Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "НДС: нужен другой счет"

Застопорившаяся было налоговая реформа на нынешней неделе получит новый импульс. Снизив ставку основного для бизнеса налога — НДС, власти намерены ужесточить порядок его сбора.
Собираемость НДС в российский бюджет (%)

199719981999200020012002
55%36%49%52%63%64%

Источник данных: Независимая экспертная группа.

Как жить «по-серому»

В конце нынешней недели, 2 октября, на заседании правительства будут обсуждаться очередные нововведения, касающиеся проводимой в стране налоговой реформы. Речь пойдет о повышении собираемости налога на добавленную стоимость.
Суть предлагаемых новшеств — создание специальных счетов, на которые плательщики будут начислять НДС одновременно с перечислением основного платежа.
Согласно ныне действующему российскому законодательству НДС уплачивается в казну по истечении налогового периода (месяца или квартала) непосредственно с расчетного счета предприятия. Такой механизм уплаты НДС позволяет плательщикам уходить из-под налогообложения, используя различные «серые» схемы.
Существует несколько наиболее популярных способов ухода либо уменьшения выплат по НДС. Они основываются на использовании в цепочке расчетов фирм-однодневок и на лжеэкспорте. Например, компания-однодневка выступает в роли посредника, закупает сырье или комплектующие у реальных поставщиков. Затем перепродает товар экспортеру, получает с него НДС и быстро самоликвидируется, ничего не заплатив казне. Экспортеру же сумма налога по закону возмещается из бюджета.
Использование «серых» схем можно назвать одним из видов масштабного и доходного вида деятельности. По информации бюджетного комитета Совета Федерации, в подобного рода махинациях задействованы и некоторые банки, имея за свои услуги до 10% от суммы средств, полученных благодаря таким схемам. В целом за прошлый год, по оценкам экспертов, бюджет из-за применения подобных схем недосчитался около 300 млрд. рублей.
Счет специального назначения

Понятно, что такой расклад не устраивает правительство — ни МНС, отвечающее за сбор налогов, ни Минфин, в чьи обязанности входит исполнение бюджета. В конце минувшей недели соответствующие предложения в правительство внес Минфин.
Для борьбы с махинациями, а также увеличения собираемости НДС в недрах министерств зародился план создания специальных счетов. Суть механизма в следующем: компания должна открыть дополнительно к обычному расчетному счету другой, специальный счет, на который будет направляться сумма уплаченного НДС (например, при приобретении товара на сумму 100 рублей покупатель перечисляет продавцу на расчетный счет эти самые 100 рублей, а на спецсчет продавца — НДС в размере 20 рублей).
При этом банки будут обязаны ограничивать использование денежных средств со спецсчетов — кроме бюджета, деньги отсюда уйти никуда не смогут. Таким образом, пропадает смысл в фирмах-однодневках: при их самоликвидации снять средства со счета, предназначенного для уплаты НДС, станет невозможным. И они рано или поздно окажутся в бюджете.
Хотя полемика по НДС-счетам в кабинете министров еще не состоялась, проект федерального бюджета на 2004 год, прошедший первое чтение в Госдуме, уже предусматривает получение дополнительных доходов от введения этой системы в размере 30 млрд. рублей. Именно в такую сумму Минфин оценил эффект от снижения незаконного возмещения НДС экспортерам.
По мнению инициаторов новведения, в среднесрочной перспективе собираемость НДС может увеличиться еще на 20%.
Впрочем, не все разделяют оптимизм чиновников. По мнению аналитика Независимой экспертной экономической группы Александры Смирновой, будет очень хорошо, если этот метод позволит увеличить собираемость хотя бы на 5%.
Противники программы также утверждают, что введение спецчетов создаст ряд проблем малому и среднему бизнесу, прежде всего финансовых. Мол, небольшим предприятиям придется идти на новые расходы, в том числе на открытие и обслуживание дополнительного счета в банке. На самом деле банковские тарифы на расчетно-кассовое обслуживание не так уж и велики — 0,1% от суммы транзакции. Впрочем, те из «малышей», кто не захочет влезать в такие траты, может перейти на упрощенную систему налогообложения (то есть платить один-единственный налог — на вмененный доход). Другое дело, что некоторым малым предприятиям в силу особенностей своего бизнеса не всегда выгодна «упрощенка».
Впрочем, несмотря на очевидные бюджетные достоинства, предлагаемая схема сбора НДС нанесет некоторый урон предприятиям с высокой оборачиваемостью средств. Напомним, согласно нынешнему законодательству средства, отчисляемые на НДС, считаются собственностью предприятия до тех пор, пока они официально не поступят в бюджет. Соответственно, все компании активно прокручивают эти деньги до наступления срока налоговых платежей. В случае же с НДС-счетами средства будут фактически заморожены, следовательно, использовать их нельзя.
Другое дело, что от такого расклада выиграют банки, в которых эти компании держат свои спецсчета: средства, на них замораживаемые, станут (вплоть до момента перечисления в бюджет) для банков неплохим подспорьем. Такую возможность косвенно признают и в Минфине: «У банков действительно появится шанс работать с налоговыми деньгами до их перечисления в бюджет. Однако не исключено, что банки будут платить комиссию компаниям за право использования средств с НДС-счетов», — пояснил «Профилю» представитель министерства.
Долгожданная репатриация

Возвращаясь к достоинствам новой схемы, отметим, что ужесточение контроля над отчислением налога приведет к сокращению сроков возврата НДС экспортерам.
Дело в том, что сейчас реальные сроки возврата налога составляют в среднем от 10 месяцев до года. И все это время деньги лежат в российском казначействе, которое может их использовать в своих интересах. На поверку выходит, что экспортеры бесплатно кредитуют российский бюджет на срок почти в целый год. А это бизнесу вряд ли нравится. И потому ускорение возврата НДС — одно из самых настойчивых требований, выдвигаемых правительству как крупными иностранными компаниями, так и отечественными экспортерами. Кстати, на последнем заседании консультационного совета по иностранным инвестициям премьер Михаил Касьянов пообещал западным бизнесменам решить проблему возврата НДС в течение нескольких месяцев.
Обещания премьера бросился исполнять Минфин. По словам представителя министерства, реально повысить собираемость НДС можно будет через два-три года. Однако уже в первый год введения этой системы правительство предусматривает компенсационные меры для бизнеса, в том числе ускорение возмещения НДС экспортерам в режиме реального времени, ускорение возврата НДС при капитальном строительстве и т.д.
Возможные потери для бизнеса в связи с введением спецсчетов (в том числе и из-за сокращения возможностей ухода через «серые» схемы, то есть реальное повышение собираемости НДС) власти собираются компенсировать снижением базовой ставки налога. В проекте бюджета уже следующего года НДС предполагается уменьшить с нынешних 20% до 18%.

ТАТЬЯНА КИРИЛЛОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK