Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "«Не люблю слово VIP»"

Основатель и экс-глава концерна «Силовые машины» Евгений Яковлев намерен нарушить статус-кво на рынке услуг класса люкс. Объемы инвестиций в проекты компании «Императив-КАПИТАЛ» не разглашаются, однако если идея будет реализована, то, по словам самого бизнесмена, его личные достижения будут сопоставимы как минимум с результатами работы в крупнейшем энергомашиностроительном холдинге страны.— Евгений Кириллович, признайтесь, что удивили своих бывших коллег, выбрав сферу обслуживания в качестве нового поля деятельности. Неожиданный поворот в карьере создателя «Силовых машин», «Человека года» в номинации «Экономика, промышленная политика» — что это: шаг вверх, вниз или в сторону?

— Действительно, некоторые из моих друзей до сих пор не понимают столь радикальной, как может показаться, смены интересов. Они оценивают мой новый проект исключительно с точки зрения рентабельности, капитализации и так далее. Передо мной же стоят задачи иного плана. Я убежден, что ценность свершений в сфере бизнеса определяется не только финансовыми результатами. Естественно, бизнес должен быть самоокупаемым, приносить прибыль. Но сегодня количество денег, которое я могу заработать, для меня не так важно. Главное — понимать, удалось ли воплотить в жизнь задуманное. Иными словами, результат для меня — это удовлетворение амбиций, покорение собственных вершин и бесценный опыт. Продав свой пакет акций в «Силовых машинах» компании Siemens и РАО ЕЭС, я мог заняться чем угодно — например, как многие вышедшие из крупного бизнеса люди, основать инвестиционный фонд, скупать мелкие и средние предприятия, приводить их в чувство, а затем перепродавать. Помню, как в 1992 году меня увлекла эта идея. Одна французская журналистка в Париже презентовала мне свою книжку «Новые конквистадоры», в которой описывались истории создания крупных состояний как раз по таким схемам. Кстати, и герой Ричарда Гира из легендарной «Красотки» зарабатывал тем же самым. Но на этой поляне, создав «Силовые машины», доведя компанию до уровня, когда ее акции вращались на РТC и постоянно повышались в цене, когда с каждым годом увеличивались объемы сбыта, когда ее хотел купить крупнейший в мире концерн — Siemens, я уже сделал все, что мог. По объективным причинам большего достичь в этом бизнесе невозможно. Да и мне это уже не так интересно.

— Чем вас заинтересовала довольно специфичная сфера услуг класса люкс? С одной стороны, действительно, этот сегмент российского рынка стремительно растет: по некоторым оценкам, объем рынка товаров и услуг класса люкс в России в 2008 году составит более 4 млрд евро. Но, с другой стороны, конкуренция здесь весьма жесткая — куда ни глянь, повсюду «дорого, эксклюзивно, VIP».

— Не люблю эти расхожие определения — VIP, элита, эксклюзив — и стараюсь их не употреблять. Эти слова в русском языке уже давно отражают не статус, а лишь амбиции. Посмотрите, в последние годы количество денег, которое люди готовы потратить на услуги, увеличивается в геометрической прогрессии. Все становится дороже, а качество улучшается не всегда. Могу вам сказать, как искушенный потребитель, соотношение цена/качество на российском рынке услуг этой категории не работает. Дороже не значит лучше, и это неправильно. Люди, мыслящие категориями VIP, элита, эксклюзив и предлагающие соответствующие услуги, не освоили более простые понятия — ответственность, уважение, внимание, надежность. Например, в октябре прошлого года мы с друзьями ездили на Сейшелы, стоимость моего тура составила десятки тысяч долларов. За эти деньги нас ждал ужасный прием, организационные накладки случались буквально на каждом шагу. А представители агентства — кстати, ведущей туристической компании по организации индивидуальных туров — даже не удостоверились, все ли у нас в порядке. Или случай, который произошел со мной в одном модном московском ресторане: официант, получив 3 тыс. рублей чаевых, остался недоволен и высказал мне по этому поводу свои претензии. Вот тут я понял, что надо что-то делать. Я всегда ценил хороший сервис и знаю, что это такое. С 1990 по 1996 год, занимая сначала должность директора Евробанка в Париже, а затем старшего банкира в Европейском банке реконструкции и развития в Лондоне, я наблюдал, как работает система сервиса в Европе. Занявшись бизнесом, я мог себе уже многое позволить. Я знаю, что такое хороший сервис и услуги какого уровня нужны именно мне. И если у игроков этого рынка в России есть все возможности предоставлять мне такие услуги, а они этого не делают, значит, я попробую наладить систему сам. Так я решил перейти на «натуральное хозяйство».

