Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "НДС рубят — щепки летят"

Правительство планирует продолжить налоговую реформу: вслед за подоходным налогом и налогом на прибыль будет снижен НДС — с нынешних 20% до 16—17%. Об этом на прошлой неделе в ходе выездного заседания давосского форума заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов.Вниз по лестнице, ведущей вверх

Разговоры о необходимости снижения НДС шли в Госдуме, а также — с подачи Германа Грефа — в правительстве довольно давно. Ведь один из основных постулатов проводимой последние полтора года налоговой реформы — не только общее снижение налогового бремени, но и ликвидация налогов с оборота. А НДС — самый «масштабный» из них.
Однако проблема только в одном. Этот налог — самый собираемый (НДС составляет 42% от всех фискальных поступлений в федеральный бюджет, в 2001 году прогнозируется сбор от него более 400 млрд. руб.). Поэтому еще год назад НДС считался «священной коровой» Минфина.
Решиться снизить НДС Министерству было трудно еще и потому, что в нынешнем году правительство и так радикально уменьшило подоходный налог с физических лиц и налог с фонда заработной платы, а заодно объявило об «урезании» с будущего года на 9% налога на прибыль. Кроме того, в 2004 году перестает существовать налог с продаж и правительство так и не нашло пока, чем и как его заменить.
Основным аргументом сторонников реформы было и остается соображение, что низкие налоги охотнее платят и за счет расширения налогооблагаемой базы общие поступления — даже при снижении ставок налогов — не падают, а, наоборот, возрастают. И, как показала практика, это соображение верно: в нынешнем году поступления от подоходного налога, по прогнозам Минфина, увеличатся минимум на 60%.
Однако в отношении НДС сказанное выше не работает. Потому как уйти от уплаты НДС сложнее всего — ведь он берется при реализации любого товара или услуги, причем по всей цепочке между первым производителем (например, нефтяной компанией) и потребителем (скажем, покупателем бензина на бензоколонке).
Без хлеба и чтения

Понять, зачем правительству снижать НДС, все же можно. Дело в том, что лазейки для неплательщиков существуют и здесь. Правда, лишь в том случае, если производимая продукция относится к разряду льготных.
Борьба за членство в списке льготников идет постоянно. Именно поэтому эффективная (то есть реально собираемая) ставка НДС, по подсчетам депутатов, находится на уровне не обозначенных в законе 20%, а на уровне 17,5%. Так что если опустить НДС даже до 16% и одновременно ликвидировать льготы (и такая «неприятная» часть содержится в оглашенных Шаталовым инициативах кабинета министров), собираемость налога не упадет, а может даже вырасти.
Однако если снижение НДС Дума, как нетрудно предположить, встретит на ура, то одновременной отмене льгот по данному налогу будет отчаянно сопротивляться. Для этого у депутатов есть железные «социальные» аргументы.
Действительно, повышение цен на хлеб или молоко на 10%, а на лекарства на 20% — крайне непопулярная мера, способная вызвать бурю возмущения, и не только у коммунистической части Думы.
Так что вполне возможно, что к началу 2003 года — когда, собственно, и предполагается «реформировать» НДС — будет найдено изящное решение. Вроде того, что приняли в части ликвидации льгот на уплату налога на прибыль. Список льготников, конечно, упразднили. Но для сельхозпродукции, которая налогом не облагалась, решили разработать «специальный налоговый режим». А до этого момента оставить селянам старый порядок, то есть не облагать их прибыли налогом вовсе.
В экспортном исполнении

Есть у НДС и еще одна важная деталь.
Во всех государствах мира, где платят этот налог (практически во всех развитых странах; исключение составляет США), его возвращают при вывозе товаров за границу.
Та же практика существует и в России. По закону компания, продающая свою продукцию на экспорт, передает необходимые документы в налоговые органы, и в течение 180 дней они обязана возместить ей сумму уплаченного НДС.
Высокая ставка налога и известная неповоротливость российских госструктур породили ряд крайне рентабельных схем лжеэкспорта, позволяющих получать с государства не уплаченный на самом деле НДС.
Суть этих схем проста: получить НДС за товар либо не существующий, либо на самом деле никуда из России не вывезенный.
Вот наиболее распространенные способы реализации этой «задачи»:
— предоставление в налоговые органы откровенно поддельных документов, подтверждающих реализацию товара на экспорт, — одна из самых криминальных схем, так как при ее реализации необходимо участие представителя таможни;
— предоставление в несколько налоговых инспекций справок о вывозе одной и той же партии товара;
— создание фирмы-однодневки, которая единожды вывозит несуществующий товар, получает возвращенный НДС и исчезает, не дожидаясь проверки налогового органа;
— завышение стоимости реально вывозимого товара и, таким образом, увеличение суммы возвращаемого НДС.
Есть и ряд других схем, которые ежегодно наносят бюджету ущерб, исчисляющийся миллиардами долларов.
Последние пять лет количество документов, которые требуют налоговые инспекции со страждущих вернуть НДС экспортеров, постоянно росло. Кроме собственно экспортного контракта теперь требуются справки из ГТК о вывозе, а из таможенного органа страны-импортера — о ввозе товара. Возросли и сроки возврата — с 3 до 6 месяцев.
МНС совместно с ГТК разрабатывают несколько новых документов учета, которые могли бы как-то решить проблему лжеэкспорта.
Меры эти, однако, дают крайне слабый эффект. Поэтому налоговики пошли по самому простому пути. По информации «Профиля», существует негласное распоряжение МНС не возвращать НДС никому до решения суда второй инстанции. В результате и для «правых», и для «виноватых» реальные сроки возврата НДС при экспорте растягиваются минимум на год. Услуги по ускорению этой процедуры, как утверждают, порой стоят до 10% от суммы. И если крупные компании имеют уже устоявшиеся отношения в МНС и с таможней и решают свои вопросы достаточно эффективно, то ряд мелких экспортеров иногда просто не получают уплаченный НДС и, естественно, несут серьезные убытки.
Предложений по выработке механизма, гарантирующего быстрый возврат и защищающего государство от мошенников, сейчас в правительстве рассматривается сразу несколько.
МНС, например, собирается дополнить пакет запрашиваемых с экспортера документов еще одним — паспортом сделки, который сопровождает вывозимый груз на всем протяжении его следования.
Есть предложение возвращать НДС только производителю продукции, чтобы гарантировать, что налог действительно был уплачен. Понятно, что тогда парализуется работа трейдерских компаний, а производителям придется выстраивать собственную схему реализации товаров на экспорт, что дорого и не всегда возможно.
Существует и еще одно — пожалуй, самое интересное — предложение: переложить часть контрольных функций на пул уполномоченных банков, которые могли бы гарантировать государству, что сделка реальна и НДС уплачен по всей цепочке участников. А в случае обнаружения подлога — отвечали бы перед бюджетом собственными средствами. Этот вариант, по сведениям «Профиля», имеет наибольшие шансы на успех — его лоббирует ряд крупных банков, которые таким образом смогут рассчитывать на получение в качестве клиентов крупных сырьевых компаний.
Так что по крайней мере одна группа, которая точно выиграет от «реформирования» НДС, похоже, уже вырисовывается.

МАРИЯ МИКЕЛИ, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK