25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "НАЗРЕЛО"

Архивная публикация 2010 года: "НАЗРЕЛО"

Если бы мы сейчас не ввели вместо единого социального налога страховые взносы, к 2050 году Пенсионный фонд России можно было бы закрыть за ненадобностью. Федеральный закон, согласно которому упраздняется единый социальный налог (ЕСН) и вводятся страховые взносы, вступил в силу. Теперь все работодатели независимо от отраслевой принадлежности будут перечислять по единым тарифам взносы в три фонда - пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования. Одна из главных целей нововведения - сбалансировать пенсионную систему.
Суммарная ставка в 2010 году остается на уровне ЕСН - 26% от фонда оплаты труда (ФОТ). Отмечу, что страховые взносы будут взиматься с годового заработка, не превышающего 415 тыс. рублей. То есть государство честно заявляет, что будет выплачивать пенсии из расчета годового заработка 415 тыс. рублей и менее. Работники, зарплата которых превышает этот уровень, смогут самостоятельно формировать будущую пенсию через работодателя. Благо теперь пенсионные программы по силам будет создавать не только крупным корпорациям, но и предприятиям малого и среднего бизнеса, поскольку работодатели уже не платят налоги с пенсионных взносов, перечисляемых в НПФ на счета своих сотрудников. Таким образом, пенсионная система становится страховой.
Переход к страховой системе давно назрел, он позволит обеспечить прозрачность денежных потоков. В отличие от ЕСН, который поступал в федеральный бюджет и нередко там растворялся, страховые платежи будут поступать напрямую в Пенсионный фонд и, что очень важно, отражаться на индивидуальных лицевых счетах будущих пенсионеров.
Как показала практика, введение в 2005 году ЕСН не привело к ожидавшемуся росту собираемости налогов с фонда оплаты труда, - наоборот, пробило брешь в бюджете Пенсионного фонда размером в 3,3 трлн рублей, что в пересчете на одного пенсионера составляет 600 рублей в месяц. При этом серые схемы оплаты труда составляли до 5 процентных пунктов ВВП. В итоге прибыль организаций с 2005 года выросла с 24% до 29% ВВП,а доля поступлений из фондов оплаты труда в бюджет так и осталась на уровне 22% ВВП.
По оценкам экспертов, если бы сегодняшние решения не были приняты, то к 2050 году пенсионная система на 86% зависела бы от трансфертов из федерального бюджета, и наличие Пенсионного фонда стало бы бессмысленным. Между тем планируется довести пенсию российских граждан до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. На финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует потратить беспрецедентные деньги - 10% ВВП. Для сравнения: на "оборонку" тратится менее 3%. А расходная часть бюджета Пенсионного фонда в 2010 году составит 4,3 трлн рублей. Только на повышение с января 2010 года пенсий с учетом советского стажа работы потребуется около 500 млрд рублей. Хочу уточнить, что базовой и страховой части пенсий в разделенном виде больше не будет, они будут индексироваться в зависимости от роста доходов пенсионной системы.
Наиболее жаркие споры в процессе обсуждения законопроекта между бизнесом и представителями власти вызывал рост уровня страховых взносов с 2011 года до 34% от ФОТ. Высказывались опасения, что пострадает малый бизнес. Дескать, для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза, тогда как для тех, кто применяет общий режим налогообложения, она вырастет в 1,3 раза. А для тех, кто применяет единый сельхозналог, - в 1,4 раза в 2011-2012 годах и в 1,9 раза в 2013-2014 годах. Насколько верны эти оценки, пока трудно судить со всей определенностью, но опасения приняты во внимание.
Так, было решено отложить на год повышение ставки страховых выплат. Не исключено, что, если на то будут веские причины, придется снизить налоговую нагрузку на малые предприятия или продлить переходный период. Все же стоит учесть, что снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% с января 2009 года уже наполовину компенсировало предстоящее повышение страховых взносов. Не исключаю, что будут приняты и другие "вспомогательные" меры, но повторюсь: если на это будут основания.

Если бы мы сейчас не ввели вместо единого социального налога страховые взносы, к 2050 году Пенсионный фонд России можно было бы закрыть за ненадобностью. Федеральный закон, согласно которому упраздняется единый социальный налог (ЕСН) и вводятся страховые взносы, вступил в силу. Теперь все работодатели независимо от отраслевой принадлежности будут перечислять по единым тарифам взносы в три фонда - пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования. Одна из главных целей нововведения - сбалансировать пенсионную систему.
Суммарная ставка в 2010 году остается на уровне ЕСН - 26% от фонда оплаты труда (ФОТ). Отмечу, что страховые взносы будут взиматься с годового заработка, не превышающего 415 тыс. рублей. То есть государство честно заявляет, что будет выплачивать пенсии из расчета годового заработка 415 тыс. рублей и менее. Работники, зарплата которых превышает этот уровень, смогут самостоятельно формировать будущую пенсию через работодателя. Благо теперь пенсионные программы по силам будет создавать не только крупным корпорациям, но и предприятиям малого и среднего бизнеса, поскольку работодатели уже не платят налоги с пенсионных взносов, перечисляемых в НПФ на счета своих сотрудников. Таким образом, пенсионная система становится страховой.
Переход к страховой системе давно назрел, он позволит обеспечить прозрачность денежных потоков. В отличие от ЕСН, который поступал в федеральный бюджет и нередко там растворялся, страховые платежи будут поступать напрямую в Пенсионный фонд и, что очень важно, отражаться на индивидуальных лицевых счетах будущих пенсионеров.
Как показала практика, введение в 2005 году ЕСН не привело к ожидавшемуся росту собираемости налогов с фонда оплаты труда, - наоборот, пробило брешь в бюджете Пенсионного фонда размером в 3,3 трлн рублей, что в пересчете на одного пенсионера составляет 600 рублей в месяц. При этом серые схемы оплаты труда составляли до 5 процентных пунктов ВВП. В итоге прибыль организаций с 2005 года выросла с 24% до 29% ВВП,а доля поступлений из фондов оплаты труда в бюджет так и осталась на уровне 22% ВВП.
По оценкам экспертов, если бы сегодняшние решения не были приняты, то к 2050 году пенсионная система на 86% зависела бы от трансфертов из федерального бюджета, и наличие Пенсионного фонда стало бы бессмысленным. Между тем планируется довести пенсию российских граждан до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. На финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует потратить беспрецедентные деньги - 10% ВВП. Для сравнения: на "оборонку" тратится менее 3%. А расходная часть бюджета Пенсионного фонда в 2010 году составит 4,3 трлн рублей. Только на повышение с января 2010 года пенсий с учетом советского стажа работы потребуется около 500 млрд рублей. Хочу уточнить, что базовой и страховой части пенсий в разделенном виде больше не будет, они будут индексироваться в зависимости от роста доходов пенсионной системы.
Наиболее жаркие споры в процессе обсуждения законопроекта между бизнесом и представителями власти вызывал рост уровня страховых взносов с 2011 года до 34% от ФОТ. Высказывались опасения, что пострадает малый бизнес. Дескать, для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза, тогда как для тех, кто применяет общий режим налогообложения, она вырастет в 1,3 раза. А для тех, кто применяет единый сельхозналог, - в 1,4 раза в 2011-2012 годах и в 1,9 раза в 2013-2014 годах. Насколько верны эти оценки, пока трудно судить со всей определенностью, но опасения приняты во внимание.
Так, было решено отложить на год повышение ставки страховых выплат. Не исключено, что, если на то будут веские причины, придется снизить налоговую нагрузку на малые предприятия или продлить переходный период. Все же стоит учесть, что снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% с января 2009 года уже наполовину компенсировало предстоящее повышение страховых взносов. Не исключаю, что будут приняты и другие "вспомогательные" меры, но повторюсь: если на это будут основания.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».