— Расскажите, пожалуйста, о компании «Императив-КАПИТАЛ». Какие проекты уже запущены и можно ли говорить о первых результатах?

— Компания «Императив-КАПИТАЛ» была основана в 2006 году как раз для реализации целого созвездия сервисных проектов, первым из которых стал «Гараж №1» — фирма по аренде представительских автомобилей с водителем. В нашем гараже новые автомобили Bentley, Rolls-Royce, Maybach и Mercedes S-класса. Но это не дорогое такси, это по-настоящему безупречный сервис для искушенных. Мы отдаем себе отчет, что любой из наших клиентов может позволить себе просто купить такой автомобиль, или яхту, или самолет. Однако гарантируем, что перемещаться в пространстве ему будет гораздо комфортнее именно с нами. Водители «Гаража №1» — профессионалы высочайшего уровня, надежные и интеллигентные люди. Они, а также вся тонкая процедура сопровождения сервиса — наше основное преимущество. Второй из запущенных проектов — туристическая компания, специализирующаяся на индивидуальных турах. Идея проекта заключается в том, что мы персонально отвечаем за все — от перелета до качества мяса, которое подадут нашему клиенту в ресторане. Если что-то пойдет не так, как запланировано, мы вернем клиенту деньги. Кстати, об этом мы обязательно информируем клиента на этапе разработки программы отдыха. Кроме того, в рамках «Императив-КАПИТАЛ» уже работает фирма по обслуживанию дорогой аудиовидеотехники, а через месяц в Санкт-Петербурге мы открываем свой первый ресторан. Есть и другие идеи, но пока мы решили сосредоточиться на уже имеющихся проектах, добиться устойчивости и удовлетворения по каждому из направлений.

— Какой аспект новой деятельности вам кажется самым сложным?

— Главное, что я понял: производить и потреблять услуги — это две разные вещи. В системе сервиса важны не столько капиталовложения, хотя и они тоже, ведь в цене люксового продукта до 90% — это затраты на создание и поддержание бренда, сколько настрой на работу, последовательность, бескомпромиссность, если хотите. Услуги — это не просто бизнес, это искусство, занятие которым требует постоянного вдохновения и настойчивости. Также должны быть правильно расставлены приоритеты. Согласитесь, что часто, возвращаясь в ресторан через год-два после первого удачного визита, мы разочаровываемся — качество обслуживания совсем не то, да и еда оставляет желать лучшего. А получилось просто: создали, раскрутили, пошло, успокоились. У меня принципиально иной подход: у нашей компании не должно быть конкурентов. Если вдруг появляется реальный соперник, мы поднимаем планку. Постоянное совершенствование — залог успеха на рынке услуг класса люкс. Это касается как качества самой услуги, так и развития бренда. Кстати, понимание ценности бренда пришло не сразу. Поначалу, запустив «Гараж №1», я недоумевал, почему моей личной гарантии в безупречности услуги недостаточно для потенциальных клиентов. Все оказалось сложнее. Создание люксового бренда — это колоссальная работа, и сегодня я не переживаю по поводу того, что вложения окупятся не скоро — через год-два, но это нормально. Мне не нужны быстрые деньги, создание успешного бренда требует спокойствия, терпения и времени.

— Вы, как человек, погрузившийся в проблемы сервиса, можете сказать, почему именно эта сфера вызывает у потребителей массу нареканий?

— Важны традиции. В России, к сожалению, потеряно (или уничтожено) понятие служения, это считается чем-то постыдным и недостойным. Но вспомните няню Пушкина, денщиков российских офицеров… В основе по-настоящему высоких отношений лежала любовь, взаимоуважение и преданность. Я убежден, что люди, предоставляющие услуги, должны любить своих клиентов. Эти идеи я стараюсь внушить своим сотрудникам.

— А что вы думаете о российских клиентах? Они действительно более требовательны и капризны, чем иностранцы?

— Да, но это нормально. Европейцы привыкли потреблять, то, что для нас в новинку, для них рутина. У россиян до сих пор отсутствует ощущение стабильности, люди постоянно нервничают, не уверены в завтрашнем дне, поэтому, выкладывая деньги за услугу — неизвестно, может быть в последний раз, — рассчитывают получить по максимуму.

— Может ли такое случиться, что, привыкнув решать глобальные задачи на предыдущих этапах своей карьеры, вам однажды надоест преодолевать досадные мелкие препятствия, которые всегда сопутствуют бизнесу в сфере услуг?

— Всех целей, которые перед собой ставил, я всегда достигал. «Императив-КАПИТАЛ» для меня очень серьезный и амбициозный проект, это своего рода вызов. Если я реализую эту идею, то мои достижения будут как минимум сопоставимы с достижениями по «Силовым машинам», если даже не больше.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK