24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Не их Папа"

Архивная публикация 2009 года: "Не их Папа"

Визит Папы Римского на Святую землю стал дипломатическим провалом Ватикана. Бенедикт XVI не сумел повторить успех своих предшественников, которым удавалось обойти острые углы в отношениях католиков и евреев. Персона нон грата

Отношения с евреями у Бенедикта XVI не заладились с самого начала его понтификата и даже еще раньше: их, прежде всего, отпугивало прошлое Папы.
Как известно, в ранней юности Йозеф Ратцингер вступил в ряды молодежной нацистской организации «Гитлерюгенд», а затем проходил службу в вермахте. И хотя длилось это недолго — в боях будущий Папа не участвовал и дезертировал при первых слухах о приближении американских войск, — евреям не хотелось иметь дело с человеком, который был связан с военной машиной Третьего рейха.
После того как в 2006 году Папа посетил Освенцим, отношения с еврейской диаспорой вроде бы стали налаживаться, но в начале этого года он, похоже, окончательно поставил на них крест, восстановив в сане отрицающего холокост британского епископа Ричарда Вильямсона. Евреи не могут также простить высказывания одного из высших сановников Ватикана, который назвал сектор Газа после израильской операции «большим концентрационным лагерем». Кроме того, Папа Бенедикт XVI начал процесс канонизации Папы Пия XII, которого многие евреи обвиняют в лояльности к нацистам в годы войны.
К тому же многие эксперты — причем не только в Израиле — утверждают: за то время, что на ватиканском престоле находится Бенедикт XVI, в католической церкви начал возрождаться антисемитизм. Поддержкой папы пользуются такие ультраконсервативные организации, как «Общество святого Пия X» и Opus Dei, известные своими антисемитскими настроениями. А в прессе все чаще вспоминают, что своей карьерой нынешний понтифик обязан немецким епископам, которые симпатизировали нацистам, и что его дядя, депутат рейхстага Георг Ратцингер, в своих памфлетах призывал «исключить евреев из социальной жизни».
В общем, фон, на котором начинался визит, был, мягко говоря, не самый благоприятный. Депутат кнессета Михаэль бен-Ари из партии «Национальное единство» вообще призвал своих коллег не принимать Папу Римского в Израиле. «Нога Бенедикта XVI, — заявил он, — не может коснуться израильской земли из-за двусмысленной и лукавой позиции, которую занял понтифик в вопросе отрицания холокоста».
Никогда не говори «никогда»
Учитывая всю эту предысторию, от визита Папы в Израиль никто не ожидал серьезных дипломатических прорывов. Но мало кто мог предположить, что визит окажется настолько провальным.
Как и его предшественник Иоанн Павел II, первым делом Бенедикт XVI отправился в иерусалимский мемориал памяти жертв холокоста «Яд ва-Шем» и произнес там дежурную речь, которую многие наблюдатели сочли слишком сухой и лишенной эмоций. Хранители мемориала были уязвлены тем, что немецкий Папа не только не произнес слов покаяния, но и нарочито избегал разговоров о массовых убийствах и зверствах нацистов.
Израильтяне остались недовольны и тем, что глава католической церкви отказался посетить Музей холокоста, в котором, по его словам, можно увидеть оскорбительные замечания в адрес Пия XII. Признать, что в годы войны Ватикан проводил соглашательскую политику по отношению к фашистским режимам в Германии, Италии и Испании, не решился даже предыдущий Папа: догмат о непогрешимости представителя Христа на земле церковь нарушить не может.
Масла в огонь подлили и заявления пресс-службы Ватикана, которая оказалась абсолютно не подготовленной к визиту понтифика на Святую землю. Вначале ее руководитель Федерико Ломбарди попал впросак, заявив, что Бенедикт XVI никогда не состоял в «Гитлерюгенде». «Никогда, никогда, никогда!» — трижды, словно апостол Петр, отрекся Ломбарди от прошлого своего пастыря, хотя тот и не собирался скрывать данный факт биографии и рассказывал о нем в мемуарах «Соль земли», изданных в 1997 году. Когда израильские журналисты начали рассуждать о формальном подходе Папы к визиту в «Яд ва-Шем», глава ватиканской пресс-службы принялся оправдывать его поведение, заявив, что понтифик уже осудил нацизм в аэропорту «Бен-Гурион» и «просто не захотел повторять сказанное». Непрофессионализм Ломбарди дал почву для едких комментариев в прессе, омрачивших визит Бенедикта XVI в Израиль. Главный редактор католической газеты Catholic Herald Демиан Томсон посоветовал даже немедленно выслать незадачливого руководителя пресс-службы в самый отдаленный приход.
Мера безопасности
Однако причиной провала стали вовсе не досадные промахи Ломбарди. Сам понтифик не сумел найти общий язык с новыми израильскими властями, которые отказались от концепции «двух государств». Постоянные призывы Бенедикта XVI к созданию независимой Палестины вызывали раздражение у правительства Нетаньяху. Даже в вопросе о статусе собственности Ватикана в Израиле стороны не сумели прийти к соглашению: израильский министр внутренних дел, лидер ортодоксальной партии «Шас» Эли Ишай заявил, что его страна не обязана делать дорогие подарки Римской церкви по случаю визита понтифика.
Как это обычно бывает, на общее впечатление от визита повлиял и «бытовой» фактор.
Конечно, с одной стороны, визит Папы принес израильтянам определенные выгоды. Прежде всего, на фоне обострения арабо-еврейского конфликта впервые за долгое время в СМИ появилась мирная картинка из Иерусалима. Кроме того, паломничество понтифика стало для евреев настоящей золотой жилой. Во время его пребывания в стране цены на номера в гостиницах поднялись до астрономических высот; было организовано несколько десятков дополнительных рейсов из Европы в Израиль.
Однако, с другой стороны, жители Израиля были недовольны неудобствами, вызванными папским визитом: километровыми пробками, запретом на парковки, усиленными мерами безопасности (охрану понтифика ежедневно обеспечивали 14 тысяч полицейских, военных и сотрудников спецслужб), запретом на частные визиты в Палестинскую автономию. У многих вызывало раздражение, что по районам, где проживают ортодоксальные евреи, он передвигался в закрытом бронированном автомобиле. Знаменитый «папамобиль» с его прозрачным отделением для одного пассажира спецслужбы сочли недостаточно безопасным.
Опасный выбор Ватикана
Определенную роль в том, что визит не слишком удался, сыграл и личный стиль самого Папы. В отличие от двух своих предшественников, которые превратили паломничество на Святую землю в театрализованное представление, Бенедикт XVI провел его очень скромно. Казалось, что он не собирается менять одежды пилигрима на тогу политического трибуна.
Впрочем, свое турне Папа назвал «паломничеством мира», и неудачи в Израиле отчасти компенсировались дипломатическими успехами в диалоге с мусульманами. В ходе поездки Бенедикт XVI посетил Иорданию и Палестинскую автономию, исламские земли, на территории которых находятся христианские святыни.
В Иордании, где проживает около 200 тыс. католиков, ему был устроен торжественный прием, в ходе которого советник королевской семьи по религиозным вопросам, принц Гази бин Мухаммед приветствовал поворот в политике Ватикана. По словам экспертов, католиков и мусульман сближает природный антисемитизм и желание пересмотреть историю холокоста. Конечно, никто не говорит об этом во всеуслышание, но это подразумевается. «Демография и геополитика, — пишет канадский политолог Роберт Вентреска в статье «Опасный выбор Ватикана», опубликованной в The National Post, — вынуждают Римскую церковь отдавать приоритет отношениям с мусульманами, а не с евреями».
Не случайно во время визита власти Палестинской автономии пытались представить Папу Римского своим союзником. На плакатах, развешанных в Вифлееме по случаю визита, Бенедикт XVI был изображен в белой одежде, поверх которой наброшена «арафатка».

Визит Папы Римского на Святую землю стал дипломатическим провалом Ватикана. Бенедикт XVI не сумел повторить успех своих предшественников, которым удавалось обойти острые углы в отношениях католиков и евреев. Персона нон грата


Отношения с евреями у Бенедикта XVI не заладились с самого начала его понтификата и даже еще раньше: их, прежде всего, отпугивало прошлое Папы.
Как известно, в ранней юности Йозеф Ратцингер вступил в ряды молодежной нацистской организации «Гитлерюгенд», а затем проходил службу в вермахте. И хотя длилось это недолго — в боях будущий Папа не участвовал и дезертировал при первых слухах о приближении американских войск, — евреям не хотелось иметь дело с человеком, который был связан с военной машиной Третьего рейха.
После того как в 2006 году Папа посетил Освенцим, отношения с еврейской диаспорой вроде бы стали налаживаться, но в начале этого года он, похоже, окончательно поставил на них крест, восстановив в сане отрицающего холокост британского епископа Ричарда Вильямсона. Евреи не могут также простить высказывания одного из высших сановников Ватикана, который назвал сектор Газа после израильской операции «большим концентрационным лагерем». Кроме того, Папа Бенедикт XVI начал процесс канонизации Папы Пия XII, которого многие евреи обвиняют в лояльности к нацистам в годы войны.
К тому же многие эксперты — причем не только в Израиле — утверждают: за то время, что на ватиканском престоле находится Бенедикт XVI, в католической церкви начал возрождаться антисемитизм. Поддержкой папы пользуются такие ультраконсервативные организации, как «Общество святого Пия X» и Opus Dei, известные своими антисемитскими настроениями. А в прессе все чаще вспоминают, что своей карьерой нынешний понтифик обязан немецким епископам, которые симпатизировали нацистам, и что его дядя, депутат рейхстага Георг Ратцингер, в своих памфлетах призывал «исключить евреев из социальной жизни».
В общем, фон, на котором начинался визит, был, мягко говоря, не самый благоприятный. Депутат кнессета Михаэль бен-Ари из партии «Национальное единство» вообще призвал своих коллег не принимать Папу Римского в Израиле. «Нога Бенедикта XVI, — заявил он, — не может коснуться израильской земли из-за двусмысленной и лукавой позиции, которую занял понтифик в вопросе отрицания холокоста».
Никогда не говори «никогда»

Учитывая всю эту предысторию, от визита Папы в Израиль никто не ожидал серьезных дипломатических прорывов. Но мало кто мог предположить, что визит окажется настолько провальным.
Как и его предшественник Иоанн Павел II, первым делом Бенедикт XVI отправился в иерусалимский мемориал памяти жертв холокоста «Яд ва-Шем» и произнес там дежурную речь, которую многие наблюдатели сочли слишком сухой и лишенной эмоций. Хранители мемориала были уязвлены тем, что немецкий Папа не только не произнес слов покаяния, но и нарочито избегал разговоров о массовых убийствах и зверствах нацистов.
Израильтяне остались недовольны и тем, что глава католической церкви отказался посетить Музей холокоста, в котором, по его словам, можно увидеть оскорбительные замечания в адрес Пия XII. Признать, что в годы войны Ватикан проводил соглашательскую политику по отношению к фашистским режимам в Германии, Италии и Испании, не решился даже предыдущий Папа: догмат о непогрешимости представителя Христа на земле церковь нарушить не может.
Масла в огонь подлили и заявления пресс-службы Ватикана, которая оказалась абсолютно не подготовленной к визиту понтифика на Святую землю. Вначале ее руководитель Федерико Ломбарди попал впросак, заявив, что Бенедикт XVI никогда не состоял в «Гитлерюгенде». «Никогда, никогда, никогда!» — трижды, словно апостол Петр, отрекся Ломбарди от прошлого своего пастыря, хотя тот и не собирался скрывать данный факт биографии и рассказывал о нем в мемуарах «Соль земли», изданных в 1997 году. Когда израильские журналисты начали рассуждать о формальном подходе Папы к визиту в «Яд ва-Шем», глава ватиканской пресс-службы принялся оправдывать его поведение, заявив, что понтифик уже осудил нацизм в аэропорту «Бен-Гурион» и «просто не захотел повторять сказанное». Непрофессионализм Ломбарди дал почву для едких комментариев в прессе, омрачивших визит Бенедикта XVI в Израиль. Главный редактор католической газеты Catholic Herald Демиан Томсон посоветовал даже немедленно выслать незадачливого руководителя пресс-службы в самый отдаленный приход.
Мера безопасности

Однако причиной провала стали вовсе не досадные промахи Ломбарди. Сам понтифик не сумел найти общий язык с новыми израильскими властями, которые отказались от концепции «двух государств». Постоянные призывы Бенедикта XVI к созданию независимой Палестины вызывали раздражение у правительства Нетаньяху. Даже в вопросе о статусе собственности Ватикана в Израиле стороны не сумели прийти к соглашению: израильский министр внутренних дел, лидер ортодоксальной партии «Шас» Эли Ишай заявил, что его страна не обязана делать дорогие подарки Римской церкви по случаю визита понтифика.
Как это обычно бывает, на общее впечатление от визита повлиял и «бытовой» фактор.
Конечно, с одной стороны, визит Папы принес израильтянам определенные выгоды. Прежде всего, на фоне обострения арабо-еврейского конфликта впервые за долгое время в СМИ появилась мирная картинка из Иерусалима. Кроме того, паломничество понтифика стало для евреев настоящей золотой жилой. Во время его пребывания в стране цены на номера в гостиницах поднялись до астрономических высот; было организовано несколько десятков дополнительных рейсов из Европы в Израиль.
Однако, с другой стороны, жители Израиля были недовольны неудобствами, вызванными папским визитом: километровыми пробками, запретом на парковки, усиленными мерами безопасности (охрану понтифика ежедневно обеспечивали 14 тысяч полицейских, военных и сотрудников спецслужб), запретом на частные визиты в Палестинскую автономию. У многих вызывало раздражение, что по районам, где проживают ортодоксальные евреи, он передвигался в закрытом бронированном автомобиле. Знаменитый «папамобиль» с его прозрачным отделением для одного пассажира спецслужбы сочли недостаточно безопасным.
Опасный выбор Ватикана

Определенную роль в том, что визит не слишком удался, сыграл и личный стиль самого Папы. В отличие от двух своих предшественников, которые превратили паломничество на Святую землю в театрализованное представление, Бенедикт XVI провел его очень скромно. Казалось, что он не собирается менять одежды пилигрима на тогу политического трибуна.
Впрочем, свое турне Папа назвал «паломничеством мира», и неудачи в Израиле отчасти компенсировались дипломатическими успехами в диалоге с мусульманами. В ходе поездки Бенедикт XVI посетил Иорданию и Палестинскую автономию, исламские земли, на территории которых находятся христианские святыни.
В Иордании, где проживает около 200 тыс. католиков, ему был устроен торжественный прием, в ходе которого советник королевской семьи по религиозным вопросам, принц Гази бин Мухаммед приветствовал поворот в политике Ватикана. По словам экспертов, католиков и мусульман сближает природный антисемитизм и желание пересмотреть историю холокоста. Конечно, никто не говорит об этом во всеуслышание, но это подразумевается. «Демография и геополитика, — пишет канадский политолог Роберт Вентреска в статье «Опасный выбор Ватикана», опубликованной в The National Post, — вынуждают Римскую церковь отдавать приоритет отношениям с мусульманами, а не с евреями».
Не случайно во время визита власти Палестинской автономии пытались представить Папу Римского своим союзником. На плакатах, развешанных в Вифлееме по случаю визита, Бенедикт XVI был изображен в белой одежде, поверх которой наброшена «арафатка».

«Евреи — старшие братья христиан»

В 1948 году, когда возникло Государство Израиль, в Ватикане еще сильны были антисемитские настроения, в храмах читалась молитва об обращении «избранного народа» в истинную веру, и казалось, что противоречия между иудейским государством и Церковью святого Петра неразрешимы. Однако после Второго ватиканского собора, который состоялся в начале 1960-х и положил начало широкомасштабным реформам, в католической церкви изменилось и отношение к евреям. Папа Павел VI осудил в своей энциклике антисемитизм, напоминая христианам, что Иисус, Дева Мария и апостолы были евреями. Он же совершил первое в истории эпохальное путешествие на Святую землю, которое вызвало в Израиле настоящий фурор. Даже еврейские фундаменталисты положительно отнеслись к визиту понтифика, особенно всем запомнился эпизод, когда он направился к Стене Плача в белой еврейской кипе.
Однако официальные отношения между Ватиканом и Израилем установил только Иоанн Павел II. Перед этим он посетил Освенцим; отменил пассажи в католическом катехизисе, возлагающие на евреев вину за распятие Христа; первым из понтификов посетил синагогу. Более того, когда в юбилейном для христиан 2000 году Папа отправился в паломничество по Ближнему Востоку, одним из центральных пунктов его программы стало посещение мемориала жертвам холокоста «Яд ва-Шем». Этот визит имел огромное символическое значение, поскольку Римскую церковь не раз обвиняли в молчаливой поддержке нацистской политики по уничтожению евреев.
Философские представления Иоанна Павла II, или Кароля Войтылы, сформировались в эпоху Второй мировой войны, и антисемитизм нацистов был в его глазах одним из самых чудовищных проявлений мирового зла. «Человек мог так презирать другого человека потому, что к этому моменту он уже презирал Бога», — провозгласил понтифик в своей проповеди, произнесенной у стен мемориала. Он несколько раз повторил, что евреи — «старшие братья христиан по вере», «народ Ветхого Завета», и покаялся за всех католиков, молчавших во время холокоста. «Ни у одного Папы Римского не было такого количества друзей-евреев, — отмечал тогда израильский комментатор. — За исключением апостола Петра».

Великий инквизитор

Паломнические путешествия пап начались только в середине XX века. До этого считалось, что понтифику не имеет смысла покидать папскую область, поскольку Рим является церковной столицей и главным источником святости. Однако уже Иоанн Павел II совершил более 100 поездок по всему миру, проехав и пролетев путь, сопоставимый с полетом на Луну и обратно. По словам американского исследователя Майкла Новака, в истории Земли ни одного человека не видело во плоти такое число современников. Как считает бывший редактор еженедельника The Tablet Джон Уилкинс, «уроженец Краковского воеводства сделал папскую миссию по-настоящему вселенской».
Преемник Иоанна Павла II, судя по всему, не собирается повторять его опыт. Пока он побывал в Германии, Польше, Австралии и США, однако все эти путешествия были, скорее, пастырскими поездками, а не политическими визитами. Многие эксперты считают Бенедикта XVI «переходным» Папой, который, будучи умелым администратором, поможет католической церкви осознать наследие своего предшественника. Иоанн Павел II был харизматичным пастырем, удачливым политиком, который умел обходить острые углы и полностью отделил дипломатическую службу Ватикана от богословской. Он был артистом, привлекающим на свои проповеди сотни тысяч людей. Бенедикт XVI — человек совершенно другого склада. Ему не нужны толпы фанатичных поклонников, с 1981 года он возглавлял Конгрегацию доктрины веры, бывшую Святую инквизицию, и получил прозвище «ротвейлера Господа Бога». Это бескомпромиссный пастырь, не приемлющий внутрицерковных дискуссий, жесткий догматик, отстаивающий традиционные католические взгляды. На посту главного инквизитора кардинал Йозеф Ратцингер боролся против диссидентов и противостоял либеральным реформам.
Еще до его избрания на ватиканский престол немецкий эксперт по религиозным вопросам Вольфганг Купер утверждал, что понтификат Ратцингера создаст пропасть между руководством церкви и прихожанами. «Кардинал известен как ученый, предпочитающий интеллектуальные споры, — отмечал Купер, — а католики хотят, чтобы их священники и епископы были людьми, которые обращаются к их сердцам». В свое время Ратцингер считался одним из лучших теологов Германии. Он занимался догматической теологией в Университете Тюбинген, и в 1960-е попытался выступить в качестве главного идеологического оппонента леворадикалов, возглавивших студенческие волнения.
Позже на посту кардинала он стал лидером консервативного крыла католической церкви, не желавшего резких перемен в политике Ватикана. Ратцингер прославился своей бескомпромиссной позицией по многим вопросам. Так, во время избирательной кампании в США он призывал исключать из приходов политиков, выступавших за аборты. Вполне естественно, что, в отличие от своего политкорректного предшественника, новый Папа не находит понимания среди европейской элиты. Очень показателен в этом смысле последний скандал, когда во время африканского турне Бенедикт XVI заявил, что презервативы не помогают бороться со СПИДом. Как и в случае с восстановлением в сане епископа, отрицающего холокост, позиция понтифика вызвала волну критики в ведущих европейских странах. Французский президент Николя Саркози и немецкий канцлер Ангела Меркель выразили недоумение по поводу очередного традиционалистского выпада святого отца.
С другой стороны, Папа завоевывает все большую популярность в консервативных регионах: его любят в Испании, Баварии, Польше (насколько это вообще возможно, после того как престол святого Петра занимал понтифик польского происхождения), на юге США и в Латинской Америке. Любопытно, что многие эксперты рассуждают о близости главы католической церкви к американским евангелистам. «После того как он посетил Соединенные Штаты, — рассказывает Дэвид Гибсон, автор монографии «Папа Бенедикт XVI и его борьба с современным миром», — стало очевидно, что его философия имеет много общего с консервативными христианскими концепциями, распространенными в США».
В Риме Йозеф Ратцингер всегда пользовался репутацией осторожного реалиста. В интервью 1995 года его попросили пояснить, что имел в виду Иоанн Павел II, когда сказал, что третье тысячелетие станет «весной человеческого духа». Ратцингер ответил: «Папа имел в виду, что в новом тысячелетии все человечество объединит усилия для строительства царства Божьего». И сухо добавил: «На сегодняшний день я не вижу признаков того, что этот день скоро настанет».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».