу ЕС «Черноморская синергия». Как сделать
этот мост прочным? За счет развития межгосударственных связей и контактов между
жителями разных стран.
   Игорь Илингин, торговый представитель России в
Болгарии, говорит о росте торгового оборота между нашими государствами. Растет и
число отечественных туристов, отдыхающих в этой стране. 400 тыс. россиян
посетили Болгарию в 2010 году и принесли ей 200 млн евро дохода.
«Российско-болгарское экономическое сотрудничество имеет хорошие перспективы», —
отмечает Илингин. Особая роль отводится крупным проектам в энергетике —
строительству газопровода «Южный поток», нефтепровода Бургас-Александруполис,
АЭС в Белене. Их реализация несет выгоду Черноморскому региону и всей Европе.
   Новые возможности для развития торгово-экономических связей открывает
перед странами региона создание Таможенного союза России, Казахстана и
Белоруссии, а также вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО),
которое намечено на 2011 год. О взаимоотношениях России и ЕС рассказала
участникам конгресса Анна Бжожовска, работающая в представительстве Еврокомиссии
в Москве.
   Много внимания было уделено и экологическим вопросам. Президент
Региональной общественной организации содействия интеграции и устойчивому
развитию Черноморского региона (организатор мероприятия) Сергей Ошейко рассказал
о работе интернет-ресурса, на котором отслеживаются разливы нефти и
нефтепродуктов в регионе.
   Общая площадь загрязнения в 2007-2008 годах
составила около 200 кв. км. При этом почти все пятна «привязаны» к нефтяной
инфраструктуре и трассам судов. Поэтому крайне важно создавать новые современные
объекты, отвечающие самым высоким экологическим стандартам.
   Именно таким
проектом и является нефтепровод Бургас-Александруполис. Обсуждение проекта стало
одной из ключевых тем работы конгресса. Он вызывает широкий интерес и
общественный резонанс во всех черноморских странах. Реализация проекта поможет
разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы и повысить энергобезопасность всего
европейского континента.
   Появится новый маршрут транспортировки
российской и каспийской нефти из российских портов на Черном море танкерами до
порта Бургас (Болгария), а затем по нефтепроводу — в порт Александруполис
(Греция) с дальнейшей перевалкой на танкеры и транспортировкой на мировые рынки.
Мощность нефтепровода — 35-50 млн тонн нефти в год.
   По признанию многих
болгарских участников конгресса, никто в стране принципиально не возражает
против строительства нефтепровода, а вопросы возникают во многом из-за
недостатка информации.
   Чтобы восполнить этот пробел, с подробной
презентацией выступил генеральный директор, председатель правления Trans-Balkan
Pipeline B.V. (компания, реализующая проект) Владислав Емельянов. В своем
выступлении он особый упор сделал на выгоды, которые получит Болгария от
строительства нефтепровода. «Сегодня все говорят в основном только о $35-50 млн,
которые Болгария может ежегодно получать за прокачку нефти. Но это лишь верхушка
айсберга», — отметил он.
   По расчетам компании и ее партнеров,
операционные затраты за первые 20 лет эксплуатации трубопровода составят $1,8
млрд, а капитальные затраты, которые будут инвестированы в Болгарии, — $1,5
млрд. За 40 лет функционирования нефтепровода на аренду сервисных судов будет
потрачено более $1 млрд, расходы же на приобретение электроэнергии за время
функционирования проекта составят около $1 млрд. «Все эти деньги останутся в
Болгарии, — подчеркивает Владислав Емельянов. — Кроме того, мы, естественно,
будем привлекать болгарские компании и на этапе строительства, и на этапе
эксплуатации. Нефтепровод — это не просто труба, зарытая в землю. Это портовые
сооружения, флот, резервуарный парк, новые рабочие места».
   Есть еще один
немаловажный момент. Болгарским законодательством и директивами предусмотрено
поддержание обязательного запаса нефти и нефтепродуктов в объеме, равном их
потреблению страной в течение 90 дней.
   Сегодня этот объем соответствует
уровню потребления менее, чем на две трети. При этом в запасы можно включить
нефть в танкерах и объемы в резервуарных парках. Таким образом, проект поможет
решить Болгарии и эту проблему.
   Проект имеет высокую экологическую
надежность. Вероятность разливов нефти сведена к минимуму. Трубопровод будет
разделен на сегменты, которые станут автоматически перекрываться в случае любых
нештатных ситуаций, предусмотрена система экстренного сброса давления для
предотвращения утечек, а для разгрузки танкеров предполагается построить
выносные причальные устройства (ВПУ). Они будут располагаться в нескольких
десятках километров от берега. Но и вариант причала также был проработан.
Компания ЕRM подготовила оценку воздействия на окружающую и социальную среду
(ОВОСС). Представитель ЕRM Дженни Баэр, выступая на конгрессе, подчеркнула, что
за все 30 лет применения ВПУ в мире на них не было ни одной значительной аварии.
ОВОСС уже направлена в экологические ведомства Болгарии и Греции.
   Болгарские специалисты отметили высокое качество проработки экологических
вопросов, а также говорили о тех выгодах, которые сможет получить страна от
реализации проекта.
   Так, глава общественной организации BULSAR Никифор
Герчев подчеркнул, что у Болгарии появятся аварийно-спасательные суда и суда для
сбора разлившейся нефти, которых в настоящее время просто нет.
   В то же
время у болгарского правительства и общественности есть и претензии к проекту.
Радослав Ненов, член экспертного совета «Коалиции за устойчивое развитие»,
говорит, что необходимо рассмотреть возможность строительства не ВПУ, а причала
в порту Бургаса. Владислав Емельянов пояснил «Профилю», что это же требование
содержится и в замечаниях Министерства экологии Болгарии к ОВОС проекта. «Если в
ходе доработки и дополнительных экспертиз окажется, что безопаснее и эффективнее
причал, а не ВПУ, значит, будем строить причал», — подчеркивает он.
   Глава
Trans-Balkan Pipeline не стал комментировать слова премьер-министра Болгарии
Бойко Борисова об отказе от строительства нефтепровода. «Могу лишь сказать, что
Болгария не выходила из межправительственного соглашения с Россией и Грецией и
не аннулировала свою подпись под соглашением акционеров проекта», — сказал
Владислав Емельянов.
   «Мы понимаем, почему болгарские власти делают такие
заявления. На них лежит груз ответственности за население регионов прохождения
нефтепровода, и они хотят, чтобы проект был максимально безопасным со всех точек
зрения. Мы тоже этого хотим, именно на этом направлении сегодня сконцентрированы
все наши усилия.
   Но мы также хотели бы, чтобы болгарские власти понимали
свою ответственность и перед нашей компанией, и перед другими акционерами
проекта», — пояснил гендиректор Trans-Balkan Pipeline. Сейчас Болгария,
являющаяся акционером Trans-Balkan Pipeline, не финансирует проект. «Надеюсь,
это техническая заминка и вскоре вопрос будет решен», — говорит Владислав
Емельянов.
   Как будет финансироваться строительство, акционе-ры пока не
решили. Есть два варианта. Либо проектное финансирование (30% инвестиций
предоставляют акционеры, а 70% составят заемные средства), либо все
профинансирует «Транснефть», как предложила сама госкомпания.
   Владислав
Емельянов уверен, что все формальности с болгарским правительством будут улажены
в 2011 году. «У нас не будет проблем с соблюдением графика реализации проекта, и
мы сможем «перерезать ленточку» в 2015 году», — говорит он.
   

   Организатором конгресса выступила некоммерческая «Региональная
общественная организация содействия интеграции и устойчивому развитию
Черноморского региона». Целью созданной в начале 2010 года организации является
взаимная интеграция стран Черноморского бассейна в сферах экономики, общества и
экологии в целях соответствия инициативам устойчивого развития, а также создание
и укрепление экономических и социальных связей с заинтересованными субъектами —
нерезидентами Черноморского побережья.

   

   КСТАТИ
   Trans-Balkan Pipeline B.V. была создана в 2008 году
для строительства и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис. В состав
акционеров входят: со стороны России — «Трубопроводный консорциум
«Бургас-Александруполис» (51% акций), со стороны Болгарии — учрежденная
Министерством финансов республики «Проектная компания «Нефтепровод
Бургас-Александруполис — БГ» (24,5%), от Греции — Helpe-Thraki A.E. (23,5%) и
правительство республики (1%).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK